В прозрачной дымке город, Спит Верона… Печалью дышат стены Старых замков, Мощенных улиц камни Помнят стоны И слезы по влюбленным, что ушли так рано...
Ирина Ханум
[показать]
Верона — город на северо-востоке Италии, в регионе Венето, административный центр одноимённой провинции. Население — 259 тысяч человек (2004). Расположен на реке Адидже
.
Верону ежегодно посещают сотни тысяч туристов, в том числе много иностранцев, из-за её достопримечательностей и различных ежегодных мероприятий, таких как открытие оперного сезона.
Исторические памятники и экономическое значение города связаны с его географическим положением.
Покровителем города считается св. Зинон Веронийский, день города — 21 мая.
На территории Вероны жили люди с доисторических времен в нескольких населенных пунктах вдоль реки Адидже. Сегодня учёные спорят о том, когда было основано первое поселение в районе: скорее всего, при императоре Домициане. Среди других предположений — происхождение города из этрусских поселений и, наконец, гипотеза о том, что город был основан местным народом эвганеями.
Древнеримский амфитеатр в Вероне
Порта Борсари
Однако только с основания римской колонии в этих местах в 89 году н. э. начался период расцвета города. Из небольших и неизвестных поселений римляне сделали шедевр искусства, построив огромные здания-памятники, некоторые из которых видны и сегодня. В третьем веке нашей эры город использовали как военную базу против варваров. Город впоследствии был расширен и укреплён Галлием, который продлил городские стены. В 403 году под Вероной потерпел поражение вождь готов Аларих во время его первого нашествия на Италию.
С V по XII век были бурным периодом в истории Вероны: захватившие Италию готы были в VI веке разбиты византийцами, которых в свою очередь вытеснили лангобарды. В 774 году в Вероне франками Карла Великого был побежден последний король лангобардов Дезидерий, что знаменовало конец лангобардского королевства
С тех пор на протяжении ещё нескольких войн город использовался в качестве крепости. Доминировал в городе сначала род Романо, затем город прошёл через руки делла Скала (1262), которые значительно расширили город и его окружение. С 1387 Верона стала принажлежать Висконти, затем Каррара, и, наконец с 1405 Венеции. Под властью Венеции прошли почти четыре века относительного спокойствия, с кратким, но кровавым перерывом (1509—1516) во время войны Лиги Камбре, когда город был занят имперскими войсками.
В 1796 году город был взят наполеоновской армией, и в 1797 по кампоформийскому миру отошёл к Австрии. По люневильскому миру (1801) Верона была поделена на две части, на правом берегу Адидже французская часть, на левом — австрийская. Так продолжалось до 1805 года, когда весь город снова перешёл под власть Франции.
По решению Венского конгресса (1815), город Верона передавался Австрии и там оставался до 1866 года. Для Габсбургов город представлял ключевой военный объект, который должен был выступать в качестве буфера при нападении из Пьемонта. Под власть итальянского правительства город перешёл 16 октября 1866 при захвате Венето во время третьей войны за независимость.
В 1882 году в Вероне случился страшный потоп — река Адидже вышла из берегов и затопила значительную часть города. В последующие годы, чтобы защитить город от других подобных событий, были построены защитные стены.
Во время Второй мировой войны Верона подверглась воздушным бомбардировкам, во время которых сильно пострадала от бомб. После падения фашизма (1943) и Вероне проходил судебный процесс против Чиано и других предводителей фашистов.
В послевоенный период, со вступлением Италии в НАТО, Верона вновь приобрела стратегическое значение с учетом относительной близости от железного занавеса. С учетом этого, город стал домом для командования Объединённых вооружённых сил НАТО в Южной Европе (FTASE) на весь период холодной войны. Кроме того, там сохранялось мощное военное присутствие США, которое ослабело только в последние годы.
Сегодня Верона представляет собой важный и динамичный город, очень активный экономически и привлекающий большое количество туристов благодаря своей тысячелетней истории, где древнеримское прошлое сосуществует рядом с мрачной средневековой Вероной кровавых Скалигеров.
Сад Джусто
Стены Вероны, возведённые во времена господства Габсбургов, по-прежнему существуют. В городе можно выделить исторический средневековый центр, где есть остатки более поздних зданий («Ренессанс», восемнадцатого и девятнадцатого веков), округа Veronetta и Сан-Зено, которые целиком состоят из зданий средневековой эпохи. В некоторых районах были воздвигнуты стены вилл и дворцов в стиле барокко, промышленные зоны Борго Рома на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, и, наконец, современный город.
Средневековый мост Скалигеров
Верона может похвастаться наличием стен, которые были построены в разное время, но по прежнему видны: в некоторых местах до сих пор видны стены римской империи, от которых, к сожалению, остались лишь руины. Сохранились античные городские ворота — Порта Борсари и Порта Леони;
От моста до Алеарди хорошо сохранились стены тринадцатого века с тремя башнями, наиболее известной из которых является башня Пентагона и Портони дела Бра, ведущие на главную площадь города — Пьяцца Бра;на холме Святого Петра остаются стены, построенные семейством Скала, причем больше пятнадцати башен;набережные от наружной стены, построенные венецианцами, а также некоторые бастионы;Стенки и валы, построенные австрийцами, остались почти нетронутыми.
Во время римского господства в Вероне были построены две стены эпохи поздней Республики, и менее известные, но более сохранившиеся, так называемые стены Галлиена, построенные по приказу Галлиена в 265 году для защиты города от Алеани. Республиканская стена была длиной свыше 900 метров.
В одиннадцатом столетии были расширены стены на холме к востоку, чтобы лучше защищать город. В период между 1194 и 1224 годами Муниципалитетом были построены стены к югу от города, вдоль естественного углубления, которое затем использовалось в качестве рва.
Площадь Синьории
Стены к северу от Вероны, построенные делла Скала, были укреплены, их длина увеличена, и дополнительно было выстроенно несколько башен. Вскоре после этого были предприняты большие усилия по увеличению обороны: была укреплена северная часть с хорошо укреплеными двадцатью четырьмя башнями и четырьмя воротами, и почти одновременно расширены стены на юге.
В период между 1509 и 1517 годами Верона принадлежит Максимилиану I, и по возвращении венецианцы решили возобновить строительство стен Вероны. Первые работы начались в 1523 году, причем были переделаны южные стены Скала, добавлено несколько бастионов. В середине XVI века над строительством оборонительных укреплений города работает Санмикели, он возводит Порта Нуова и Порта Палио.
С прибытием австрийских войск в начале девятнадцатого века, стены прошли несколько переделок. Первые изменения произошли с 1830 до 1840 год, когда были восстановлены укрепления и было построено много новых, создавая весьма обширную сеть укреплений.
После первой войны за независимость (1848—1849 годы) система укреплений стала ещё более сложной, особенно на Западной стороне. За пятьдесят лет своего господства австрийцами было построено несколько зданий, таких как: арсенал Франца-Иосифа I, ж/д станция Порта Епископа, монументальные кладбища и несколько других зданий.
До этого художественный облик города был скрыт между защитными крепостными стенами, но с приходом нового века и индустриализации Верона медленно начала терять свою роль как крепость. После второй мировой войны в нескольких округах приступили к разработке города, стараясь не разрушить исторически значимых зданий и строений.
Город славится древнеримскими (Арена ди Верона, Арка Гави, Порта Борсари, Римский театр) и средневековыми архитектурными памятниками (Кастельвеккио, арки Скалигеров), многочисленными романскими и готическими церквями, дворцами эпохи Возрождения, музеями, консерваторией «Evaristo Felice dall’Abaco», а также университетом.
ДОМ ДЖУЛЬЕТТЫ
Дом Джульетты — дом в Вероне (Италия), построенный в XIII веке. Является популярным туристическим местом, отождествляемым с легендарным домом героини пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
Дом Джульетты принадлежал роду Даль Каппелло (прообраз семьи Капулетти), их герб в форме мраморной шляпы расположен на арке, ведущей во внутренний двор. В 1667 году дом вместе с несохранившейся башней был продан одним из представителей рода Каппелло и затем неоднократно менял хозяев. В XIX веке в нём находился постоялый двор.
В этом состоянии его описал Чарльз Диккенс: …с Рыночной площади я направился к дому Капулетти, претерпевшему величайшее унижение и превратившемуся теперь в убогую гостиницу. Шумные веттурино и ломовые телеги теснились во дворе, где была непролазная грязь и ходил выводок забрызганных ею гусей… Плодовый сад перешёл в руки других владельцев и уже давно отделён от всего остального, а раньше он был при доме, или мог бы быть, и над воротами, что ведут во двор с улицы, ещё сохранилось изображение шляпы (capello) — старинного герба этой семьи, высеченное на камне. Гуси, ломовые телеги, их возницы и пёс, надо признаться, несколько мешали: гораздо приятнее было бы найти дом совершенно пустым и иметь возможность пройтись по его нежилым комнатам. Но шляпа все же доставляла невыразимое утешение, и место, где полагалось быть саду, едва ли меньшее.
— Чарльз Диккенс. «Очерки Италии» (1846 год)
В Вероне происходит действие пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». Туристам показывают так называемые дом Джульетты с её балконом и дом Ромео, гробницу Джульетты, хотя с персонажами пьесы эти здания исторически не имеют ничего общего.
С тех пор здание сменило множество хозяев. В начале XX века дом находился в плачевном состоянии. В 1907 году он был выставлен на аукцион и куплен Городом, чтобы устроить в нём музей шекспировской легенды. В 1936 году на волне популярности фильма Джорджа Кьюкора "Ромео и Джульетта" начались бурные работы по восстановлению и частичной реконструкции здания с целью придать ему более декоративный вид.
Работы проводились в несколько этапов: в 1930-х, 70-х и 90-х годах. На заключительном этапе в доме была воссоздана атмосфера эпохи Треченто: художественные орнаменты потолков и стен выполнили по образцам XIV века, на стены поместили подлинные фрески того периода, перенесённые из разрушенных зданий и т. п.
В 1997 году музей был открыт для посетителей. В экспозиции музея ряд картин, посвящённых Ромео и Джульетте, фотографии сцен из фильма Кьюкора.
На одном из этажей в 2002 году была размещена экспозиция предметов из фильма Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» (1968 год): два костюма, брачное ложе и семь эскизов к фильму, сделанных рукой режиссёра.
Находясь на втором этаже дома, можно попасть на балкон и увидеть дворик сверху. Предшествующая выходу на балкон комната создана по мотивам знаменитого полотна Францеско Айеца «Прощание Ромео с Джульеттой» («Поцелуй»), написанного в 1859 году. Этажом выше находится просторный зал с камином, на котором красуется «герб Капулетти» в форме шляпы
. На последней стадии реставрации в Доме Джульетты был воспроизведен интерьер XIV столетия.
интерьер дома Джульетты
Кровать из фильма Дзеффирелли
камин
Особой популярностью у туристов пользуется бронзовая статуя Джульетты, прикоснуться к которой считают хорошей приметой. 23 апреля 1964 года в связи с празднованием четырёхсотлетия со дня рождения Шекспира веронская газета L' Arena решила напомнить горожанам об обещании, которое синьор Монтекки дал отцу Джульетты в финале шекспировской пьесы — «Я воздвигну в честь твоей дочери статую…».
Этот призыв был воспринят одним из основателей Lions Club Ost графом Морандо. Скульптор Нерео Костантини предложил свою работу безвозмездно, а расходы по отливке статуи оплатил Lions Club. Несмотря на то, что в 1968 году статуя была уже готова, коммуна Вероны не проявила никакой заинтересованности в том, чтобы она была установлена перед домом Джульетты, и скульптура несколько лет хранилась в зале апартаментов маршала Радецкого в палаццо Форти.
8 апреля 1972 года благодаря старанию Клуба Джульетты скульптура заняла своё постоянное место во дворике дома шекспировской героини. Вскоре у поклонников появилась примета, что потерев правую грудь статуи, можно получить счастье в любви. Из-за частых прикосновений к 2014 году статуя была истёрта, на «счастливой» правой груди образовалась трещина, а на правой руке излом. В результате власти города решили убрать ставшую символом Вероны статую в музей, а во двор дома Джульетты поставить копию, оплаченную городом.
Также туристы оставляют записки и признания в любви на выходящих во дворик стенах дома. В 2005 году все они были убраны, и для их написания оставили внутренние стены арки, ведущей во двор с улицы, специальное покрытие которых периодически обновляется. В ноябре 2012 г. городской совет Вероны запретил размещение записок, установив штраф в 500 евро за приклеивание записок или оставление надписей на стенах
Влюбленные оставляют символы любви-сердечки и вешают замочки, как символ крепости союза
внутренний двор
Гробница Джульетты
ДОМ РОМЕО
Дом Ромео — особняк XIV века в Вероне, почитаемый туристами как дом героя пьесы Шекспира Ромео. Здание имеет готические черты, окружено наружной зубчатой стеной, за которой расположен дворик с арочной галереей.
Доска на доме Ромео
Особняк принадлежал семейству Ногарола, затем он был конфискован правителем Кангранде I делла Скала, а после падения этой правящей династии, вернулся к своим прежним хозяевам. В XV веке Ногарола продали свой особняк, после чего этот комплекс был разделён между несколькими владельцами.
Кадры из фильмов разных лет
В 1930-е годы здание передали литературному обществу Вероны, планировалось устроить в нём шекспировский музей. План не был реализован из-за начавшейся Второй мировой войны. Здание пришло в упадок, некоторое время в нём размещалась конюшня. Позднее особняк перешёл в частную собственность, был частично отреставрирован, но остаётся закрытым для доступа. Планы муниципалитета выкупить здание и создать в нём музей были отвергнуты его хозяевами
Считается, что прикосновение к статуе приносит удачу в любви. Во дворик, бывший некогда садом Капулетти, выходит небольшой каменный балкон - знаменитый балкон Ромео и Джульетты. Поцелуй под этим балконом - мечта многих влюблённых пар, которые оставляют на стенах Дома свои автографы в виде сплетённых вместе имён и сердечек В 2000 году Верона была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церкви Вероны
Сан-Дзено Маджоре
Санта Мария Антика
(VII—XII века)
Сан-Лоренцо(VIII век)
Санта-Мария-ин-Органо
(VIII век)
Сан-Джорджо-ин-Браида
https://www.comune.verona.it/
Серия сообщений "Города Италии": Часть 1 - Города Италии:В прозрачной дымке город, спит Верона…Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: Раннехристианские памятники в городе Равенна...Часть 44 - Сельва-ди-Валь-Гардена(Selva di Val Gardena),ИталияЧасть 45 - Бургузио(Burgusio),ИталияЧасть 46 - В прозрачной дымке город, спит Верона…