
Весной, в пору пробуждения природы, на улице появляются не только цветы, но и многочисленные насекомые. Бабочки, пчелы, стрекозы… Комары, конечно, тоже, но о плохом не будем, – ведь только самые грациозные насекомые становятся героями ювелирных украшений! И среди них стрекоза, пожалуй, самая женственная и загадочная! Прославленные ювелиры прошлого и настоящего делали этих насекомых героями своих коллекций. Но почему именно стрекоза?...



Природа наделила стрекозу удивительной способностью – она одинаково хорошо чувствует себя в нескольких стихиях: на воде, в небе и на земле. Она загадочна и стремительна. Во все времена стрекоза олицетворяла собой возможность трансформации – как внешней, так и внутренней. Не случайно стрекозы часто встречаются на полотнах японских художников.


Созерцание стрекоз в природе – зрелище гипнотическое. Их хрустальные крылья, фарфоровый блеск и металлические переливы восхищают и завораживают ювелиров уже несколько веков.
Использование образа стрекозы было популярным еще во времена викторианской эпохи. Даже до начала царствования эпохи Ар-нуво драгоценные стрекозы того и гляди приземлялись на роскошные платья, запястья и пальцы писаных красавиц.
Хотя женщины обычно не терпят, когда настоящее насекомое приземляется на плечо, но совершенно удивительно наблюдать за реакцией чистого и неподдельного восторга от такого же существа, только созданного руками умелого ювелира. Обычно стрекоз украшают драгоценными камнями и яркой эмалью близких к природным оттенкам.

Такова же участь и крылатой стрекозы. В природе эти утонченные насекомые двигаются с завидным изяществом, их радужные крылья мелькают в разных направлениях.

На протяжении всей известной нам истории символический образ стрекозы отражает ее ловкие движения и другие способности, проявляемые в природе. В некоторых культурах считается, что стрекозы отражают изменения и преобразования в жизни, в частности, охватывают совсем безопасные изменения, каждый миг которых можно проанализировать.


Триумфальный полет стрекоз в мир ювелирных украшений начался в Викторианскую эпоху. Тогда массивные пышные украшения с изображением стрекоз делались из чистого золота и крупных драгоценных камней.


Выглядели они роскошно и массивно. Художники стремились максимально приблизиться к природе и сделать драгоценных насекомых очень живыми, реалистичными. Фантазия не приветствовалась – только четкое следование природе!


Принципиально подход к изображению стрекоз в украшениях изменился чуть позже – в начале 20 века, в грациозную эпоху ар-нуво. В это время все представители флоры и фауны, которые использовались в ювелирном искусстве, были важны не сами по себе – на первый план выходила их символика, те глубокие смыслы и образы, которые они несли.

Это было до периода Ар-нуво, когда стало принято воссоздавать такие художественные формы, как будто стрекоза только что приземлилась на платье, запястье или палец. На оба временных периода оказали влияние японские изображения стрекоз, на которых отражалась способность свету сиять через их крылья.

Но после пересмотра художественных границ модерна и стилистических методов, смысл украшений был переосмыслен. Французский ювелир-революционер Рене Лалик возглавил движение, организованное наряду с такими мастерами как Boucheron, Vever, Fouquet, Falize и Gaillard. Под их влиянием все формы природы стали частью языка этого движения, а стрекозы и бабочки лучше всего подошли на эту роль.
Признанные ювелиры модерна . не побоялись плыть против течения и использовать в своих изделиях нестандартные техники и материалы. Ювелирная революция, которую они начали, не означала полный отказ от сверкающих бриллиантов и рубинов, но они узаконили в ювелирном деле и «второстепенные» материалы – например, рог, кость, стекло. Однако наиболее полно утонченная эстетика модерна выразилась с помощью витражной эмали.

Небольшие узоры на тонких крыльях предавались при помощи метода эмалирования , с помощью которого лучше всего удавалось воссоздать радужные крылья с максимальной точностью. Крылья так располагались, чтобы создавалось впечатление, как будто стрекоза просто зависла.

Красочная и нежная эмаль тонко и лирично передавала настроение мастера – именно с ее помощью ювелиры создавали свои выразительные украшения, которые по силе воздействия часто сравнивали с картинами импрессионистов.

Благодаря витражной эмали ювелиры добивались поразительных световых эффектов: крылья насекомых становились полупрозрачными, цвета – глубокими, а в самом украшении появлялось ощущение объема и перспективы.
Нежный и воздушный стиль ар-нуво расцвел во многом благодаря виртуозной технике витражной эмали. В ходе витражного эмалирования кварцевая крошка и окислы металлов, из которых состоит эмаль, наносят в ажурный орнамент из драгоценного металла. При этом основы из золота под ней нет, поэтому слой получается полупрозрачным.

После нанесения эмали украшение обжигают в печи до тех пор, пока эмаль не затвердеет. Сложность этой техники заключается в том, что мастер должен тонко «чувствовать» эмаль – ему нужно определиться с толщиной эмалевого слоя, передать цвет, добиться эффекта градиента, – все это невозможно сделать без многолетнего опыта и тонкого чутья.


Но что же случилось с драгоценными стрекозами с приходом в мир ювелиров-модернистов? Они стали едва ли не главными героями ювелирных коллекций, отразив важнейшую черту эстетики модерна, – возможность превращения из одной формы в другую. В работах Рене Лалика стрекоза ушла из мира насекомых в мир людей и превратилась в женщину.
Насекомые Лалика отличались сплавом фантазии и гиперреализма. Архитектура украшений было невероятно сложна: в отличие от драгоценных насекомых прошлого, стрекозы Лалика были подвижными – крылья, закрепленные крохотными шарнирами, при движении тихонько подрагивали.


Творческое видение ювелиров модерна по-новому интерпретировало образ стрекоз – в них как никогда ёмко и выразительно отразилась идея метаморфоз и фантастических сюжетов. Стрекозы вобрали в себя много тем, которые волновали художников ар-нуво: чувства, глубинная связь человека и природы.

В начале 21 века стрекозы вновь вернулись в коллекции знаменитых ювелирных домов, приземлившись на броши, подвески и серьги. По-прежнему призрачную красоту их хрустальных крыльев передает витражная эмаль, а грациозные изгибы – выразительные графичные линии золота.

В форму стрекозы воплощались многие темы, которые в стиле Ар-нуво отражали природу, чувственность, метаморфозные превращения из одной физической формы в другую; и более фантастический подход, как и в случае со стрекозами Лалика, которые превращались в женщин.

Стрекозы-броши, созданные в начале 21-го века, до сих пор вызывают те же положительные эмоции. Они также создаются довольно крупными и динамичными. Кроме того, современные ювелиры также не прочь создавать и эмалевые подвески, кольца и серьги со стрекозами. Использование природных образов – это своеобразный поклон к прошлому, также это дает любой женщине повод пожелать такое украшение, а не бояться насекомых на ее платье или в волосах.

Кулон Рене Лалика Bentley & Skinner с подушкообразным аквамарином, окруженным четырьмя расположенными в противоположных углах стрекозами, созданных с помощью эмали Plique-à-Jour, с брильянтами, ограненными розой, в крыльях.
Стрекоза-брошь Fred Leighton из белого золота с крыльями из белого полупрозрачного нефрита, с крыльями, усыпанными шпинелью. Шпинель украшает также тело, хвост и усики выполнены из бриллиантов.
Брошь-стрекоза J. Baptista начала 20 века из золота с барочным жемчугом, рубинами и бирюзой. Можно носить как кулон.
Украшение Linda Horn Art Nouveau с крыльями из эмали Plique-à-Jour , с бриллиантами, ограненными розой. Голова из зеленой эмали, бриллиантовые глаза.
Кольцо Lydia Courteille с коричневыми бриллиантами, зелеными гранатами, зеленой бирюзой и рубинами, установленными в оксидированное золото.
Брошь-стрекоза Macklowe Gallery (около 1880 г.) из оксидированного серебра и 18-каратного золота с бриллиантами и сапфирами. Брошь выполнена в трехмерном формате с реалистически выгравированными ногами и деталями антенн.
Серьги Shreve, Crump & Low 21-го века из платины из 18-каратного желтого золота с изумрудами-кабошонами и бриллиантами.


Викторианская брошь-стрекоза Bentley & Skinner из серебра и желтого золота с изумрудами, рубинами. С двумя парами крыльев, пронизанных прожилками, выполненными при помощи монтажа, бриллиантов, ограненных розой, около 1880 г.
Кольцо «Стрекоза» ювелирного бренда «Алхимия» из белого золота с жемчугом
Серия сообщений "Ювелирное искусство":
Часть 1 - Ювелирное искусство Исламского Востока
Часть 2 - Современное искусство ношения броши
...
Часть 36 - Русский стиль в ювелирном искусстве
Часть 37 - Ювелирное искусство от Мишель Онг
Часть 38 - Стрекозы в ювелирном искусстве