[700x448]
ИВАНОВА НОЧЬ
По народному календарю апофеоз лета — Иванова ночь, самая короткая ночь в году. При переходе на новый календарь этот праздник в России сместился на 13 дней вперед и отмечается 7 июля. В Европе его празднуют с 23 на 24 июня. Так, в Латвии «Янов день» является государственным праздником, отмечая который латыши всего за двое суток выпивают половину годовой нормы пива!
Древний праздник языческого божества Купалы, который в христианские времена совместился с днем памяти Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи). Отсюда и новый мифический персонаж — Иван Купала, в причудливом имени объединивший языческое божество и христианского героя. Как это часто бывает в противоборстве старого и нового, язычество в этот праздник одерживает убедительную победу над искусственно привитой официозной верой. В это время во всем, что творится — в каждом обряде, в каждом действии, нет ни намека на христианские ценности. Можно сказать, все, что происходит в Иванову ночь — это чистейшей магии чистейший образец, абсолютное отрицание всех официальных представлений и догм: тут и гадания, и магические ритуалы, и поиск кладов. Это своеобразный «праздник непослушания», когда на какой-то момент рушатся не только христианские традиции (да кто их сейчас и соблюдает — во всей строгости-то?), но и социальные нормы, правила приличия, общепринятые табу.
[700x572]
В эту ночь нельзя спать, так как особо активной становится всякая нечисть — водяные, русалки, оборотни, домовые, колдуны… Водяной, например, справляет свои именины и жестоко мстит людям за проникновение в его царство. Он может утопить неосторожного купальщика. Тем не менее, купаться в Иванов день — непременный обычай, точно так же, как и разжигание костров, пляски вокруг них и прыжки через — кто выше прыгнет, тот будет счастливее…
В костер, который считается очищающим, принято бросать какие-нибудь вещи больных — например, детские сорочки, чтобы вместе с ними сгорели и болезни. В этот праздник огонь «дружит» с водой, и этот союз считается особой природной силой, способной творить чудеса. Так, по народным представлениям, в купальскую ночь деревья могут переходить с места на место и разговаривать друг с другом, шелестя листьями, а травы наполняются чудодейственной силой, способной оберегать, лечить и привораживать.
Ну, если даже деревья начинают ходить, то что же говорить о людях?..
С людьми в эту ночь тоже происходят чудесные вещи. В первую очередь это касается отношений мужчин и женщин. Вместе с одеждами, сбрасываемыми перед купанием или прыжками через костер, слетают стеснительность, скованность и скромность. Недоступное становится доступным, неприличное — приличным. Более того — даже «освященным» древней традицией. Купальная ночь — это царство Эроса. Не случайно само слово «Купала» раньше звучало как «купа» — тот же корень, что и в словах купаться и вкупе (единение). Совокупление ведь тоже — слово в память о ночи Ивана Купала, о его главной «составляющей»…
И правда ведь — июльская жара будоражит кровь, пробуждает жизненные силы, подталкивает на безумные поступки. В июле сходят с ума от страсти Ромео и Джульетта, чье имя — Юлия, «июльская» — уже само по себе как бы провоцирует влечение. И «Сон в летнюю ночь» — одно из самых феерических произведений мировой литературы — это ведь тоже про Иванову ночь. Не случайно Осия Сорока перевел название комедии как «Сон в шалую ночь». А от комедии Шекспира «ниточки» и связи тянутся дальше — составляя причудливый, но гармоничный узор. Феликс Мендельсон, написавший к ней музыку, стал самым исполняемым композитором в мире — ни одна другая мелодия не звучит так часто, как его «Свадебный марш». Впрочем, свадьба после «беспредела» Ивановой ночи — отнюдь не фатальное завершение праздника (хотя в странах, где особо «пылко» отмечают этот праздник, заметен резкий всплеск ежегодной рождаемости в марте).
Главный летний праздник на одну ночь отменяет все законы.
Но есть немало людей, которые живут по своим правилам не один день, а все лето. И даже более того — весь год. Встретить их можно во многих местах. В Петербурге — на берегу залива, на пляже в Дюнах.
НУДИСТСКИЙ ПЛЯЖ В ДЮНАХ: НА ДРУГИХ ПОСМОТРЕТЬ? СЕБЯ ПОКАЗАТЬ?
Тот, кто купался когда-либо ночью в голом виде, наверное, никогда не забудет острых ощущений, испытанных в этот момент. Как правило, подобное купание происходит в «романтической» ситуации — в компании с кем-то из близких людей, под покровом темноты или полумрака. А что испытывают люди, которые в голом виде загорают, купаются, играют в пляжные игры — среди бела дня, при скоплении зачастую не знакомых людей? Что влечет их в места, где не принято носить даже те крохотные кусочки материи, которые очень условно можно назвать «чересчур открытыми купальниками» — бикини или стринги? Куда исчезает чувство стыда, столь характерное для людей в обычной жизни? Может быть, там собираются одни сексуальные маньяки да извращенцы? Для ответа на эти вопросы давайте заглянем на нудистский пляж в Дюнах, побеседуем с завсегдатаями.
Первое впечатление: кроме отсутствия одежды у большинства присутствующих — никаких отличий от обычного пляжа (возможно, лишь одно — так обычно идеальная чистота, нет мусора, который убирают «всем миром»). Все то же: кто-то играет в волейбол или кидает летающую тарелку, кто-то читает, кто-то просто загорает. Одни потягивают пиво, другие устроили небольшой пикник. Ни малейшего намека на какие-либо «аморальные» сцены. Один из давних посетителей пляжа рассказывает:
— Натуризм не имеет никакого отношения к сексуальной вседозволенности! Он практикуется для получения чувства свободы, воссоединения с природой окружающими людьми и полной релаксации… Натуризм — это не разглядывание чужих тел, а также не демонстрация своего собственного. Мы не вуайеристы и не эксгибиционисты…
По поводу последней фразы позволю усомниться. И вуайеризм (подглядывание — в широком смысле слова), и эксгибиционизм (демонстрация себя) — древнейшие инстинкты, живущие в нас, как бы они ни маскировались. Люди приматы, а приматы по сути своей вуайеристы и очень любопытны. Собираясь в стаю, они внимательно наблюдают — что происходит вокруг? Не таится ли где опасность? Не подкрадывается ли враг? У людей этот инстинкт со временем принял самые разнообразные формы, но объединяет их одно — нас интересует прежде всего то, что где-то что-то происходит. В этом секрет куда большего успеха литературы приключенческой и сюжетной над «интеллектуальной». «Повествования» над «размышлением». «Мыльных опер» и низкопробных телевизионных шоу над арт-хаусом. Хороший рассказчик — это прежде всего мастер увлекательного сюжета. Многочасовой женский разговор по телефону, зачастую не понятный и раздражающий мужчин — это опять-таки рассказ о каких-то, пусть даже самых незначительных, событиях своей или чужой жизни. Женщины, в свою очередь, не могут понять, почему мужчины иногда тайком (а иногда и явно) предпочитают не любоваться их прекрасными нарядами или тем, что они скрывают, а листают «мужские журналы», почему история посещений интернет-страниц благообразного супруга или пылкого юноши содержит множество ссылок на «взрослые» сайты?
Ответ простой — здесь играет все тот же инстинкт «подглядывающего»..
[443x700]
Точно так же людям никуда не деваться от эксгибиционизма. Правда, у мужчин и женщин он принимает разные формы и имеет разные истоки. Женщины демонстрируют свою привлекательность, мужчины — свой социальный статус. Женщины украшают себя и свой дом, чтобы самой выглядеть привлекательной, а дом сделать уютным, мужчины же стремятся к тому, чтобы детали их одежды или их мира буквально «кричали» о том, какой ранг они занимают в обществе. Это могут быть, например, сверхдорогие часы или элитная модель автомобиля. Выбирая квартиру или дом, мужчина в первую очередь будет думать о престижном месте и размерах жилья, женщина — об удобстве, приспособленности его к жизни.
Таким образом, заядлый посетитель пляжа в Дюнах ошибался, отвергая обинения в вуайеризме и эксгибиционизме — в этом «обвинить» можно всех людей. Скорее всего, он имел в виду эти слова в смысле сексуальных извращений (или девиаций, говоря «по-умному»).
Однако, поговорив с другими посетителями пляжа, можно узнать немало интересного. Почти каждый из тех, с кем довелось побеседовать, рассказывал какую-нибудь историю о сексе на пляже — отчетливое проявление эксгибиционизма одной стороны и удовлетворения вуайеристских запросов другой. Такое тоже бывает, хотя и редко. В теплые дни на пляже собирается огромное число людей, среди которых, как и в жизни, можно встретить любые отклонения от так называемой «нормы». Время от времени какая-нибудь пара занимается сексом демонстративно, ничего не имея против того, чтобы их окружала толпа любопытствующих (по всей видимости, тут довольны все участники «процесса» — и «смотрящие», и «демонстрирующие»). Кто-то делает это незаметно, стараясь не привлекать внимания, крепко прижавшись друг к другу в невинной, на первый взгляд, позе… Кто-то пользуется мелководьем и покровом волн Финского залива (к слову сказать, крайне малогигиеничная процедура, учитывая загрязненность невских вод). Тем не менее, все посетители пляжа в один голос утверждают, что подобные сцены на их пляже — редкое исключение. «Голый пляж» куда менее «сексуален», нежели «одетый» (кавычки в обоих случаях свидетельствуют об условности как одного понятния, так и другого; на нудистком пляже никто ни от кого не требует раздеваться — каждый отдыхает как хочет.
— Пожалуйста, хоть в шубе, — комментирует один из посетителей).
Воображение будоражит в большей степени «прикрытое», нежели «открытое» тело. Многие из мужчин, с которыми довелось там пообщаться, признаются, что, конечно, поначалу на этот пляж их влекло любопытство, «острота» и определенное желание. Но все эти чувства на нудистком пляже проходят буквально за несколько минут. Они могут замениться чем угодно — эстетическим чувством, равнодушным безразличием, дружеской близостью. Вуайеристкие инстинкты, столь стремительно вспыхивающие как только есть какая-то «преграда» — одежда ли, стенка раздевальной кабины (в какой из них, скажите, нет дырочек для подглядывания?), на нудистком пляже от переизбытка впечатлений захлебываются и почти отмирают — так обжора перестает ощущать вкус пищи, поглощая седьмую тарелку какого-нибудь кулинарного изыска…
С вуайеризмом понятно. А что с эксгибиционизмом?
Наверное, каждой женщине хоть раз в жизни доводилось встречать «маньяка», как они обычно называют подобных людей — какого-нибудь мужчину, снимающего неподалеку от них штаны и демонстрирующего свое «богатство». Многие, наверное, не могут забыть чувство отвращения и брезгливости, которое они при этом испытывали. И, наверное, многие удивятся, если узнают, что в основе подобной «демонстрации» лежит отнюдь не сексуальное чувство, а… опять-таки статусные игры!.. Обычно подобного рода мужчины — из «подонков» (в этом случае слово обозначает людей, опустившихся на самое «дно» жизни; вспомним мимоходом пьесу Горького —философические диалоги бомжей, по большому счету). Это люди, которые не могут ни над кем властвовать, властвовать же над ними может кто угодно. Люди с самым низким социальным статусом. Однако они в какой-то момент понимают, что тоже могут быть «начальниками». Например, властвовать над миром животных (убить соседскую кошку, подразнить собаку), властвовать над миром неодушевленных предметов (а кто, по вашему мнению, режет кожу на сидениях электричек? Гадит в лифте, разрисовывает новые стены? — да, конечно, именно такие люди с самым низким социальным статусом).
Но некоторые из них идут дальше — оказывается, и они могут быть «королями жизни» в мире людей. Не всех, людей, конечно. Например, в мире женщин, гуляющих по безлюдной тропинке, полупустому тротуару или еще где. Внезапно появляешься, снимаешь штаны, видишь испуг, отвращение, панику — вот ты уже приобрел определенный «статус». Тебя боятся, от тебя убегают. Ты страшный и могущественный. Ты повелитель!.. Тоже, к слову сказать, известный инстинкт, наблюдаемый и у прочих приматов: дабы показать свое превосходство самцы демонстрируют менее статусным особям гениталии, потряхивают ими, как бы показывая, кто главный.
У нашего с вами вида, хомо сапиенс сапиенс, этот паттерн никуда не делся, а всего лишь перешел в иную форму. Как только люди научились говорить по большей части словами, а не жестами, отмеченное телодвижение переместилось в вербальную сферу. Иначе говоря, «нецензурная лексика» — это опять-таки проекция своего статуса.
Кто больше всех ругается? «Матерится, как грузчик» (низкий статус, грузчику хочется большего). «Матерится, как Черномырдин» (высокое положение: ругается, потому что действительно может всех «иметь»). И все это имеет исток тот самый «знаковый» жест.
К слову сказать, мы до сих пор очень чувствительны к языку телодвижений. Так, обезьяны своей «откровенностью» нас явно раздражают. В начале прошлого века в Центральном парке Нью-Йорка был большой обезьянник (у которого разыгрался первый в истории Америки публичный сексуальный скандал — правда, связанный не с обезьянами, а с «королем теноров» — Энрико Карузо). Так вот, в начале двадцатых годов клетки были перевезены из парка в закрытый питомник. Мотив: обезьяны вели себя «непристойно» и «оскорбляли» общественную нравственность!.. Теперь-то мы знаем, каким образом. Таким же, каким стараются показать свою значимость «маньяки», так пугающие женщин. Последние часто видят в подобных действиях угрозу сексуального насилия. И прибавляют шаг — как бы чего не вышло. На самом же деле у них есть куда более действенный способ отомстить такому «маньяку» — не обратить на него внимания. И тогда он напрочь лишается того, ради чего он все это затевает. Никакого «удовольствия». Его больше не боятся. Он больше не «король жизни», пусть даже на несколько секунд. Он вновь тот, от которого и сам пытается убежать — жалкий маленький человечишко, отброшенный обществом на обочину бытия и пытающийся хоть как-то заявить, что он тоже не «тварь дрожащая». Оставим его там со спущенными штанами (пусть пугает тех, кто еще не прочитал эту статью!) и вернемся на пляж в Дюны. Если для мужчины обнажение всего тела — действие «статусное», демонстрирующее превосходство, то не возникает ли там скопления агрессии? Не приводит ли это к конфликтам? Рассказывает один из отдыхающих:
— Знаете, более спокойного места в отношении психологического климата вы не найдете больше нигде в городе. Одежда — это связь с цивилизацией, с обществом, с государством. А для большинства людей эта связь травматична. Вы получаете нагоняй от начальника, сами орете на жену, вас обманывают чиновники, обирают гашники… Где бы вы ни находились, вы вовлечены в разные формы обид или угнетения. Здесь же, снимая одежду, как бы освобождаешься от всего этого. Вы подсознательно ощущаете, что вас уже больше не «обуют» и не разденут, так как что возьмешь с голого человека? Многие устают от своих социальных ролей, им хочется почувствовать себя обычными простыми людьми. Посмотрите, на волейбольной площадке, например, играют и простые рабочие, и «крутые» бизнесмены. Но никто никого не спрашивает — кто он, сколько у него денег. Здесь все равны. И если ты нарушаешь правила — тебя выгонят отсюда, кто бы ты ни был!..
— Так, значит, и на этом «пляже без правил» есть свои правила?
— Конечно. Нельзя, например, мусорить на пляже. Нельзя приставать к женщинам. Нельзя пялиться на окружающих, как будто никогда в жизни не видел голого тела. Не стоит громко ругаться и шататься в пьяном виде. Нельзя фотографировать присутствующих без их разрешения. Вот, пожалуй, основные «заповеди».
— Хорошо. А как быть с чувством стыда? Ведь для людей оно нормально? Вам, например, не стыдно ходить по пляжу голым, когда вокруг столько женщин?
— Здесь стыдно, скорее, быть одетым — хотя никто никого раздеваться не неволит. Когда вокруг все голые, чувства стеснения не испытываешь, уж поверьте. Да и само чувство стыда — очень меняется со временем. Вы знаете, например, как в этих местах купались в конце позапрошлого — начале прошлого века? На пляже под Сестрорецком? Люди так «стыдились», что придумывали невероятные вещи. Так, были специальные купальные кабины, которые на лошадях завозили в воду. Повозка уходила наполовину в воду, человек, раздевшись, выплывал из нее, купался, потом заплывал обратно, там одевался, и повозка возвращалась на пляж. Можете себе такое представить в наши дни? А купальные костюмы прошлого? На них же без смеха смотреть невозможно. Некоторые выглядят как гидрокостюм, только из шерсти. А сейчас что? Для женщин загорать топ-лесс — обычное дело и на «обычном» пляже. А нижняя часть купальника — иногда такая, что можно и не разглядеть. И никому при этом не стыдно. Так не проще ли вообще отказаться от этого лицемерия?
В разговор вступает симпатичная девушка, следившая за нашей беседой:
— Загорелое тело без белых полосок — это ведь красиво! Ровный загар по всей коже. К тому же, выходя из воды в купальном костюме, вы получаете холодный компресс на органы воспроизведения. Многие потом не могут понять — откуда берутся воспаления? А вот откуда, только на это мало кто обращает внимания.
—Кстати, вы знаете, кто был автором первого устава Российского общества натуристов?
— Я слышал, что Ленин, но текст не видел.
— Точно, он. Еще до революции. А если составлять список известных сторонников натуризма — так там вы увидите имена почти всех известных людей культуры двадцатого века. Так что еще вопрос, какой вид отдыха — в одежде или без — более «правильный». Вообще, купальный костюм в древности использовался не потому, что кому-то было «стыдно». «Пракупльник» выполнял функцию «оберега», своеобразного амулета. Ведь вода считалась магической стихией, наполненной демонами и духами. И входили в воду с опаской, старались прикрыть наиболее «уязвимые» части тела — например, заговоренную нить с узелком, цепочку. А если ничего подобного не было — то входили в воду, прикрыв определенные места рукой — чтобы уберечься от русалки, которая могла ухватить за них рукой. Чтобы черт не вошел в тело нельзя было плевать в воду. Тело можно было уберечь от нечисти и обычной рубахой. Вот от всего этого и пошли позднее нынешние купальники.
…Покидая пляж, озаренный лучами потрясающе красивого заката, я думаю о том, как иногда можно ошибиться в простых вещах. Купание нагишом в Иванову ночь связаны с разгулом, истомой, сексом — а натуристы в Дюнах проводят голыми все теплые дни, и их «Иваново лето» — это время спокойствия, доброжелательности, гармонии с природой, комфортного отдыха в кругу, как правило, знакомых людей. Казалось бы, на этом пляже все должно быть поставлено с ног на голову, должно быть царство Эрота, а отдыхающие здесь признаются, что за эротическими впечатлениями они бы и сами сходили — только на «обычный» пляж. Казалось бы, это место, где собираются люди озабоченные и с сексуальными проблемами, но на поверку выходит, что здесь немало семейных пар, многие из которых с детьми.
Здесь можно встретить известных людей — преподавателей, пианистов, танцовщиков, писателей, критиков, ученых. Обнажение, как представлялось, свидетельствует о сексуальных намерениях и нарушении элементарных правил, а здесь всем миром могут выгнать того, кто пристает к девушкам и мешает им спокойно отдыхать, а правила поведения даже более строгие, чем на пляже людей одетых.
Бросаю последний взгляд на это едва ли не самое красивое место на Финском заливе и думаю: может быть, если бы Ленин был меньшим теоретиком и не только бы написал устав Общества натуристов, но и сам оказался здесь, в обществе этих мирных людей, под лучами этого ошеломляющего заката, в этом царстве спокойствия и гармонии — так, может, тогда и не было бы никакой революции?
Ведь это так недалеко — от Разлива, можно сказать, рукой подать!..