• Авторизация


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(2) 24-04-2018 16:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(2)


1855-1894 гг.

К началу царствования Александра II (1855-1881) Императорский фарфоровый завод полностью работал на иностранном сырье. Керамические краски выписывались из Берлина, Парижа и Лондона.

[показать]

клейма

Механическая паровая машина сменила живую конную тягу. На заводе продолжали работать французские живописцы Пьер Бодэ (мастер цветочной живописи) и Виван Босе (первый рисовальщик "цветов и амуров"), художники Федор и Константин Красовские, Алексей Васильев и Василий Корнилов.

С 1885 г. здесь начал работать первоклассный саксонский копиист Карл Липпольд, мастер из Дрездена. Скульптура изготавливалась, в основном, по моделям Августа Шписа, который с 1849 г. был главным модельмейстером завода.

Существенным нововведением начала 1870-х гг. явилась выделка терракоты, а также новые способы украшения фарфора - цветные глазури и роспись жидкой фарфоровой массой по кобальтовому или хромовому фону (техника "pâte-sur-pâte").

Годы правления императора Александра III (1881-1894) отмечены особым вниманием царя к деятельности Императорского фарфорового завода.

[показать]

Бутылочная передача из Гурьевского («Русского») сервиза. Проект С.С.Пименова.1809-1816. Фарфор, цветное крытье, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка.

[показать]

Ваза «Ладьи» . По рисунку Р.Ф. Вильде. Резчик А. Андреев. 1906. Многослойный хрусталь, выдувание, резьба, гравировка. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы.

[показать]

Считая, что "распространение искусства есть дело государственной важности", император повелел поставить завод "в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности".

В 1880-е гг. на заводе установили новые машины и станки, выписанные из Лиможа, а также горны новой конструкции, заимствованной из Мейсена, Берлина и Севра.

[показать]

[показать]

[показать]

Чернильный набор м монограммой императора Павла I. 1796-1801 гг.

[показать]

Пресс-папье "Левретка" 1800-е гг.

С целью улучшения техники производства заводских мастеров посылали за границу на лучшие фарфоровые и стекольные заводы Европы. В это же время Александр III распорядился исполнять авторские проекты изделий в двух экземплярах, один из которых затем передавался в коллекцию музея.

В 1888 г. Копенгагенский завод представил на Всемирную выставку изделия с подглазурной росписью. Серия ваз с пейзажами была настолько эффектна, что многие заводы перешли на выпуск изделий, расписанных красками, которые наносились на необожженный черепок и сверху покрывались глазурью.

В Санкт-Петербург по рекомендации директора Копенгагенского королевского завода приехали художники подглазурной росписи Карл Лиисберг и Карл Мортенсен. С 1892 г. Императорский фарфоровый завод начал работать в технике подглазурного декорирования и к 1906 г. выпустил около двухсот ваз с подглазурной росписью.

Самым крупным и дорогостоящим произведением завода последней четверти XIX в. стал "Рафаэлевский" сервиз. Его проект разрабатывался и утверждался при непосредственном участии Александра III. Богатый орнамент сервиза был заимствован из фресковой росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане.

[показать]

Ваза-кратер с изображением барабанщиков Роты дворцовых гренадер в Галерее 1812 года в Зимнем дворце. 1830. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка; бронза, золочение.

[показать]

Букет бисквитный. Cоставитель массы и исполнитель П.У. Иванов. 1851. Бисквит двухцветный, лепка; дерево, стекло, бронза, золочение.

В его исполнении подкупает тонкость работы, чисто прорисованные орнаменты, мастерство миниатюры. "Рафаэлевский" сервиз изготавливался в течение 20 лет и был завершен в 1903 г.

1894-1917 гг.

В 1900 г. император Николай II (1894-1917) назначает новым директором Императорского фарфорого завода барона Николая фон Вольфа, который активно принимается за восстановление и совершенствование техники производства. На заводе появляются новые горны, вводится в строй электростанция, внедряются установки для литья крупных ваз. Фарфор, полученный из массы, составленной из первосортного сырья и выдержанной в погребах не менее 10 лет, отличался безупречным качеством.

[показать]

Важным делом Вольф считал разработку новых приемов декорирования изделий, которые обогатились благодаря работам технологов Теодора Поортена, Евгения Беллена, Карла Клевера и Николая Качалова. Продолжались опыты с цветными глазурями, из которых наиболее эффектной была глазурь глубокого красного цвета ("бычья кровь"); также использовались кристаллические полупрозрачные глазури - серые, голубые и желтые. Кроме того, появилась техника росписи цветными эмалями, а разработанный Качаловым мягкий фарфор позволил ввести в палитру подглазурной росписи золотосодержащие краски теплых тонов.

[показать] [показать]


Стремясь привлечь на завод новые творческие силы, барон фон Вольф приглашал выпускников Центрального училища технического рисования барона Александра Штиглица. В 1905 г. живописную палату возглавил Рудольф Вильде. Под его руководством были подготовлены первоклассные мастера Григорий Горьков, Алексей Большаков, Алексей Скворцов. Скульптурным отделением заведовал Август Тимус.

[показать] [показать]

Стиль "модерн" оставил свой след на фарфоровых изделиях завода в причудливо изогнутых линиях формы, в росписи стилизованных растений, водорослей, русалок и других атрибутах модного направления.

[показать]

[показать]

Сервиз "Тет-а-тет". 1796-1801
Мотивы северной русской природы нашли свое выражение в подглазурной живописи: в ее неярких серо-голубых полутонах, в самой технике, дающей эффект леонардовского "сфумато" (затуманенности). Одним из лучших мастеров подглазурной живописи был художник Григорий Зимин.

[показать]

С 1907 г. на заводе приступили к выпуску серии скульптур "Народности России" Павла Каменского по материалам этнографической коллекции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. К 1915 г. скульптор исполнил более 150 моделей, которые отличались высотой (35-40 см) и богатством росписи, в точности воспроизводившей фактуру и украшения национальных одежд.

[показать]

[показать]

[показать]

Художник твоческого объединения "Мир искусства" Константин Сомов исполнил для завода небольшие, изящные, с яркой росписью фигурки "Дама с маской", "Влюбленные", "На камне". Это объединение, с его рафинированной аристократической эстетикой, воспевающей прекрасный мир театра, играло заметную роль в культурной жизни начала XX столетия.

[показать] [показать]

В 1911 г. новым директором завода стал Николай Струков, при котором художественным отделением заведовал художник-"мирискусник" Евгений Лансере, а скульпторным отделением - Василий Кузнецов, позднее передавший работу своей помощнице Наталии Данько.

[показать]

Художник Валентин Серов создал в фарфоре скульптурную реплику своей картины "Похищение Европы". Она исполнена в бисквите с тонким пониманием декоративной выразительности силуэта и внутренней лиричностью.

[показать]

В эти годы вновь вернулась картинная живопись на фарфоре. Художники копировали картины Ватто, Ланкре, Гейнсборо... Живописец Николай Кирсанов украсил копией картины Рафаэля "Святой Георгий" огромную, более полутора метров высотой, вазу в ампирном стиле, работа над которой продолжалась около года. Ваза предназначалась для выставки во Дворце мира в Гааге, которая не состоялась в связи с начавшейся в 1914 г. Первой мировой войной.

[показать]

[показать]

Война резко изменила профиль производства Императорского фарфорового завода: из-за прекратившихся поставок из Германии технического и химического фарфора, здесь был налажен выпуск пироскопов, огнеупорных труб, автосвечей и оптического стекла для военных приборов.

[показать]

Выпуск художественного фарфора сократился. Единственными предметами, выпускавшимися в большом количестве, были пасхальные яйца, предназначенные для "христосования с солдатами на фронте".

[показать]
[показать]

Пласты с портретами великого кн. Александра Николаевича, императрицы Марии Федоровны и
императора Николая I. Ок. 1840 г.

 1917-1925 гг.

Блюдо «В память пятилетия перехода Фарфорового завода в ведение Наркомпроса» . Государственный фарфоровый завод. 1923.

[показать]

[показать] [показать]
После октябрьского переворота 1917 г. фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос). Перед коллективом предприятия Наркомпрос поставил задачу не только сохранить лучшие традиции русского художественного фарфора, но и сделать из бывшей придворной мануфактуры "испытательную керамическую лабораторию республиканского значения", выпускающую "агитационный фарфор в высоком смысле этого слова - революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению". Руководил заводом Петр Фрикен.


Первые годы советской власти были отмечены в России всплеском агитационно-массового искусства. Изделия Государственного фарфорового завода (ГФЗ) стали украшаться теми же лозунгами, изречениями и афоризмами, которые были начертаны на плакатах и панно площадей и улиц.

[показать]
Почти весь агитационный фарфор, за исключением скульптуры, основывался на новом расписном декоре. Сами же блюда, подносы, чашки, тарелки и другие предметы брались из запасов "белья" (чистых, белых изделий, предназначенных для росписи) в императорских кладовых. Старая марка тщательно затушевывалась, а рядом ставилась новая, уже советская.

[показать]

Пласты пробные с орнаментом

[показать]

Создание послереволюционного фарфора связано с именами Сергея Чехонина, назначенного отделом ИЗО Наркомпроса руководить художественной частью производства; Василия Кузнецова, Наталии Данько, Рудольфа Вильде, Михаила Адамовича, Зинаиды Кобылецкой, Марии Лебедевой, Натана Альтмана, Мстислава Добужинского, Василия Татлина, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, Бориса Кустодиева, Александра Матвеева, Николая Андреева, Александры Щекотихиной-Потоцкой. В поисках новых форм к фарфору обратился основоположник супрематизма Казимир Малевич, стремясь воплотить в предметах "принцип утилитарного совершенства вещи".

[показать]
В 1918 г. по приглашению Чехонина на завод пришла Александра Щекотихина-Потоцкая. Ученица Николая Рериха и Ивана Билибина, она уже успела проявить себя как театральный художник. Однако удивительное дарование этого мастера в полную силу раскрылось именно в фарфоре. "...Глядя на ее работы, - пишет искусствовед Эрих Голлербах, - видишь перед собой озорного талантливого маляра, малюющего на вывеске какие-то залихватские выкрутасы, неизвестно зачем, единственно во имя самодовлеющей красоты красок. Живопись Щекотихиной вызывает смешанные слуховые ассоциации, дает иллюзию деревенской песни, частушки, пасхального перезвона колоколов, веселых переборов, гармошки, ауканья и перебранки".





Особое место в истории камерной пластики начала 1920-х гг. занимают пять небольших фигурок обнаженных женщин работы скульптора Александра Матвеева. Каждая из них отличается особой неповторимой плавностью и текучестью линий.

Они словно излучают неяркий свет, передают "игру мерцающих бликов и легких, прозрачных теней".





Революционная тематика нашла воплощение в фарфоровых фигурках скульптора Наталии Данько. Жизнь вдохновила художницу на создание образа "Красноармейца" - молодого русского парня,





"в нелепых валенках, в толстом рыжем овчинном полушубке, в скомканной серой папахе, который как попало тащит свою винтовку и неизбежный мешок за спиной"; или фигурки "Милиционерки", которая в один прекрасный день оказалась "хранительницей порядка на улицах Петрограда, почти лишенного боеспособного мужского населения".





В 1920-е гг. авангардный фарфор стал важнейшим предметом экспорта художественной промышленности Советской республики. В 1925 г. на Всемирную выставку в Париже завод представил около 300 произведений, созданных в послереволюционные годы, и был удостоен большой золотой медали. По просьбе западноевропейских коллекционеров завод дважды повторял экспозицию парижской выставки для продажи. Успех был закреплен на Промышленной выставке в Милане и на Международной парижской ярмарке.



В 1925 г., когда отмечалось 200-летие Академии наук, фарфоровому заводу присваивается имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Часть 2 - Все картины Эрмитажа
...
Часть 33 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(7).Коллекции:рыцарское облачение ,кареты.
Часть 34 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(1)
Часть 35 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(2)
Часть 36 - Эрмитаж.Зимний дворец.Документальный фильм.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(2) | sitnik - Дневник sitnik | Лента друзей sitnik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»