• Авторизация


Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» в Санкт-Петербурге 25-07-2021 09:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» в Санкт-Петербурге

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Елисеевский магазин) — здание на углу Невского проспекта (дом 56) и Малой Садовой улицы (дом 8) в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры раннего модерна.Вести бизнес в России было сложно всегда, тем не менее в истории Российской империи можно найти примеры грандиозного успеха крепостных крестьян, которым исключительно благодаря своему трудолюбию и таланту удавалось создавать предприятия, генерировавшие миллионы рублей

Зима 1812 года. Граф Шереметьев устраивает у себя в имении званый ужин. Гостей угощают свежей клубникой, которую в парнике вырастил его крепостной садовник Пётр. Зимние ягоды так впечатляют гостей, что они просят пригласить садовника в зал. Когда он приходит, Шереметьев спрашивает, как он может его отблагодарить, и крепостной отвечает: «Свободой». Тогда Шереметьев делает Петра вольным, а также даёт деньги на открытие собственного дела. Эту историю часто повторяют, когда рассказывают о династии Елисеевых. Но это лишь маркетинговая легенда, которая жива до сих пор.

Откуда капитал у Елисеевых, на самом деле неизвестно. Согласно архивным документам Елисеевы — выходцы из деревни Новосёлки, недалеко от Ярославля, а сам Пётр, взявший себе позже фамилию Елисеев, не был крепостным. Новосёлки тогда находились в статусе государственной собственности, крестьяне в таких деревнях и сёлах, хотя и платили подати и оброки, не имели конкретного хозяина и считались лично свободными. В частности, им не требовалось разрешения для занятия торговлей. В 1813 году вместе с семьёй Пётр переехал в Петербург и открыл торговую лавку на Невском проспекте.

Открыть собственную лавку в 1813 году было отличной идеей. Как раз к тому времени были сведены воедино и изданы в виде закона правила, предоставляющие крестьянам широкие возможности для торговли в городах. Елисеев, тогда ещё не вступивший в купеческое сословие, мог воспользоваться открывающимися перспективами. К тому же помогали знакомства. Купец Конон Котомин, которому принадлежал дом, где Елисеев арендовал лавку, также был родом из Ярославской губернии. И в целом торговля продовольствием была в Петербурге сферой, контролируемой ярославцами. Например, в 1867 году им принадлежало 323 из 415 питерских зеленных лавок. Удачно Елисеев и выбрал место для своего бизнеса. Санкт-Петербург был главными морскими воротами империи и переживал бурный экономический рост после окончания Отечественной войны. Ставку Елисеев сделал на дорогие высококачественные продукты.

«В лавке №6 продаются полученные на сих днях крымские свежие груши и разное киевское фруктовое варенье, крупные пупырчатые финики, швейцарская сухая дуля, сыр пармезан лучший по 7 рублей фунт, швейцарские, голландские да англинские лучшие сыры», — говорится в рекламном объявлении в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1814 год предположительно о лавке Елисеева. Далеко не всё, что в ней продавалось, было импортным, но импорт стал приоритетом. Близость петербургского порта тому способствовала.

К 1819 году Елисеев уже стал купцом. После его смерти в 1825 году семейное предприятие возглавила вдова Петра Марья Гавриловна, хотя многими вопросами развития дела занимались её взрослые сыновья Пётр, Григорий и Степан. Именно под их руководством дело Елисеевых станет по-настоящему успешным.

 

Григорий Петрович (отец)  

Степан Петрович Елисеев

В 30-е и 40-е годы определился главный профиль предприятия — импорт деликатесных продуктов и прежде всего торговля дорогим вином. К этому времени Елисеевы обзавелись собственным флотом — в Голландии закупили два парусных корабля.

Предприятие тем более было рискованным, что Елисеевы решили закупать не вино, а виноград в винодельческих провинциях Франции, Испании и Португалии. Для того чтобы первичная обработка проходила на месте, они выкупили и построили необходимую инфраструктуру в Бордо, Хересе, на острове Мадейра и в некоторых других местностях. С кораблей материал доставлялся в принадлежащие Елисеевым винные подвалы на Васильевском острове. Благодаря новейшему оборудованию мадера и херес не теряли своих свойств и принадлежали к числу наиболее ценных вин.

Григорий Григорьевич Елисеев и его семья

Елисеевы полностью контролировали весь процесс изготовления вин после сбора урожая, это помогало обеспечивать высокое качество продукта. В 1840-х Елисеевым удалось стать поставщиками вин к императорскому двору, что делало марку особо престижной. В середине XIX появился торговый дом «Братья Елисеевы».

дом Елисеевых
Накапливаемые капиталы требовали своего применения. После отмены крепостного права и начала развития капиталистической экономики Елисеевы сумели разглядеть перспективную нишу и стали одними из учредителей самых первых негосударственных банков. Среди них Петербургский частный коммерческий банк, Русский для внешней торговли банк и другие. Частные банки оказались очень востребованы в период экономического бума.

Тем не менее братья Елисеевы развивали и свой бизнес в сфере торговли. С учреждением банков этот бизнес ко всему прочему не имел недостатка в оборотных средствах.

Пётр Степанович (1834—1901) — сын Степана Петровича Елисеева, потомственный почётный гражданин, один из руководителей «Русского для внешней торговли банка».

От собственного флота Елисеевы с течением времени избавились. Возможно, решение было связано с расширением деятельности фирмы и, как следствие, количества перевозок. В 1874 году в Санкт-Петербург прибыло 42 парохода различных грузов, предназначавшихся «Братьям Елисеевым». Для такого объёма требовался больший парк судов, а уже существующие крупные судовые компании справлялись с доставкой грузов вполне эффективно.

Согласно справке Департамента торговли и мануфактур, подготовленной к ходатайству о награждении Степана Елисеева почётным званием коммерции советника, обороты торгового дома «Братья Елисеевы» на внутреннем и внешнем рынках составляли около 4 млн рублей — это приблизительно соответствует $58,5 млн по среднему курсу 2015 года.В 1896 году единоличным владельцем торгового дома стал внук Петра Елисеева Григорий Елисеев. Его старший брат Александр сосредоточился на банковской деятельности, а позже занял пост в Государственном банке и вышел из управления фирмой.

На рубеже веков технический прогресс менял моду и вкусы, стали возможным новые потребительские практики, чем Елисеев сумел воспользоваться наилучшим образом. К этому времени Елисеевские марочные вина получили всеобщее признание: они брали призы на международных выставках в Вене, Лондоне и Париже. В 1900 году Григорий Елисеев получил орден Почётного легиона — это было признанием его мастерства.

Елисеев преобразовал фирму из торгового дома в торговое товарищество, то есть в более современную форму акционерного общества. Хотя фактически большинство паёв остались в руках Елисеева, структура товарищества не была такой жёсткой, как у торгового дома, который мог быть исключительно семейным предприятием или объединением нескольких лиц.

Но наиболее заметным шагом Елисеева стало создание своих фирменных магазинов. К концу XIX века Елисеевым принадлежало несколько магазинов в Петербурге (в том числе и самое первое помещение лавки на Невском), в Москве и в Киеве. Но это были традиционные магазины, рассчитанные на узкий круг покупателей. Григорий одним из первых понял, что теперь, с появлением крупной прослойки буржуазии в больших городах, реализация деликатесных продуктов и вин требует другого подхода. Первым проектом, учитывавшим это, стал магазин Елисеева в Москве, на Тверской.

Он превратил строительство магазина в отдельную рекламную акцию. Бывший дворец Волконских, в котором расположен магазин, наглухо обшили тёсом и хранили полное молчание о том, что здесь строят. Зато на открытие магазина устроили шумную вечеринку с участием высших московских чиновников и духовенства. Мероприятие красочно описано у Владимира Гиляровского в «Москве и москвичах»: «Причудливых форм заливные, желе и галантины вздрагивали, огромные красные омары и лангусты прятались в застывших соусах, как в облаках, и багрянили при ярком освещении, а доминировали надо всем своей громадой окорока».

Затем Елисеев открыл магазин в Петербурге, на Невском проспекте. Трёхэтажное здание было создано архитектором Григорием Барановским, оно стало одним из ранних образцов коммерческого модерна в городе. Модерн был стилем новой эпохи, который, однако, казался совершенно диссонирующим с аристократическим Невским проспектом. Здание было принято с большим скепсисом, как, впрочем, и модерн в целом. «Всё купечество на стиле нуво свихнулось, трёх- и четырёхэтажные декадансы себе возвели», — было сказано в фельетоне «Петербургского листка». Дом на долгое время стал символом архитектурного уродства, благодаря деньгам пролезающего на Невский проспект.

Это, впрочем, мало сказывалось на популярности магазина Елисеева среди состоятельных питерцев. Успеху способствовало и то, что он предвосхитил модель торгово-развлекательного центра: на первом этаже здания продавались продукты, на втором расположился театр, а на третьем — ресторан.

Но несмотря на многочисленные успехи и огромные капиталы, империю Елисеевых ждал скорый крах. Это произошло не из-за стратегических ошибок, а из-за влюблённости. 50-летний Григорий влюбился в жену петербургского купца и попросил свою жену Марию Андреевну о разводе. Для неё это был сильнейший удар: в октябре 1914 года она покончила с собой. Спустя три недели после похорон Елисеев обвенчался с избранницей, закрыл товарищество, перебрался в Париж и перевёл туда капиталы. После случившегося никто из детей Григория не захотел продолжать семейное дело. И сам он больше никогда не занимался бизнесом. Тем не менее спустя сто лет после закрытия дела Елисеевские магазины до сих пор известны на всю страну.


Дом магазина был построен в 1902—1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы». Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающей несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины. На фасаде установлены четыре скульптуры А. Г. Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».


Наука

Торговля

Промышленность

Искусство

Внутри было три торговых зала, украшенных зеркалами и бронзовыми светильниками. На втором этаже здания располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми, и зал, сдававшийся в аренду театральным труппам. В подвальном помещении были склады, холодильники и один из самых лучших винных погребов Европы.

Дом торгового товарищества агрессивно и решительно вторглось в застройку Невского проспекта. Контраста добавляет стиль постройки, модерн с элементами эклектики, ведь среда, в котором здание было построено, – классицистические ансамбли. Модерн в России как раз только набирал силу. Однако нельзя сказать, что магазин был первопроходцем в этой сфере. Зато, вместе с домом «Зингера» (П. Сюзор), Елисеевский магазин является наиярчайшем представителем русского модерна.

Здание торгового товарищества «Братья Елисеевы» располагается на пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта. Для его постройки было выбрано видное и престижное место напротив Екатерининского сквера Александринского театра (ныне Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина), вблизи Аничкова дворца и Публичной библиотеки, Большого Гостиного двора и Пассажа, по соседству с несколькими банками, то есть в сердце торговли и культуры.

Выбранный участок был застроен периметрально. Здесь располагался трёхэтажный дом конца 18 века, увеличенный до 5 этажей в 1863 году. Справа по проспекту участок граничил с Международным коммерческим банком. Строительство Барановский начал с реконструкции прилегающих к участку зданий. Была произведена надстройка дворового флигеля и реконструирован корпус по Малой Садовой улице в строгой стилистике близкой к контексту, что можно расценить как зарождение неоклассицизма. Кроме того, была осуществлена реконструкция правого корпуса на Невском проспекте: нижний ярус был визуально утяжелён рустовкой и раскрыт витринами.

Решение самого здания товарищества, как нового общественного объекта с центральным магазином и театрально-концертным залом требовало эффектного, контрастного окружению решения. Гигантская арка-витраж главного фасада, контрастные сочетания гранита, железа и стекла, аллегорические скульптурные группы, изобильный затейливый декор вырывают здание из сложившегося окружения классицистических ансамблей, заставляют звучать акцентом в застройке Невского проспекта.

Формообразующей основой композиции углового здания служит его рамная конструкция. Восемь мощных пилонов (по четыре с боковых сторон) поддерживают балки перекрытий. Поэтому здесь нет стен в привычном понимании — боковая стена представлена чередованием пилонов и высоких прямоугольных проемов, что помогает отразить зальную структуру. Главный фасад решён в виде грандиозной арки, равной по высоте пяти этажам соседних зданий.

Арка главного фасада объединяет объём магазина и театра и является фокусом композиции. Она одновременно акцент и тектонический пролом в развертке улицы. Этот приём не являлся новаторским для архитектуры модерна, но был нов для застройки Невского проспекта, что усилило эффект.

Арочный объём заключён в раму из цельных блоков гранита грубой фактуры. Архитектора можно упрекнуть за подлог: железобетонное перекрытие замаскировано под гранит, но это не совсем справедливо. Контур арки главного фасада пологий, сдавленный тяжеловесностью верхнего яруса и сближен с очертанием несущей рамы.Рустовка фасадов выполнена в два яруса: нижний объём пилонов, играющий роль постамента для статуй, выполнен из более крупных блоков. Незыблемость и монументальность этих элементов разбавлена декором. Щелевидные окошки верхнего яруса облегчают восприятие вертикальной композиции. Крупные проемы обоих фасадов расшиты тонкими металлическими столбиками, разделяющими объём на узкие арочки.

Ажурная решётка переплетов играет чисто декоративную роль. Являясь примером игры в конструкцию и символического осмысления металлических форм, она отличается особым изяществом, почти мелодичным звучанием, уподобляя проёмы фасадов музыкальному инструменту — лире (метафорическое указание функции концертного зала).

В оформлении главного фасада Барановский использовал элементы классицизма и растительные формы. Кронштейны балкона с волютами, пилястры верхнего яруса, карниз с сухариками. Вместе с тем в граните высечены орнаменты из каштановых листьев, а чисто декоративные металлические конструкции, заполнившие арку окна и верхнюю часть витрин, оплетены выкованными стеблями и листвой. Фирменными чертами модерна можно посчитать женскую маску-горельеф над аркой и бег спиралевидных завитков растений, создающий эффект непрерывного движения, стремительного роста.

Кроме того, Барановский использовал элемент характерный для доходных домов Парижа — балконы над витриной и на верхнем этаже (уровень фойе театра).

Стоит отметить, что архитектору не удалось избежать приторности, характерной для поздней эклектики. Особенно заметно это в решении кровли. Её фигурность преобразует утилитарный объём в эффектный венец композиции. Эта черта в очередной раз служит выделением и даже противопоставлением здания всему существующему на проспекте, ведь раньше в застройке Санкт-Петербурга покрытия оставались нейтральными частями для всех архитектурных объектов кроме культовых. Конструкция покрытия выполнена из ферм. Филигранный узор кровли дополняют вертикальные акценты — башенки с львиными масками и вазонами (служат для завершения пилонов) по углам и шпили (впоследствии были утрачены). Эти элементы позволили архитектору изменить сам силуэт Невского, превысив ими лимит высоты (23,5 метра).

Скульптурное оформление демонстрировало основы современной цивилизации: торговлю и промышленность, науку и искусство. Каждая тема представлена мужской или женской фигурой с сидячим мальчиком и соответствующими атрибутами. Елисеевы держали один из лучших в стране винных погребов. Поэтому, когда купцами была занята четверть объёма винной торговли в стране, Елисеевы построили собственный торговый флот — 3 судна. Этот успех и был закреплен в скульптурном решении. У ног бога торговли Меркурия стоит якорь — символ покорения морских путей. А в руках Вулкана, олицетворяющего промышленность, символ судостроения — корабль. Скульптуры расставлены на уровне театрального зала и поддерживаются нижними отрезками пилонов и кронштейнами.

Группа крупных скульптур с ясно читающейся пластикой форм были связаны единой тематикой с ансамблем витражей театральной части (утрачены). Эти многофигурные сложные по композиции витражи выполняли ряд функций: заменяли стены театральному залу, преображая его внутреннее пространство, и обогащали внешнее, особенно в темное время суток, подсвеченные изнутри. Изображая множество исторических, легендарных и костюмных персонажей, изображения не были едины и носили несколько салонный оттенок.Характерные для данной постройки противоречия художественных приемов, таких как деформация пропорций, стилизованные мотивы витражей и ковки, присущие классицизму элементы оформления и натурализм скульптурных групп, стали отражением становления нового стиля.

Первые этажи как в правом корпусе, так и в угловом, были заняты торговыми залами магазинов. В здании на Невском проспекте также размещались ломбард и квартиры. Очень компактное основное здание было развито по вертикали и состояло из зальных пространств друг над другом: магазин, универсальный концертный зал и фойе-ресторан. Во дворе размещался Русско-Китайский банк.Главным недостатком внутренней планировки можно назвать неудобство и малые размеры кулуаров и нелогичное размещение фойе (на уровень выше самого зала) — все это стало следствием крайней компактности здания.

Торговый зал был связан со столовой и конторами. Подвальные склады были оборудованы холодильниками и обогревателями для обеспечения дифференцированного температурного режима. Интерьер магазина отличается редкой сохранностью для петербургского модерна. Витражи и лепнина, осветительные приборы и ажурные решетки — весь декор и фойе и магазина заполнен стилизованными растительными мотивами. Завершающим акцентом в решении интерьера первого этажа стало огромное зеркало фасолевидной формы на северной стороне магазина. Вдвое расширяя пространство, оно перекликается с остеклением тамбура, а его форма, характерная для оформления витрин и входов парижских магазинов и ресторанов, является отличительной чертой раннего модерна. В оформлении фойе основным элементом композиции стала лёгкая колоннада. Малую высоту третьего этажа отчасти скрадывает подъём падуги, а её растительный декор плавно перетекает на плафон.

Над зеркальной нишей торгового зала, нависает дугообразный лёгкий балкон с золочёным ограждением. Он выходил в сдержанно отделанную приёмную. В ней, несмотря на оформление стен и витую чугунную лестницу, обстановка была чопорной. Здесь ждали приёма поставщики товаров.

Зрительный зал включал в себя партер на 480 мест и три ложи, расположенные над проходами из аванзала. Небольшой сценический портал в форме пологой арки был оформлен в духе венского сецессиона. Пейзажное панно над порталом написано в упрощённой манере. На занавесе, видимом между драпировками, был изображен памятник Екатерине II на фоне Александринского театра, что являлось зеркальным отражением реальности, скрытой за витражом. Простенки зала были декорированы по бокам изящными колоннами нестрогих пропорций. Конструкция перекрытия — бетонные балки, были открыты наружу и разделяли потолок на глубокие кессоны. Лепка растительного и геометрического характера, панели и зеркала, балконные решётки и хрустальные люстры довершали оформление интерьера, представлявшего собой один из самых значительных образцов синтеза искусств русского модерна. После почти полной утраты внутренней отделки, зрительный зал был реконструирован в 2006—2009 гг. В ходе работ удалось облагородить облик зала и вернуть отголоски оригинальной стилистики.

Овальная парадная лестница, связывающая все этажи, выдвинута во двор. На ней сохранилось оригинальное ограждение, на нижней площадке установлены мозаичные витражи, аналогичные витринам торгового зала, а выше — расписные витражи с персонажами Театра комедии, исполненные по эскизам Н. П. Акимова. С другой стороны двора, навстречу округлому объёму лестницы, выступает граненый корпус Русско-Китайского банка. На его гранях чередуются широкие и парные узкие окна. Эти крупные объёмы, спрятанные внутри квартала, при своей функциональной простоте обладают пластической выразительностью общей лаконичной формы.

Петербургский Елисеевский магазин уступает московскому в размерах и пышности, но их роднит тяга к богатству, театрализации и оптическим эффектам.

Цветовое и световое решения фасадов и внутреннего убранства полностью подчинялись главной задаче — продемонстрировать богатство и торговый успех семьи Елисеевых, привлечь публику феерией объёмов, новаторских решений и особой атмосферой торговли самыми качественными товарами в стране.

Коричнево-розовый гранит пилонов, погашающих распор арки, спокойный травяной цвет вьющегося металла, игра отражений и бликов огромной арки — противопоставление материалов усиливает их свойства: прочность камня, пластичность и легкость металла и светопроницаемость стекла.

Интерьеру торгового зала присущ культ искусственной, оторванной от жизни красоты. Четыре электрические люстры украшены россыпью цветов из молочного стекла и заполняют зал мягким, рассеянным жёлтым светом. Не смотря на огромное количество светильников, в зале всегда царил легкий полумрак — дань ар нуво — во всём должна быть волнующая атмосфера загадочности, намёк на тайну. Витражный рисунок под потолком торгового зала, повторял один и тот же рисунок древа жизни (эмблема венского сецессиона и главный образ символизма), решённый в разных цветовых гаммах. Интенсивный колорит определяется сочетаниями основных хроматических цветов — синего, красного, жёлтого, зелёного, фиолетового. Они мелькают, словно в калейдоскопе. Растения заключены в округлые фигуры. Высокая мера стилизации, обобщённость и геометричность форм и цветовых пятен подчёркивают мозаичность витражей. Всё это вызывало атмосферу лёгкого головокружения, иной реальности, на что, безусловно, и рассчитывали Елисеевы.

 

Задуманный Барановским театральный зал — варьете с круглыми столиками, был предназначен скорее для празднеств, чем для наслаждения театральными премьерами. Но помещение было сдано в аренду для театра сатиры. Помещение оформили в светло-жёлтых тонах и обставили креслами, оббитыми зелёным плюшем. Подъём по мраморной лестнице, ведущей в театр, сопровождался калейдоскопом витражей повторяющих образ мирового древа. А театральное фойе, или белый зал, было оформлено традиционно и сдержанно. Здесь, в личном ресторане, купеческая семья вместе с самыми близкими гостями могли пообедать — богатство купцов позволяло держать личных слуг, поваров, официантов.

 

 

  

Магазин братьев Елисеевых в 1906 году. Фотография К. К. Буллы

В 1995 году установлена барельефная мемориальная доска купцам Елисеевым (скульптор Е. К. Дмитриев, архитектор В. П. Кун).

30 ноября 2010 года здание внесено в федеральный перечень особо охраняемых объектов, с 15 февраля 2011 года в здании начались реставрационные работы[4].

8 марта 2012 года магазин вновь открыт для покупателей.

Литература

https://secretmag.ru/trends/players/eliseevy.htm
Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О.В. Невский проспект. Дом за домом. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «МиМ-Дельта», 2009. — С. 228—231. — 382 с 
Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с 

Алмазов Б.А. Повести каменных горожан; Краско А.В. Петербургское купечество: страницы семейных историй; Османов А.И. Петербургское купечество в последней четверти XVIII — начале XX века.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» в Санкт-Петербурге | sitnik - Дневник sitnik | Лента друзей sitnik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»