• Авторизация


Искусство веера - признание в любви...(3)Франция 30-09-2018 09:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Искусство веера - признание в любви...(3)Франция

Первые веера в Европе во всем подражали привозным китайским и японским. Однако уже в XVII веке вырабатывается и собственный круг сюжетов. Итальянские веера, начиная с 1600-х г., декорировались самыми разнообразными сюжетами, часто на них воспроизводились картины художников минувших веков.

Расцвет расписных вееров приходится на время правления Людовика XIV и Людовика XV. В XVII веке были распространены сюжеты китайские и «версальские», цветы, пейзажи, греческие мифы, галантные и любовные сцены.

Наивысшего расцвета веерное искусство достигло в XVIII веке. Над созданием вееров работали такие художники, как Буше, Ватто, Вижи-Лебрен и др. В живописи экрана величавость царственных поз XVII столетия уступила место очаровательной грации галантно-пасторальных сцен, апофеозу любви в гирляндах цветов и лент. В росписи кроме гуаши начали применять недавно изобретенную акварель.

В начале XVIII века на веерах изображали пасторали, сюжеты из Библии, аллегории (как в составе сюжетной росписи, так и в виде самостоятельных мотивов), часто сюжеты, напоминающие картины Фрагонара (исполнение росписей даже приписывали этим художникам). На английских веерах мог быть изображен суд, правила игры в вист, «реальные» сцены деревенской жизни (не пасторали), цветы (как на английском фарфоре того же времени).

Французские веера часто снабжались хитроумными механизмами, например, были телескопически выдвигающимися, на внешних ребрах могли быть заводные механизмы; кроме того, существовали веера с отделениями для хранения мелких вещиц.

На веерах часто отражаются какие-то общезначимые события, по веерам зачастую можно судить об исторических событиях в определенной стране в определенное время.

А во время Великой французской революции вместо обычных для Франции амуров и цветов на веерах появились портреты прославленных револючионных деятелей (Мирабо, Робеспьера, Марата и др.) и изображения текущих событий (например, открытие Генеральных штатов Франции).

Республика вводит веер из грубой материи с рисунком заступа и грабель, фригийского колпака и топора, под которыми выставлен девиз: «Смерть или свобода». После революции веер возвращается в свое русло, в начале XIX века перейдя к сентиментальным аллегориям. Плакучие ивы, храмы дружбы, урны и т.п. вышиваются на веерах шелком.

Часто используются кружева, бисер, золотое и серебряное шитье.

[показать]

В сюжетах, характере декора, специфике материала веер претерпевает все стилистические изменения, происходящие в искусстве; веера барочные сменяются веерами рокайльными, которым, в свою очередь наследуют веера классицизма. Часто на веер вместо росписи или вышивки наклеивалась раскрашенная от руки гравюра, (это могли быть архитектурные виды, планы города, топографические карты, гравюры с картин).

[показать]

[показать]

[показать]

Но, все-таки, в декоре веера преобладала роспись: в XVIII веке – гуашью, реже – тушью; в конце века была изобретена акварель, активно включившаяся в декор веера в последующее время (похожий путь прошла миниатюра – от плотной эмалевой на металле до прозрачной акварели на кости).


В середине XVIII века экран вееров уменьшается, а к остову, наоборот, привлекается больше внимания, В ручке иногда бывает расположено зеркальце, в которое можно украдкой наблюдать за происходящим сзади. В 70-х – 80-х гг. XVIII века, когда в живописи и архитектуре господствует классицизм, в росписях по-прежнему присутствуют изображения дам, кавалеров и т.п., но сама роспись не занимает больше всей поверхности экрана, как это было на веерах барочных, а сосредотачивается в медальонах. Модными становятся изображения античных руин

Веер мог использоваться и как любовная почта: на нем писались или к нему прикреплялись признания, объяснения в любви, вопросы и ответы. В XVIII веке веер вообще часто служил своеобразной «библиотекой» любовных стихов, афоризмов, анекдотов, песен, нот. Начертанные на оборотной стороне экрана эти «произведения» помогали их владелицам быть яркими и остроумными, развлекали участников вечеров, играли роль любовных посланий.

Во Франции в это время бытовал афоризм: «веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». Мадам де Сталь писала: «из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер». «Полезный эфир», «ширма справедливости» - определения веера в XVIII веке. Было придумано даже гадание на веерах. При выборе царицы бала устроитель празднования посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы.

В культуре XVIII века важную роль играли и театральные веера. Они выглядели наподобие опахала с плоским экраном из картона на точеной деревянной рукояти. Такие веера использовали как зрители, так и актеры. Для зрителей это был памятный сувенир, связанный со спектаклем.

На лицевой стороне экрана изображались сцены из спектакля (живописно или в виде раскрашенной от руки гравюры, наклеенной на остов), на оборотной – ноты, отрывки из арий, пьес или программы. Актеры использовали опахала, как шпаргалки: на их оборотной стороне записывались наиболее трудные и плохо запоминаемые отрывки из пьесы, таким образом, веер выручал актера во время спектакля.

В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным - белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера.

Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной. Постепенно веер из дворянского обихода проникает в быт купцов и мещан.


Демократические идеи в искусстве середины XIX века оказали влияние на оформление веера. Взамен сентиментальных сцен в веерной живописи появляются жанровые сцены из жизни народа.

Для изготовления вееров использовались самые разнообразные материалы: шёлк, кружева, кожа, перламутр, плотная бумага, эбеновое дерево и слоновая кость, а также золото, серебро и драгоценные камни. Перламутровые пластинки часто украшались росписью или гравировкой. 

Во Франции веера вошли в моду благодаря Екатерине Медичи. В эпоху Людовика XIV существовала гильдия мастеров, которые поставляли веера ко двору. Веера расписывали прекрасные живописцы,. Веер играл свою роль в дворцовом церемониале. Например, дамы могли открыть свой веер только в присутствии королевы. А юные девушки, прежде, чем появиться в свете, должны были освоить искусство обращения с этим предметом. На приёмах и балах веер придавал придворной красавице больше значимости. Третье сословие не имело доступа к этому аксессуару.

 XIX век практически ничего нового в веерное искусство не принес. Веер утратил то значение, какое он имел в XVIII столетии. Для его изготовления вместо черепахи и кости начали применять новый в то время материал - целлюлозу, что удешевило стоимость изделия. Теперь веер не имел ни художественной, ни ювелирной ценности. При нужде в деньгах его нельзя было заложить в банк. Зато стало модным заказывать веера к определенному костюму, к какой-либо дате или событию, выполнять на верхней пластинке остова инициалы, вензеля и даже гербы.

В середине XIX века в моде веера в стиле Людовика XV и XIV, опять на веерах появляются амуры, пасторали, цветы, аллегории, сюжеты из античной мифологии и воспроизведения картин «галантных» французских художников.

Более дешевые материалы вкупе с усилившимися тенденциями к демократизации способствовали распространению веера в сословие купцов, мещан и даже зажиточных крестьян. В росписях появляются бытовые сцены, сцены из народной жизни и проч.: коррида, итало-австрийские войны, свадьбы и праздники в духе картин передвижников, портреты в сценках.

В конце XIX – начале XX века веер часто использовали в качестве дешевого подарка во время рекламных акций (их раздавали, например, сотым и тысячным покупателям, в честь больших распродаж и проч.).

В конце 1880-х гг. в модных журналах веер фигурирует в комплекте с костюмом, как его неотъемлемая составная часть. «Веер должен подходить к каждому туалету: прежде хорошенькая женщина имела их 2-3, теперь – 20-30!

Надо иметь один-два богатых веера для больших приемов и балов, а для более простых собраний – несколько простых, но изящных, подходящих к туалету». Росписи экрана вееров второй половины XIX века в Европе часто исполняют знаменитые художники-декораторы и салонные живописцы, например, Ф. Гардон, М. Лемэр, Л. Биллотей работали на крупнейшие веерные фирмы "Duvelleroy" и "Alexandre".

Есть  в Париже также свой музей вееров-Le musee de l'eventail.

Музей де л'Эвенталь , официально названный L'Atelier Hoguet - Fan Museum , представляет собой частный музей, посвященный поклонникам и их производству, расположенный в 10-м округе Парижа , на бульваре Страсбург, 2 . Он теперь закрыт для общественности. Однако Семинар Анны Хогет остается открытым .

Музей вееров мало известен туристам. У него нет бросающейся в глаза вывески, только неприметная табличка при входе в закрытый для посторонних подъезд. А между тем необычный музей очень интересен.

Создан он при мастерской Анны Оге по изготовлению и реставрации вееров. Семейный бизнес начался в 1872 году, когда предок Анны Иосиф Оге открыл своё ателье. С тех пор семейная традиция не прерывалась. Конечно, прошли времена, когда у каждой дамы были веера на все случаи жизни и надо было постоянно ремонтировать их или покупать новые, но мастерская и сейчас не стоит без дела.

[показать] [показать]

Веера нужны для театральных постановок, оперных спектаклей, киносъёмок, их часто заказывают модные дома для показов новых коллекций. К Анне Оге, единственному специалисту во Франции, приходят на стажировку студенты, коллекционеры отдают на реставрацию старинные предметы. Интерес к теме есть, и именно поэтому в 1993 году Анна создала при своей мастерской музей.

[показать]

Он небольшой – всего две комнаты в квартире. В одной представлен процесс изготовления веера: верстаки, специальные инструменты, сырьё для основы – жемчуг, слоновая кость, панцирь черепахи, дерево. Изготовить веер нелегко – для работы нужны два мастера: один делает каркас, второй крепит на него шёлк, атлас, бумагу, тафту или органзу, в зависимости от дизайна.

[показать]

Le magnifique travail d'Edwige.

[показать] [показать]

[показать] [показать]

Вторая комната сохраняет стиль эпохи Генриха II: старинный камин, мебель из грецкого ореха, кессонный потолок, люстры с коронами, стены обтянуты синей тканью с вышитыми золотой нитью лилиями. Здесь выставлены лучшие образцы из коллекции Оге. Всего в музее около тысячи изумительно красивых вееров XVIII, XIXи XX веков – складные и нет, с кружевами, перьями, пайетками, расписанные сценками из жизни, ангелочками, мифологическими сюжетами, пейзажами в разных стилях. У каждого веера – своё название и своя история, каждый – произведение искусства. Можно долго любоваться этими символами прежней жизни.

[показать] [показать]

[показать] [показать]

[показать] [показать]

Вот такая история этого маленького чудесного предмета. Всегда питала к нему слабость. Помню, как в детстве бабушка доставала из шкафа красивую коробочку и давала мне полюбоваться её резным с шёлковыми вставками веером. Я вдыхала запах сандала, и мне этот предмет казался просто божественным! Таким он мне кажется и сейчас.



Вот такая история этого маленького чудесного предмета. Всегда питала к нему слабость. Помню, как в детстве бабушка доставала из шкафа красивую коробочку и давала мне полюбоваться её резным с шёлковыми вставками веером. Я вдыхала запах сандала, и мне этот предмет казался просто божественным! Таким он мне кажется и сейчас.

http://blog.arthistoryonline.ru/iskusstvo/evropeyskiy-veer/

https://www.annehoguet.fr/musee.htm

Серия сообщений "История вещей":
Часть 1 - Милые сердцу старинные женские штучки.Часть 2.Расчески и гребни
Часть 2 - Из истории вещей:броши.Часть 1.Фибулы
...
Часть 26 - Искусство веера - признание в любви...(1)
Часть 27 - Искусство веера - признание в любви...(2)Испания
Часть 28 - Искусство веера - признание в любви...(3)Франция
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Искусство веера - признание в любви...(3)Франция | sitnik - Дневник sitnik | Лента друзей sitnik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»