
В Государственном Русском музее открылась масштабная
выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме.
В октябре 2018 года исполняется 175 лет со дня рождения
Генриха Ипполитовича Семирадского (1843-1902) - выпускника
Петербургской Академии художеств и одного из наиболее выдающихся представителей позднего европейского академизма.

На выставке в Русском музее.
Любопытных моментов на выставке хватает, как и картин
Генриха Семирадского, а также Марка Антокольского, Степана Бакаловича,
Владимира Беклемишева, Михаила Боткина, Федора Бронникова, Николая Лаверецкого, Александра Риццони, Александра и Павла Сведомских,
Василия Смирнова, Павла Чистякова и других.

Суд Париса. Генрих Семирадский. 1892
Выставка впервые представляет в рамках единой экспозиции около
125 произведений Генриха Семирадского и его современников - русских
живописцев и скульпторов академического направления, работавших
в «вечном городе» во второй половине XIX - начале XX веков.

Степан Бакалович. Вопрос и ответ. 1900
Зрители увидят яркие образцы пейзажного, бытового, портретного
и исторического жанров, ставшие классикой отечественного искусства.

Танцовщица на канате. Генрих Семирадский. 1898
Творческий путь Семирадского был тесно связан с Римом,
чей облик, история и неповторимая художественная атмосфера
неизменно влекли к себе мастеров из разных стран.
«…Художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выборе тем, импрессионисты называли его академические приемы «восставшим из гроба призраком», а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания. Вопреки критике искусствоведов, картины Семирадского практически всегда восторженно принимались публикой…».

Игра в кости. Генрих Семирадский. 1899
Вечные темы, Вечный город, вечные споры: за что
картины этих мастеров ругали одни и превозносили другие?
По словам Павла Климова, ведущего научного сотрудника
отдела живописи второй половины XIX - XXI веков Русского музея,
фамилии художников, чьи работы представлены на нынешней выставке,
как правило «не на слуху, но они обижены вниманием совершенно
незаслуженно, потому что творчество каждого из них высокопрофессионально.

Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. Генрих Семирадский. 1889
Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме»
развернулась в корпусе Бенуа.

Для того, чтобы переместить туда великолепную «Фрину на празднике Посейдона» из Михайловского дворца, потребовались большие усилия музейных сотрудников: при высоте 390 см длина картины превышает 760 см. Полотно пришлось демонтировать и транспортировать, намотав на вал.

Женщина или ваза? (Сложный выбор). Генрих Ипполитович Семирадский. 1878
Сюжеты представленных работ преимущественно посвящены
римской, греческой и египетской истории и мифологии.

Федор Бронников. Освящение гермы. 1869
Такой выбор тем художниками, работавшими в конце XIX века,
был обусловлен большим интересом к новой, недавно зародившейся науке - археологии, в связи с которой интеллигентная публика увлеклась чтением произведений древних классиков. А где лучше всего создавать картины
на подобные сюжеты, как не в сердце бывшей Римской империи?

Праздник Вакха. Генрих Семирадский. 1890
О Риме как замечательном, практически идеальном месте
для творческих художественных изысканий, знали все русские поэты,
художники и архитекторы. В Италию ехали учиться, работать, отдыхать
многие поколения творческих людей.

В мастерской масок. Павел Александрович Сведомский. 1894
И пусть в конце XIX века, особенно на фоне передвижников,
исторический итальянский жанр не являлся приоритетным как в
художественном, так и в идейном смысле, произведения мастеров
позднего классицизма, без сомнения, заслуживают внимания.

Павел Сведомский. «Оргии императора»
Кураторы выставки постарались выстроить представленные
работы так, чтобы зрители прошли путь «от тьмы язычества к свету
христианства». Экспозиция открывается достаточно мрачной работой
Генриха Семирадского «Римская оргия блестящих времен цезаризма»,
созданной в 1872 году. А финал экспозиции - редкие работы Семирадского,
его эскизы к росписям храма Христа Спасителя и знаменитая, большая
по размерам картина «Христос у Марфы и Марии» (1886).

Христос у Марфы и Марии. Генрих Ипполитович Семирадский. 1886
Самый крупный раздел выставки, посвященный творчеству
Генриха Семирадского, включает знаменитые полотна художника
из коллекций Русского музея и Третьяковской галереи, а также
произведения из провинциальных и частных собраний, менее известные
и оттого весьма привлекательные для публики.

На выставке в Русском музее.
Сюжет картины Генриха Семирадского «Римская оргия блестящих
времён цезаризма» основан на античном романе Гая Петрония «Сатирикон».
Посвятив свое первое многофигурное полотно жизни древних римлян,
Семирадский писал эту картину в Мюнхене во время своей пенсионерской
поездки по странам Европы.

Римская оргия блестящих времен цезаризма
Генрих Ипполитович Семирадский. 1872
Совет Академии благосклонно отнесся к работе: ее приобрели
у художника за две тысячи рублей, а вскоре «Римскую оргию»
приобрел будущий император, великий князь Александр Александрович.
Семирадский приобрел высокого покровителя и заказчика, а великий
князь - прекрасную работу для своей коллекции, которая в будущем
легла в основу собрания Русского музея.

Оргия. Павел Александрович Сведомский. 1883
Вообще, сюжетная линия римских оргий была популярна
у художников во второй половине XIX века. В экспозиции представлена
«Оргия» Павла Сведомского, а также еще одна картина на эту тему -
картина «Римская оргия» Вильгельма Котарбинского.

Римская оргия. Вильгельм Александрович Котарбинский. Конец XIX века
Полотно стало одним из самых ярких открытий выставки
в Русском музее. Эта монументальная работа Котарбинского
(3×5 метров) 100 лет пролежала в запасниках Русского музея,
заклеенная грубой оберточной бумагой и накатанная на вал.
Благодаря уникальным реставрационным работам, длившимся
больше полугода, великолепное живописное произведение
было спасено от разрушения и сегодня показывается публике.

Процесс реставрации картины Вильгельма Котарбинского «Римская оргия».
«Оргия» стала открытием не только для публики, но и для
музейного сообщества, ведь даже в генеральном каталоге
Русского музея данная работа была представлена в черно-белой
фотографии начала 1900-х годов. Реставрационная работа
сотрудников Русского музея над «Римской оргией» Котарбинского
была номинирована на VI премию газеты The Art Newspaper Russia.

Процесс реставрации картины Вильгельма Котарбинского «Римская оргия».
В новом фильме Русского музея «Вильгельм Котарбинский. Искусством ... мечтать» научные сотрудники и реставраторы Русского музея рассказывают об этапах реставрации работы «Оргия», а также о том, как создавалась выставка о русских художниках середины XIX - начала XX века, чья жизнь и творчество были тесно связаны с Италией. Вместе со съемочной группой зритель попадет в реставрационные мастерские Русского музея и станет участником большой подготовительной музейной работы, которая, как правило, всегда остается «за кадром» музейной экспозиции.
Тизер к новому фильму, который можно посмотреть на
выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме».
Для тех, кто следит за международными аукционами русского искусства, на выставке будет любопытно увидеть авторскую копию картины Генриха Семирадского «Танец среди мечей» (1881) из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Один из вариантов этого полотна недавно был выставлен на торгах аукционного дома Sotheby’s. Картина была снята с продажи по настоянию польского правительства.

Танец среди мечей. Генрих Ипполитович Семирадский. 1881
Считается, что первое полотно было закончено в 1878 году. Его купил граф Александр Орловский, но в настоящее время местонахождение этой работы неизвестно. Второй вариант, заказанный московским фабрикантом и коллекционером Козьмой Солдатёнковым, был передан Музею Румянцева после смерти последнего и ныне входит в коллекцию Третьяковки.

Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков.
Василий Сергеевич Смирнов. 1890
Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» в Государственном Русском музее работает до 2 апреля 2018 года.
Источник: сайты artchive.ru и Русский музей
Музыка: Il Divo «Hoy Que Ya No Estas Aqui»
Павел Сведомский. «Фульвия с головой Цицерона». 1898.
Собрание Переславского музея- заповедника.
 | 
Lyarder |
|
|