• Авторизация


Познавая себя. Часть2. 28-03-2012 13:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Вернувшись в номер, я невольно разбудила подругу. Часы показывали 3-00.
Утром она сказала, что теперь мы вдвоем будем ходить на пляж, т.к. меня оставлять одну нельзя: разговариваю сама с собой.
-Не могу. У меня - встреча.
-С медведем?
-С австрийцем.
-Где ты его отхватила? Здесь же одни казахи.
-Сам подошел.
Может мне это приснилось? Спешу к знакомому валуну. Волнение-во всем теле. Отто Вейнингер-собственной персоной стоит, прислонившись к большому камню, вглядываясь в прозрачное озеро.
 
 
-Добрый день, Отто.
-Вам удалось выспаться?
-Вполне
Он вздохнул полной грудью.
-Сегодня пасмурно, лучше погоды просто не бывает.
Пройдемтесь по лугу? Так значит Вы хотели когда-то меня порвать?
-Да, Отто.
-Ну что ж, я вас понимаю.
Несколько минут мы шли молча.
 
-Знаете,-заговорил он,- одна из моих любимых тем - свойства гениальной личности.
Начну с того, что чтобы познать и изобразить человека, необходимо прежде всего понять его. Для того же, чтобы понять человека, нужно иметь какое либо сходство с ним. Надо уподобиться тому духовному миру, который хочешь постигнуть. Поэтому плут великолепно понимает только плута, простодушный – простодушного. Словом, понять человека – значит быть этим человеком.
Отсюда заключаем, что каждый человек лучше всего понимает самого себя. Но это ошибочно. Ни один человек не в состоянии самого себя понять. Для этого субъект познания должен одновременно фигурировать в качестве объекта, иными словами, человек должен был бы выйти из рамок своего собственного духовного мира. Это бесспорный факт: мы можем быть поняты только другим, но никогда себя постичь не можем. Этот другой несомненно должен обладать некоторыми чертами сходства с нами, хотя во всех других отношениях может далеко отличаться от нас.
Гений объемлет в своем понимании гораздо большее количество людей, чем средний человек. Гете будто бы сказал о себе, что нет того порока и преступления, к которому он не питал бы некоторой склонности и которого он не мог бы вполне понять в какой нибудь момент своей жизни. Гениальный человек сложнее, богаче. Чем больше людей человек вмещает в своем понимании, тем он гениальнее, и следует прибавить, что тем отчетливее, интенсивнее отражены в нем эти люди.
Даровитые люди еще в детстве нередко слышат от своих воспитателей упрек в том, что они «из одной крайности впадают в другую». Словно они делают это из собственного удовольствия!
Именно периодичность гения с его резкими переходами способна объяснить нам, почему у него годы величайшей продуктивности сменяются годами полнейшего бесплодия, годами, когда он ни во что себя не ставит, когда он склонен психологически превознести любого человека над собою.
 
Насколько порыв восхищения сильнее у гения, чем у среднего человека, настолько беспощаднее его подавленность. У людей одаренных выражение лица гораздо чаще меняется, чем у посредственности. Для того стоит сравнить портреты Гете, Бетховена, Канта, Шопенгауэра в различные периоды их жизни! Количество всевозможных выражений лица какого - нибудь человека можно принять за критерий его дарования. Люди, неизменно сохраняющие одно и то же выражение лица, стоят очень низко в интеллектуальном отношении. Относительно же более одаренного человека было сказано, что он поймет каждого человека лучше, чем последний самого себя. [показать]
 
Двойственность является необходимым условием восприятия и понимания. Решающим условием сознания является контраст.
 
Таким образом, гениальное сознание неизмеримо далеко отстоит от стадии гениды. Гениальность является здесь некоторой степенью высшей мужественности, а потому - то Ж и не может быть гениальной. 
Интенсивная сознательность достигается путем неизмеримого количества противоположностей, которые вмещает в себя выдающийся человек. Потому универсальность является характерным признаком гения. Гениальности в какой нибудь специальной области – нет. Нет ни математических, ни музыкальных гениев. Гений – универсален. Можно дать следующее определение гения: человек, который все знает, не изучив ничего.
Женщина лишена оригинальности сознания. Последнее она заимствует от своего мужа. Она живет бессознательно, муж - сознательно, сознательнее всех - гений.
Чем более оформлен комплекс ощущений, тем его легче воспроизвести. Ясность сознания есть первое условие воспоминания. Способность сохранить в памяти испытанное ощущение прямо пропорциональна интенсивности сознания в момент ощущения.
«Этого я никогда в жизни не забуду»,– так говорит человек о таких явлениях, которые его особенно сильно взволновали. Сама возможность воспроизвести известные состояния сознания стоит в прямом отношении к их расчлененности. Так как одаренность человека растет вместе с расчлененностью всех его переживаний, то отсюда непосредственно следует, что тот человек вспомнит с особенной отчетливостью все свое прошлое, все, о чем он когда либо думал, что видел и слышал.
 
Универсальная память о всем пережитом поэтому является наиболее верным и самым общим признаком гения.
 
Чем гениальнее человек, тем больше он вмещает в себе человеческих типов и человеческих интересов, это в свою очередь предполагает и значительные размеры его памяти.
 
Для гения идеалом является такое существо, у которого число «апперцепции»(апперцепция-ощущение, уже воспринятое сознанием) равно числу «перцепции» (перцепция- простое, еще не дошедшее до сознания впечатление) . Такого существа в действительности нет. Уже по одному этому должны существовать всевозможные степени гениальности, в крайнем случае, нет ни одного мужчины, который абсолютно был бы лишен гениальности.
Где дело идет о мощной формировке материала, там женщина лишена всякой творческой деятельности. Ни в музыке, ни в архитектуре, пластике и философии – нигде в этих областях женщина не умела себя проявить.
В тех областях, где робкие, мягкие переходы чувства играют известную роль, как, например, в живописи , поэзии, теософии – там они искали поля деятельности – и нашли. Отсутствие творчества в вышеприведенных областях искусства находится в тесной связи с недифференцированностью психической жизни женщины.
Способность придать хаосу определенную форму – это способность мужчины, которому дана всеобъемлющая память – эта существенная черта мужского гения.
Большая часть того, что мы обозначаем просто словом «удачное выражение» как в поэзии, так и прозе, покоится на том , что более одаренный человек предлагает свою мысль уже в просветленном, расчлененном виде, в то самое время, когда мысль другого, менее одаренного человека, находится еще только в состоянии гениды или близко от нее. Процесс просветления только сокращается «удачным выражением», найденным другим человеком. Отсюда – наше удовольствие по поводу всякого «удачного слова», даже когда оно найдено другим.
 
Гениальный человек уже с самого детства живет самой интенсивной жизнью. Чем он гениальнее, тем дальше заходит его воспоминание о детстве, иногда, хотя в редких случаях, оно простирается до третьего года его жизни.
-Отто, здесь я вам возражу , т.к. считаю, что три года-это достаточно солидный возраст , и невозможно себя в нем не помнить.
Он подал знак,чтоб я его не прерывала. [показать]
 
-Впечатление, воспринятое гениальным человеком, долго пребывает в его сознании. Он вообще находится под властью впечатлений. С этим в непосредственной связи находится тот факт, что гениальные люди страдают, по крайней мере временами, навязчивыми идеями. Какое- нибудь событие, самое незначительное может целыми неделями неотступно преследовать, причиняя ему нестерпимые муки. Вот в этом, действительно, лежит аналогия безумия.
По приблизительно одинаковым основаниям чувство благодарности является одной из наиболее редких добродетелей человека. Он, правда, помнит, какую именно услугу оказал ему такой то человек, но он никак не в состоянии вспомнить степень интенсивности нужды, которую он ощущал.
 
Ж располагает вообще только одним классом воспоминаний: эти воспоминания связаны с половым влечением и размножением. Она помнит о своем любовнике и ухаживателе, о своей брачной ночи, о своих детях, как и о своих куклах, о всех цветах преподнесенных ей на балах, о цене, числе и величине букетов, о всякой спетой ей серенаде, о всяком стихотворении, которое, как она воображает, посвящено ей, о каждой фразе мужчины, который импонирует ей, и прежде всего она с особенной отчетливостью, вызывающей в равной степени изумление, помнит каждый без исключения комплимент, который был ей сделан когда либо в жизни. Это все, о чем истинная женщина может вспомнить из всей своей жизни.
 
-Отто, все меняется. Изменились и женщины, к которым двадцатый век предъявил иные требования. Кроме того, вы в одну кучу смешали вещи, обладающие для женщины невероятно различной степенью важности. Детей, например, и какие-то комплименты-фантики. Вам не кажется это странным? Если допустить ошибку в начале расчета, можете быть уверены, в конце расчета вы будете очень далеки от истины. Так же и в логике.
 
Он нервно тряхнул головой.
-Истинная женщина никогда не приходит к сознанию судьбы. Женщина, не героична, так как в лучшем случае она ведет борьбу за предмет своего обладания, она не трагична, так как ее участь определяется участью этого предмета. Лишенная непрерывности, она лишена и благочестия. И в самом деле, благочестие – добродетель чисто мужская. Человек прежде всего является благочестивым по отношению к самому себе, а это – условие благочестия ко всем прочим людям.
Но если человек написал автобиографию, подчиняясь исключительно своему внутреннему влечению, то это несомненно признак его гениальности. Ибо в истинно верной памяти лежит корень благочестия. Гениальный человек никогда не расстанется со своим прошлым, даже если ему взамен этого обещают величайшие сокровища мира, само счастье.
Великий человек чувствует, как все, даже самое незначительное, второстепенное, приобретало в его жизни особое значение, способствовало его общему развитию, отсюда- дух благочестия в его мемуарах.
 
Выглянуло солнце, стало жарко. Мы подходили к сосновому бору.
-Вы любите лесную прохладу ?-спросил он.
-Я считаю, что лес - это одно из райских мест на земле.
-Солнце безжалостно ко мне, скорее в тень.

 

Мы оказались в лесной сказке. Кто-то жужжал, кто-то чирикал, кто-то пытался укусить.
 
 
-А что, по Вашему, является истинной ценностью?-снова заговорил он.
-По крайней мере не конфеты-букеты, о которых вы недавно говорили.
 
-Память и ценность неразрывно связаны друг с другом. Для гениального человека одинаково реально всё: и то, что еще недавно имело место, и то, что уже давно успело исчезнуть. Память есть победа над временем. Память сохраняет все, имеющее для индивидума интерес или значение, короче говоря то, что обладает для человека известной ценностью.
Человек забывает о том, что так или иначе не ценилось им. Ценность есть нечто вневременное. Она, по крайней мере, не должна являться функцией времени.
В каждой вещи воплощается ценность постольку, поскольку она существует вне времени: только вневременные вещи положительно оцениваются. Это положение представляет собою первый специальный закон всякой теории ценности.
Память человека о разнообразных переживаниях пропорциональна тому значению, которое имели для него эти переживания. Как ни парадоксально они звучат, однако следует признать глубокую истину в словах: ценность, – это то, что создает прошлое.
Отсюда следует, что психологическая жизнь, поскольку она рассматривается как положительная ценность, должна, как целое, подняться над категорией времени путем вечной длительности, простирающейся далеко за пределы физической смерти человека. Интенсивнее всех ощущает потребность бессмертия гений.
 
Разве всю человеческую историю (конечно, духовную, но не  историю войн) нельзя объяснить с помощью одного только факта появления гения, с помощью тех толчков, которыми он двигал вперед прогресс человечества, с помощью тех подражаний, которые вызывал он в обезьяноподобных существах?
 
Разве не к этой причине нужно свести возникновение архитектуры, земледелия и, прежде всего, языка? Каждое слово было первоначально создано одним человеком, стоявшим выше окружающей его среды, факт, который можно наблюдать повсюду еще и в настоящее время . Да и как оно могло возникнуть иначе? Первоначально слова были «звукоподражательными». В них помимо воли творящего проникало нечто похожее на то душевное состояние, в котором находился человек, произносивший их.
Как создателем «народной песни», так и создателем языка является далеко не народная масса. Такими взглядами мы проявляем свою неблагодарность к отдельным людям с тем, чтобы незаслуженно расхваливать народ. Для гения язык – творчество. Он создает язык, как и все другие духовные ценности, которые составляют истинную основу культуры, «объективный дух».
Отсюда ясно, что вневременный человек – это тот, который создает историю. Гений именно отличается внутренним, духовным величием, он не знает величия, которое проявляется только во вне. Истинно великий человек обладает глубоким пониманием категории ценности, между тем как политику‑полководцу доступно только понятие власти.
Гений стремится придать власть понятию ценности, политик – придать ценность понятию власти (вспомните о различных сооружениях, предпринимаемых императорами с этой целью).
 
Многие принципиальные споры,которые ведутся в психологии, покоятся на индивидуальных различиях характера самих спорящих. Различные люди приходят в своем мышлении к самым разнообразным результатам. Что касается различных взглядов на проблему "я",то они вытекают, прежде всего, из индивидуальных различий в даровании. И уже здесь видно,что следует придавать различную ценность суждениям о понятии "я", исходящим от двух различных людей.
 
Нет ни одного истинно выдающегося человека, который не был бы убежден в существовании «я».
Миросозерцание является результатом переживаний. Оно в общем и целом представляется ясным для своего носителя. Явление своего „я“ есть корень всякого миросозерцания, т.е. всеобъемлющего взгляда на мир, как на нечто целое.
 
-Да, Отто, сегодня это звучит несколько иначе:
 
Мир единственен. Вы -- неотъемлемая часть этого Мира.
Мир целостен, объемен, сложен. Внутренне-непротиворечив.
Любой процесс в этом Мире будет так же целостным, объемным, сложным.
Из получаемой информации мозг человека строит модель мира, которая состоит из множества моделей поведения для различных случаев.
Что для человека, да и для любого наблюдателя, есть реальность? Это информация, которая записана у него в памяти, и набор взаимосвязанных математических моделей поведения, с помощью которых наблюдатель может взаимодействовать с миром, корректируя свое поведение при помощи обратной связи.
 
-Да, именно так. Какие глубокие, законченные определения! Ну так я продолжу.
Нет ничего более ошибочного, чем говорить о «скромности» великих людей, будто бы не знающих, какое богатство в них скрывается. Нет ни одного выдающегося человека, который бы не знал, насколько сильно он отличается от всех прочих (за исключением периодов депрессии, когда выгодное о себе мнение, сложившееся в моменты духовного подъема, теряет силу).
Одно только глубоко верно в этом мнении о скромности великих людей: им чужда наглость. Самооценка и наглость – две вещи диаметрально– противоположные. Ни в коем случае не следует, как это большей частью бывает, одно понятие заменять другим. Человек нахален в той же степени, в какой он лишен надлежащей самооценки. Наглость является средством насильственно поднять собственное достоинство путем искусственного обесценения окружающих людей. Что касается умышленной грубости по отношению к низким личностям, то ее могут проявлять в равной мере и выдающиеся люди в целях поддержания своего достоинства.
 
По своей идее гениальность, как уже было показано, включает в себе универсальность. Гениальность, как мы видели, является универсальной апперцепцией, а вместе с тем самой совершенной памятью, абсолютным отрицанием времени : выдающийся человек включает весь мир в себе, гений есть живой микрокосм. Гений – все.
 
В нашем «я» при помощи его все психические явления приобретают самую тесную связь между собой. Эта связь является результатом непосредственного переживания, а не вносится в наш духовный мир упорными усилиями науки, что последняя совершает по отношению к вещам внешнего мира. Здесь целое существует раньше составных частей своих. Так гений, в котором «я» есть все, охватывает своим взором природу и жизнь всех существ, как нечто целое, замечает все соединения и связи и создает знание, которое составлено не из отдельных частей.
Из идеи целого, в которой непрестанно вращается гений, он постигает смысл отдельных частей. Сообразно этой идее, он оценивает все, лежащее в нем и вне его. Гениальный человек является потому и глубоким человеком и только глубокий человек – гениальным. Потому его мнение более веско, чем мнение всех прочих. Он творит из своего «я», как целого, включающего в себе всю вселенную, в то время как другие едва ли когда нибудь приходят к сознанию своего истинного «я». Поэтому каждая вещь исполнена для него глубокого смысла. Она имеет для него определенное значение, он видит в ней всегда символ.
Вы понимаете, о чем я говорю?
 
-Да, Отто, конечно. В сознании гения- всё сущее - это взаимозависимые неразделимые и вместе с тем преходящие паттерны одной и той же высшей реальности... Целое - первично, часть-вторична.
 
-Тогда продолжим: Если собрать вместе все когда либо совершенные открытия в области науки и приписать их изобретательности и уму одного только человека, все это рассматривать как результат деятельности непродолжительной жизни одного человека, то и тогда этот человек не заслужил бы звания гения. Гениальным следует назвать такого человека, который живет в сознательной связи с миром, как целым. Гениальное есть вместе с тем и истинно божественное в человеке.
Все люди гениальны, и в тоже время нет абсолютно гениального человека. Гениальность – это идея, к которой один приближается в то время, как другой находится вдали от нее. Один подходит к ней быстро, другой только на закате своей жизни.
 
Человек, которого мы признаем гениальным, это тот, который только еще прозрел и начал уже открывать глаза другим людям. Гениальный человек живет в состоянии всеобщего сознания, которое и есть не что иное, как сознание всеобщего.
 
И в среднем человеке живет мировое целое, но оно никогда не доходит у него до творческого сознания. Один живет в активно - сознательной связи с мировым бытием, другой - в бессознательной, пассивной.
Гениальный человек – актуальный микрокосм, негениальный – потенциальный. Гениальный человек – это тот, который ничего не забывает. Забывать значит находиться под неотразимым влиянием времени.Сознание бессмертия в нем особенно ярко, так как мысль о смерти не пугает его.
Он самый свободный мудрый человек, вместе с тем самый нравственный, и только поэтому он особенно сильно страдает под гнетом того, что в нем самом еще не озарено светом сознания, хаотично, слепо, как рок.
Теперь зададимся вопросом, что происходит с нравственностью великих людей по отношению к другим людям? Гениальный человек отличается высшей нравственностью по отношению к самому себе: он не позволит насильственно привить ему чужое мнение и тем умалить значение своего собственного «я». Тщеславие особенно характерно для гения: он несет в себе самом сознание своей ценности и награды и пренебрегает мнением всех прочих людей на том основании, что они не в состоянии изменить его собственного представления о себе.
-Я бы назвала это не тщеславием, а самозащитой. Вам должно быть известно, как завистливы бывают низкие люди. И какое для них наслаждение-втоптать гения в грязь, а еще лучше-внушить ему мысль о его ничтожестве.
Я поймала на себе его благосклонный взгляд.
 
-Истина – едина, так же едина и потребность в ней. Эта потребность может быть у нас, но она может и не быть. Она неделима: потребность в истине к самому себе обязательно предполагает потребность в истине по отношению ко всем.
Нет миронаблюдения без самонаблюдения, как и самонаблюдения без миронаблюдения: существует только один долг, только одна нравственность. Можно поступать и нравственно, и безнравственно.
Но кто морален по отношению к себе, тот морален и ко всем людям.
 
Только знание цели, сознание ценности создает нравственность. Поэтому следует прежде всего ответить на вопрос, каким образом проявляется нравственное отношение человека к другим людям. Оно проявляется не в форме непрошенной помощи, которая вторгается в одиночество другого человека не считаясь с границами той сферы, которую человек признает своей. Чувство уважения как к этому одиночеству, так и к упомянутой сфере – вот смысл всякой нравственности. Не сострадание, уважение.
Каким образом я проявляю к человеку презрение или уважение? Первое – тем, что я игнорирую человека, второе – тем, что мое внимание останавливается на нем. В первом случае я вижу в человеке одно из звеньев непрерывной цепи обстоятельств, связанных с моими собственными действиями; во втором случае я стараюсь познать и постичь человека. Уважение к ближнему начинается тогда, когда мы интересуемся им, когда мы обдумываем его поступки и судьбу с тем, чтобы постичь их, чтобы понять его самого. Кто, подавляя в себе самолюбие и чувство обиды по поводу мелких раздражении, вызванных поступками ближнего, старается понять его, тот поистине бескорыстный человек.
 
Как поступает в этом отношении гениальный человек? Он, который понимает наибольшее число людей, так как по природе своей универсальнее всех, который стоит в самых близких отношениях к мировому целому и страстно жаждет объективного познания его, он – поступает нравственно со своим ближним, как никто другой.
Действительно, никто не думает так много и интенсивно о других людях, как он. Стараясь понять их, он одновременно удовлетворяет самому могучему стремлению своей собственной души: достижению ясного и правдивого понимания своего «я». Здесь обнаруживается тот факт, что люди являются членами одного умопостигаемого мира, в котором нет оригинального эгоизма или альтруизма. Этим объясняется то странное явление, что великие люди чувствуют живую, содержательную близость не только к своим ближним, но и к историческим личностям, жившим задолго до них.
Чем человек выше, тем больше требований он предъявляет к своему пониманию чужих мыслей. Гениальный человек, который занимает высшую ступень сознательности, не спешит связать прочитанное со своим собственным мнением. Более податливый ум, наоборот, смешивает самые разнообразные вещи в одну кучу.
 
Гениальный человек – это тот, который достиг ясного сознания своего «я», а потому он наиболее удачно отмечает все тончайшие различия между собой и другими людьми. Потому он так отчетливо схватывает это «я» другого человека. В известном смысле можно говорить о том, что человек познается только состраданием, оно во всяком случае сильнейший импульс к достижению знаний. И только страдание под гнетом вещей дает гению понимание их, только страдание к людям уясняет ему их сущность. Гений страдает больше всех, так как он страдает во всех и со всеми. Но сильнее всего он страдает от своего страдания.
Теперь я считаю совершенно доказанным, что гениальность есть высшая нравственность. Гениальный человек – самый верный самому себе человек, ничего о себе не забывающий, болезненно реагирующий на всякую ложь и заблуждение. Но не это только. Он одновременно самый социальный человек, самый одинокий и самый общительный. Гений – высшая форма бытия вообще, не только в интеллектуальном, но и в моральном отношении.
 
Гений самым совершенным образом раскрывает идею человека. Он возвещает на вечные времена, что есть человек - субьект, объектом которого является вся вселенная.
 
Гениальность –внутренний императив, факт, не получающий полного завершения в одном человеке. Поэтому «гениальный» человек меньше, чем кто либо другой, в состоянии просто сказать: «Я – гений». Ибо гениальность есть не что иное, как полное осуществление идеи человека, т. е. то, чем должен быть человек и чем он принципиально в состоянии стать. Гениальность – высшая нравственность, а потому она – долг каждого. Человек становится гением путем высшего акта воли, тем, что он утверждает в себе всю вселенную.
Гениальность есть то, что «гениальные» люди сами взяли на себя: величайшая задача и величайшая гордость, величайшее несчастье и величайшее, блаженство, которых только может достигнуть человек. Это звучит несколько парадоксально: человек гениален, если он того хочет. Пожалуй, возразят мне: очень многие люди охотно превратились бы в «оригинальных гениев», но одного желания, очевидно, мало. На это мы ответим: если бы эти люди, которые «охотно превратились бы», имели более ясное представление о том, к чему направлено их желание, если бы они поняли, что гениальность есть ни что иное, как универсальная ответственность (а пока предмет не совсем ясен, его можно только желать, но не хотеть), то надо полагать, что подавляющее большинство этих людей откажется от своего желания. В этом кроется причина того, что столько гениальных людей сходят с ума. Гений сошедший с ума, не хочет дальше оставаться гением, вместо нравственности он жаждет счастья. Всякое безумие имеет своим источником невыносимые страдания, связанные с сознанием.
 
Он закрыл ладонями лицо и пошатнулся.
-Что с Вами,Отто?
-Мы не будем больше встречаться днем. Поймите меня.
-С радостью буду отсыпаться в дневное время. [показать]
-Так Вы согласны? Тогда жду Вас завтра на закате у озера.

 


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Познавая себя. Часть2. | tushkan_masha - Дневник masha | Лента друзей tushkan_masha / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»