Монплезир считается ценным памятником архитектуры и прикладного искусства 18 века. Его планировка, архитектура и оформление включили в себя самые последние разработки того периода истории.
Первое и главное, что надо знать о любимой «даче» Петра I: на дворец это здание не похоже совершенно. Оно по-голландски скромно. Это аккуратная и изящная одноэтажная постройка из кирпича даже не имеет крыльца: пол в здании начинается на уровне земли. В Монплезире всего несколько комнат, которые предназначались для самого Петра и его ближайшего окружения. Царь хотел, чтобы здесь было спокойно и тихо, хотел засыпать под плеск волн, смотреть на морской горизонт, гулять по парку и отдыхать от собственного величия. И он получил, что хотел. В Монплезире Петр чувствовал себя прекрасно: как в любимой Европе и одновременно как на корабле в открытом море.
[показать]
Галереи
Из люстгаузов через большие остекленные двери можно попасть в галереи, выстланные в шахматном порядке черными и белыми мраморными плитами, привезенными из Италии.
Полы галерей (22 м длиной каждая) выложены, по-голландски, в шахматную клетку плитами белого и чёрного мрамора. В галереях находятся 23 картины в чёрных лаковых рамах. Это часть коллекции, собранной царём Петром в заграничных путешествиях.
Среди них — картины любимого царём амстердамского живописца-мариниста Адама Сило
Согласно легенде, сам Пётр принимал экзамен у учеников Морской академии на предмет знания оснастки кораблей. Росписи плафонов (потолков) галерей Монплезира выполнены мастерами московской Оружейной палаты по рисункам французского живописца-декоратора Филиппа Пильмана.
В дождливую погоду в них можно было прогуливаться, одновременно любуясь морем, садом с фонтанами и развешанными по стенам картинами. В жаркие дни в галереях царили тень и прохлада.Определяющую роль в убранстве интерьеров галерей играют живопись плафонов и картины.
Потолок и падуги галерей украшает красочная темперная живопись с позолотой, исполненная по эскизам Ф. Пильмана в 1720—1721 годах живописцами московской Оружейной палаты.
Плафон восточной галереи «Лето»
Монплезир стал первой картинной галереей в России. Камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц писал в 1723 г. о «картинах весьма хорошего достоинства», украшавших стены Монплезира. Размещенные в дубовой облицовке в строгом ритме, живописные произведения придают галереям сдержанную торжественность. Создается композиция, построенная на контрасте картин, выполненных в темной гамме, и светлой росписи потолка.
В петровское время во дворце насчитывалось 201 полотно. К сожалению, не все из них сохранились. Сейчас в Монплезире можно видеть 147 живописных произведений, 120 из которых относятся к первоначальной коллекции. Наиболее ценные полотна — это произведения фламандца Д. ван Хейля «Гибель Содома» и «Бегство Энея из Трои», «Соколиная охота» голландца Ф. Воувермана, «Штиль на море» знаменитого голландского мариниста А. ван де Вельде в восточной галерее и два вида Заандама, небольшого городка в Голландии, где жил и работал Петр Великий, принадлежащие кисти Ф.ван дер Хорна, в западной галерее.
Парадный зал
Это центральная часть дворца, выдержанная в стилистике барокко. Она занимает весь главный корпус и располагает двумя выходами: в сад и на террасу. По бокам от Парадного зала находятся Лаковый кабинет, буфетная, кухня, секретарская комната, спальня и Морской кабинет.
В отличие от внешнего вида, отличающегося легкостью и простотой, внутреннее оформление зала на редкость роскошно и богато. Особый контраст помещению придает мраморный пол, вымощенный черно-белой плиткой, напоминающей шахматную доску. Стены оформлены вставками из натурального дерева и украшены 22 картинами. На потолке можно увидеть лепнину, а также роспись.
Главной изюминкой считается купол, раскинутый посреди зала. Там изображен бог Аполлон в компании своих спутников. По сторонам от него можно увидеть других древнегреческих божеств: Борея, Зефира, Эвра, Нота.
На четырех гранях в фигурных клеймах, обрамленных цветочными гирляндами и орнаментами, помещены композиции, где в образах античных богов изображены четыре стихии: Вода (Нептун), Воздух (Юнона), Огонь (Вулкан) и Земля (Церера).
Нептун
Юнона
Вулкан
Церера
В углах плафона художник изобразил головки — аллегории четырех ветров (весеннего Зефира, летнего Эвра, осеннего Нота и зимнего Борея).
На пологе, в окружении орнаментов и корзин с цветами, написаны фигуры четырех персонажей итальянской народной комедии дель арте, символизирующие четыре типа темперамента.В центре над всем этим великолепием в центральном овальном просвете парит с лирой в руках бог солнца, покровитель искусства и поэзии Аполлон.
В углах потолка находятся парные алебастровые полуфигуры, как бы поддерживающие на своих плечах свод. Эти восемь поясных скульптурных изображений людей разных возрастов олицетворяют времена года. Это настоящие шедевры барочной декоративной скульптуры первой четверти XVIII в. Французский посол Кампредон, восхищенный ими, в письме Людовику XV сообщал, что скульптуры выполнены «очень искусным мастером, подданным Вашего Величества». К сожалению, его имя достоверно не установлено.
Аллегории времен года
Переход от плафона к стенам подчеркивается виртуозно выполненным скульптурным фризом, украшенным лепными сюжетами также на тему времен года.
Над дверями-декоративная розетка
Объединение сюжетов росписи и лепки в три главные темы — времена года, стихии и темпераменты — не случайно. Трактованные в аллегорических и мифологических образах, они символизируют подвижность и изменчивость мира, его разнообразие — идеи, свойственные искусству барокко.
Стены, как и в галереях, на всю высоту облицованы дубовыми филенками с вмонтированными в них картинами в черных лаковых рамах. Из 22 картин Большого зала особый интерес представляют изображения стоящих на рейде судов, выполненные любимым художником Петра Адамом Сило. Вызывает интерес картина «Охотничьи трофеи» талантливого голландского живописца Я. Веникса. Щит камина украшает большое полотно фламандца П. Кастельса «Ваза с цветами» — типичный натюрморт начала XVIII в. Из жанровых картин, которые в достаточном количестве имеются в Монплезирской коллекции, привлекает внимание сюжет «Веселое общество» голландского художника А. Паламедеса. Батальные сцены представлены работой фламандского мастера А.-Ф. ван дер Мейлена «Осада города Турне Людовиком XIV».
Н. Н. Ге «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1872)
Отделка стен резным дубом с черными рамами картин, легкое и изящное многоцветье плафонной живописи, пол, выстланный в шахматную клетку черными и белыми мраморными плитами,— весь декоративный облик этого своеобразного и выразительного парадного помещения производит сильное впечатление. Образная содержательность Большого зала не раз привлекала внимание художников. Например, живописец Н. Ге в своей знаменитой картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» изобразил именно этот интерьер, хотя допрос происходил в другом месте.. Стены зала завершены высокими падугами и расписным плафоном с изображениями бога Аполлона, персонажей итальянского театра Комедия дель арте и головами «четырёх ветров»: Зефира, Нота, Борея, Эвра. Росписи в 1718 году создал Пильман вместе с русскими подмастерьями. Скульптурные гермы из алебастра (аллегории времён года) в углах падуг выполнены, по одной версии Б. К. Растрелли Старшим, по другой — Жаном-Батистом Александром Леблоном и Николя Пино
Царь Пётр, находясь во Франции в 1716 году, пригласил французского скульптора-декоратора и резчика по дереву Николя Пино вместе с архитектором Леблоном в Россию для отделки Монплезира и Дубового кабинета в Большом дворце Петергофа (1717—1720). В 1726 году Пино возвратился во Францию, где много работал над оформлением интерьеров частных особняков — отелей в новом стиле рококо.
На столе стоят два огромных медных шандала русской работы. Там же, как напоминание об ассамблеях, проходивших в этом зале, выставлен большой стеклянный кубок емкостью 1,125 л, сделанный на русском стеклянном заводе в первой трети XVIII в. Штрафной "Кубок Большого орла".
Кубок Большого Орла – штрафная чаша для вина объемом более литра
Нарушителей правил петровских ассамблей ждало серьезное наказание — они должны были выпить подобный кубок, до краев наполненный водкой или вином. Устоять на ногах после такого возлияния оказывалось невозможным. Бывали и более серьезные последствия. По воспоминаниям современников известно, что этому наказанию подвергся жених царской дочери герцог Голштинский, после чего несколько дней пролежал больным.
Главный интерьер Монплезира—единственный в нем большой зал. В XVIII веке его называли Большим, а позже Парадным. По контрасту с галереями и особенно с миниатюрными кабинетами он производит впечатление огромного помещения, хотя его длина—чуть больше 13 метров, а ширина—7,5 метра. Впечатление пространственности достигается конструктивным решением перекрытия, средняя часть которого поднята на высоту более 8 метров.
Следует отметить простоту и оригинальность конструкции перекрытия: на продольные стены положены цельные дубовые балки—прогоны,—над которыми устроены каркасные (фахверховые) стены, образующие высокие падуги со сводом. Освещается зал сквозь дверь и два окна на каждой торцовой стене. Пол выстлан в шашку черными и белыми мраморными плитами мастером А. Кардасье и его учениками Д. Васильевым и М. Ильиным. Стены на всю высоту облицованы дубовыми, тонкопрофилированными филенками. В облицовку продольных стен симметрично вкомпоновано по восьми живописных полотен в черных рамах. Пять картин в дубовых обрамлениях с резными волютами использованы для оформления наддверий, одна—для декорировки камина.
Продолжение следует...
Серия сообщений "Петергоф": Часть 1 - Дворцы Петра I.Часть 4."Монплезир"Часть 2 - Дворцы Петра 1: Каскады Петергофа...Часть 23 - Ансамбль западной части Нижнего парка Петергофа(2):Фонтаны и каскады Часть 24 - Ансамбль восточной части Нижнего парка Петергофа :комплекс Монплезир(1)ЭкстерьерЧасть 25 - Ансамбль восточной части Нижнего парка Петергофа :комплекс Монплезир(2)Интерьеры-1