• Авторизация


Первый дворец Санкт-Петербурга – дворец светлейшего князя Меншикова.Часть 1 06-07-2021 15:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Первый дворец Санкт-Петербурга – дворец светлейшего князя Меншикова.Часть 1

 Меншиковский дворец (филиал Эрмитажа — дворец Меншикова, в реестре культурных памятников — дворец Меншикова А. Д.) — построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова, дворец выполнен в стиле петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель

Генеральный план Петербурга, 1730 год..Александр Данилович Меншиков — основатель и первый хозяин дворца

Петр I с самого начала хотел новый город застраивать каменными домами. К числу первых каменных жилых строений Санкт-Петербурга принадлежит дворцовая усадьба «светлейшего князя» А.Д. Меншикова – первого генерал-губернатора города. Дворец начал возводиться в 1710 году на невском берегу – в восточной части Васильевского острова. Первоначально Васильевский остров весь был подарен А.Д. Меншикову, но потом Петр I отобрал свой подарок, когда замыслил сделать Васильевский остров центром быстро растущего города.

Дворец Меншикова на Васильевском острове - самый старый из сохранившихся дворцов города. При Петре I именно здесь проходили все торжественные пиры и парадные обеды, играли свадьбы царевича Алексея с Софией Шарлоттой и будущей императрицы Анны Иоанновны с Курляндским герцогом Фридрихом Вильгельмом.

Но быстро возвести большие каменные палаты было невозможно: не хватало мастеров-строителей, да и строительных материалов сначала тоже не хватало. Однако генерал-губернатору нужна была вместительная резиденция, большая и достаточно роскошная, чтобы достойно представлять новую столицу государства, только что одержавшего славную победу под Полтавой и взявшего Выборг. Поэтому А.Д. Меншиков сначала заложил на Васильевском острове, подальше от невского берега, деревянные хоромы.

Чтобы обустроить низменную и болотистую местность, от Невы до самых хором выкопали канал, который не только осушал берег, но и служил парадным подъездом к деревянным хоромам. В этом канале 11 июля 1710 года А.Д. Меншиков выкупал своих гостей, заставив их два часа во всем наряде сидеть в воде и осушать заздравные чаши.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

Дворец был возведен с высокими слуховыми окнами, пилястры с пышными капителями, наличники окон и высокое ступенчатое крыльцо – все делало этот дворец самой парадной постройкой столицы. Долгое время хоромы эти пышно называли Летним дворцом А.Д. Меншикова, или «Посольским домом». В его главном зале могло разместиться сразу более 100 человек, что по тем временам было достаточно вместительным. В конце октября 1710 года здесь торжественно праздновали брак Анны Иоанновны с герцогом Курляндским. Во время свадьбы гостям было преподнесено зрелище, характерное для той эпохи: из двух гигантских пирогов вышли два карлика и тут же на столе, между тарелок, протанцевали менуэт.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. 

В 1727 году князь Меншиков был обвинён в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии)Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Первая научная реставрация здания прошла ещё в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. . Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

Центральный вход во дворец выделялся высоким крыльцом с портиком на деревянных колоннах. Над портиком вдоль центральной части фасада проходил деревянный балкон, откуда подъезжавших гостей встречали звуки музыки

Василий Суриков "Меншиков в Берёзове" 1883

 Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается аттиком, в то время, как боковые ризалиты — вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и садовых строений, здание в плане стало замкнутым четырёхугольником.

Во дворе в 2002 году был установлен бюст Александра Меншикова.

 Вот так дворец выглядел ко времени постройки в 1714 году.

Садовые флигели с колоннадами окружали внутренний двор, что придавало зданию итальянские черты. Усадьба с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров до Малой Невы. Дошедшая до час часть дворца - центральная с двумя боковыми крыльями (на макете перекрыты серой двускатной крышей).



Макет дворца

После смерти Петра в 1725 году Меншиков построил самый первый наплывной мост в городе, прямо от своего дворца на противоположную сторону реки. А до этого перед дворцом находилась пристань, куда прибывали гости. Их встречали музыкой: для оркестра была выделена широкая лоджия над центральным портиком. Главный фасад был завершён аттиком с шестью скульптурами, изображающими римских богов. Венчала здание высокая мансарда с изломом.




А вот уменьшенные копии не сохранившихся скульптур с аттика.



 Великолепный керамический герб князя Меншикова.


Образцы голландской керамической плитки, находившейся в отделке дворца при Александре Даниловиче.


1. Большие сени.2. Большая палата.3. Кордегардия.4. Поварня.5. Парадная лестница 6. Двор

Парадная дверь вела в вестибюль, сводчатый потолок которого поддерживали два ряда гладких приземистых колонн. В конце вестибюля находилась лестница, деревянные пологие ступени которой были вставлены в каменные стены. Перила лестницы, очень простые по рисунку, на верхней площадке изменялись в узорное плетение двух латинских букв Р с А и М, то есть обычной монограммы Петра I (Peter Primus) с монограммой А.Д. Меншикова.

холл

1 этаж - центральный вестибюль

1 этаж - центральный вестибюль

Первое помещение с восстановленными интерьерами - Большая палата, зал для парадных приёмов. Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э.



 В центре зала на персидской ковровой скатерти стоит серебряная лохань для льда.

Несмотря на обязательные европейские заимствования в интерьере Меншиковского дворца достаточно исконно русских деталей. Само его устройство (погреба на цокольном этаже, «детская территория» с отличным от остального дворца декором) говорит об интуитивном соблюдении и переосмыслении мастерами русских традиций. Реставраторы мудро решили не переиначивать исторические варианты отделки, наложенные один на другой и местами под воздействием времени обнажившиеся до первого слоя. Архаичные художественные элементы словно подчиняют сооружение самобытным русским законам. Делают его Меншиковским дворцом, а не отголоском европейских архитектурных мод.



  В углу - итальянская копия древнегреческой статуи "Нога колосса" из брекчии с пальцами из оникса. Такие "раритеты" очень ценились в петровское время.



По соседству находится Поварня, где готовились блюда для званых обедов. В зале собрана медная и оловянная посуда.




Под сохранившимся с XVIII века кирпичным вытяжным шатром воссоздан очаг.

Кирпичный свод цокольного этажа смыкается над служебными помещениями, между тем во времена Меншикова здесь располагалась необъятная винотека Светлейшего. Вина и пиво, подававшиеся на стол при каждой трапезе, хранились в девяти погребах, отдельно русские и заграничные. Также имелись овощные погреба. На цокольном этаже видны несущие конструкции одного из первых каменных зданий города-на-болотах.Этажом выше располагались три кухни. На месте современной экспозиции — в двух шагах от жилых помещений — точно была не основная из трех. Здесь разогревали и украшали уже готовые блюда. В Поварне представлена коллекция посуды из глины, дерева и металлов и реконструированная кирпичная плита — новинка петровской эпохи



В Токарне можно увидеть станок, на котором работал Пётр I.
На витрине - тарелки, изготовленные руками царя.


 Макет парусника.


Ещё на первом этаже находится Кордегардия для почётной губернаторской охраны.


Меншиковский дворец одним из первых в Петербурге «вобрал» в себя появившуюся во Франции моду на изразцовые интерьеры. Бело-синяя расписная керамическая плитка задавала тон восточной части дворца, где во флигеле, находились детские. Светлейший князь велел выписать голландскую плитку в количестве 50 000 штук на «убранство палат»[Изразцовый вопрос решало и отечественное производство: в 1719 году на кирпичном заводе в Стрельне приступили к работе обученные в Голландии русские художники.

Сейчас в общей сложности 27810 изразцов украшают стены четырех комнат: Варварин покой, Кабинет из прихожей, Спальня Меншикова и Предспальня (прихожая).[10] Керамические изображения делятся на восемь смысловых групп и имеют только художественное, но и прикладное значение.

Варварин покой принадлежал свояченице Меншикова, бессменной воспитательнице и няне для детей своей сестры: Александра, Александры и Марии. В этой комнате сразу обращает на себя внимание кровать с балдахином из камня и темного дерева. Считалось полезным спать полусидя, поэтому вместо подушки использовали валик, а само ложе делали немногим больше человеческого роста. На прикроватной стене висит гобелен приглушенно зеленого оттенка. Светлой и стройной комната кажется благодаря изразцовой отделке.На глянцево-эмалевую поверхность плитки художник наносил общеизвестные, преимущественно библейские, сюжеты. Варвара Михайловна, читая или рассказывая что-то воспитанникам, могла проиллюстрировать свои слова, указав на соответствующий рисунок.

По парадной лестнице поднимемся на второй этаж.



Сначала пройдём в западную часть дома, принадлежавшую супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне.



 На обитых тканью стенах Западной передней висят портреты дочерей Меншикова. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.


Следующая комната, Западная приёмная, декорирована китайскими расписными шёлковыми обоями и часами с китайскими же рисунками.


комната обшита китайскими обоями и понизу дубовыми панелями.



Первый зал, обтянутый красным сукном и обставленный резной мебелью, содержит примечательный деревянный сундук.




Вернёмся в центральную часть дворца и перейдём в комнату, условно обозначенную как спальня Дарьи Михайловны.




 

Последний зал в выступающем ризалите с окнами на Неву - Кабинет с живописью. У стены стоит кабинет (секретер) XVII века с живописными вставками, выполненными на мраморе.

На стенах, обитых синим сукном, в симметричных композициях развешаны картины европейских художников XVII века.


 

Ореховый кабинет

Половина князя, размещавшаяся к востоку от Большого зала, состояла из семи комнат, включая и парадную приемную. До наших дней сохранилось пять из них, и в их числе «Ореховая» – кабинет князя. Название ему дала необычная и редкая по тем временам отделка стен кабинета натуральным деревом. Это был небольшой кабинет, всего в пять окон, но очень светлый.

Ореховая комната служила парадным кабинетом и местом для ведения секретных дел и приема особо важных гостей. Комната выглядела как капитанский мостик корабля, из окон которого открывался очень красивый вид на Неву, Адмиралтейство и церковь Исаака Далматского, рядом с которой находился еще один дом А.Д. Меншикова, который он сдавал внаем.

Отделке Орехового кабинета князь уделял особое внимание, а потому его переделывали не менее трех раз. Отделка, дошедшая до нас почти без изменений, относится к 1716–1718 годам.

Потолок зала занимает огромный плафон с изображением Марса с лицом Петра Великого. Это реконструкция первоначального плафона из Ореховой в этом же дворце.

В ходе реставрации, начавшейся во дворце в 1967 году, под живописным плафоном Ореховой комнаты была обнаружена фреска, выполненная в первой четверти XVIII века. Фреска изображает фигуру молодого воина, стоящего в полный рост на фоне зловещего неба, обагренного всполохами пожарищ. Воин облачен в доспехи античного полководца, в левой руке он держит круглый щит, правой сжимает острый меч. Тут же изображен чертеж с контурами крепости.Воин попирает трофеи поверженного врага: турецкие и шведские знамена, лук и колчан со стрелами, кривой ятаган и орудийные ядра. Лес знамен и боевых труб, веерообразно расположенных над воинскими атрибутами, объединяет все элементы композиции в неразрывное целое.Некоторые исследователи предполагают, что это может быть портрет молодого Петра I, которого А.Д. Меншиков с полным основанием считал своим благодетелем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он хотел иметь такой портрет в кабинете, где не раз бывал и сам царь. Но тогда вряд ли «светлейший князь» мог позволить, чтобы фигуру царя замазали и покрыли декоративным плафоном.Лицо молодого воина – с усами, полными губами, светлыми и слегка навыкате глазами – это скорее аллегорическое изображение воина-победителя с чертами, напоминающими Петра I.

Всю центральную часть дворца занимает двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи.

С площадки лестницы через среднюю дверь гости проходили в Большой зал, который еще назывался Ассамблейным. Он был двусветным – с пятью окнами по фасаду: большим окнам-дверям на противоположной стене соответствовали большие зеркала, повторявшие форму окон. Такое оформление Большого зала несколько напоминало прославленную Зеркальную галерею Версаля, созданную архитектором А. Мансаром.



. Богатое живописное и скульптурное оформление Большого зала было посвящено прославлению военных побед России. Кроме того, княжеские короны и знаки ордена Андрея Первозванного, которым А.Д. Меншиков был награжден одним из первых в Российском государстве, украшали не только этот Ассамблейный зал, но и парадные спальни в обоих его дворцах. Живописное и скульптурное убранство Большого зала было посвящено прославлению военных побед России и успехам самого князя в Северной войне.

В праздничные дни в Большом зале ставили столы в форме скобы. Князь А.Д. Меншиков был по-русски хлебосолен и не жалел никаких угощений: бывало, что столы накрывали по три раза в день. Один из гостей, камер-юнкер Берхгольц, побывавший на празднике в Меншиковском дворце, писал впоследствии: «Известно, что нигде в Петербурге так хорошо не обедают, как у князя».Вечером в праздничные дни, в восьмом часу, дворец обычно «люминовали» – в окнах устанавливали пирамиды с зажженными свечами. «Светлейший князь» вообще жил очень роскошно, о чем свидетельствует великолепное убранство всего дворца, в котором насчитывалось более 150 комнат.



 В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.. В середине XVIII века зал был переоборудован в церковь Кадетского корпуса, а в 1787 году он получил нынешний облик в стиле раннего классицизма. Так зал выглядел в начале XX века.. В торце зала построен портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями. Судя по расположению, он служил иконостасом училищного храма.



За портиком во всю стену раскинулась французская шпалера "Парнас", копирующая сюжет ватиканской фрески Рафаэля XV века.



 

 второй этаж

Продолжение следует...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Первый дворец Санкт-Петербурга – дворец светлейшего князя Меншикова.Часть 1 | sitnik - Дневник sitnik | Лента друзей sitnik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»