Итак,продолжим
Henri d'Orléans, duc d'Aumale
Это красивый белокурый мальчик, тоненький и элегантный. И в нем есть все необходимые качества для истинного французского принца.От своего крестного отца, последнего принца Конде, благодаря интригам его любовницы баронессы Фешер унаследовал обширные земли и богатое имущество Конде, включая фамильную усадьбу (шато) Шантийи.
Портрет Генриха Орлеанского, герцога Омальского, 9 лет, холст, масло работы Жозефа-Николя Робер-Флери, подпись внизу слева. Замок Шантийи, музей Конде.
В пятнадцать лет он уже удостаивается звания лейтенанта, затем отправляется продолжать свою учебу в Фонтенбло.В 1839 году он становится капитаном, а в следующем году он вступает в права пользования замком, однако отправляется в Алжир к своему старшему брату, герцогу Орлеанскому, командующему дивизией. Здесь он ведет себя одновременно как молодой герой и как безумец. Его брат гордится им.
Парадный вестибюль
Он совершает все новые и новые подвиги. В девятнадцать лет Генрих возвращается во Францию. Он въезжает в Париж во главе своего полка; его встречает целая толпа восторженных девиц, желающих убедиться, что с их красавцем-полковником ничего не случилось, так как прошел слух о его ранении. Во дворце Тюильри его ждет такой же ажиотаж. Но среди всех поклонниц он особенно выделяет звезду театра Варьете, очаровательную Алису Ози. Это восхитительное существо с черными глазами, тонкими чертами лица и изящной фигурой не может оставить его равнодушным. Она поет, танцует, прекрасно держится на сцене, словом, юный принц влюблен.
Алиса Ози , настоящее имя — Жюли-Жюстин Пийуа — французская актриса и куртизанка.
Алиса с первого взгляда влюбляется в Генриха. И начинается чудесная история любви. Принц д'Омаль гордится ее красотой и любит гулять с ней по городу. Чтобы чувствовать себя свободнее, он переодевает ее в мальчика и оба эти сорванца бегают по улицам Парижа, словно два приятеля, сбежавших с уроков.
Естественно, об этой связи узнают все, и даже королевская семья. Королева Мария-Амелия, мать молодого человека, лишь вздыхает. Но что касается короля, то он, по-видимому, настроен более серьезно, и в 1842 году принц Омаль получает приказ отправиться в Алжир. Здесь он покрывает себя славой и возвращается домой в зените популярности. Увы, Алиса, которая очень любит деньги, уже уступила банкиру Перрего. Так закончилась эта любовь, похожая на весну.
Для короля Луи-Филиппа и королевы Марии-Амелии это хорошая новость: наконец-то у них есть возможность женить принца. Но кого выбрать? Может быть, молодую королеву Испании? Нет, это, пожалуй, опасно. Тогда какую-нибудь принцессу, скажем, той же Испании. Нет, они некрасивы. А почему бы не остановить свой выбор на принцессах двух Сицилии? Королева их хорошо знает, и Омаль отправляется в Неаполь, чтобы остановиться там у своего дяди, принца Леопольда Салернского.
Здесь он встречает одну из дочерей Леопольда, Каролину-Августу-Марию де Бурбон. Она небольшого роста, но до чего восхитительна со своими огромными глазами и длинными ресницами, бросающими тень на самое хорошенькое личико, которое ему только доводилось видеть. Кроме того, она только на три месяца моложе принца.
Повстречав его, она почувствовала сильное волнение. Что же до него, то он сражен. Каролина — сама веселость. У нее такая ослепительная улыбка и такая интересная манера сопровождать свою речь маленькими жестами, что это очень забавляет принца. И когда однажды он не со зла подтрунивает над ней, она отвечает ему со своим неподражаемым акцентом:
Принцесса Каролина и принц Омальский — Мы все такие, в этой стране, мой дорогой кузен. Надо принимать нас такими, какие мы есть.И он спешит это сделать. По крайней мере он просит, чтобы ему доверили Каролину, с ее заливистым смехом, ямочками на щеках, замечательными жестами и такими прекрасными голубыми глазами. 25 ноября 1844 года во дворце в Неаполе с большой помпой проходит венчание, после чего молодая пара едет во Францию.Каролина сразу же оценила Шантийи, и часто вместе с Генрихом она приезжает посмотреть на восстановительные работы. К несчастью, они будут прерваны революцией 1848 года. За три года до этого Каролина дарит своему мужу сына, который будет титулован принцем Конде.
В Шантийи
К началу Революции Генрих является губернатором Алжира. В марте 1848 года, под проливным дождем, он возвращается во Францию вместе со своей женой и ребенком.Эта крепкая любовь превозмогает все несчастья. А их выпадает немало. В августе 1850 года умирает король Луи-Филипп, а в 1866 году они скорбят по Марии-Амелии. Но еще более ужасное известие они получают несколько месяцев спустя: их старший сын, принц де Конде умирает от скарлатины в Австралии, во время школьного путешествия. И наконец, последний и самый страшный удар для Омаля: в последние дни 1869 года Каролина засыпает навсегда. Она не смогла пережить утрату сына.
Marie Caroline of Bourbon-Two Sicilies, Duchess of Aumale with her son Louis of Orléans, Prince of Condé
В 1870 году, потеряв второго сына, Франциска, герцога де Гиза, рожденного в Англии, принц Омаль получает, наконец, разрешение вернуться во Францию. Он останавливается в Шантийи, где вновь принимается за восстановительные работы. Работы, которые на этот раз он доводит до конца. Его избирают в Академию, и до конца дней его будут считать человеком большого благородства и горячего сердца. Деля свое время между замком и заграницей, он решает подарить Шантийи и свою коллекцию государству
В Алжире.Принц под оливами
.В 1884 году подарил государству замок Шантийи с собранной им художественной коллекцией, включая «Мадонну Орлеанского дома», «Великолепный часослов герцога Беррийского» и множество других шедевров (ныне — музей Конде). Под впечатлением от его щедрости республиканское правительство отменило декрет об изгнании герцога, и он вернулся во Францию.7 мая этого же года он угасает в Сицилии, недалеко от Палермо. Его тело перевозят во Францию и хоронят рядом с останками герцогов Орлеанских, в королевской часовне Дре. Очень многие искренне сожалели о том, что у этого безукоризненного дворянина, принца со светлым умом и чистым сердцем никогда не было возможности получить трон.
А теперь о вкладе Омальского в организацию музея Конде.Музей Конде — музей, расположенный в замке Шантийи в коммуне Шантийи , в 40 километрах севернее Парижа.
Генрих Орлеанский, герцог Омальский, сын короля Луи-Филиппа I, в 1897 году завещал замок Шантийи со всеми коллекциями, находящимися там, Франции.
А сам Музей занимает помещения, которые прежде были большими и малыми апартаментами, устроенными в XVIII и XIX веках при принцах Конде и герцоге Омальском.
Коллекция живописи Музея Конде считается одним из наиболее значительных собраний во Франции.
В неё входят главным образом произведения итальянских и французских художников. Среди значимых картин произведения Фра Анджелико, Рафаэля, Пуссена, Ватто, Энгра. Кабинет рисунка насчитывает 2 500 единиц хранения.
Couronnement Pharamond Childéric
В библиотеке музея хранятся 1 500 манускриптов, из них 200 иллюминированных. Самая известная иллюминированная рукопись из собрания музея — Великолепный часослов герцога Беррийского Можно почитать в мой пост
«Собрание Планов Замков, Парков и Садов Шантийи, снятых в 1784 году»
В музее также имеются коллекции гравюр, портретной миниатюры, скульптуры, собрание произведений античного искусства, фотографии и предметов декоративного искусства — мебели и фарфора.
Большие апартаменты.Комната охраны,различные военные памятные вещи хозяев замка, картины и коллекцию миниатюр Леонара Лимузена
Гауптвахта, больших апартаментов
Согласно завещанию герцога Омальского, ни один предмет из его коллекций не может быть вывезен за пределы усадьбы Шантийи, а постоянная экспозиция не должна изменяться.
Галерея сражений в больших апартаментах.Картины великих сражений
Залы музея выглядят в настоящее время так же, как в год его основания (1898). Каждый год музей принимает около 250 000 посетителей. В течение года в музее проводятся четыре временные выставки, на которых можно увидеть часть произведений, обыкновенно хранящихся в запасниках.
Рисунки Даниэля Даманстьера
Рисунки школы Франсуа Клуэ
На протяжении всей своей жизни Генрих Орлеанский, герцог Омальский, разыскивал и приобретал художественные произведения, которые когда-то принадлежали его предкам и в силу различных обстоятельств (войн и революций) были разбросаны по всей Европе.
Ариадна и Вакх, кусок мраморного Римского саркофага. алтарь Отечества
Возвратившись во Францию он начал восстановление замка в Шантийи, для того, чтобы разместить там свою коллекцию. Строительство Большого замка было закончено в 1885 году.
Мозаика" Похищение Европы", Гауптвахта
Собрание произведений изобразительного искусства, в том числе портреты членов семьи Конде хранилось в Шантийи с 1643 года. Наряду с фамильными портретами Конде в коллекцию входили произведения батального жанра, изображающие военные успехи представителей дома Конде. Во время Французской революции коллекция была разрознена и часть картин пропала.
После Реставрации, в 1814 году, в Шантийи вернулся принц Конде, Людовик VI.
К тому времени Большой замок был разрушен, вместе с ним погибли оранжереи, зверинец, садовые постройки и скульптура. Замковый парк был поделен на участки, распродан и распахан
Римские мозаики
Конде удалось частично восстановить усадьбу.
Рафаэль Санти.Наброски для оформления нижней половины Диспута
Он вернул некоторое количество мебели, приобрёл около 100 картин, преимущественно портреты и охотничьи сцены французской, фламандской и нидерландской школ живописи, выкупил большие земельные участки и привёл в порядок территорию парка
Витрина с античными артефактами
Как единственный наследник последнего Конде Генрих Орлеанский получил вместе с усадьбой и коллекцию КондеПополнение собрания герцог Омальский начал в 1844 году, купив несколько картин для украшения апартаментов своей жены Марии Августы в Малом замке Шантийи.
Мебель БОЛЬШОГО Кабинета месье Ле Пренс.(Кабинета принца)
Комод в малом кабинете
Бюст Людовика II де Бурбон-Конде также известный как “Ле Гранд Конде”
Галерея принца
Пирс из дверного проема, ведущего в большой кабинет месье Принца.
Центральный камин, украшенный гербами принца и бюсты великого Конде
Великий Конде в битве при Фрайбурге, где он бросил свой маршальский жезл в ряды врага, чтобы поднять своих людей на решительные действия.
Это были портреты XVIII века, в том числе работы Ларжильера и Дюплесси. До революции 1848 года и эмиграции герцог собирал произведения современных художников на военную тематику, античную бронзу, изделия из фарфора, старинные часы
Эскиз Леонарда Лимузена: портрет Франциска 1-го, эмаль на меди
Эскиз Леонарда Лимузена: портрет Генриха IV Франции, эмаль на меди.
В 1850 году герцог приобрел на распродаже коллекции своего покойного отца картину «Лошадь в стойле» Теодора Жерико. В 1852 году Наполеон III принял декрет о конфискации имущества Орлеанской династии. Представители семейства были вынуждены начать процедуру банкротства.
Фиолетовая гостинная
Герцог Омальский в результате распродажи имущества неожиданно получил в своё распоряжение значительные финансовые ресурсы. В 1852 году он поселился в Англии в Туикнеме и, пользуясь помощью опытных консультантов, посвятил себя почти исключительно коллекционированию.
Выбирая предметы для своего собрания, он отдавал предпочтение произведениям, которые так или иначе были связаны с его предками, или произведениям, которые напоминали о славном прошлом Франции.
В 1854 году герцог стал владельцем собрания произведений искусства своего тестя Леопольда Бурбон-Сицилийского, в которое входило более половины итальянских картин, находящихся в настоящее время в замке Шантийи. Одновременно он приобрел на аукционе картину «Избиение младенцев» Никола Пуссена.
Герцог был библиофилом и особое внимание уделял приобретению средневековых манускриптов и иллюминированных рукописей, из которых самым значительным в коллекции является «Великолепный часослов герцога Беррийского».Часослов был приобретён в 1856 году у барона Феликса де Маргерита, он обошёлся герцогу в конечном счёте в 22000 франков. Когда в 1861 году Фредерик Райзе, куратор отдела рисунка Лувра, продавал свою коллекцию графики, герцог Омальский приобрёл работы Дюрера, Рафаэля, Пуссена и Лоррена. В 1869 году он купил коллекцию маркиза Мезона, состоявшую большей частью из картин XVIII века и произведений художников-ориенталистов XIX века.
Raphaël - La Madone de la maison d'Orléans
На распродаже коллекции Делессера в 1869 году ему удалось приобрести «Мадонну Орлеанскую» работы Рафаэля
Вернувшись во Францию в 1871 году, герцог, к тому времени член Академии, продолжил пополнение собрания. В 1876 году он приобрёл у герцога Сазеленда коллекцию французских портретов, собранную Александром Ленуаром и хранившуюся до той поры в Стаффорд Хаус в Лондоне.
В неё входили произведения Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Пьера Миньяра и Филиппа де Шампеня. Три года спустя были приобретены картины из собрания Фредерика Райзена: работы старых итальянских мастеров, а также Пуссена, Жерара и Энгра. Наконец, в 1881 году, герцог приобрёл 311 портретов, приписываемых Франсуа Клуэ, которые первоначально составляли собрание Екатерины Медичи, а позднее принадлежали графу Карлайлу.
Николя де Ларгиэлл- портрет Мари-Анн де Шатонеф
Позднее герцог сосредоточился на приобретении отдельных произведений: в 1885 году были куплены «Три грации» Рафаэля, в 1890 «Сельский концерт» Коро, в 1891 году 40 миниатюр из «Часослова Этьена Шевалье» Жана Фуке в 1891 году, а в 1892 году «Агасфер выбирает Эсфирь» Филиппино Липпи.
Мария Уолпол Рейнольдс
В 1875 году герцог Омальский поручил архитектору Оноре Доме построить новый замок на том месте, где находился Большой замок, разрушенный во время революции. Для проекта восстановления Доме использовал планы и гравюры XVI века, ему удалось, несмотря на некоторые элементы стилизации, передать дух архитектуры французского Ренессанса
Доме предусмотрел, помимо жилых апартаментов, помещения для размещения коллекции герцога. В застеклённой галерее были установлены витражи с эпизодами истории Психеи из Экуанского замка.
Здание было готово к 1882 году, внутренняя отделка завершена в 1885 году. Оноре Доме спланировал выставочные залы в виде небольших комнат с верхним светом.
Музыкальный зал
Мебель,часы,инструменты из дворца Сен-Клу,принадлежали Людовику ХУ!
Для оформления интерьеров герцог пригласил знаменитых мастеров своего времени: художника Поля Бодри, скульпторов Анри Шапю, Лорана Маркеста, Жоржа Гарде и серебряных дел мастера Эмиля Фроман-Мёриса. Во время своей второй эмиграции (1886—1889), герцог разрешил перестроить жилые помещения в музейные залы, а театр — в библиотеку.
Портретная миниатюра
Большая часть экспонатов располагается в северо-западном крыле замка. В залах, расположенных анфиладой (кабинет Клуэ, салон Джотто, Большая галерея живописи, зал Трибуна и других) экспонируются произведения европейской живописи XIV—XIX веков.
Филиппо Липпи
Герцог регулярно приглашал в замок гостей, чтобы демонстрировать им своё собрание. Стоимость строительных работ, проведённых в период с 1872 по 1897 год оценивается в 5 365 758,17 золотых франков
Симонетта Веспуччи Пьеро ди Козимо
В марте 1878 года герцог решил на летний сезон, по четвергам и по воскресеньям с 1 июня по 1 октября, сделать замок общедоступным[9].
Джованни даль Понте.
Своим завещанием, подписанным 3 июня 1884 года, герцог Омальский, не имевший прямых наследников, передавал усадьбу вместе со своей коллекцией Институту Франции. К тому времени он был членом академий в составе Института: с 1871 года — Французской академии, а с 1880 — Академии изящных искусств.
Л'inscription" Мари де Бургундская " 15 век LouisII de LaTremoille
Этот дар он рассматривал как средство избежать разделения собрания в случае своей смерти. Поступить так герцогу посоветовал Жюстен де Сельв, в то время префект департамента Уаза, а позднее — министр иностранных дел Франции.
Три Грации Рафаэля
Мадонна Лоретто Рафаэля
С принятием закона об изгнании (2 июня 1886 года) членов бывших династий герцог был вынужден снова покинуть родину, и поэтому он и поэтому он решил сделать пожертвование и наследование безотзывными, чтобы получить возможность вернуться во Францию. По условиям дарения были запрещены любые изменения в экспозиции произведений, а также их продажа и даже прокат.
Людовик I де Бурбон 16 век Портрет Франциска 1 Клуэ
Декретом президента от 20 декабря 1886 года французское государство приняло дар герцога. После его смерти, последовавшей 7 мая 1897 года, управление музеем осуществлялось Институтом Франции через попечительский совет, который состоит, как правило, из члена Французской академии (председателя), члена Академии изящных искусств и одного из академиков, в большинстве случаев из Академии надписей и изящной словесности или Академии моральных и политических наук.
Веронезе.Тициан
Главный куратор имеет служебную квартиру в Шато Энгьен, непосредственно у входа в замковый парк. Она является также местом встреч кураторов музея. Первым главным куратором Музея Конде был Густав Макон, ранее личный секретарь герцога Омальского.
Гюстав Макон (1864-1930) 17 апреля 1898 года, через год после смерти герцога Омальского, Музей Конде был открыт, он работал с середины апреля до середины октября каждый четверг и воскресенье. В первый год в музее побывало около 100000 человек, большей частью посетители прибывали из Парижа по железной дороге. Гюстав Макон в память о герцоге Омальском взял на себя обязательство поддерживать в Шантийи такой же распорядок жизни усадьбы, как при последнем её владельце.
Деталь бюро созданного в 1715 году Андре-Шарль Булья (1642-1732) для Луи-Анри, герцога Бурбонского
Деталь бронзового орнамента "шкафа минералологии" (мебель для коллекционирования редких камней, Георг Хаупта),подаренного шведскому королю Густаву III Луи Жозефу Принцем де Конде, в 1774 году.
Консольный стол, Пьер-Антуана Bellangé, около 1820 года, большие апартаменты Саль-де-Гард
Экран для очага с обезьяной
С началом Первой мировой войны работа музея была прервана. Эвакуация экспонатов началась 10 августа 1914 года. Уже через 19 дней произведения Жана Фуке, Рафаэля, ещё 20 картин, самые ценные рукописи, 300 рисунков Жана Клуэ и его сына Франсуа, кабинет драгоценных камней музея были отправлены в тулузский Музей августинцев.
Скуоледи Бернардино
В 19 коробках, вместе с предметами из коллекции Лувра, они прибыли в Тулузу. Оставшаяся часть собрания была спрятана в подвальном помещении. Немецкие войска занимали залы замка 3 и 4 сентября во время боёв за Санлис. В 1918 году, когда во время второй битвы на Марне немцы снова подошли к замку, остаток коллекции и архив были вывезены в Дижон в Музей изящных искусств. 11 ноября 1918 года экспонаты были возвращены в музей Конде.
Никколо Пизано
В 1926 году произошла единственная в истории музея кража. Два эльзасских коммерсанта, Леон Кауфер и Эмиль Сутер, в ночь с 11 на 12 октября проникли в Кабинет драгоценных камней и похитили самые ценные экспонаты: розовый бриллиант «Великий Конде» в 9,01 карат, кинжал и пряжка, принадлежавшие Абд аль-Кадиру и другие экспонаты, в общей сложности 68 предметов.
Пальма иль Веккьо, Мадонна с младенцем
Воры были задержаны в конце того же года, ювелирные изделия возвращены, часть произведений из серебра и золота были утрачены — переплавлены или брошены в Сену. 29 июня 1927 года розовый бриллиант был возвращён в экспозицию.Анри Мало, ставший куратором в 1931 году, после смерти Густава Макона, занялся организацией временных выставок рисунков и книг, находящихся в хранилище музея.
Франческо Дзаганелло
С 1930 по 1940 год прошло шестнадцать подобных выставок. В 1939 году в музей поступили портреты выдающихся личностей середины XIV — начала XVII века (всего пятьдесят два) из коллекции маркиза Армана Бьянкура (1802—1862). Бьянкур хранил собрание портретов в замке Азе-ле-Ридо и в своё время отказался продать их герцогу Омальскому. Дар был сделан дочерью маркиза, виконтессой де Монтень Понсин. Портреты экспонируются в кабинете Клуэ.
Ватто
Во время Второй мировой войны коллекция была повторно эвакуирована. Приготовления к этому начались уже 26 августа 1939 года. Первоначально предполагалось экспонаты из музея разместить в старых штольнях под ипподромом Шантийи, временно всё было перемещено в подвалы замка.
Жан-Франсуа де Трой
В течение нескольких дней, с 26 по 28 мая 1940 года, музейные ценности были перевезены в безопасное место. Благодаря содействию маршала Петена, члена Французской академии и Попечительского совета, часть их была вывезена вместе с экспонатами из музеев Парижа, для этого потребовалось около 20 грузовиков.
Коро.Концерт
В годы войны они хранились в Шато де Ланкосм в Вандёвре (департамент Эндр). В марте 1946 года часть собрания из Шато де Ланкосм вернулась в Шантийи, в июне того же года состоялось официальное открытие музея.
Люксы д'Юна
В 1957 году музей получил еще одно существенное пожертвование — около 100 единиц фарфора производства мануфактуры Шантийи (Porcelaine de Chantilly) от Леона Лефебюра и его жены. Большинство изделий выполнено в стиле Имари (Porcelaine d’Imari), с 1958 года они экспонируются в зале Orléans du Logis
Эжен Делакруа
Жан-Огюст-Доминик Энгр
Кирасиры 1805 Месонье
Франсуа Юбер.Мария Антуанетта
Николя пуссен
C 1980-х годов Институт Франции испытывал серьёзные финансовые трудности в деле сохранения замка Шантийи и музея. С помощью американских меценатов в 2005 году право собственности на замок и музей было передано в управление Фонду по сохранению области Шантийи (Fondation pour la sauvegarde du domaine de Chantilly) сроком на 20 лет. Этот фонд большей частью финансируется Ага Ханом.
Пар Поль Дюбуа .Герцог Орлеанский
Аси-вю-де
Жанна д'Арк .Анри Чапу 1873
Статуя де ла Рейне. Мари-Амели
продолжение следует....
http://www.domainedechantilly.com/fr/
Серия сообщений "Замки Франции № 5(Х,Ч,Ш,Э,Ю,Я)": Часть 1 - Замки Франции:Энтрекасто(Cаteau Entrecasteaux)Часть 2 - Замки Франции: Шатонеф(Château de Châteauneuf )...Часть 38 - Замки Франции:Шатонеф(Château de Châteauneuf )Часть 39 - Замки Франции:Шантийи(Château deChantilly)Часть1.От Монморанси до КондеЧасть 40 - Замки Франции: Шантийи.(Château de Chantilly) Часть 2.Музей Конде.История коллекции.
Серия сообщений "Замки долины Луары№ 2": Часть 1 - Замки Франции:РОШКОТТ(Chateau De Rochecotte)Часть 2 - Замки Франции: Монсоро(Château de Montsoreau) ...Часть 35 - Замки Франции:Шинон(Château de Chinon) Часть 36 - Замки Франции:Шантийи(Château deChantilly)Часть1.От Монморанси до КондеЧасть 37 - Замки Франции: Шантийи.(Château de Chantilly) Часть 2.Музей Конде.История коллекции.