• Авторизация


Михайловский замок Санкт-Петербурга.Часть 2.Легенды.Интерьеры. 19-07-2021 09:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Михайловский замок Санкт-Петербурга.Часть 2.Легенды.Интерьеры.

Цвет стен Михайловского замка
Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.

Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.

Па р а д н а я   л е с т н и ц а


Лопухина
По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял её и собрался было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил её архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца[28].

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке

Зал Антик
Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов.

Призрак Михайловского замка
Другая, более известная легенда гласит, что призрак убитого заговорщиками императора не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали видеть взвод солдат столичного гарнизона, перевозившие военное имущество, новые обитатели дворца — разводящий ефрейтор училища Лямин, и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру

Легенда возводит появление призрака Михайловского замка ко времени, непосредственно последовавшему за гибелью здесь императора Павла I. Однако слухи о призраке появляются не ранее конца 1840-х годов.

Образ призрака активно использовался, если не был создан, старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)
В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона – Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона – «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»
 

Известность призраку принёс занимательный, но в полной мере демистифицирующий рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», целью которого было привлечение внимания к дедовщине, царившей в училище.

«© A.Savin, WikiCommons»

В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании. Исследование заключалось в опросе отдельных сотрудников Патентной библиотеки (располагавшейся в это время в Михайловском замке), съёмке помещений на плёночный фотоаппарат и измерении магнитного поля. Также использовался метод, известный как лозоходство

Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов.

Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит. В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем, то же повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем о надписи больше не упоминают, она исчезла, оставив черные точки на поле фриза над Воскресенскими воротами замка (места крепления букв). В настоящее время при последней реконструкции надпись восстановлена.

Текст «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» представляет собой видоизменённую цитату из 92 Давидова псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию.[29] Загадочная надпись действительно имела символическое значение в замыслах императора относительно его нового дома, но какое именно — пока достоверно ответить невозможно. Совпадение количества букв и лет, прожитых императором — вероятнее всего, наблюдение, сделанное задним числом, никаких достоверных данных о предсказании мы не имеем


 

Общий Столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Его отделка была осуществлена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. с использованием 2 люстр на пятьдесят свечей, исполненные по рисункам Дж. Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца и двух каминов из сибирского порфира. В середине XIX века Общий Столовый Зал разделен на три самостоятельных помещения, в которых располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе проведения реставрационных работ 2002—2003 годов восстановлен первоначальный объём этого залаЗдесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.


Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.
 

В 1859 году по проекту К. А. Ухтомского в восточной стене зала (возле которой прежде размещался трон), была устроена полуциркульная арка, объединившая бывшие тронная и Предтронная комнаты императрицы, в которых устроили Модельный зал Главного Инженерного училища. Реставрация Тронной Марии Федоровны произведена в 2002—2003 гг.Всего в Михайловском замке тронных зал было пять: две — самого государя-императора, потом государыни, великого князя и наследника Александра Павловича и его брата Константина, имевшего титул цесаревича.


 Георгиевский зал примыкал к Круглому Тронному залу императора и служил кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. Зал был неоднократно перестроен в XIX—XX веках, при этом первоначальный вид зала был утерян.

Мраморный зал

Мраморная галерея — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена.

Наиболее существенные изменения произошли в 1843 году. в 1953-1954 годах в зале проводились реставрационные работы, был частично реконструирован его первоначальный облик, при этом воссоздав многие элементы исторического убранства. В 2007 году строители полностью реконструировали чердачное перекрытие. Работы, проведенные в рамках проекта «Экономическое развитие Санкт-Петербурга», финансировались Министерством культуры при участии Международного банка реконструкции и развития.

ал со статуэтками из кости (временная выставка). Ране это была спальня  жены Павла I Марии Феодоровны. До перехода в православие ее звали София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская. Принцесса Вюртембергского дома. Она была второй супругой российского императора Павла I и матерью императоров Александра I и Николая I.Стены отделаны мрамором и огромными зеркалами в золотых мимишных рамах с завиточками и цветуечками. На вид спальня достаточно холодная, хоть и роскошная, особенно по сравнению со спальней императороа, которая была отделана деревом..В этих небольших будуарных помещениях жены Павел любил спрятавшись от всех читать книги.

Овальный зал

Овальный зал входит в анфиладу парадных покоев императора Павла I. Скульптурное убранство зала (кариатиды, барельефы), исполненное мастером К. Альбани, в основном сохранилось с павловского времени.

Большой Тронный зал

Большой Тронный зал императора Павла I в Михайловском замке был создан в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820). Однако, в связи с кратковременностью пребывания государя в замке, официальные церемонии и парадные аудиенции при Павле I в зале не проводились.Во времена Павла I стены зала были затянуты зелёным бархатом с золотым шитьём, а в глубине длинного двусветного пространства ярким пятном выделялся трон императора под пунцовым балдахином, установленный у восточной стены на возвышении из восьми ступенек.

В центре потолка находился живописный плафон из двух частей, написанный на холсте итальянским художником Джузеппе Валериани [1708(?) – 1761], представляющий «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».  Перекрытие зала оформляла богатая лепнина.Во фризе, проходившем под потолком по периметру зала, помещались 76 живописных вставок с изображениями гербов российских городов и губерний. В нишах над дверями были установлены шесть беломраморных античных бюстов римских императоров и их жен.

В марте 1801 года, на следующий день после гибели Павла I, императорская семья покинула замок, и впоследствии здание было передано в ведение Гоф-Интендантской конторы. В ноябре того же года личным указанием Александра I в здании была выделена квартира для проживания инженер-генерала Петра Корнилиевича Сухтелена. В число помещений, занятых им, вошёл и бывший Большой Тронный зал, где разместилась уникальная библиотека генерала, впоследствии пополнившая фонды Императорской публичной библиотеки.    

   

Роскошное, шитое золотом бархатное убранство стен в 1809 году было увезено в Тверь «для убранства тамошнего дворца» (Путевой дворец).В 1820-х годах, после переселения в здание Главного Инженерного училища, в зале разместился Архив Инженерного департамента, для нужд которого были изготовлены двухъярусные книжные шкафы, разместившиеся вдоль северной стены помещения. Шкафы сохранились до настоящего времени.В 1957 году бывший Большой Тронный зал вошел в состав помещений, предоставленных въехавшей в здание Центральной военно-морской библиотеке, которая покинула замок лишь в 2018 году.

В 2019-2020 годах осуществлена комплексная реставрация Большого Тронного зала Павла I с воссозданием бархатного убранства стен, изготовленного по историческим образцам в Париже, на ткацкой мануфактуре, имеющей традиции шелкопрядения XVIII-XIX вв. (цвет приближен к характерным цветам конца XVIII в.). Отреставрированы два потолочных плафона, 32 сохранившихся герба российских городов и губерний во фризе под потолком и воссозданы недостающие.

  

По чертежу начала XIX века воссоздана печь с облицовкой искусственным мрамором, увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочеными бронзовыми накладками. В нишах над дверями установлены копии бюстов императоров, упомянутых в описях дворца. Проведена тщательная реставрация деревянных книжных шкафов, отделанных шпоном волнистой березы, с воссозданием утрат. Отреставрирована люстра XIX века, воссозданы золоченые бронзовые бра на стенах зала и на печи. В дальнейшем предполагается исполнение точной копии трона императора Павла I.

Воскресенский зал


Воскресенский зал Михайловского замка (другие названия – Белый, Большой, Кавалергардский) открывает анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. Огромное по размерам, двусветное, прямоугольное в плане помещение, созданное в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820), предназначалось для проведения балов в дни праздников, а также официальных приемов, на которые собирались иностранные послы и министры.Здесь в середине марта 1801 года было выставлено для прощания тело почившего императора Павла I.

При императоре Павле I стены зала были облицованы желтым с темными пятнами искусственным мрамором. В специально подготовленных нишах размещались большие живописные полотна исторического содержания, запечатлевшие знаковые события российской истории. Всего картин было шесть: «Крещение великого князя Владимира» и «Победа Дмитрия Донского над татарами» [художник Джон Август  Аткинсон (1775-не ранее 1831), ГТГ], «Взятие Казани Иваном Грозным» и  «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» [художник Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823), ГРМ], «Полтавская баталия» [художник Василий Козьмич Шебуев (1777-1855), местонахождение неизвестно], «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» [художник Василий Петрович Причетников (1767-1809), местонахождение неизвестно]. Сюжеты картин были определены лично императором Павлом I.

Перекрытие зала украшал плафон аллегорического содержания. У торцевых стен размещались камины, выполненные из серого мрамора «на шести дорических колоннах». Зал освещался четырьмя большими бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами. В настоящее время один из сохранившихся фонарей Воскресенского зала размещен в Тронном зале Павловского дворца.После выезда из замка императорской семьи зал использовали под склад, где хранились «астрономические инструменты». В 1819 году здесь разместили канцелярию, архив и книгохранилище Комиссии Духовных училищ. После переезда в 1820-х годах в Михайловский замок Главного Инженерного училища, - расположилось Управление Инженерного департамента.

В начале XX века этот зал над Воскресенскими воротами использовали «для занятий юнкеров». В начале 1950-х годов он стал «физкультурным» для курсантов училища им. Ф.Э. Дзержинского, факультеты которого размещались в это время в Инженерном замке. Позднее, в 1960-е годы, зал переоборудовали под книгохранилище Центральной военно-морской библиотеки, которая покинула здание лишь в 2018 году.

В 2019-2020 годах осуществлена комплексная реставрация Воскресенского зала, находившегося до этого в аварийном состоянии. В процессе реставрации воссоздан плафон времени размещения в нем Инженерного училища, восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по сохранившимся и найденным при расчистке образцам, воссозданы камины на торцевых стенах, возвращены на свои исторические места две картины Г.И. Угрюмова, хранящиеся в ГРМ. Картины, написанные для Воскресенского зала Дж.-А. Аткинсоном, принадлежат Государственной Третьяковской галерее. В настоящее время они находятся на реставрации. Представление о них дают специально подготовленные воспроизведения с оригиналов.

Галерея арабесок Михайловского замка

Интерьер Галереи арабесок Михайловского замка создан в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820) в подражание знаменитым Лоджиям Рафаэля в Ватикане. Галерея входила в состав парадных апартаментов императора Павла I и была одним из самых нарядных и эффектных помещений дворца.

После гибели Павла I и выезда из замка императорской семьи, первоначальное убранство Галереи было утрачено. При вселении в 1822 году в бывший императорский дворец Главного Инженерного училища в этом зале расположилась Чертежная, стены которой были покрашены светло-зеленой  краской.

В 1843 году по проекту архитекторов Таманского П.И. и Нечогина, служивших в Инженерном департаменте, пять ниш продольной стены, в которых прежде помещались статуи, были превращены в окна.Данная ситуация сохранялась в бывшей Галерее арабесок в течение века. В 1960-х годах здесь разместился читальный зал Центральной военно-морской библиотеки, въехавшей в здание. В это время на месте центрального окна продольной стены был устроен дверной проем.

При Павле I пространство Галереи делилось на семь частей с одним окном в каждой шестью подпружными арками, повторяя архитектурное построение Лоджий в Риме. Однако в отличие от них в петербургской постройке стена Галереи, противоположная окнам, имела пять полуциркульных ниш для установки статуй. Скульптуры были скопированы в Риме с античных оригиналов. В настоящее время две из них: «Аполлино» и «Германик» находятся в Государственном Эрмитаже, местонахождение остальных статуй неизвестно.Перекрытие и стены зала во времена Павла I были расписаны художниками итальянского происхождения Антонио Виги и Пьетро Скотти, приглашенными В. Бренной и надолго оставшимися в России.

Далее располагалась галерея Лаокоон с историческими гобеленами и мраморными статуями. За этим залом следовала гостиная, потом большая мраморная зала, в которой должны были дежурить кавалеры Мальтийского ордена.Сейчас здесь располагается экспозиция "Лица России".

В 2019-2020 годах произведена первая очередь восстановительных работ в Галерее арабесок с тщательной расчисткой и реставрацией барельефов над окнами и старинных, украшенных искусной резьбой дверей, размещающихся в торцевых стенах, со вставкой зеркальных стекол, воссозданием обнаруженного искусственного мрамора на пилястрах, ложных окон с зеркалами. В настоящее время ведутся дополнительные проектно-исследовательские работы по воссозданию в зале позолоты и настенных росписей.

Покои камер-фрейлины А.С. Протасовой

Помещения, расположенные в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, выходящие окнами в сторону реки Фонтанки, занимала во времена Павла I камер-фрейлина Анна Степановна Протасова (1745-1826).Расположение отведенных А.С. Протасовой комнат, в состав которых входили: Гостиная, Спальня, Диванная, Столовая и другие, носило анфиладный характер. Интерьерам были свойственны камерность и лаконичность архитектурного решения: потолки были расписаны орнаментами, а стены, в основном, затянуты ткаными обоями.

В начале XIX века, после выезда из замка императорской семьи, покои камер-фрейлины вплоть до 1817 года входили в состав помещений, отведенных для проживания генерала Петра Корнилиевича Сухтелена. В комнатах Протасовой он разместил свою обширную коллекцию западноевропейской живописи.

При передаче в 1822 году здания Инженерному ведомству бывшие покои камер-фрейлины переоборудовали в модельные комнаты Инженерного училища, где были выставлены макеты крепостей, являвшиеся учебными пособиями для юнкеров. Для удобства их размещения часть поперечных стен комнат в 1843 году была разобрана, первоначальная отделка интерьеров была утрачена. В таком виде помещения просуществовали более ста лет.

В конце 1950-х годов они были переданы переведенной в замок Центральной военно-морской библиотеке. Здесь разместился фонд редкой книги. Покинула библиотека здание в 2018 году.Реставрация бывших покоев камер-фрейлины А.С. Протасовой проведена в 2019-2020 годах с ориентацией на планировку и состояние интерьеров середины XIX столетия.

Комнаты, располагавшиеся на первом этаже восточного корпуса Михайловского замка, окнами в сторону реки Фонтанки в павловское время занимал обер-шталмейстер И.П. Кутайсов.Апартаменты Кутайсова, в состав которых входили 9 комнат (Передняя, Гостиная, Диванная, Спальня, Детская, Кабинет, Будуар, Уборная и другая Передняя) носили анфиладный характер. В четырех помещениях были устроены антресольные этажи. Стены всех комнат были затянуты ткаными обоями, а потолки, в основном, расписаны орнаментами.

После выезда из замка императорской семьи, весной 1801 года комнаты занял генерал-майор Иван Иванович Дибич (1737 – 1822) с семейством. При переезде в 1822 году в здание Михайловского замка Главного инженерного училища часть комнат бывшей квартиры Кутайсова была передана его госпиталю. В конце XIX века здесь была устроена Столовая училища, для чего предварительно разобрали перегородки между шестью комнатами. Существовавшие при Кутайсове антресоли и лестницы, ведущие на них, были разобраны. В течение XIX века интерьеры перестраивались и изменялись.

А. Н. Малевинский. Архитектор Бренна, строитель Михайловского замка, который держит в руках план замка.

В 1950-х годах бывшие комнаты И.П. Кутайсова в числе других помещений замка были переданы Центральной военно-морской библиотеке, которая покинула замок в 2018 году.Реставрация бывших покоев графа И.П. Кутайсова проведена в 2019-2020 годах, опираясь на планировку и состояние интерьеров конца XIX столетия.

 

Комнаты на первом этаже Михайловского замка с окнами, выходящими на Воскресенский канал, в павловское время занимал обер-гофмаршал и директор Императорских театров Александр Львович Нарышкин (1760-1826).Апартаменты А.Л. Нарышкина состояли из трех комнат c антресолями и имели выход через коридор в пропилеи главного проезда в Большой двор замка. С обеих стороны покои обер-гофмаршала ограничивались лестницами, ведущими из цокольного этажа до антресолей. Комнаты были отделаны весьма скромно. Стены были затянуты ткаными обоями, а потолки просто выбелены. В Передней размещались четырнадцать картин.После выезда из замка императорской семьи, комнаты А.Л. Нарышкина весной 1801 года вошли в состав помещений, занимаемых генерал-майором Иваном Ивановичем Дибичем (1737 – 1822) с семейством.

После переезда в 1822 году в здание Главного инженерного училища в комнатах Нарышкина разместилась одна из рот юнкеров. В конце XIX века помещения были приспособлены под квартиру командира батальона, позднее – квартиру начальника училища. К этому времени антресоли и лестницы, существовавшие при А.Л. Нарышкине, были ликвидированы. На месте лестниц устроили комнаты. Интерьеры были перестроены.

потолок парадной лестницы

В 1950-х годах покои Нарышкина в числе других помещений замка передаются в ведение Центральной военно-морской библиотеки.  Покинула библиотека здание только в 2018 году. К этому времени от апартаментов Нарышкина остался лишь первоначальный объем помещений, измененных за прошедшее время вследствие произведенных перестроек. Изменилось и художественное оформление интерьеров, связанное с ликвидацией убранства стен ткаными обоями. От архитектурной отделки остались лишь фрагменты в виде простых профилированных карнизов.

Реставрация бывших покоев Нарышкина произведена в 2019-2020 годах, опираясь на планировку и состояние интерьеров конца XIX века.

https://www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/exhibitions/

https://antennadaily.ru/2021/04/24/mihajlovskij-zamok-pokazyvaet-novye-zaly/

Михайловский замок Василия Баженова. — Санкт-Петербургская панорама. — 1992. — С. 28—30.
Памятники архитектуры Ленинграда. — 4-е изд. — Л.: Стройиздат, 1976. — С. 138—143.
Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева. — 1983.. — № 8.. — С. 180—184.
Бакланов П. Н. Прошлое Инженерного замка // Десять лет Ленинградской военно-инженерной школы. — Л., 1928. — С. 210—212.

Серия сообщений "Замки России":
Часть 1 - Шлиссельбургская крепость (Орешек)
Часть 2 - Михайловский замок-последнее прибежище императора
...
Часть 12 - Хрящевка. Замок Гарибальди
Часть 13 - Михайловский замок Санкт-Петербурга.Часть 1.История строительства.Экстерьер
Часть 14 - Михайловский замок Санкт-Петербурга.Часть 2.Легенды.Интерьеры.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Михайловский замок Санкт-Петербурга.Часть 2.Легенды.Интерьеры. | sitnik - Дневник sitnik | Лента друзей sitnik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»