• Авторизация


Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 16. 14-02-2018 21:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 16.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).


Портрет императора Петра I, 1718. Хоубракен Я. (1698–1780) с оригинала К. Моора (1656–1738) 1717 г.



RomanovsCoatRF (236x293, 30Kb)


Рома́новы — русский боярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года — династия русских царей и с 1721 года — императоров всероссийских, а впоследствии — царей Польши, великих князей Литвы и Финляндии, герцогов Ольденбурга и Гольштейн-Готторпа и великих магистров Мальтийского Ордена. Отреклись от престола в марте 1917 года.

По замыслу Петра I в Летнем саду была сооружена фонтанная система – первая в России. В петровские времена в Летнем саду было несколько десятков фонтанов. Для их питания на берегу Безымянного Ерика поставили водовзводные башни, который с тех стал именоваться р. Фонтанкой.


Александр Бенуа. Пётр I на прогулке в Летнем саду. 1910


На берегу Фонтанки был воздвигнут Грот – самый большой садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Этот павильон был разделён на три зала, отделанные туфом, перламутровыми раковинами, разноцветными камнями, в каждом из них находился фонтан, в центре главного зала – фонтан Нептун. Когда все три фонтана начинали бить, звучала мелодичная органная музыка. Орган приводился в действие струями фонтанов.


Грот, фасад. Грот, разрез.
Михаил Земцов



Грот. Григорий Качалов, фрагмент



Летний сад. Гравюра Алексея Зубова


Мраморные скульптурные группы и бюсты украсили ниши и вход в Грот. Среди них была и знаменитая статуя Амур и Психея, являющаяся подлинным раритетом.


Амур и Психея, предположительно Джулио Картари



Грот Летнего сада. Григорий Чернецов



Грот Летнего сада. Неизвестный художник


Постепенно Летнй сад стал центром общественной жизни страны. Здесь нередко устраивались праздники, проводились знаменитые петровские ассамблеи, праздновались военные успехи русского оружия в Великой Северной войне.


Александр Бенуа. Летний сад при Петре Великом. 1902



Вид по реке Фонтанке от Грота. Григорий Качалов



Проспект (вид) по реке Фонтанке от Грота, 1753. Гр. Качалов Г.А. 17111712-1761; Автор рис. Махаев М.И. ок. 1717-1770; Автор рис. Валериани, Джузеппе. 1708-1762



Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца, 1751-1753. Гравер Качалов Г.А. 17111712-1761; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770


Наладить строительство такого большого города, да ещё в столь короткие сроки, оказалось делом архисложным. Первыми рабочими, переброшенными на место строительства в 1703 г. были строители Шлиссельбурга, где они восстанавливали крепостные укрепления. Кроме них, на Заячьем острове работали солдаты армейских полков (стройбаты, куда уж без них) и местные жители из окрестных деревень и мыз. Не обошлось и без экзотики – пленных турок и татар времен Азовских походов 1695–1696 гг., а также каторжников, которых с началом строительства города со всей России отсылали уже не в Сибирь, а на берега Невы. Нельзя сказать, что труд невольников до этого не использовался в других странах, использовался с размахом. Но Россия такие невиданные масштабы увидела впервые. В Татарской слободе селились работные из татар, черемис, мордвы, а также купцы из персов, индусов, татар, армян, китайцев.


Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер, гравер Гунст



Портрет Петра I. Р.Вайт


В Петербурге каторжники летом гребли на галерах, зимой били сваи, таскали землю и камни. Но длилось это не долго. Довольно быстро их труд был признан неэффективным, хотя он и не исчез полностью.

Отдельно надо сказать, что после Полтавской виктории к работам в Петербурге, Кронштадте и Стрельне начали привлекать сотни шведских военнопленных. Их использовали не только в качестве чернорабочих, каменщиков, но и мастеров высокой квалификации, переводчиков (с работами шведского военнопленного-инженера П. Бетуна мы уже знакомились в прошлом сообщении).



Тем не менее основную массу строителей Петербурга составляли сезонные работные и мастеровые люди. В первые месяцы перевалочным пунктом, в котором формировали работные партии, был Шлиссельбург. Сюда же партии и возвращались. Городовая канцелярия отвечала за непрерывный ход строительства и обеспечение его рабочими руками. Изо всех уездов и губерний страны в Петербург присылали работных. Ещё со времён Ивана III строительство городов являлось одной из повинностей населения (наряду с постойной или подводной) и ложилось на плечи крестьян, которые строили дороги, крепости, засеки. Но при Петре I строительная повинность из эпизодической превратилась в постоянную и весьма тяжкую. Крестьяне не только выбирали из своей среды работников, но и снаряжали их, оплачивали расходы на дорогу, еду, инструмент, одежду. Ежегодно на время летнего сезона в Петербург вызывали около 40 тысяч работных. "Посошане" прибывали тремя сменами, которые работали по два месяца, начиная с 23 марта по 25 сентября.


Будни Санкт-Петербурга. Александр Самсонов


С 1718 г. труд работных крестьянских команд был признан убыточным. Экономической основой реформы стало расширение рынка свободного труда. Стало ясно, что труд подрядных бригад выгоднее труда партий подневольных работных. Теперь уже предложение опережало спрос, это позволило заменить отработочную повинность крестьян денежными платежами с губерний. Город рос, работы становилось все больше, желающих заработать в Петербурге появилось немало. Сюда приходили уже и свободные люди, которых Петербург притягивал своими возможностями.


Алексей Черкасский. И.П. Аргунов (1760-е гг.)


Как только Канцелярия от строений намеревалась начать новую стройку, сюда начинали приходить люди и предлагать свои услуги. Власти давали им какую-нибудь работу на подряд и начинали официальные торги, благодаря которым удавалось сбить, иногда весьма существенно, подрядные цены.

А теперь о костях, на которых стоит Петербург... Что-то конкретное и точное сказать об этом весьма непросто, т.к. сведения о потерях идут в основном от иностранцев – дипломатов, резидентов и путешественников, побывавших в городе много позже событий, которым они давали оценку. Так, Ю. Юль (а вслед за ним и шведский военнопленный Л.Ю. Эренмальм), посетивший Петербург в 1709–1710 гг., сообщал о Кроншлоте: Говорят, при сооружении его погибло от голода, холода, морозов и изнурительных работ более 40 000 крестьян, а при строительстве крепости на Заячьем острове погибло не менее 60 000 человек. Это утверждение весьма сомнительно хотя бы потому, что такого огромного количества людей на очень ограниченном пространстве быть не могло физически, их просто негде было разместить. Да и указы требовали высылки на Котлин для строения фортеции и иных строений сразу не более 3 000 человек. К тому же на котлинских укреплениях трудилось более 2 000 гарнизонных солдат. Подобная же арифметика и по Петропавловской крепости. Во-первых, за лето 1703 г. в тех условиях доставить в Петербург такое количество людей было просто нереально. Ведомости от 4 октября 1703 г. сообщали, что на работах в крепости занято 20 000 землекопов, из которых наверняка было немало солдат 5-тысячного гарнизона будущей крепости.


Пётр Первый. Николай Булычёв


Потери были и немалые (по оценкам Луппова, Анисимова приблизительно сто тысяч погибло при строительстве города). Это страшные цифры, но надо учитывать, что они, как бы это кощунственно не звучало, должны делиться не на один год, а на пару десятков лет и тогда не будут казаться столь ужасающими. Кроме этого, и по всей России, в других городах и населённых пунктах, находящихся в более хороших климатических условиях смертность населения была отнюдь не маленькой. У самого Петра из рождённых от Екатерины Алексеевны одиннадцати детей, выжили только две дочери (условия для них созданы были близкие к идеальным по тем временам, естественно).

Что же говорить о Петербурге... Климат, недостаточное питание, болезни и мор (Г. Головкин в 1703 г. сообщал, что у солдат и рабочих болезнь одна: понос и цинга), отсутствие медицинской помощи, тяжкий изнурительный труд. Плюс жадность и алчность лиц, заведовавших содержанием строителей, экономивших на всех и вся и стремившихся сколотить состояние, дабы хоть как-то оправдать свою нелёгкую и дорогую жизнь в невском парадизе. Да и отношение к человеческим жизням в те времена было весьма специфическим, например, профессор философии и академик Петербургской АН в торжественной речи 1731 г., посвященной Петербургу, сказал, что при строительстве новой столицы не должно было упускать время, а посему надобно было смотреть на народ, умирающий над работой, как на людей, убитых неприятелем... Пренебрежение к человеку вообще и отдельной человеческой жизни в частности было обычным явлением. Царь также считал, что людей в России было много, эти умрут, бабы новых нарожают". Вот такая политика с арифметикой...

Сколько человек трудилось на строительстве города вряд ли мы когда-либо точно узнаем, и огромная благодарность скульптору Шемякину и архитектору Бухаеву, создавшим в 1995 г. памятник первостроителям Санкт-Петербурга, известным и безымянным.


Памятник первостроителям Санкт-Петербурга
Скульптор Михаил Шемякин, архитектор Вячеслав Бухаев






А вот во что он превратился в 2000 г. усилиями местных вандалов, оторвавших, свинтивших и укравших все бронзовые элементы: десять барельефов работы Михаила Шемякина, а также изящный бронзовый стол на витых птичьих лапах с расположенными на нём планом Петербурга, подсвечником, трубкой, черепом и бронзовый стул (образцом служила подлинная голландская мебель XVII в.).


Развлечения подростков в императорском саду Петрограда (1921 г.) Иван Владимиров



Монастырь святого Александра Невского в Петербурге. Алексей Зубов, 1716


В начале 1710-гг. на месте предполагаемой битвы со шведами под руководством Доменико Трезини был заложен Александро-Невский монастырь, который затем был перестроен в камне. При нём был заложен и собор во имя Святой Троицы. В примыкавших к собору корпусах открыты больница и Цифирная школа, переименованная затем в Славяно-греко-латинскую семинарию, а также основана казенная типография, в которой печатался официальный государственный орган Ведомости. В 1724 году Пётр перевез в него мощи святого и благоверного великого князя Александра Невского, признаннного небесным покровителем Санкт-Петербурга.


Александро-Невская лавра. Книжная иллюстрация





Вид Невского монастыря. Раскрашенная гравюра. Иван Иванов


После закладки Адмиралтейства в 1704 году и Александро-Невского монастыря в 1710 году было принято решение построить дорогу, соединяющую эти два важных сооружения друг с другом, а также с Новгородским трактом, который проходил в районе Лиговского проспекта и использовался русскими купцами с XV века. Строительство началось с двух сторон одновременно, от Адмиралтейства её вели пленные шведы, от Александро-Невской лавры монахи. Просека была прорублена к 1713 г. и служила главным въездом в город. Голштинский придворный Ф.В. Берхгольц, прибывший в Петербург в июне 1721 г., писал: Мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом потому, что конца её почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Так был заложен будущий Невский проспект – Большая прешпектива. В первой половине XVIII в. он застраивалась только до Фонтанки – границы города. Дома стояли с промежутками, между ними находились сады и пустые участки.


Екатерингоф на плане Хофманна, 1717 г.


Через семь лет в память о своей первой виктории на море (Небываемое бывает), одержанной 6 мая 1703 г., Пётр Первый решил построить для Екатерины и своих детей загородный парк в голландском стиле с летним дворцом близ Калинкиной деревни, на острове, образованном тремя реками – Екатерингофкой, Фонтанкой и Таракановкой:


Вид Екатерингофа. Пауль Бетун



Екатерингоф. Алексей Ростовцев


Около этого дворца был построен другой, каменный, с башней, названный Подзорным, где останавливался царь. Пётр любил передвигаться по воде, поэтому от Чёрной речки к дворцу был прорыт судоходный канал, оканчивавшийся прямо у крыльца небольшой гаванью. А за Таракановкой построили ещё два дворца-парка – Аннегоф и Елизаветгоф.




Фасад Подзорного дворца близ Екатерингофа. Чертёж Ф. де Вааля по проекту С. ван Звиттена, 1720-гг.



Дворец Екатерингоф, пруд и аллея вдоль подъездного канала



Пейзаж с рекой. Екатерингоф. Иван Иванов


В середине XVIII века по приказу императрицы Елизаветы Петровны была произведена изрядная реконструкция всего Екатерингофского ансамбля. К сожалению, уникальный Екатерингофский дворец, переживший несколько пожаров, был разобран в 1928 г.

А тем временем на небольшом клочке земли, как его называл Александр Данилович Меншиков, Васильевского острова в 1710 г. началось возведение каменного дворца для Светлейшего князя, который должен был быть вместительной и презентабельной резиденцией, дабы достойно представлять новую столицу, будучи по совместительсту и Посольским домом. Помимо дворцов в имении Меншикова был разбит великолепный огород и пышный регулярный сад, который по мнению современников своими густыми рощами, лабиринтами, крытыми аллеями, прозрачными прудами и фонтанами мало чем уступал царскому Летнему саду.


Дом светлейшего князя Меншикова. Алексей Ростовцев


Уже осенью следующего года Меншиков справил «новоселье в своих нововыстроенных палатах». Однако строительные работы в этом самом большом, высоком и пышном в то время дворце Петербурга продолжались ещё не один год, до 1727 г. В его сооружении принимали участие известные западноевропейские архитекторы Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, в отделке – Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон. Их идеи воплощались в жизнь русскими мастерами – каменщиками, штукатурами, плотниками, столярами, резчиками, кафельщиками, живописцами.




Макет меншиковского дворца Санкт-Пететербурга


Этот дворец стал самым роскошным зданием столицы начала XVIII в. И остался единственным большим жилым домом той эпохи, сохранившимся до наших дней и являющимся одним из главных украшений города.


Вид Санкт Петербурга. Гравюра на меди, 1716 г. Алексей Зубов


Как такового указа о переносе столицы в Санкт-Петербург (Москва никогда статуса столичного города не теряла и всегда называлась царствующим градом) не было. Но номинально он стал ею с 1712 г., когда сюда переехали не только царская семья, дипломатический корпус и главные государственные учреждения, а и высший орган государственной власти – Правительствующий Сенат. До этого пребывание Петра на берегах Невы в официальных документах именовалось походом. Так назывался любой выезд царя из Кремля еще в допетровскую эпоху. Поход затянулся на многие годы, и только с 1712 г. упоминание о нём исчезло из официальных документов. А в 1713 г. последовал указ, согласно которому все, кто был причислен к царскому двору, обязаны были строить дома и жить в городе безотлучно. Деваться было некуда, подданные нехотя потянулись с насиженых мест...


Вид вниз по Неве-реке между Зимним дворцом и Академией наук, 1753. Виноградов Е.Г. 1725-1768; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717



Вид Зимнего дворца Петра I. 1851-1853. Гравер Качалов Г.А. 17111712-1761; Автор рис. Махаев М.И. ок. 1717


В 1718 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли Зимнедомным каналом). По смерти зодчего строительство продолжил Доменико Трезини. Рядом с Зимним дворцом поднимались дома вельмож, и вскоре набережная получила название Дворцовой, которое сохранилось до наших дней. В первой половине XVIII в. берега Невы были укреплены деревом.


Зимний дворец Петра Первого, гравюра



Проспект (вид) Старого Зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невою, 1753



Вид Зимнего дворца Петра I. Ефим Виноградов


Помимо Дворцовой набережной застраивались и другие части города. Большое число домов для родовитой знати возводилось за Фонтанкой неподалеку от Литейного двора. Выборгская сторона заселялась мастеровыми, торговцами и солдатами, кроме этого, здесь стали появляться и дачи знатных особ. Там же началось возведение зданий сухопутного и морского госпиталей и корпусов кирпичных заводов.


Указ Петра I


У Стрелки Васильевского острова в 1718 году было заложено специальное музейное здание – Кунсткамера. Помимо астрономической обсерватории и анатомического театра (музея) здесь предполагалось разместить первую общественную библиотеку. С окончанием Северной войны русское правительство могло направлять больше средств на гражданское, дворцовое, промышленное строительство, финансирование культуры и науки.


1Кунсткамера в Cанкт-Петербурге. Фасад. Георг Маттарнови, Гаэтано Кьявери, М. Г. Земцов



Восточный фасад здания Императорской библиотеки и Кунсткамеры, 1741. Гравер Качалов Г.А. 1711-1759



Кунсткамера Разрез. Чертеж



Два разреза большого зала Кунсткамеры, 1741.Гравер Качалов Г.А. 17111712-1761



Фрагмент разреза



Кунсткамера Боковой фасад. Чертеж


В новой российской столице возводились каменные дворцы, правительственные и научные учреждения, гостиные дворы. А в 1922 по проекту Доменико Трезини началось строительство здания Двенадцати коллегий, в котором должны были разместиться главные правительственные учреждения страны.


Здание Двенадцати коллегий. Фрагмент фасада. Архитектор Доменико Трезини



Проспект Государственных Коллегий. 1748-1750. Неизвестный гравер. По гравюрерисунку Махаева Михаила Ивановича



Проспект (вид) здания Государственных Коллегий с частью Гостиного двора, 1753. Гравер Внуков Е.Т.1723/1725, Санкт-Петербург – 1762/1763, Санкт-Петербург; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770



Проспект (вид) Государственных коллегий с частью Гостиного двора с восточной стороны 1751-1753, Гравер Внуков Е.Т. 1723/1725, Санкт-Петербург – 1762/1763, Санкт-Петербург; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770



Проспект Государственных Коллегий с частию Гостиного двора с восточную сторону. Гравюра Е. Внукова с рисунка М.И. Махаева



М.И. Махаев. Проспект Государственных Коллегий с частию Гостинаго двора (фрагмент)



Здание Двенадцати коллегий, начало XVIII в.



Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий. Евгений Лансерез



Порт у Троицкой площади. Рудольф Яхнин



Адмиралтейские верфи. Рудольф Яхнин


Уже к концу царствования Петра I Санкт-Петербург стал крупным промышленным центром. Самым большим предприятием города оставалось Адмиралтейство, которое непрерывно росло и расширялось (если в 1709 г. на Адмиралтейских верфях трудилось менее одной тысячи человек, то в 1715 г. рабочих было уже около 10 тысяч). Другим крупым объектом был Литейный двор, на котором в 1713 г. отлили первую пушку. Были в Петербурге пороховые заводы, канатные дворы, различные дворцовые мануфактуры и многие другие производства. Развитие получили и разнообразные ремесла: в 1722 г. в городе трудились ремесленники 44 специальностей. Новый город стал крупнейшим центром внутренней и внешней торговли. Постепенно Беломорская торговля уступила место Балтийской. Таким образом, за 15–20 лет фактически на пустом месте возник новый город, ставший крупным политическим, промышленным и торговым центром России.




Набережная Васильевского острова у дворца А. Д. Меншикова. Рисунок X. Марселиуса. 1725 г.



Морской рынок у Адмиралтейства. Рисунок X. Марселиуса. 1725 г.



Набережная левого берега Невы и вид на Адмиралтейство, 1725 г. Гравюра Эллигера Оттомара с рисунка Христофора Марселиуса



Панорама набережной Невы в Петербурге от Летнего сада до Исаакиевской церкви, 1728-1729. Гравер Эллигер, Оттмар III. 1703-1735; Автор рисунка Марселиус, Христофор. 1656-после 1730


Вот таким мы видим Санкт-Петербург глазами современников к моменту кончины Петра. Полагаю, что оценить масштабы проделанной работы не сложно. Такого опыта быстрого и планомерного строительства не знали нигде в мире. В Европе города строились веками, но небываемое бывает...


Набережная левого берега Невы и Дворец великого адмирала Апраксина, 1725 г. Гравюра Эллигера Оттомара с рисунка Христофора Марселиуса



Дворец Фёдора Апраксина, 1725 г. Проект арх. Ж. Леблона



Федор Апраксин


Граф (с 1709) Фёдор Матвеевич Апраксин (27 ноября (7 декабря) 1661 — 10 (21) ноября 1728, Москва) — один из создателей Армейского флота и Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал (1708), первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор (с 15.12.1717).
Командовал русским флотом в Северной войне и Персидском походе (1722).


Георг Бальтазар Пробст. [Раскрашенная гравюра] Провиантские склады на реке Фонтанке в Петербурге



Проспект (вид) по реке Фонтанке от Грота1753. Гравер Качалов Г.А. 1711/1712-1761; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770; Автор рис. Валериани, Джузеппе. 1708-1762



Вид по реке Фонтанке от Грота, 1753. Гравер Качалов Г.А. 1711/1712-1761; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770





М.И.Махаев. Проспект по реке Фонтанке 1780-е гг.



Летний сад и «Грот». Вид с Фонтанки. Гравюра Ходжеса. Середина XVIII в.





Санкт-Петербург в начале XVIII в.



Вид Санкт-Петербурга с видом на Петропавловскую крепость. Гравюра А. Зубова, 1727 г.


Вместе с плановой застройкой Санкт-Петербурга в его окрестностях началась работа по созданию дворцово-парковых ансамблей Петергофа, Царского села, Гатчины, Павловска, Ораниенбаума и Стрельны. Но чтобы осветить подробно эти грандиозные стройки необходимо несколько постов. Поэтому предлагаю вашему вниманию несколько иллюстраций на эту тему...


Ораниенбаум, 1717. Гравер Ростовцев А.И. ок. 1690-после января 1746



Общий вид Ораниенбаума с гравюры Д. Нэ.



Ограда и ворота парка





Большой дворец вид со стороны Нижнего пруда. Ф.Баризьен. 1758 г.



Вид Ораниенбаума 1761, Гравер Внуков Е.Т. 1723/1725-1762/1763; Автор Челнаков Н.Ф. 1733/1736-1790; Гравер Махаев М.И. ок. 1717-1770







Филипп Терентьевич Внуков (1734-1764), Никита Фёдорович Челнаков (1734/1735-после 1788), по рисунку М.И. Махаева - Проспект Большого дворца в Ораниенбауме



Филипп Терентьевич Внуков (1734-1764), Никита Фёдорович Челнаков (1734/1735-после 1788), по рисунку М.И. Махаева - Проспект Большого дворца в Ораниенбауме



Ораниенбаум на Финляндском залив, 1761. Гравер Челнаков Н.Ф. 1733/1736-1790; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770



Вид Большого дворца со стороны Нижнего парка. Литография Шульца по рис. И.Мейера



Вид с терассы Большого дворца в Ораниенбауме, 1821-1822. Литограф Мартынов А.Е. 1768-1826



Вид на Катальную горку и телеграф в Ораниенбауме, 1821-1822. Гравер Мартынов А.Е. 1768-1826



Вид с террасы Большого дворца на Церковный павильон и Нижний сад. Литография по рис. А.Е.Мартынова, 2-я пол. XIX века



Дворец в Ораниенбауме. Гравюра на меди. Франция. 1830-е.



Большой дворец в Ораниенбауме, 1847, Адольф Андреевич Беземан



Вид дворца в Ораниенбауме со стороны Финского залива 1756. Гравер Внуков Ф.Т. 1734-1764; Гравер Челнаков Н.Ф. 1733/1736-1790; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770



Вид большого дворца в Петергофе, 1717. Гравер Ростовцев А.И. ок. 1690-после января 1746



Вид Большого Каскада, фонтана Самсона и Большого дворца в Петергофе, начало XIX в. Гравер Ческий И.В. 1777-1848; Автор оригинала Шотошников М.И. 1770-после 1800



Петергоф на берегу Финляндского залива, 1761. Гравер Саблин Н.Я. 1730-1808; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770





Вид Большого дворца в Петергофе, 1761. Гравер Челнаков Н.Ф. 17331736-1790; Гравер Артемьев П.А. 1736-1803; Автор рисунка Махаев М.И. ок. 1717-1770



Пётр I в Монплезире. Валентин Серов



С. Кириллов. Пётр Великий. 1982-1984



Интерьер с окном. Cергей Кириллов



Дементий Шмаринов.
Монплезир стал по сути первой картинной галереей в Российской империи



Петергоф. Монплезир. Средний зал. Александр Бенуа



У Монплезира в Петергофе. Александр Бенуа



Вид Монплезира в Петергофе. Александр Бенуа



Вид Марли в Петергофе. Гравюра резцом. Степан Галактионов (с оригинала Семёна Щедрина)



Прибытие корабля. Рудольф Яхнин



Григорий Семёнович Мусикийский. Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади



Григорий Семёнович Мусикийский. Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге



Серия сообщений "Санкт-Петербург":

Часть 1 - ХРАМ СПАСА НА КРОВИ.
Часть 2 - Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.
...
Часть 41 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 14.
Часть 42 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 15.
Часть 43 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 16.




Серия сообщений "Пётр I":

Часть 1 - Парк и дворец Кадриорг.
Часть 2 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 1.
...
Часть 15 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 14.
Часть 16 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 15.
Часть 17 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 16.
Часть 18 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 17.
Часть 19 - Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 18.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 16. | sitnik - Дневник sitnik | Лента друзей sitnik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»