
|
Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей.Большой дворец[ — основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», расположенного в одноимённом городе на южном берегу Финского залива в Петродворцовом районе города федерального значения Санкт-Петербурга. Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен.
1 этап постройки: 1715-1725 гг.
Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.
2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.
|

Величественный и изысканный, Большой Петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. "Раскинув крылья" над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Петровский период
Историю Большого дворца Петергофа - одного из красивейших дворцов Европы, можно условно разделить на четыре этапа: Петровский, Елизаветинский, Екатерининский и Советский, когда в 1944 дворец предстал перед освободителями вот в таком виде.
[показать]
Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.

Возведение дворца, который в том время именовался Верхними (Нагорными) палатами начал в 1710-х года Иоганн Браунштейн, который не учел особенностей почв террасы и вскоре палаты стали оседать, а стены дали трещины. Эстафету в сентябре 1716 года принимает французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон, который укрепляет фундамент, сооружает подземный акведук для отвода грунтовых вод, меняет планировку и убранство интерьеров.

Елизаветинский период
Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение.
[показать]
С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью.

Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.


В западном корпусе появляется Парадная лестница и роскошный Танцевальный зал.

Парадные залы оборудуются подвесными "зеркальными" сводами и украшаются плафонной живописью, а обилие позолоты, зеркал и росписей создавало ощущение бесконечного праздника. Работы, длившиеся почти 10 лет, были завершены и отмечены шумными торжествами в 1756 году.

Екатерининский период
В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.
[показать]
В 1762 году императрица Екатерина II отправляет Растрелли в отставку и его место занимает француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. В 1766-1767 годах он переделывает две комнаты, примыкающие к Портретному залу с запада и востока, и оформляет их в модном тогда стиле "шинуазри" (от франц. chinois - китайский). На фото - восточный китайский кабинет:
[показать]
В 1770-е годы Георг Фельтен перестраивает Аванзал (отныне - Чесменский), Тронный зал и Столовую. Если не считать некоторых изменений, которые внёс в интерьеры в 1847-1850 годах Андрей Штакеншнейдер, это были последние серьезные переделки в здании дворца.




Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части - это Церковный корпус и в западной – корпус «Под гербом».












Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.
[показать]
Николаевский период
Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

[показать]



Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.


[показать]
[показать]
В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.


[показать]
Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.


В центре кровли - золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек - Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.


Дворец является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».



http://www.spb-guide.ru/page_18177.htm
Архив Викимедии:https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Interior_of_the_Grand_Peterhof_Palace
http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_petergofskiy_dvorets
Продолжение следует...