• Авторизация


Без заголовка 10-02-2016 20:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Msaviya Оригинальное сообщение

было золотое время!.. теперь - стена плача возле кремля

... На конец 18 века в Москве жили 49 мужчин,8 женщин и 12 детей иудейского вероисповедания...


Москва русская.

[показать]
Большой Москворецкий мост. Фото 1930–1935 годов из фонда ЦИГИ
Васильевский спуск в наши дни известен тем, что здесь проводятся всяческие шоу и концерты. Трудно поверить, но свободное пространство появилось тут не так уж давно, в 1936 году, когда стоявшие на этом склоне здания снесли, чтобы освободить место для прохода демонстраций и движения транспорта по новому Москворецкому мосту, построенному академиком Щусевым немного левее места, где стоял прежний мост.

[показать]
Васильевская площадь. Фото 1900–1910 годов
А прежде пространство между Москворецкой улицей и Васильевской площадью занимал длинный квартал, и в каждом из его домов кипела жизнь. Особенно интересной была она в XIX веке в одном древнем здании, именовавшемся по старой памяти «ямским приказом».

[показать]
Москворецкая улица. Открытка 1900–1910 годов
Ближе к Зарядью располагались коммерсанты более солидные.
«Вдоль Москворецкой улицы идут лавки, торгующие пряностями; здесь всегда острый запах. Торгуют воском и церковными свечами, а также мылом и знаменитыми в то время муромскими сальными свечами. Они были так крепки, что торговцы зимой на морозе стучали ими одной о другую, и они не трескались и не ломались. Нагара они давали мало и горели ярко.
На противоположной стороне торговали веревками, рогожами, разной бумагой, а на самом углу у моста были живорыбные лавки с садками на реке, откуда и снабжалась Москва аршинными живыми стерлядями».
(П. И. Богатырёв, «Московская старина. Китай-город»).

Разобранный в 1819 году участок стены Китай-города с Москворецкими воротами примыкал к стене кремлёвской у Москворецкой башни, которую по-другому ещё называли Беклемишевской – за ней, в углу Тайницкого сада, стояли в XVI веке палаты боярина Ивана Берсень-Беклемишева. В подвале этой башни сохранился тайный колодец, который в случае осады Кремля должен был снабжать водой защитников крепости.
[показать]
Москворецкая набережная. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США (1890)
Васильевский спуск, пока русский...

[показать]
Китай-город
Вид с моста на Васильевский спуск
Б. Москворецкий мост; Васильевский Спуск пл.; Красная пл. д.2
Многочисленные туристские (туристические) автобусы. В то время место называлось Васильевской площадью, но название было неупотребительным.
(1968 год)

И чуть в сторону - Спасская башня и ее ворота
[показать]
Неизвестный художник XIX века. «Вид из Спасских ворот».

Ворота эти, как и башня, до 1648 года именовались Фроловскими по ближайшей к ним церкви Фрола и Лавра, а новое название установил царь Алексей Михайлович, когда образ Нерукотворного Спаса торжественным крестным ходом из Успенского собора Кремля перенесли в Новоспасский монастырь. На Фроловских воротах, через которые двигалась процессия, был поставлен образ Спасителя в золотой ризе, и повелено было именовать ворота Спасскими, а ходить ими только с непокрытой головой. Проезжать ворота верхом тоже воспрещалось, и если кто рискнул бы проехать верхом или пройти, не сняв головного убора, караульным стрельцам полагалось его остановить и заставить, невзирая на чин и звание, положить перед иконой до 50 земных поклонов, «а буде кто воспротивится, наказать того батогами».
Алексей Михайлович и сам, возвращаясь из литовского похода в 1655 году, вошёл в Кремль с непокрытою головой; а вот император Наполеон, если верить преданию, чуть не упал с коня перед воротами, когда налетевший порыв ветра сорвал с корсиканца треуголку.

= ИНТЕРЕСНО, БЕРЛ ЛАЗАР СНИМАЕТ ШЛЯПУ, ПРОЕЗЖАЯ ЧЕРЕЗ ВОРОТА? или проникает через подземные ходы?

http://sir-roof.livejournal.com/30527.html

[показать]
Китай-город
Церковь зачатия праведной Анны
Москворецкая наб. д.3
Церковь находится на территории снесенной гостиницы "Россия".
(18 октября 2011 года)
=======
[показать]
Китай-город
Софийская набережная с Васильевского спуска
Софийская наб. дд.32 с.13, 32; Кремлевская наб.; Кремль: Москворецкая башня
Вид с Большого Каменного моста у Васильевского спуска на Москворецкую башню Кремля, Кремлевскую набережную, Москва-реку и Софийскую набережную.
(27 ноября 2011 года)

=============
[показать]
- Во-он там надо будет снова прорядить!..
=======
ЗАЧЕМ СНЕСЛИ ЗАРЯДЬЕ, или СТЕНА ПЛАЧА ВОЗЛЕ КРЕМЛЯ

Зарядье и Москва еврейская.
[показать]
Зарядье, дом с куполом - синагога

На этом месте сейчас Васильевский спуск , а еще совсем недавно была гостиница Россия.

Сегодня район Зарядья вновь представляет собой поле для архитектурных упражнений - только теперь на месте снесенной гостиницы "Россия" власти намерены построить не футуристический небоскреб, а современный ландшафтный парк. Из числа этих шести работ был выбран и победитель - проект американских дизайнеров.


По данным археологических раскопок 1948—1950 гг. поселение на этом месте возникло в XII—XIII веках. С тех пор в Зарядье велась торговля, так как по Москве-реке сюда доставляли товары. Главная улица Зарядья — Великая (впоследствии — Мокринский переулок) — вела от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на берегу Москвы-реки. В 1534—1538 годах была построена стена Китай-города, которая отделила Зарядье от реки. С XVI—XVII веках Зарядье было заселено торговцами, ремесленниками и мелкими приказчиками.

К XVII веку в Зарядье сложилась сеть переулков. C Варварки спускались Зарядьевский, Малый Знаменский (впоследствии — Максимовский), Псковский и Кривой переулки; параллельно Варварке проходили Мытный, Большой Знаменский (впоследствии — Елецкий) и Ершов переулки.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

[показать]
Китай-город
Владимирские ворота
Лубянская пл.; Китайгородская стена: Владимирские ворота; Никольская ул.
Владимирские ворота на Лубянской площади. Владимирские ворота Китай-города (Сретенские ворота, Никольские ворота) - несохранившееся сооружение в стенах Китай-города в Москве, открывавшее проход и проезд с Никольской улицы на старую Лубянскую площадь. Сооружены в одно время с Китайгородской стеной в 1534-1538 годах, разобраны в 1934 году.
(1931 год)

[показать]
Зарядье до пожара 1812 г. Слева палаты Романовых. Стоят и сейчас.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

=============

Мало кто знает, но в Москве, как и во многих европейских городах, тоже было свое еврейское поселение. И располагалось оно не где-нибудь на задворках Белокаменной, а прямо под стенами Кремля, этого сакрального символа русской государственности.
Это - Зарядье, второй по древности, после Кремля, район Москвы.

Еврейское расселение появилось в Зарядье не сразу. Вообще-то, во времена Средневековаья это был довольно престижный район - Зарядье это один из древнейших посадов города, возникший возле главной Речной пристани на Москва-реке. В XVI - XVII веке этот район был довольно плотно застроен богатыми каменными зданиями, но к концу XIX века от былой роскоши остались одни напоминания – например, в виде каменных палат бояр Романовых, сохранившихся и до наших дней.

Но потом случилась Отечественная война 1812 года, и древний посад практически полностью выгорел. Новые жильцы уже были людьми попроще - это были мастеровые люди, грузчики, работавшие на пристани, купцы, приказчики, трактирщики. Попроще стала и застройка - теперь здесь строили не особняки, а двух- и трёхэтажные каменные дома, в нижних этажах которых находились лавки и склады, а верхние были жилыми. «Несмотря на то, что владельцами домов были известные богачи, - писал краевед Петр Сытин, - сами они не жили в этих домах, которые были построены специально для сдачи мелкому ремесленнику или служащему люду».

Московский путеводитель, изданный в начале XX в., предупреждал читателя: «Стоит только спуститься по одной из лестниц, идущих от Варварки, вниз по направлению к той стене Китай-города, которая примыкает к Москве-реке. Из кварталов европейского типа вы сразу попадаете в трущобный мир старой Москвы. Тут все характерно: и грязные кривые переулки, и двухэтажные, с обсыпавшейся штукатуркой, жалкого типа домишки, сплошь облепленные примитивными вывесками».

На конец 18 века в Москве жили 49 мужчин,8 женщин и 12 детей иудейского вероисповедания. Национальность в паспортах тогда не указывали.

В Зарядье находилось и Глебовское подворье — единственное место в Москве, где дозволялось останавливаться в Москве еврейским купцам. На всех вокзалах были что-то вроде таможен, если при проверке видели иудея, ему придавался конвой и сопровождали на Глебовское подворье. Двери открыты были от рассвета до заката, потом закрывались, кто не успел мог переночевать в полицейском участке за мзду.

В принципе, Москва долгое время была запретным для евреев городом. Лишь в 1826 году московский генерал-губернатор князь Голицын разрешил купцам из Шклова и Орши приезжать в Москву на ограниченное время и останавливаться в указанном месте. На территории Зарядья, в Знаменском переулке, находился двухэтажный дом, принадлежавший действительному статскому советнику Глебову, получивший по имени хозяина название — Глебовское подворье. Владелец, ослепший в конце жизни, отказал в завещали свою недвижимость городской управе, указав непременное условие: все доходы по использованию подворья должны передаваться на содержание глазной больницы. Двухэтажный дом с длинным холодным коридором по указанию генерал-губернатора князя Голицына был определен для приезжих еврейских купцов, которые должны были останавливаться только в этом месте. Было выпущено и предписание, чтобы «приезжающие в Москву евреи в публичных местах и на улицах не показывались в непозволительной одежде».

[показать]
На заднем плане - Глебовское подворье. В нем и была первая в Москве жидовская молельная комната.

С 1856 года приезжим евреям было разрешено повсеместно селиться в Москве, но Глебовское подворье на протяжении долгих лет продолжало быть центром национальной жизни еврейской общины. Прибывавшие в Москву даже на ограниченное время евреи вносили в жизнь города национальные элементы: они ревностно придерживались кошерной пищи, привозили из родных мест резника, одна из комнат подворья была превращена в молельню. Несмотря на ограниченные права, купцы привыкали к московской жизни, были в курсе городских новостей.

К концу семидесятых годов XIX века вблизи Глебовского подворья появилась синагога на Васильевском спуске. Это было очень важно: те евреи, кто служил в Первопрестольной в армии более 15 лет, имели право на семейную жизнь, и купцы вместе с товарами привозили в Москву девушек из бедных еврейских семей. «Времени на ухаживание не было, - писал историк Самуил Вермель. - Очень быстро составляли брачный договор, в молитвенном зале ставили «хупу», раввин благословлял молодых, служилый становился семейным человеком, а его жена и дети получали право на жительство в Первопрестольной; их внуки называли себя коренными москвичами».

И вскоре Зарядье превратилось в настоящий островок евреев в Москве. Стояли одноэтажные дома с вывесками: «Часовщик Анцелович», «Булочник Дроздонс», «Фабрика гарусной тесьмы Э. Бенньямисона»; в больших комнатах жилых помещений устраивали молитвенные залы; к субботе и праздникам женщины пекли струдель, яичные коржики, в минуту отдыха ласкали детей, щипая за щеки, произносили необходимые слова, оберегавшие от дурного глаза, и пели грустные колыбельные песни».

О жизни евреев в Зарядье мы читаем на страницах прессы; корреспондент газеты «День» подробно описывает колорит национальной жизни: «У нас на самом деле существует „китайская стена“, окружающая наше московское гетто — Зарядье. Здесь скромно приютилась в тесных, серых, грязных помещениях большая часть нашего еврейского населения. Евреи как будто сроднились с этой местностью, и русское население, так сказать, с ним сжилось и свыклось, не питая к ним никаких недружелюбных чувств. Еврейское население Зарядья состоит из мелких торговцев и ремесленников; слепая приверженность к старине, та же бедность и нужда с мелочными заботами, как в наших голодных северо-западных губерниях».

На страницах журнала «Время», издаваемого Ф. М. Достоевским и его братом, мы читаем: «Евреи стеснены весьма значительно, и огромное количество их живет в крайней бедности с огромным количеством детей… Живут они обыкновенно в страшной тесноте и в своих занятиях, ремеслах соперничают друг с другом до последней крайности».


«Зарядье в начале 70-х годов прошлого столетия наполовину было заселено евреями,- писал краевед Иван Белоусов в своей книге «Ушедшая Москва». - Некоторые переулки представляли собой в буквальном смысле еврейские базары, ничем не отличающиеся от базаров каких-нибудь захолустных местечек на юге, в черте оседлости. Торговки-еврейки со съестными припасами и разным мелким товаром располагались не только на тротуарах, но прямо на мостовой. По переулкам были еврейские мясные, колбасные лавочки и пекарни, в которых к еврейской пасхе выпекалось огромное количество мацы. При мясных лавках имелись свои резники, так как по еврейскому закону птица или скот должны быть зарезаны особо посвященными для этого дела людьми — резниками. Много было в Зарядье и ремесленников-евреев; по большей части они занимались портновским, шапочным и скорняжным ремеслом».

[показать]
Дом с "галдарейками". Ершов переулок, дом 7.

Иван Белоусов писал: «Жили евреи, мелкие торговцы и ремесленники, снимая комнаты, в домах известных домовладельцев, которые строили дома для сдачи, и тип построек был самый экономный; для того чтобы уменьшить число лестниц и входов, с надворной части были устроены длинные галереи, или, как их называли, „галдарейки“, в каждую квартиру вел только один вход. На „галдарейках“ в летнее время располагались мастеровые со своими работами; а сапожники сидели на „липах“ и стучали молотками, евреи-скорняки делали из польских — камчатских бобров или сшивали лоскутки меха, хозяйки выходили со своим домашним шитьем, около них вертелась детвора».

Но в 1891 году генерал-губернатором стал князь Сергей Александрович, брат императора, при котором из Москвы были принудительно выселены около 30 тысяч еврейских семейств. Состав гетто несколько изменился. Так, в “Прогулках по Москве”, вышедших в 1917 году, сказано: “Здесь ряд больших, малых и мелких торговых и промышленных предприятий и лавок, принадлежащих представителям всех национальностей: тут и персы, и армяне, и евреи, и русские”. Так что, к началу ХХ века только половина жителей Зарядья принадлежали к еврейской диаспоре.

[показать] [показать]
Ершов переулок, дом 7
[показать]
[показать]
[показать]

Зарядье. Дворы вдоль Китайгородской стены
[показать]

«Жизнь здесь течет крутая и суровая, - писал местный уроженец Леонид Леонов, ставший в советские времена довольно известным писателем. - В безвыходных каменных щелях дома в обрез набилось разного народу, всех видов и ремесел: копеечное бессловесное племя, мелкая муравьиная родня. Окна в дому крохотные, цепко держат тепло. Голуби живут в навесах, прыгают оравами воробьи. Городские шумы и трески не заходят сюда, зарядцы уважают чистоту тишины. Глухо и торжественно, как под водами большой реки. Только голубей семейственная воркотня, только повизгивающий плач шарманки, только вечерний благовест».

[показать]
Фотография перед сносом. Ц.Николы Мокрого справа. Слева дом № 16 купчихи Марьи Ивановны Баклановой.

Мокринский переулок - бывшая Великая улица, впервые упомянутая в XV столетии, но существовавшая еще раньше. Великая связывала первоначальный город (Кремль) с главной московской пристанью — тысячелетним центром речной коммуникации, определившим место самой Москвы на карте страны. Трасса Великой улицы была сохранена даже при строительстве гостиницы “Россия”: ее стилобат примерно соответствовал северной линии уличной застройки. Перспективу исчезнувшей улицы до сих пор «держат» на западе — колокольня Ивана Великого и на востоке — церковь Зачатия Анны, что в Углу.

[показать]
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая наб., 5). Впервые упомянута в летописи 14 века. Сохранена и реставрирована.

а вот такой вид на ту же церковь и улочку лет 10-12 назад
[показать]
1908, Россия, Москва, ЦАО, Тверской район
Зарядье. Не существующий ныне Мокринский переулок. На дальнем плане ц.Св.Анны, что в Углу.


[показать]
Так Зарядье выглядело в 1931 году перед сносом

[показать]
В 1962-1969 годах на его месте по проекту Чечулина была построена гостиница «Россия». И в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно. В правом углу церковь Зачатия Анны


а это уже 1959 год.

Кстати, на доме слева знак. Этот знак давался государством дому за то,что жители собрали очень большие деньги на нужды армии и флота. И государство гарантировало за это неприкосновенность дому. И где этот дом и его жители? Сейчас там еврейская община, рядом с синагогой.

22 (09) июня 1906 года: МОСКВА, 8 июня. Сегодня градоначальник пригласил к себе представителей московской еврейской общины с раввином во главе, и объявил им, что Государь Император разрешил открыть еврейскую синагогу на Солянке, в Спасо-Гленищевском переулке, закрытую распоряжением высшей московской администрации около 20 лет назад. <...>
Раввин и представители еврейского именитого купечества заявили градоначальнику, что, как только откроется синагога, они вознесут молитву о Государе и употребят все усилия, чтобы повлиять на молодежь.

Манифест был принят 17 октября 1905 года
[показать]

07 сентября (25 августа) 1907 года: Освящение еврейской синагоги
Вчера в Спасо-Гленищевском пер. с большой торжественностью совершено освящение первой еврейской синагоги в Москве.
История постройки этой синагоги в некотором роде знаменательна. Совершенно готовая к своему открытию, она распоряжением администрации 15 лет тому назад запечатана.
Только с изданием закона о веротерпимости местная еврейская колония, получив законное право молиться публично, а не в частных молельных домах, получила разрешение открыть свой храм.
=======
зато теперь в Москве 7 больших синагог, центр толерантности (о_о!) и куча еврейских общин, (а в Подмосковье есть Новый Иерусалим, музейно-выставочный комплекс во главе с одноименным монастырем. Там есть и река Иордан и гора Фавор и холм Сион...
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%EE%E8%E5%F0%F3%F1%E0%EB%E8%EC%F1%EA%E8%E9_%EC%EE%ED%E0%F1%F2%FB%F0%FC )
...ну и стена плача - 1-я.
Вторая планируется на пустыре от Васильевского спуска к Москва-реке
[показать]

У стен Кремля нью-йоркское бюро Diller Scofidio + Renfro на месте снесенной гостиницы "Россия" построит парк «Зарядье». Их проект победил на международном конкурсе по концепции парка. Ориентировочная стоимость реализации проекта от $171 до 230 млн.
[показать]
Мастер-план парка "Зарядье" по проекту победителя. Фото: Ъ.

[показать]
Кроме того, «Зарядье» позволяет соединить историческую застройку и пешеходные зоны Китай-города с садами Кремля. Фото: Ъ.
= и ни слова о стенке прошений)

[показать]
Территория парка «Зарядье» победители конкурса предлагают разбить на четыре характерные для России зоны: тундра, степь, лес и болота, которые спускаются террасами, пересекаясь между собой, с верхнего уровня участка к нижнему. Фото: Ъ

о! вот и стеночки предусмотрены
[показать]
Амфитеатр парка "Зарядье". Фото: Ъ.

В презентации проекта сказано : "проект парка «Зарядье» основан на принципах ландшафтного урбанизма, который создает понятную систему взаимодействия между природой и городом. Людям не навязываются определенные маршруты, а растения могут расти свободно. На территорию парка перенесены 4 характерные для России ландшафтные зоны: тундра, степь, лес и болота, которые спускаются террассами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад. Они пересекаются между собой, наслаиваются друг на друга и заключают в себя основные объекты парка. Использование технологий устойчивого развития позволяет создать искусственный микро-климат в разных частях парка: с помощью регуляции температуры, управления ветром и имитации естественного света".

Между тем, дизайн парка уже вызвал споры в среде столичных историков и краеведов. «Победивший проект, как и другие проекты-лауреаты, не могут быть реализованы без серьезной корректировки, - говорится в заявлении Общественного движения «Архнадзор» . - Решение, предложенное американскими проектировщиками и одобренное российским жюри, совершенно не учитывает факторов исторического развития Зарядья, его роли в системе градостроительного ансамбля центра Москвы, визуально-ландшафтных связей с соседними историческими районами. Такой проект может быть реализован в любом другом месте, а квартал у стен Московского Кремля требует более вдумчивых и ответственных подходов.

Проект-победитель, впрочем, как и все остальные, совершенно игнорирует исторические владения сохранившихся архитектурных памятников Зарядья. Так, владение бывшего Знаменского монастыря на Варварке, 8 в советское время сокращено на треть. Проектировать сегодня улицу (тундру, тайгу, степь) под стенами монастырского собора 17 века — значит продолжать дело проектировщиков 1960-х, окруживших монастырь подъездным пандусом. Старый Английский двор (Варварка, 4, филиал Музея истории Москвы) был именно двором; однако современное владение музея не простирается дальше линии проезда, спроектированного при строительстве гостиницы “Россия”. Никто из проектировщиков не помышляет о восстановлении исторического участка знаменитого памятника, фасад Английского двора XVI-XVII веков вновь оказывается на линии никогда не существовавшей улицы.


Вот такие споры идут пока вокруг Зарядья. Пока там гуляют бомжи.
======
а эта стена - "малая" уже, тесно им тут желать
[показать]
Памятник «Стена плача». Идея создания в Москве Стены плача по аналогии с имеющейся в Иерусалиме принадлежит на тот момент мэру Москвы Юрию Лужкову. [показать]

=======
Улица Солянка, является как бы продолжением Варварки через Старую Площадь. Так вот, если пройти по Солянке метров 100 и свернуть в переулок налево, подняться по Спасогленищевскому переулку, то попадем к главной Московской Хоральной синагоге.
...без купола. И переулок был улицей Архипова.

Такая она теперь, купол появился в 2001г.
[показать]

Московское правление Еврейской общины арендовало большой двухэтажный дом на Солянке для молитвы и религиозно-просветительских учреждений. На фотографии он слева.
Именно в эту синагогу ходил поминать своих родителей живший поблизости, в Большом Трехсвятительском переулке, Исаак Левитан, здесь иногда встречался с раввином Минором Лев Толстой, учивший в 1880-е годы древнееврейский язык, для чтения библии в подлиннике.
При синагоге были открыты училище и приют «Талмуд-Тора» для детей-сирот и еврейское ремесленное училище имени Александра II. В 1886 г. председатель еврейской общины Лазарь Поляков приобрел в Спасоглинищевском переулке участок земли, на котором по проекту архитектора Семена Эйбушитца было возведено новое здание хоральной синагоги.
Синагогу предполагалось освятить в марте 1891 г., но новый московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович начал правление с выселения еврейского населения из столицы. В течение двух лет после этого московское еврейство сократилось в десять раз и к 1893 г. составляло 7 тысяч человек. Это были купцы первой гильдии, промышленники, дипломированные специалисты и солдаты-отставники, получившие право на жительство при Николае I.

По первоначальному плану, синагогу должен был украшать купол. Но он возведен не был. По существующей легенде, Великий князь Сергей Александрович, проезжая по городу, увидел строящийся купол и, решив, что идет строительство церкви, перекрестился. Когда генерал-губернатору разъяснили его ошибку, он пришел в неописуемую ярость и приказал купол убрать.

Революция 1905 г. изменила ситуацию. В начале 1906 г. московские власти позволили открыть для молитвы Большую хоральную синагогу в Спасогленищевском переулке. Правление общины провело необходимые реставрационные работы, к которым был привлечен известный московский зодчий Роман Клейн. Он внес в оформление большого молитвенного зала художественную изысканность модерна (? ну, не знаю - где тут изящество...).

[показать]

напротив - кацевская стеночка и вот такой символ - скульптура «Птица счастья» работы Бурганова, символизирующая дружбу между народами.
[показать]

Ну и еще одно событие связанное с синагогой и имевшее большие последствия для еврейской диаспоры.

Дело происходило в 1948 году, когда Голда Меир, ставшая несколькими месяцами ранее первым послом еврейской страны в Советском Союзе, посетила во время еврейского Нового года Московскую синагогу.
[показать]
В середине толпы в черной шляпке Голда Меир.

Восторг советских евреев, встречавших представителей только что возникшего государства Израиль, граничил с экстазом. Голда Меир позднее вспоминала: «Такой океан любви обрушился на меня, что мне стало трудно дышать; думаю, что я была на грани обморока. А толпа все волновалась вокруг меня, и люди протягивали руки и говорили «наша Голда» и «шалом, шалом» и плакали… Но я не могла найти слов. Только и сумела я пробормотать не своим голосом одну фразу на идише: «А данк айх вос ир зайт геблибн идн!» («Спасибо вам, что вы остались евреями!») И я услышала, как эту жалкую, не подходящую случаю фразу передают и повторяют в толпе, словно чудесное пророчество».
Затем толпа евреев сопровождала Голду Меир до гостинцы "Метрополь", где она останавливалась.
Очевидно, что энтузиазм, с которым еврейское население СССР встречало Голду Меир, не мог понравиться Сталину. Именно тогда, в короткий период ее пребывания на посту главы израильской дипломатической миссии в Москве, был разгромлен Еврейский антифашистский комитет, закрыты его печатный орган, газета «Эйникайт», и издательство «Дер Эмес». Крупнейшие деятели еврейской культуры были арестованы, а их книги изъяли из библиотек.
Непродолжительная поддержка Советским Союзом Израиля закончилась, сменившись репрессиями в отношении «безродных космополитов» и опустившимся железным занавесом, сделавшим репатриацию евреев из СССР практически невозможной.
Фотография, запечатлевшая Голду Меир в московской толпе, стала горьким напоминанием о кратком периоде относительной свободы советского еврейства (Ой-вей! до сих пор скучают) и была перенесена на купюру как одно из самых выдающихся событий в биографии израильского политика.

[показать]
и где тут на хебрёу?
====
И СОЗВУЧНОЕ МНЕНИЕ блогера
http://runo-lj.livejournal.com/1951941.html
Ну все. Оказывается, в Москвабаде даже Стена Плача есть. Осталось для жидов храм Соломона соорудить в Масквабаде - и можно будет своего Машиаха назначать. Думаю, в Кремле подберут достойного кандидата. И после этого москвабадские чекисты установят власть Антихриста над всем миром, а Масквабад станет новой столицей Израиля. Думаю, у товарища Гундяева принципиальных возражений не будет.

Впрочем, почему станет? По-моему, жиды как понаехали в Москву после 1917 года, так там и сидят. И попутно за 100 лет советской-россиянской власти и всю Россию в сплошной ад и Израиль превратили - в вонючий грязный азиатский притон, такой же серый и унылый, как их родной сраный Сраиль.

Оригинал взят у stroganov в А ля Стена Плача в Москве.
И в Москве тоже есть Стена Плача. [показать]
Открыта в мае 2001 года стараниями тогдашнего мэра Москвы.
[показать]
Правда никакого прямого отношения к иерусалимской святыне московская Стена не имеет. Это только имитация фрагмента Западной стены разрушенного римлянами Иерусалимского Храма.
В Иерусалиме Стена Плача самое священное место для иудеев на Земле и туда постоянно стекается большое количество верующих.
В Москве же, сколько раз я ни проходил мимо, никогда не видел тут не только скопления, но даже единичных верующих, стоящих у Стены так, как это происходит в Иерусалиме.

А вот напротив имитации Стены, через дорогу, находится Московская хоральная синагога. И вот там, конечно, всегда есть верующие. [показать]
синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме...
=======
а по мне, так хРАма еврейского вообще не бывает.

и синагог в Москве и в России не должно быть!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Аксочка - Дневник Аксочка | Лента друзей Аксочка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»