Дворец — дворец-музей, крупнейший и самый значительный дворцовый комплекс бранденбургских курфюрстов, прусских королей и германских императоров в Берлине. Один из наиболее изысканных примеров архитектуры барокко в Германии Его купол считается одним из символов немецкой столицы. Весь дворцово-парковый ансамбль является историко-культурным памятником, находящимся под защитой государства.По одной из версий дворец находится среди 100 самых красивых замков и крепостей мира[5]. Входит в десятку наиболее популярных музеев Берлина по числу посетителей — 548 тысяч в 2018 году
Высоко в небе над Берлином на дворцовом куполе танцует золотая богиня Фортуна.
Она словно указывает путь туристам, направляющимся к Шарлоттенбургу - барочной резиденции прусских королей.
Портрет Софии Шарлотты Ганноверской (1668-1705), королевы-консорта Пруссии.
В 1694 году будущая королева Пруссии София Шарлотта вернула своему мужу сделанный им четыре года до этого подарок — Капутский дворец, находившийся для неё слишком далеко от Берлина. В поисках места для нового имения уже спустя несколько недель она остановила свой выбор на участке земли у излучины Шпрее, лежащем всего в нескольких километрах западнее городской окраины и до которого можно было без труда добраться из Берлинского дворца по реке
Дворец Литценбург. Гравюра 1700 г.
Строительство дворца — названного поначалу Литценбург по расположенной рядом деревне Литце — началось уже в следующем году по планам архитектора Неринга, а после его смерти было продолжено Мартином Грюнбергом.
11 июля 1699 года дворец Литценбург был торжественно открыт и представлял собою предназначенное лишь для однодневных посещений двухэтажное здание, в котором располагалось всего несколько помещений: внизу — покои самой Софии Шарлотты, а наверху — комнаты её гостей. И даже её супруг, бранденбургский курфюрст и будущий прусский король Фридрих I, мог посещать дворец Литценбург только по её приглашению.
Поскольку выстроенный дворец оказался слишком мал, чтобы проводить в нём весь летний сезон (длившийся с апреля по октябрь), в 1702—1704 годах по проекту Эозандера было проведено его первое расширение Площадь и число комнат были увеличены в несколько раз, впервые супруг королевы получил в Литценбурге собственные покои, а к услугам монаршей четы теперь стояли два ряда помещений: обращённые к югу — для более холодных месяцев, а с видом на сад — в разгар лета. 140-метровая анфилада, призванная подчеркнуть могущество правителя и великолепие его владения, объединила все 13 комнат с парковой стороны здания.
Изначально во дворце не было предусмотрено место для кухни, подвалов и многочисленной прислуги, но уже к 1701 году был выстроен как самостоятельное здание так называемый Кухонный флигель , располагавшийся перпендикулярно и юго-восточнее от дворца, с которым он впоследствии был соединён. Параллельно, с западной стороны, был сооружён Кавалерский флигель , в котором отныне могли размещаться министры и придворные
В 1701 году ее короновали вместе с ним в Кенигсберге. Так ганноверская принцесса София Шарлотта стала первой прусской королевой.В 1705 году 36-летняя королева внезапно умерла от простуды, а Фридрих I переименовал дворец в память о скончавшейся супруге в Шарлоттенбург.
Попасть в Шарлоттенбургский дворец можно через площадь, с трёх сторон окружённую самим зданием и получившую название Парадного двора (нем. Ehrenhof), ворота которой «охраняются» двумя фигурами гладиаторов (копиями «Боргезского борца»), а ограда украшена восьмиконечными звёздами ордена Чёрного Орла. На площади установлена бронзовая конная статуя Великого курфюрста Фридриха Вильгельма I, изготовленная в 1696—1700 годах по заказу его сына, Фридриха I, скульптором Андреасом Шлютером и литейщиком Иоганном Якоби и ставшая первой скульптурой подобного рода в Германии
Конная статуя Великого курфюрста
Конная статуя Великого курфюрста — бронзовый конный монумент бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма I, который известен как Великий курфюрст, установленный в Берлине. Монумент представляет одно из самых значительных произведений барочной скульптуры в Европе.
северный фасад
Начатый в 1696 году Андреасом Шлютером и отлитый из бронзы Иоганном Якоби в 1700 году, он был возведен в 1703 году на Длинном мосту в Берлинском дворце. После того, как во время Второй мировой войны он был передан на аутсорсинг, в 1952 году он был переустановлен в главном дворе дворца Шарлоттенбург. В связи с реконструкцией Берлинского дворца в качестве места проведения форума Гумбольдта возникла дискуссия о его переустановке на прежнее место.
Находившаяся поначалу на Длинном мосту через Шпрее перед Королевским дворцом, композиция, включающая в себя также фигуры четырёх невольников, символизирующих различные темпераменты и покорённых курфюрстом народов, была перенесена в Шарлотенбург в 1952 году, вследствие запрета сенатом Западного Берлина передачи статуи в Восточный Берлин, где оказалось прежнее местонахождение памятника после раздела Берлина между странами-победительницами во Второй мировой войне
Памятник принцу Альбрехту Прусскому (1809–1872) напротив замка Шарлоттенбург.
Монументальное строение дворца длиною 505 метров, общей площадью 20 600 м2 и с высотою купола 48 метров объединило в себе различные архитектурные направления, господствовавшие на протяжении почти столетней истории его строительства. При этом многое в послевоенные годы приходилось создавать заново, как, например, 20 скульптур современных мастеров, изображающие аллегорические фигуры и мифологические персонажи и установленные на балюстраде с парковой стороны здания
Функционально в нём могут быть выделены Старый дворец и Новый флигель, в которых размещена основная музейная экспозиция, в том числе и многие отдельные экспонаты, представляющие особую культурную и историческую ценность: королевские регалии Пруссии, клавесин и письменный стол первой хозяйки дворца Софии Шарлотты, коллекция табакерок, принадлежавшая лично Фридриху II, и даже так называемая колыбель Фридриха Великого, в которой его якобы качали (последнее, правда, остаётся неподтверждённым), а также «Серебро кронпринцев»: свадебный подарок от 414 прусских городов для Вильгельма и Цецилии, состоящий из 600 столовых приборов.
На крыше одной из пристроек ко дворцу установлены скульптуры, символизирующие различные науки. Одна из статуй держит в руке счёты, у другой — циркуль, у третьей — алфавит, а вот что символизирует четвёртая скульптура я, если честно, так и не поняла.
южный фасад
Старым дворцом условно называют историческую часть здания в границах его первого расширения, выполненного Эозандером. Полностью симметричное строение увенчано массивной восьмиугольной башней, которая зрительно является продолжением чётко выраженного ризалита с его треугольным фронтоном
Наверху её находится небольшая колокольня, служащая своего рода постаментом четырёхметровой позолоченной статуи Фортуны, которая — как всякий флюгер — поворачивается по направлению ветра. С наружной стороны здания через оба этажа, разделённые выступом стены и заметно отличающиеся друг от друга как высотой, так и внешним обликом, проходят декоративные полуколонны
Фридрих I (1705—1713)
После неожиданной смерти королевы в 1705 году в возрасте всего 37 лет дворец Литценбург и близлежащая деревня — из которой берет своё начало одноимённый город и округ Берлина — получили в её честь новое название: Шарлоттенбург. Фридрих, до этого предпочитавший дворцы Ораниенбург и Шёнхаузен, решил сделать своей основной летней резиденцией Шарлоттенбург и использовать его для государственных мероприятий: аудиенций послов, посвящений в рыцари Чёрного орла, а также визитов иностранных монархов и высокой знати (так, в 1712 году здесь гостил русский царь Пётр I).
Ко времени правления Фридриха I относится строительство Большой оранжереи, ставшей западным продолжением здания, а также дворцовой часовни, интерьер которой был завершен в 1708 году. Свои комнаты во дворце получила и новая супруга короля София Луиза. Купол дворца украсила бронзовая статуя богини Фортуны, изготовленная в 1711 году данцигским скульптором Андреасом Хайдтом и олицетворяющая собой уникальную возможность, которую мудрый правитель превращает в политический успех.
Фридрих Вильгельм I (1713—1740) «Король-солдат» Фридрих Вильгельм I, которому была не по нраву слишком возвышенная и расточительная жизнь его родителей, перенёс это отношение и на их любимое детище — дворец Шарлоттенбург.
Ещё будучи кронпринцем он проявлял куда больше интереса к солдатам, которых инспектировал и муштровал во дворцовом парке, чем к убранству Литценбурга—Шарлоттенбурга. Однако, даже приостановив дальнейшее расширение здания, Фридрих Вильгельм и дальше использовал его для проведения торжественных приёмов и королевских бракосочетаний, а парк служил местом постановки дорогостоящих фейерверков.
Фридрих II (1740—1786) Сразу после восшествия на престол в 1740 году Фридрих II распорядился обустроить во дворце комнаты для себя, своей супруги Елизаветы Кристины и других членов королевской семьи, а к 1747 году по планам немецкого архитектора Кнобельсдорфа был завершён пристроенный с востока Новый флигель, придавший зданию в целом больше симметрии. Покои короля и королевы отныне были перенесены в восточное крыло, а отдельный вход в виде портала позволял пользоваться Новым флигелем как собственной, независимой от остального строения, резиденцией
Статуя Фридриха II Великого
Между первыми королевскими апартаментами, отстроенными западнее парадной лестницы, и вторыми, возведёнными позднее в восточном конце флигеля, располагались залы для торжественных мероприятий. По окончании строительства дворца Сан-Суси Фридрих потерял былой интерес к Шарлоттенбургу, но по-прежнему пользовался часовней и Большой оранжереей для проведения бракосочетаний своих родственников.
Во время непродолжительной оккупации Берлина в 1760 году, ставшей одним из эпизодов Семилетней войны, размещавшиеся в городе и его окрестностях русские, австрийские и саксонские войска полностью разграбили Шарлоттенбургский дворец, приведя в негодность его обои, картины и зеркала.. Однако Фридрих тут же распорядился восстановить всё разрушенное в его прежнем виде (за исключением некоторых картин, которые были безвозвратно утеряны)
Фридрих Вильгельм II ( 25 сентября 1744, Берлин — 16 ноября 1797,) Ещё принцем Фридрих Вильгельм II обнаружил свою любовь к Шарлоттенбургу; на время его правления приходится перепланировка парка, строительство Бельведера, Малой оранжереи и Театра, с которым здание дворца достигло своих нынешних монументальных размеров.
Он также распорядился переоборудовать под свою летнюю резиденцию в этрусско-китайском стиле пять комнат на первом этаже Нового флигеля, которые ранее занимал Фридрих Великий. За всей этой роскошью, однако, едва можно было скрыть недостатки гигиены: вода считалась опасной, а туалеты — сооружать которые было попросту не принято — портили бы элегантный вид дворца, так что отправление естественной нужды придворными и гостями безо всякого стеснения осуществлялось прямо на лестницах, в нишах и жилых комнатах.
XIX век
Вид дворца Шарлоттенбург со стороны парка. Цветная литография Э. Гертнера. 1846
Friedrich Wilhelm III., С 1797 года престол наследовал Фридрих Вильгельм III, живший во дворце в летние месяцы со своей супругой Луизой и предпочитавший в духе своего времени более скромные интерьеры, которые скрывали бы элементы вышедшего из моды рококо под слоем краски и бумажных обоев.
Ненадолго поселился в Шарлоттенбурге и ещё один монарх — но уже без всякого приглашения: в 1806 году перед вступлением в Берлин в покоях королевы ночевал Наполеон Бонапарт, так что при возвращении королевской пары назад эти комнаты было решено заново перестроить. На годы правления Фридриха Вильгельма III приходится строительство в парке названной Мавзолеем усыпальницы для рано умершей Луизы, а также здания Нового павильона.
Friedrich Wilhelm IV of Prussia
Его сын и наследник, Фридрих Вильгельм IV, в свою очередь распорядился переоборудовать для себя и своей супруги Елизаветы часть помещений в Старом дворце, которыми королева, уже овдовев, пользовалась и после его смерти до 1873 года
Фридрих Вильгельм III с королевой Луизой в парке дворца Шарлоттенбург
Вильгельм I, ставший первым германским императором, не проявлял особого интереса к Шарлоттенбургу, ограничиваясь посещениями Мавзолея, где покоилась его мать (в том числе 19 июля 1870 года, в день начала Франко-прусской войны).Последний из Гогенцоллернов, сделавший Шарлоттенбургский дворец своей резиденцией, стал Фридрих III, живший в нём в 1888 году со своей супругой Викторией во время своего 99-дневного правления, после чего он использовался лишь для приёма гостей императорской семьи и был открыт для посещений широкой публике[20].
XX век
Фронтальная часть дворца в ноябре 1943 года (слева) и после реставрации в 1961 году (справа)
В годы второй мировой войны дворец был закрыт, а весь передвижной инвентарь был вывезен в штольни или другие дворцы, чтобы в случае непосредственных боевых действий избежать его возможного уничтожения
При налётах авиации союзников в ноябре 1943 и феврале 1945 года, а также в боях наступавшей Красной Армии с засевшими в нём частями СС дворцовый комплекс подвергся сильным разрушениям: в парке уцелел один Мавзолей, а в основном здании нетронутыми остались лишь флигеля Парадного двора, при этом от большинства помещений сохранились только наружные стены, а в целом степень разрушения оценивалась в 60 %
Новый павильон
В отмеченном голодом и недостатком жилья послевоенном Берлине поначалу удалось провести лишь самые необходимые работы по предотвращению полного разрушения зданий, дальнейшая же судьба их долго оставалась неясной. Многими бывшие имения Гогенцоллернов воспринимались не как общественное достояние, а как «воплощение власти, престижа, богатства и величия прусского государства»
Новый флигель
. Только после того, как в 1950 году в восточной части города был полностью снесён не менее пострадавший в военное время Берлинский дворец, была осознана необходимость бережного отношения к оставшемуся культурному наследию и, как следствие, восстановления находившегося в британском секторе дворца Шарлоттенбург[24]. В итоге, выбор между вариантами полного сноса дворцовых руин, консервации их как зримого свидетельства степени военных разрушений или реконструкции дворца был сделан в пользу последнего
Дворцовая капелла после реставрации. Фотография 2019 года Для каждого помещения, учитывая степень его разрушения, уровень историко-культурной ценности, а также предпринятые ещё при Гогенцоллернах перепланировки, потребовалось найти своё собственное, индивидуальное, решение. Поскольку дворец, по сути, лежал в руинах, а необходимые средства, исполнители и исторические документы зачастую отсутствовали, порою было невозможно ни законсервировать отдельные объекты (что, согласно Венецианской хартии, является приоритетом любой реставрации), ни восстановить их полностью в прежнем виде, но лишь реконструировать.. Неоценимую помощь при восстановлении дворца оказали 400 цветных фотографий и коротких фильмов, снятых в его залах 9 ноября 1943 года во исполнение приказа фюрера о документировании ценной настенной и потолочной живописи, которая могла быть утеряна при бомбардировках (что, кстати, и произошло всего две недели спустя).
театр и музей
Большая Оранжерея
Параллельно с реставрационными работами, которые продолжаются и в наши дни, дворец раз за разом открывал для посетителей двери всё новых восстановленных залов и комнат, часть из которых временно использовалась и для экспозиций других берлинских музеев, пока те не переехали в их постоянные строения[27]. До 1956 года реставрация выполнялась на средства городского бюджета, затем финансирование было передано на федеральный уровень (к примеру, затраты только на мероприятия по энергосбережению, повышению пожаро- и электробезопасности, проведённые в 2006—2017 годах, превысили 16 млн евро). С 1995 года дворец находится в ведении Фонда прусских дворцов и садов Берлина—Бранденбурга.
==================================
Шарман, Рудольф Г. Дворец Шарлоттенбург. Королевская Пруссия в Берлине. — Мюнхен: Издательство «Престель», 2013. — 64 с. Дворец Шарлоттенбург // Дворцы и замки Европы : журнал. — ООО «Де Агостини», 2019. — Вып. 15. — С. 22—26.
http://www.dw.com/ Продолжение следует...
Серия сообщений "Дворцы Германии": Часть 1 - Дворец Цецилиенхоф-последняя резиденция ГогенцоллерновЧасть 2 - Музейный остров в Берлине.Музей древностей...Часть 45 - Прогулки по Дрездену.Часть 3.Старый город. Японский дворецЧасть 46 - Дворцы и резиденции в стиле барокко.Часть 3:ГерманияЧасть 47 - Дворцы и резиденции в стиле барокко.Часть 15:Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg)-1.История
Серия сообщений "Стиль Барокко в искусстве": Часть 1 - Русское барокко.Кунсткамера.Часть 2 - Русское барокко:Большой Екатерининский дворец.Часть 2.Янтарная комната...Часть 40 - Дворцы и резиденции в стиле барокко.Часть 12:Мюнхенская резиденция (Münchner Residenz)(6)Сокровищница-2Часть 41 - Дворцы и резиденции в стиле барокко.Часть 13:замок Яромержице-над-Рокитной(Jaroměřice nad Rokytnou Castle)Часть 42 - Дворцы и резиденции в стиле барокко.Часть 15:Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg)-1.История