Это цитата сообщения
Привалова Оригинальное сообщениеВ теплынь венецианских вод Каналетто... Часть 2. Гранд канал
Если бы мне довелось побывать в Венеции, я обязательно нашла бы могилу Антонио Каналетто и поклонилась его памяти...
Есть выражение "преклонить колени", т.е. "выразить свое уважение, поклониться" - я бы обязательно преклонила колени перед великим вечным городом, давшим миру уникального художника...
Некоторое время тому назад читала о том, что Венецию стремительно поглощает вода.
Наводнения случаются каждый год: венецианцы называют такое явление "acqua alta" (высокая вода), и тогда по площади Сан Марко без резиновых сапог не пройдешь. У жителей на этот случай припасены специальные сапоги, и они даже продаются в киосках (видела фотографии туристов, позирующих в ярких сапожках, купленных тут же, на Сан Марко).
А если вода поднимается выше 110 см, то уже заливает и улицы.
К чему я это говорю: мои приятели, побывавшие в Венеции, говорят, что исторические ценности тщательно сохраняются и реконструируются - повсюду леса, где работают реставраторы.
И это понятно: Венеция - это общемировое достояние культуры, она должна жить, чтобы люди могли приехать, сесть в гондолу и прокатиться по Гранд Каналу...
Гранд Канал – главная водная артерия Венеции. Поэтому я решила сделать отдельное сообщение, ибо картин у Каналетто, где изображена жизнь Гранд канала, - очень и очень много...

Каналетто волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и особым настроением.
И главный канал Венеции живет у него своей жизнью: художник изображает не только богатые дворцы, храмы и здания, но прежде всего трудолюбивых венецианцев, которые и трудиться умеют, и отдыхать...
Из биографии художника:
Были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника.
Один из них — Оуэн Максуини. Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон. В Венеции он зарабатывал на жизнь, продавая картины английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию. Именно по совету Максуини Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. По чьей вине — не ясно. Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. «Этот капризный парень, — однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, — ежедневно меняет цены на свои картины». «Этот ненасытный человек, — читаем в другом его письме, - пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену». Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен уже в 1730-е годы был художник.
С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, отношения у Каналетто сложились более счастливые. Смит, который с 1744 г. возглавлял английское консульство в Венеции, прекрасно разбирался в искусстве. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого «багажа», часто просил художника сделать для себя ее копию. В делах Смит выступал замечательным профессионалом. Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, а когда работы оказались у него в руках, попросил своего друга, Антонио Висентини, сделать с них гравюры. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. В результате на Каналетто пролился дождь новых заказов. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками. У этого успеха была и оборотная сторона. Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры. Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут.
К концу 1730-х годов спрос на картины Каналетто упал. В Европе бушевала война, и Венеция обезлюдела. Устал, по всей видимости, и сам мастер. Его работы явно потеряли свежесть, из них ушло живое дыхание жизни. Но верный Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать.

Июль 2011 года

Извилистый, длиной около четырёх километров, Канал Гранде проходит через весь город.
Образуя один из главных водных коридоров города, он начинается от железнодорожного вокзала Ферровиа, делает большой извилистый поворот через центральную часть Венеции и заканчивается около канала Сан Марко на площади Сан Марко.
На пересечении этих двух каналов стоит Церковь Санта Мария делла Салюте.

Эта величественная церковь встречает всех приплывающих в венецианский залив Святого Марка со стороны Лидо. Пышный стиль барокко, в котором построена церковь, лишь усиливает изысканность ее линий, отражающихся в водах Большого канала.
Санта Мария делла Салюте была возведена в период с 1631 по 1687 гг. по проекту Бальдассаре Лонгены. Говорят, что для сооружения ее фундамента в дно лагуны было вбито более миллиона бревен.

Любопытно происхождение названия церкви. B 1630 г., когда в Венеции свирепствовала эпидемия чумы, члены Сената, пытаясь спасти город, поклялись воздвигнуть церковь, посвящённую Мадонне Исцеляющей.

Вскоре после этого смертельная болезнь прекратилась. С тех пор каждый год 21 ноября, в день праздника Мадонны делла Салюте, венецианцы приходят к церкви чтобы воздать свою благодарность за спасение города.
Из биографии художника:
В периоды 1746-50 и 1751-56 гг. Каналетто работал в Англии. Годы, проведенные там, были очень плодотворными в его творчестве. Он написал здесь даже автопортрет, запечатлев себя на фоне Собора Св. Павла. Овальная форма полотна уподобляет его окну, из которого художник смотрит на лондонские виды. В Англии Каналетто писал ведуты бассейна Темзы с дворцами («Темза от Вестминстерского моста», 1746-47, Прага, Национальная галерея), средневековые соборы и капеллы («Капелла в Итоне», 1754, Лондон, Национальная галерея), сцены многолюдных сборищ на Темзе («Праздник на Темзе», частное собрание), напоминающие венецианские работы. Он стремился правдиво передать средствами тонального колорита характер северного пейзажа, не столь праздничного и яркого, как итальянский, но привлекающий художника своей естественной красотой. Его привлекало написание английских парков с их бесконечной пространственной перспективой и затерянными в их зелени неопалладианскими павильонами.

По берегам Гранд Канала расположилось огромное количество палаццо, церквей и самых прекрасных зданий города 14-18 веков.

Во многих самых крупных зданиях сейчас находятся международные банки, администрация города и университетские здания.
Русский поэт П. Вяземский образно называл Канал Гранде «Невским проспектом Венеции».
Канал пересекают три моста - Скальци, Академии и Риальто.

Мы можем любоваться мостом Риальто 18 века: художник запечатлел его виды и с южной стороны, и с северной,
а также виды на Гранд Канал, открывающиеся с моста...
В самой узкой части Большого канала, где сегодня стоит мост Риальто, в разное время стояли целых четыре его предшественика. Самый первый мост был понтонным и назывался "делла Монета" (т.е. монетный). Его сменил деревянный мост, который был разрушен во время мятежа под руководством Тьеполо. Пришедший ему на смену мост обрушился в 1444 г. и был заменен на подъёмный мост, по обеим сторонам которого располагались торговые лавки.

Однако в 16 в. мост настолько обветшал, что было принято решение построить каменный мост, на котором также нашлось бы место лавкам торговцев. В конкурсе проектов приняли участие даже Микеланджело и Сансовино, но победа досталась Антонио да Понте.
Построенный в 1588-1591 гг., мост Риальто простирается в длину над водной гладью Большого канала на 28 метров. Высота его - 7,5 м.

Гранд канал сейчас полон прогулочных катеров, вапоретто, гондол... А во времена Каналетто устраивались красочные регаты...
Из биографии художника:
По возвращении в Венецию в 1756 году Каналетто, главным образом, повторяет старые сюжеты каприччи, не создав уже больше произведений, по художественные качествам равным его более ранним полотнам.

Он работает для издателей, исполняя рисунки для серий видовых гравюр, сам занимается техникой офорта, к которой обратился еще в начале 1740-х гг.
В 1763 году шестидесятилетний художник лишь после европейского признания был принят в члены Академии.
Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада»,1763 -
единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.
Последняя дошедшая до нас работа Каналетто — рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука — крепкой. В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года, 19 апреля 1768 г. художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников.
Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Отдавая дань таланту этого крупного венецианского пейзажиста, его современник, аббат Москини, написал на надгробии художника: «Антонио Каналь, венецианский художник-ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».