[321x37]
[показать]
[681x700]
Теремной штат царицы, состоявший из боярынь, мамушек,
кормилиц, постельниц и т. д. был превращен в строгий иерархический
порядок
...................................
Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800
[700x688]
Художник François-Hubert Drouais Дарья Петровна Чернышёва, в замужестве Салтыкова (1739 - 1802)
[675x700]
Художник Йозеф Грасси Портрет Александры Браницкой
[700x697]
Новые чины имели немецкое название, но на их учреждение имел влияние и французский двор, который император наблюдал самолично
обер-гофмейстерины
жены действительных тайных советников (II класс)
действительные статс-дамы
действительные камер-девицы (IV класс), равный рангу жен президентов коллегий
гоф-дамы (V класс), равный женам бригадиров (не получил значительного распространения)
гоф-девицы (VI класс), равный женам полковников (не получил значительного распространения)
камер-девицы
Художник I. Bajenov Countess Anna Orlova
[697x700]
На практике уже во второй четверти XVIII века получила применение
несколько дополненная и измененная номенклатура дамских придворных
званий (первые четыре звания в течение XVIII века имели всего 82 лица;
на 1915 год — 18 человек):
обер-гофмейстерина
гофмейстерина (с 1748 года)
статс-дама (в 1796 году их 12)
камер-фрейлина (камер-девица) (с 1730 года; в 1796 году не упоминаются, следующий раз упомянуты в 1834 году)
фрейлина (с 1744 года; в 1796 году их 12).
Художник Franz Xaver Winterhalter Елена Павловна Бибикова (1812-1888)-
падчерица А.Х.Бенкендорфа, фрейлина, статс-дама; в первом браке
Белосельская-Белозельская, во втором Кочубей
[700x662]
Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий. Борщова Наталья Семёновна 1776
[550x689]
Художник Vladimir Lukich Borovikovsky. Портрет княгини А.П. Гагариной, урожденной Лопухиной. 1801
[691x700]
За Петром I продолжил уточнение служебной иерархии Павел I, поставив во
главе придворного женского штата обер-гофмейстерину, в распоряжении
которой находились гофмейстерина, 12 статс-дам и 12 фрейлин.
Художник Vladimir Lukich Borovikovsky (1757–1825)
Родзянко Екатерина Владимировна (1794-1877), ур.Квашнина-Самарина. С
1818 года жена генерал-майора Михаила Петровича Родзянко. Фрейлина,
позже начальница Училища ордена св. Екатерины в С.-Петербурге.
[672x700]
Фрейлина — было званием, жалующимся наиболее часто (1881 год:
189 фрейлин из 203 придворных дам со званиями; 1914 год: 261 из 280).
Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть только незамужние. Лишь
немногим из них после замужества давалось более высокое звание;
остальные по выходе замуж отчислялись от двора. В 1826 году Николай I
установил комплект фрейлин — 36 человек. Часть «комплектных» фрейлин
назначалась «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих
княжнах (эти фрейлины назывались свитными). Из фрейлинской свиты
назначались воспитательницы великих княжон.
Художник Karl Briullov. Портрет Авроры Карловны Демидовой
[700x679]
Ежегодно список фрейлин публиковался в адрес-календаре Российской
Империи. Список строился по стажу пребывания во фрейлинском звании. П.
Ф. Карабанов опубликовал в журнале «Русская старина» за 1870 и 1871 гг.
известный, но изобилующий погрешностями список фрейлин XVIII века.
Художник Никитин Иван Никитич. Портрет княжны Смарагды(?) Марии(?) Кантемир. 1710-е - 1720-е. Мария Кантемир
(1700-1754) - дочь господаря Дмитрия и сестра поэта Антиоха.
[700x683]
Несмотря на то, что замужество автоматически вело к потере должности
фрейлины (не считая камер-фрейлин), многие из них более известны под
фамилией мужа. В списке приведены оба варианта — сначала девичья
фамилия, фигурировавшая во фрейлинских списках, в скобках — фамилия в
браке.
Художник Козин А. Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876), ур. Баранова.
Дочь Т.О.Баранова (1779-1828) и Ю.Ф.Адленберг (1789-1864), жена Михаила
Федоровича Голицына (1801-1871)
[589x700]
Камер-фрейлины — фрейлины более высокого ранга (обычно 2-5 человек), приравнивающиеся в придворной иерархии к статс-дамам.
Художник Орлов Пимен Никитич. Портрет Марии Аркадьевны Бек, ур.Столыпина (1819-1889), во втором браке Вяземская
[700x651]
Статс-дамы — вторая по численности группа дам (1914 год: 14
человек), как правило — жены крупных чинов. Большинство из них было
«кавалерственными дамами» — имели орден Святой Екатерины или другие
награды. Многие из них числились в отпуску. Ни камер-фрейлины, ни
статс-дамы никаких определенных обязанностей при дворе не несли.
Художник Алексей Петрович Антропов. Портрет Анны Карловны Воронцовой (в девичестве Скавронской), вдовы бывшего канцлера Михаила Илларионовича Воронцова
[663x700]
Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы,
занимавшим одноименные придворные должности и заведовавшим придворным
дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их
обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на
аудиенцию. С 1880-х гг. этих званий никто не имел, а соответствующие
должности исполняли лица из числа статс-дам, а при дворах великих
княгинь — даже дамы, вообще не имевшие придворных званий. Гофмейстерины,
статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство.
...................................................
Художник Жан де Самсуа. Портрет М.П.Салтыковой - "Осень", 1756. Матрена Павловна Салтыкова (ок.
1730-1813), дочь П.Ф. Балка-Полева от брака с М.Ф. Полевой, с 1750 жена
С.В. Салтыкова (1726-1776)
[697x700]
Художник Жан де Самсуа. Портрет графини М.Р. Воронцовой - "Огонь". Мария Романовна Воронцова (1738-1765), жена П.А. Бутурлина
[688x700]
В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые
золотом и серебром платья строго установленного (в 1834 г. Николаем I)
фасона, цвета и материала. Гофмейстерины, статс-дамы и фрейлины носили
на правой стороне груди портрет императрицы (т. н. «портретные дамы»).
Фрейлины получали и носили шифры императриц или великих княгинь, при
которых они состояли. В XVIII в. привилегией фрейлин было право носить
локоны.
Художник Franz Xaver Winterhalter. Princess Elizaveta Esperovna Troubetzkaya, formerly Princess Belosselskaya-Belozerskaya 1859
[700x651]
Основанный при Екатерине II в 1764 году в Санкт-Петербурге Смольный
институт стал «школой» будущих фрейлин, поступавших к императорскому
двору.
Многие из фрейлин становились фаворитками императоров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|