• Авторизация


Большой дворец - дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» /3.Интерьер 07-08-2023 21:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Большой дворец - дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» /3.Интерьер


Белая столовая
 
Первоначальный декор Столовой, выполненный в традиционной для Растрелли манере, просуществовал недолго. В 1774—1775 годах Фельтен существенно переделал зал, и по характеру переделки он получил своё нынешнее название. Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру: после изобилия блеска позолоты и игры зеркал — почти полная монохромность и матовая текстура.
Интерьер решён в строгих канонах классицизма, и на контрасте двух соседних залов легко прослеживаются отличия двух стилистичексих подходов. В зале нет падуги, потолок подчёркнут монументальным карнизом, который, однако, не соприкасается с плоскостью потолка; резные золочёные панно из дерева уступили место гипсовой лепнине; десюдепорты потеряли лёгкость и усилены сандриками. Горизонтальные тяги, карниз, сандрики создают композиционно замкнутый интерьер. В отличие от барочного стремления раскрыть пространство перспективами из окон или через зеркальные эффекты классицистический подход характеризуется стремлением к пространству уравновешенному, самодостаточному, гармонично организованному и внутренне завершённому, что в полной мере реализовалось в интерьере Фельтена.
 
Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами. Сюжеты барельефов — аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами), композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе — композиции из музыкальных инструментов. В простенках верхнего яруса также размещены медальоны работы Ф. Г. Гордеева на мифологический сюжет о Дионисе и Ариадне. Барельефы воссозданы в послевоенные годы по моделям Л. Швецкой, Г. Михайловой, Э. Масленникова.
 
В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз). Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета выполнена на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж. Веджвудом. Это одна из ранних работ английского керамиста, ставшего впоследствии всемирно известным. Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов. Не все выставленные предметы изготовлены на заводе Веджвуда; со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах. Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов. Придворные обеды или ужины в XVIII—XIX веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен; чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на «водяницы», заполненные кипятком. Торжественные обеды и ужины обслуживались штатом до 500 человек, включая поваров, лакеев, кофешенков и т. д.
 
В Белой столовой имеются изящные круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. Первоначально они были выполнены по эскизам Фельтена. Разбитые в годы войны, печи были восстановлены в послевоенные годы Ю. М. Новиковым, В. Жигуновым, А. Поваровым, В. Павлушиным.
 
Белая столовая замыкает анфиладу больших парадных залов дворца. Её местоположение в планировке проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями.
К Белой столовой примыкают две небольшие комнаты — Буфетные (название закрепилось с середины XIX века; до этого одна из них именовалась Подогревальней). Подсобные помещения использовались для подготовки блюд к подаче на стол и хранения посуды; были меблированы дубовыми столами и посудными шкафами. Сейчас в одной из Буфетных выставлены живописные произведения из коллекции музея работы А. Сандерса, выполненные в 1748 году.
 
Китайские кабинеты
Самыми экзотическими по декору помещениями дворца без сомнения являются Западный и Восточный Китайские кабинеты. Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал. Это та часть дворца, которая существовала изначально; со временем она перестраивалась и изменяла своё функциональное предназначение.В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II и была реализована в 1766—1769 годах и в дальнейшем существенно не изменялся. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот.
Восточный Китайский кабинет
Восточный Китайский кабинет
За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы, китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I. Толщина створок ширм позволяла распилить их вдоль, чтобы использовать для оформления обе стороны створки.
Западный Китайский кабинет
В каждом кабинете архитектор разместил по пять декоративных панно (в настоящее время только два — подлинные; остальные восемь — воссозданные взамен утраченных во время войны). Роспись, выполненная по чёрному фону, характерна для китайского изобразительного искусства конца XVII — начала XVIII века. Среди сюжетов — традиционные сельские сцены и островные пейзажи.
Три панно выделяются тематической оригинальностью: на них изображены этапы производства шёлка, выступление военных в поход и сбор урожая риса. Однако площади китайских панелей было недостаточно, чтобы создать гармоничный интерьер, и тогда Валлен-Деламот решил использовать надставки-обрамления, которые по его эскизам рисовали русские мастера лаковой миниатюры. Тонкая стилизация была исполнена безупречно. Сюжетами послужили пейзажные мотивы, изображения животных, цветов, птиц; рисунки на вставках не повторяются. Размер самого крупного составного панно — 4,5×2,3 м.
Большой Петергофский дворец
Западный Китайский кабинет
В качестве фона для лаковых панно были выбран шёлковый штоф; золотистых тонов — для Западного кабинета и малиново-красных — для Восточного. Двери были также оформлены лаковой живописью в китайском стиле. Дверные проёмы архитектор задумал необычной пятиугольной формы; десюдепорты Западного кабинета украшены стилизованным солнечным диском в вершине пятиугольника и динамичными золочёными фигурами драконов по бокам, которые протягивают свои лапы к солнцу.
Большой Петергофский дворец
Западный Китайский кабинет
Орнаментальные плафоны, расписанные в лаковой технике по шлифованной штукатурке, напоминают подглазурную роспись по фарфору (необычно крупные изразцы печей в кабинетах как раз выполнены в технике подглазурной росписи). Потолок украшен фонарями в китайском стиле из расписного стекла. Они появились здесь в 1840-х годах, это было последнее внесённое дополнение в интерьеры. Паркет кабинетов — с самым затейливым и сложным рисунком среди дворцовых залов, он выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород: амаранта, палисандра, эбенового дерева, ореха, сандала, чинары.
 
 Западный Китайский кабинет
В Китайских кабинетах имеются печи замысловатой формы из полихромных изразцов. Печь Западного Китайского кабинета украшена четырьмя фигурами людей в восточных нарядах.
Печь с фигурами людей в восточных костюмах. Западный Китайский кабинет
В комнатах, в соответствии с изысканной стилизацией, подобрано мебельное и художественное убранство. Часть мебели — подлинно китайские предметы, лаковые миниатюры, подаренные Екатерине II (стол, расписанный красным лаком и палисандровые кресла с инкрустацией перламутром в Западном кабинете); другие — работы европейских мастеров в китайском духе. В Восточном кабинете представлены работы английских мебельщиков XVIII века с отделкой лаковой живописью: письменный стол и стулья, напольные часы; в Западном — уникальное бюро-цилиндр французской работы 1770-х годов. В то время в Европе, особенно во Франции, было хорошо налажено изготовление предметов мебели в стиле «шинуазри», простимулированное высоким интересом аристократии к дальневосточной экзотике и редкостью оригинальных изделий. Оставаясь конструктивно европейской, эта мебель за счёт росписей и декоративных деталей удачно имитировала китайскую.
Западный китайский кабинет
 
Над богатыми по колористике интерьерами под началом Валлен-Деламота работали многие видные художники: Антонио Перезинотти, братья Алексей и Иван Бельские, А. Трофимов, И. Скородумов, «мастер лаковых дел» Фёдор Власов.
Западный китайский кабинет
Современная экспозиция музея включает в себя также коллекцию фарфоровых изделий XVII—XIX веков, выполненных китайскими и японскими мастерами: посуду, вазы, подсвечники, статуэтки; кантонскую эмаль, лаковые расписные шкатулки и кабинеты.
Восточный Китайский кабинет
Увлечение китайским искусством, характерное для XVIII века, помимо расписных шелков в Диванной имеет ещё одно отражение в Петергофе: во дворце Монплезир сохраняется «Лаковая камора» Петра I.
 
Большой Петергофский дворец
Восточный Китайский кабинет
В годы Великой Отечественной войны Западный Китайский кабинет был почти полностью уничтожен: как и в соседнем Картинном зале обрушились межэтажные перекрытия, крыша и северная стена, смотревшая на Большой каскад (стена между Западным Китайским кабинетом и Картинном залом чудом сохранилась). Стены и часть перекрытий Восточного Китайского кабинета уцелели, но его отделка также почти вся погибла.
Восточный Китайский кабинет
Декоративное оформление Западного Китайского кабинета воссоздано в 1971—1972 годах. Плафоны, двери, панели и декоративные панно Китайских кабинетов были воссозданы в технике лаковой живописи на основе серьёзных научных исследований бригадой художников под руководством Л. Любимова в составе Н. Бычкова, Ф. Васильева, Б. Лебедева и В. Андреева. Эта работа в 1971 году была удостоена Золотой медали Академии художеств СССР.
Большой Петергофский дворец
Восточный Китайский кабинет.Плафоны расписанные в лаковой технике по шлифованной штукатурке
Большой Петергофский дворец
Западный Китайский кабинет
Картинный зал
Просторный двусветный зал, находящийся в обрамлении Китайских кабинетов, занимает центральное место в планировке дворцовых помещений; через него проходит композиционная ось не только самого дворца, но и Нижнего парка и Верхнего сада. Из больших окон-дверей нижнего яруса, выходящих на обе стороны, видна перспектива Морского канала, прорезающего Нижний парк и уходящего к Финскому заливу, и бассейны фонтанов Верхнего сада (окна-двери ведут на балконы, единственные во дворце).
 
Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением. Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.
К ним относятся лепной карниз, роспись падуг и плафон работы Бартоломео Тарсия на тему «История иероглифики», созданный в 1726 году. Сложное многофигурное полотно (более тридцати персонажей) прославляет героя (Петра I); над ним развевается штандарт с двуглавым орлом, вокруг него — античные боги Фемида, Афина, Церера, Меркурий; аллегории Вечности в виде крылатой женщины с кольцом, Истины, поражающей Невежество, Порока, убегающего от Света.
 
Выполненная в монохромной манере темперная роспись на падугах, композиционно слитная с их формой, продолжает тематику плафона. Изображены атрибуты и эмблемы воинской славы, крупномасштабные фигуры символизируют время, истину, славу, могущество, патриотизм и морские победы. В окружённые знамёнами угловые медальоны вписаны профили Нептуна, Марса, Аполлона и Беллоны. На продольных падугах присутствуют также аллегории четырёх стихий.
Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном. В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался. В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Растрелли: в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные десюдепорты. Их выразительная скульптурная композиция из женского бюста в окружении птиц с распростёртыми крыльями многократно повторяется в различных вариациях в дальнейших дворцовых покоях.
 
В 1764 году зал обрёл свой нынешний вид, когда по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин, принадлежащих кисти П. Ротари. Приехавший в Россию в 1756 году граф Пьетро Ротари пользовался репутацией мастера идеализированного портрета, был назначен придворным художником и пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны. Он оставил след в русской живописи: у него учились Ф. С. Рокотов и И. С. Аргунов. В 1762 году Ротари умер; Екатерина II распорядилась приобрести у вдовы итальянского художника все его полотна, оставшиеся в мастерской. Часть их Ротари привёз с собою из Германии и Италии, но большинство были созданы в России.
Большой знаток костюма, Ротари любил рисовать идеализированные портреты молодых девушек или мужчин в национальных одеждах (польских, русских, турецких, венгерских, татарских и т. п.). Большинство работ художника, попавших в Петергоф, — как раз такие портреты. Ротари был плодовитым и модным художником: в Китайском дворце Ораниенбаума есть кабинет Ротари, в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых, — салон Ротари; его работы представлены в коллекциях российских и зарубежных музеев. Но самое крупное собрание работ художника представлено в Картинном зале: 368 полотен занимают почти всю площадь стен.
Шпалерная развеска часто применялась для украшения интерьеров; в Петергофе таким же образом отделан павильон «Эрмитаж», в Большом Екатерининском дворце тоже есть Картинный зал, где реализован тот же принцип размещения живописных работ. Однако не было случая, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника; в этом плане интерьер не имеет аналогов. Зал, во времена Елизаветы Петровны недолго называвшийся Старым, стали именовать Кабинетом мод и граций или Галереей Ротари; со временем за ним закрепилось современное название.
В музейной экспозиции зала в качестве иллюстрации представлены некоторые предметы мебели, напоминающие о прежнем использовании зала. Складные ломберные столики XVIII века указывают на то, что здесь нередко устраивались карточные игры. В зале установлено фортепиано, изготовленное в Москве в 1794 году (мастер Иоганн Штюмпф); в XIX веке здесь проводились музыкальные вечера для узкого круга приближённых ко двору.
 
В годы Великой Отечественной войны центральная часть дворца, где находится Картинный зал, была взорвана, кроме крыши и межэтажных перекрытий обрушилась и северная стена, смотревшая на Морской канал и Финский залив. От всего зала остались лишь три стены.
Восстановлен зал одним из первых — в 1964 году. Его плафон и падуга воссозданы художниками бригады Я. Казакова.
 
Куропаточная гостиная
Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении. Комната расположена в старой, петровской части дворца.
 
До перепланировки, предпринятой Франческо Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них — без окон. Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан Юрием Фельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты. Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.
 
Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля). Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов. Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II.
 
Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной. Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Воссоздали значительную часть шёлка московские мастера под руководством А. Фейгиной. Часть старой ткани размещена на западной стене.
Шёлковая бледно-голубая ткань по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля)
 
Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро, прогоняющее Ночь (неизвестного французского художника XVIII века). Ранее потолок был расписан темперой художниками братьями Алексеем и Иваном Бельскими, но роспись безвозвратно погибла во время войны.
 
В Куропаточной гостиной экспонируются четыре произведения Ж. Б. Грёза, в том числе «Девушка, сидящая у стола» (1760-е годы). Другим заметным экспонатом комнаты является арфа, изготовленная в Лондоне в конце XVIII века филиалом фирмы французского мастера музыкальных инструментов Себастиана Эрара.
20181111_154216
Восстановлена гостиная в 1964 году. Была в числе первых воссозданных залов дворца.
Диванная
Опочивальня императрицы. Диванная оформлена по проекту Фельтена в 1770 году. Применив золочённую резьбу по дереву, Фельтен использует геометрический плоский орнамент, розетки, провисающие гирлянды цветов. В 1779 году у западной стены был размещён «турецкий» диван «с приступом» (отсюда название комнаты), подаренный Потёмкиным. Стены обиты китайским шёлком XVIII века, реставрированным и дополненным А. Васильевой.
Восстановлена в 1964 году. На ковре стоит фарфоровая статуэта любимой левретки императрицы Екатерины II Земиры. Фигура собачки выполнена на Императорском фарфоровом заводе в 1779 году по модели скульптура Ж.-Д. Рашетта.
Из предметов, издавна находящихся здесь, особый интерес представляют «Портрет Елизаветы Петровны в детстве», копия с работы Л. Каравака, фарфоровая яйцеобразной формы ваза, изготовленная петербургскими мастерами.
Туалетная
Шёлк, украшающий стены этой комнаты, выткан в середине XIX века по рисунку П. Дверза, воспроизводящему ткань XVIII века. На стенах- парадные портреты. Золочёная резьба воссоздана под руководством А. Семёнова по моделям Н. Оде.
 
20181111_154619
Кабинет императрицы
Название комнаты вовсе не означало, что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами. Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных сыграть партию в карты. До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.
Летом 1749 года в Петергоф  доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы “фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”. На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме. Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол. Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году. Особую прелесть придает Кабинету замечательный по рисунку шелк. Он появился здесь, вероятно, еще в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами. Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами. В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей. В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера.
На стенах — парадные портреты царствующих особ. Екатерина представлена стоящей в парадном костюме. Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о постоянных заботах “просвещенного монарха”. Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века — прямая противоположность предыдущему. Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение её лица, на губах приветливая полуулыбка. Почти игриво держит она в правой руке скипетр. На западной стене портрет сына Екатерины II, Павла I, копия с работы художника Ж.-Л. Вуаля, и его супруги Марии Федоровны. Одним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века, чьи полотна охотно приобретались для русских дворцов, был немецкий живописец, постоянно живший в Италии, Якоб Филипп Хаккерт. Его картина “Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима” находится на восточной стене.
В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю, жившего в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией. М.-Д.Кулерю работал, в основном с черным деревом; мебель выполненная им из красного дерева — штучные экземпляры.
 
Штандартная
Штандартная была декорирована по проекту Растрелли золочёной резьбой по дереву, стены затянуты шёлком. Ткань неоднократно менялась. С середины XIX века — это «брокатель по жёлтому фону с лиловыми разводами» под цвет императорского штандарта (в то время в комнате хранились штандарты гвардейских полков, отсюда и название). В настоящее время стены и мебель обиты шёлком, изготовленным по образцу ткани из Петергофской Собственной дачи работы московской мануфактуры И. Кондрашова 1840-х годов. Ткань воссоздана московскими мастерами под руководством А. Фейгиной
 
Кавалерская
Здесь размещался караул кавалергардов, производились представления кавалеров российских орденов, устраивались приёмы офицеров гвардейских полков. Стены затянуты малиновым штофом, изготовленным на московской мануфактуре Ф. Коровина в конце XIX века. Шёлк воссоздан в 1974 году. В Кавалерской находится одна из изразцовых печей Большого дворца, являющихся подлинным произведением искусства. Печь восстановлена под руководством Ю. М. Новикова. Убранство интерьера дополняют картины, среди которых полотно школы П. Рубенса «Апофеоз войны»
Кавалерская бюро из Голландии середина 18 века, печь с изразцами ,расписанными синим кобальтом
Шкаф с интарсией,Голландия 18 век
Большая голубая гостиная
Голубая гостиная в середине XVIII века называлась Столовой. Обивка стен неоднократно менялась. Голубая брокатель, давшая интерьеру новое название, впервые упоминается в 1876 году.
В настоящее время стены украшены шёлком, изготовленным по образцу 1897 года. До 1941 года здесь сохранялась живописная падуга художника Л. Дорицкого (1753). Падуга воссоздана художником Л. Любимовым в 1980 году. Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны — копии художников XVIII века с портретов работы Д. Левицкого и Л. Виже-Лебрен. Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами.
Банкетный сервиз,изготовлен на Императорском фарфоровом заводе
 
Секретарская
Интерьер был создан в середине XVIII века по проекту Растрелли. Основной элемент декора — зелёный шёлковый штоф, которым затянуты стены, — воссоздан по образцу XVIII века. Белые панели и двери были оформлены золочёными прямоугольными тягами, резными изображениями птиц, растительным орнаментом. В Секретарской находится одна из изразцовых печей Большого дворца. Воссоздана под руководством Ю. М. Новикова. Паркетный пол, как и ещё в некоторых залах (Куропаточной, Диванной и Голубой гостиных, Коронной, Голубой приёмной, Дубовом кабинете Петра I) выложен рисунком «зигзаг». На стенах — картины «Загородный дворец» работы голландского художника Я. Ван ден Стратена (1701) и «Горный пейзаж» работы неизвестного итальянского художника XVIII века.
Коронная
Была оформлена в середине XVIII века и перестроена 1769—1770 годах по проекту Юрия Фельтена как парадная Опочивальня. Но по назначению не использовались. Она требовалась лишь для усиления подчёркнутой парадности дворца. 
С конца XVIII века комната стала называться Коронной так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны . Меблировка и оформление повторяют убранство Диванной: в комнате установлена перегородка с альковой нишей, а стены затянуты расписным китайским шёлком, на котором изображается процесс изготовления фарфора в Цзиндэчжене. 
В сентябре 1941 года всё убранство, за исключением снятого со стен шёлка, погибло. Коронная воссоздана по проекту Е. Казанской и В. Савкова. Комнату украшает плафон «Венера и Адонис» работы неизвестного итальянского художника XVIII века. Стены затянуты расписанным акварелью китайским шёлком конца XVII  начала XVIII века, на котором детально изображён процесс производства фарфора. Ткань реставрирована А. Васильевой.
Восстановлена в 1964 году, наряду с Картинным залом, а также Куропаточной и Диванной гостиными была в числе первых воссозданных залов Большого дворца.
Дубовый кабинет и Дубовая лестница
Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца, создан еще в первой четверти XVIII века. Отделан четырнадцатью дубовыми панелями, восемь из которых подлинные.
Дубовая лестница сооружена в 1720-21 годах по проекту А. Леблона, плафон создан И. Я. Вишняковым в 1751 году. Он изображал Аврору, богиню утренней зари, во время войны погиб, воссоздан в 1964 году Я. А. Казаковым. Ступени лестницы устланы дубом, из него же вырезаны балясины её перил, отсюда и название. Все дубовые детали, кроме фрагмента одной из балясин, сгорели при пожаре 1941 года, воссозданы по моделям скульптора Н. Оде.
Дубовая лестница сохранялась на протяжении двух веков почти без изменений.
30 мая 1941 года На Дубовой лестнице
 
Запасная половина дворца
 Четыре комнаты Запасной половины дворца не имели специального назначения. Вплоть до 1941 года в этих комнатах сохранилась отделка типичная для середины XVIII века: украшенные деревянной золоченой резьбой панели, шелковые обои, наборные паркеты. В настоящее время здесь размещается выставка, рассказывающая об оформлении интерьеров, характерном для различных периодов истории дворца
В первой запасной комнате представлен парадный портрет императора Николая I кисти английского художника Джорджа Доу. Период царствования Николая I - время особого расцвета петергофской резиденции. Именно тогда появились уникальные памятники архитектуры: Коттедж, Готическая капелла, Фермерский дворец. Царицын и Ольгин павильоны, Бельведер.
 
На время царствования Николая I приходятся годы работы в России шотландской художницы Кристины Робертсон.
Во второй Запасной комнате находится одна из её работ - портрет средней дочери Николая I Ольги, ставшей королевой Вюртемберга.
 
В третьей Запасной комнате представлена ещё одна работа Кристины Робертсон - портрет младшей дочери Николая I Александры, с именем которой связана печальная страница в жизни императорской семьи. Не дожив до 19 лет, Александра Николаевна скончалась в родах. В Нижнем парке есть мемориальная скамья памяти Александры.
На круглом столе перед угловым диваном стоят часы с роторным механизмом. У часов вращается циферблат, а стрелка остается неподвижной, роль которой играет жало змеи. Выполнены часы в Москве в конце XVIII столетия.
 
Любопытные часы "скелетоны" представлены в Четвертой запасной комнате на каминной полке. Сквозь ажурный корпус и прозрачный циферблат виден механизм часов. Часы созданы в мастерской Бенджамина Гаймана в начале XIX века.
В Четвертой комнате Запасной половины собрана коллекция западноевропейского и русского фарфора, среди которой образцы французского неглазурованного фарфора - бисквита. Среди живописных работ, представленных в этом интерьере - портрет австрийской императрицы Марии Терезии кисти неизвестного художника.
Проходная 
 
Трон императора Николая I в Большом Петергофском дворце в Комнате Сандерса. Дуб, позолота и личный вензель императора на спинке кресла.
В комнате Сандерса выставлены его живописные произведения, выполненные в 1748 году.Это бывшая Буфетная комната (название закрепилось с середины XIX века; до этого она называлась Подогревальной). Подсобные помещения использовались для подготовки блюд к подаче на стол и хранения посуды.
 
 
https://www.citywalls.ru/search-street2295.html
https://www.citywalls.ru/house34093.html
https://4traveler.me/jorneys/bolshoy-dvorec-v-petergofe
https://inpeterhof.ru/dostoprimechatelnosti/dvortsy/bolshoj/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_дворец_(Петергоф)
https://archiprofi.ru/objects/detail/61827/?ID=471697
https://fotoload.ru/fotoset/33388/
https://www.spb-guide.ru/bolshoj-dvorec-petergof.htm#foto-18
https://www.spb-guide.ru/bolshoj-dvorec-v-petergofe-foto.htm
https://sinekvan.livejournal.com/709742.html
https://sinekvan.livejournal.com/767960.html

*******************


 
 

Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
Часть 3 - Большой дворец - дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» /1
Часть 4 - Большой дворец - дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» /2.Интерьер.
Часть 5 - Большой дворец - дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» /3.Интерьер
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Большой дворец - дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» /3.Интерьер | sitnik - Дневник sitnik | Лента друзей sitnik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»