


1855-1894 гг.
К началу царствования Александра II (1855-1881) Императорский фарфоровый завод полностью работал на иностранном сырье. Керамические краски выписывались из Берлина, Парижа и Лондона.
клейма
Механическая паровая машина сменила живую конную тягу. На заводе продолжали работать французские живописцы Пьер Бодэ (мастер цветочной живописи) и Виван Босе (первый рисовальщик "цветов и амуров"), художники Федор и Константин Красовские, Алексей Васильев и Василий Корнилов.

С 1885 г. здесь начал работать первоклассный саксонский копиист Карл Липпольд, мастер из Дрездена. Скульптура изготавливалась, в основном, по моделям Августа Шписа, который с 1849 г. был главным модельмейстером завода.
![]()
Существенным нововведением начала 1870-х гг. явилась выделка терракоты, а также новые способы украшения фарфора - цветные глазури и роспись жидкой фарфоровой массой по кобальтовому или хромовому фону (техника "pâte-sur-pâte").
![]()
Годы правления императора Александра III (1881-1894) отмечены особым вниманием царя к деятельности Императорского фарфорового завода.
Бутылочная передача из Гурьевского («Русского») сервиза. Проект С.С.Пименова.1809-1816. Фарфор, цветное крытье, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка.
Ваза «Ладьи» . По рисунку Р.Ф. Вильде. Резчик А. Андреев. 1906. Многослойный хрусталь, выдувание, резьба, гравировка. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы.
Считая, что "распространение искусства есть дело государственной важности", император повелел поставить завод "в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности".
![]()
![]()

![]()
В 1880-е гг. на заводе установили новые машины и станки, выписанные из Лиможа, а также горны новой конструкции, заимствованной из Мейсена, Берлина и Севра.
Чернильный набор м монограммой императора Павла I. 1796-1801 гг.
Пресс-папье "Левретка" 1800-е гг.
С целью улучшения техники производства заводских мастеров посылали за границу на лучшие фарфоровые и стекольные заводы Европы. В это же время Александр III распорядился исполнять авторские проекты изделий в двух экземплярах, один из которых затем передавался в коллекцию музея.
В 1888 г. Копенгагенский завод представил на Всемирную выставку изделия с подглазурной росписью. Серия ваз с пейзажами была настолько эффектна, что многие заводы перешли на выпуск изделий, расписанных красками, которые наносились на необожженный черепок и сверху покрывались глазурью.
В Санкт-Петербург по рекомендации директора Копенгагенского королевского завода приехали художники подглазурной росписи Карл Лиисберг и Карл Мортенсен. С 1892 г. Императорский фарфоровый завод начал работать в технике подглазурного декорирования и к 1906 г. выпустил около двухсот ваз с подглазурной росписью.
Самым крупным и дорогостоящим произведением завода последней четверти XIX в. стал "Рафаэлевский" сервиз. Его проект разрабатывался и утверждался при непосредственном участии Александра III. Богатый орнамент сервиза был заимствован из фресковой росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане.
Ваза-кратер с изображением барабанщиков Роты дворцовых гренадер в Галерее 1812 года в Зимнем дворце. 1830. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка; бронза, золочение.
Букет бисквитный. Cоставитель массы и исполнитель П.У. Иванов. 1851. Бисквит двухцветный, лепка; дерево, стекло, бронза, золочение.
В его исполнении подкупает тонкость работы, чисто прорисованные орнаменты, мастерство миниатюры. "Рафаэлевский" сервиз изготавливался в течение 20 лет и был завершен в 1903 г.
1894-1917 гг.
В 1900 г. император Николай II (1894-1917) назначает новым директором Императорского фарфорого завода барона Николая фон Вольфа, который активно принимается за восстановление и совершенствование техники производства. На заводе появляются новые горны, вводится в строй электростанция, внедряются установки для литья крупных ваз. Фарфор, полученный из массы, составленной из первосортного сырья и выдержанной в погребах не менее 10 лет, отличался безупречным качеством.
Важным делом Вольф считал разработку новых приемов декорирования изделий, которые обогатились благодаря работам технологов Теодора Поортена, Евгения Беллена, Карла Клевера и Николая Качалова. Продолжались опыты с цветными глазурями, из которых наиболее эффектной была глазурь глубокого красного цвета ("бычья кровь"); также использовались кристаллические полупрозрачные глазури - серые, голубые и желтые. Кроме того, появилась техника росписи цветными эмалями, а разработанный Качаловым мягкий фарфор позволил ввести в палитру подглазурной росписи золотосодержащие краски теплых тонов.
Стремясь привлечь на завод новые творческие силы, барон фон Вольф приглашал выпускников Центрального училища технического рисования барона Александра Штиглица. В 1905 г. живописную палату возглавил Рудольф Вильде. Под его руководством были подготовлены первоклассные мастера Григорий Горьков, Алексей Большаков, Алексей Скворцов. Скульптурным отделением заведовал Август Тимус.
Стиль "модерн" оставил свой след на фарфоровых изделиях завода в причудливо изогнутых линиях формы, в росписи стилизованных растений, водорослей, русалок и других атрибутах модного направления.
Сервиз "Тет-а-тет". 1796-1801
Мотивы северной русской природы нашли свое выражение в подглазурной живописи: в ее неярких серо-голубых полутонах, в самой технике, дающей эффект леонардовского "сфумато" (затуманенности). Одним из лучших мастеров подглазурной живописи был художник Григорий Зимин.
С 1907 г. на заводе приступили к выпуску серии скульптур "Народности России" Павла Каменского по материалам этнографической коллекции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. К 1915 г. скульптор исполнил более 150 моделей, которые отличались высотой (35-40 см) и богатством росписи, в точности воспроизводившей фактуру и украшения национальных одежд.
Художник твоческого объединения "Мир искусства" Константин Сомов исполнил для завода небольшие, изящные, с яркой росписью фигурки "Дама с маской", "Влюбленные", "На камне". Это объединение, с его рафинированной аристократической эстетикой, воспевающей прекрасный мир театра, играло заметную роль в культурной жизни начала XX столетия.
В 1911 г. новым директором завода стал Николай Струков, при котором художественным отделением заведовал художник-"мирискусник" Евгений Лансере, а скульпторным отделением - Василий Кузнецов, позднее передавший работу своей помощнице Наталии Данько.
Художник Валентин Серов создал в фарфоре скульптурную реплику своей картины "Похищение Европы". Она исполнена в бисквите с тонким пониманием декоративной выразительности силуэта и внутренней лиричностью.
В эти годы вновь вернулась картинная живопись на фарфоре. Художники копировали картины Ватто, Ланкре, Гейнсборо... Живописец Николай Кирсанов украсил копией картины Рафаэля "Святой Георгий" огромную, более полутора метров высотой, вазу в ампирном стиле, работа над которой продолжалась около года. Ваза предназначалась для выставки во Дворце мира в Гааге, которая не состоялась в связи с начавшейся в 1914 г. Первой мировой войной.
Война резко изменила профиль производства Императорского фарфорового завода: из-за прекратившихся поставок из Германии технического и химического фарфора, здесь был налажен выпуск пироскопов, огнеупорных труб, автосвечей и оптического стекла для военных приборов.
Выпуск художественного фарфора сократился. Единственными предметами, выпускавшимися в большом количестве, были пасхальные яйца, предназначенные для "христосования с солдатами на фронте".
Пласты с портретами великого кн. Александра Николаевича, императрицы Марии Федоровны и
императора Николая I. Ок. 1840 г.
1917-1925 гг.
Блюдо «В память пятилетия перехода Фарфорового завода в ведение Наркомпроса» . Государственный фарфоровый завод. 1923.
[показать]
[показать]
После октябрьского переворота 1917 г. фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос). Перед коллективом предприятия Наркомпрос поставил задачу не только сохранить лучшие традиции русского художественного фарфора, но и сделать из бывшей придворной мануфактуры "испытательную керамическую лабораторию республиканского значения", выпускающую "агитационный фарфор в высоком смысле этого слова - революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению". Руководил заводом Петр Фрикен.

Первые годы советской власти были отмечены в России всплеском агитационно-массового искусства. Изделия Государственного фарфорового завода (ГФЗ) стали украшаться теми же лозунгами, изречениями и афоризмами, которые были начертаны на плакатах и панно площадей и улиц.
[показать]
Почти весь агитационный фарфор, за исключением скульптуры, основывался на новом расписном декоре. Сами же блюда, подносы, чашки, тарелки и другие предметы брались из запасов "белья" (чистых, белых изделий, предназначенных для росписи) в императорских кладовых. Старая марка тщательно затушевывалась, а рядом ставилась новая, уже советская.
Пласты пробные с орнаментом
Создание послереволюционного фарфора связано с именами Сергея Чехонина, назначенного отделом ИЗО Наркомпроса руководить художественной частью производства; Василия Кузнецова, Наталии Данько, Рудольфа Вильде, Михаила Адамовича, Зинаиды Кобылецкой, Марии Лебедевой, Натана Альтмана, Мстислава Добужинского, Василия Татлина, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, Бориса Кустодиева, Александра Матвеева, Николая Андреева, Александры Щекотихиной-Потоцкой. В поисках новых форм к фарфору обратился основоположник супрематизма Казимир Малевич, стремясь воплотить в предметах "принцип утилитарного совершенства вещи".
[показать]
В 1918 г. по приглашению Чехонина на завод пришла Александра Щекотихина-Потоцкая. Ученица Николая Рериха и Ивана Билибина, она уже успела проявить себя как театральный художник. Однако удивительное дарование этого мастера в полную силу раскрылось именно в фарфоре. "...Глядя на ее работы, - пишет искусствовед Эрих Голлербах, - видишь перед собой озорного талантливого маляра, малюющего на вывеске какие-то залихватские выкрутасы, неизвестно зачем, единственно во имя самодовлеющей красоты красок. Живопись Щекотихиной вызывает смешанные слуховые ассоциации, дает иллюзию деревенской песни, частушки, пасхального перезвона колоколов, веселых переборов, гармошки, ауканья и перебранки".

Особое место в истории камерной пластики начала 1920-х гг. занимают пять небольших фигурок обнаженных женщин работы скульптора Александра Матвеева. Каждая из них отличается особой неповторимой плавностью и текучестью линий.
Они словно излучают неяркий свет, передают "игру мерцающих бликов и легких, прозрачных теней".

Революционная тематика нашла воплощение в фарфоровых фигурках скульптора Наталии Данько. Жизнь вдохновила художницу на создание образа "Красноармейца" - молодого русского парня,

"в нелепых валенках, в толстом рыжем овчинном полушубке, в скомканной серой папахе, который как попало тащит свою винтовку и неизбежный мешок за спиной"; или фигурки "Милиционерки", которая в один прекрасный день оказалась "хранительницей порядка на улицах Петрограда, почти лишенного боеспособного мужского населения".

В 1920-е гг. авангардный фарфор стал важнейшим предметом экспорта художественной промышленности Советской республики. В 1925 г. на Всемирную выставку в Париже завод представил около 300 произведений, созданных в послереволюционные годы, и был удостоен большой золотой медали. По просьбе западноевропейских коллекционеров завод дважды повторял экспозицию парижской выставки для продажи. Успех был закреплен на Промышленной выставке в Милане и на Международной парижской ярмарке.
В 1925 г., когда отмечалось 200-летие Академии наук, фарфоровому заводу присваивается имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Часть 2 - Все картины Эрмитажа
...
Часть 33 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(7).Коллекции:рыцарское облачение ,кареты.
Часть 34 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(1)
Часть 35 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(2)
Часть 36 - Эрмитаж.Зимний дворец.Документальный фильм.