|
И вот произошла величайшая геополитическая катастрофа ХХ века, «распалась цепь великая», распалась и ударила: одним концом – по «имперскому народу», другим – по народам, которые считали себя придавленными, даже угнетенными «русским империализмом». Лучше, кажется, не стало никому. Но у народов бывших союзных республик – точнее, у не лучшей части этих народов – была хоть какая-то компенсация за снижение жизненного уровня, экономический кризис, рост преступности, социальную напряженность: возможность возместить на «своих, здешних» русских те унижения, действительные и мнимые, которые были испытаны от «диктата Москвы». Местные националисты почувствовали себя на коне, пребывали в эйфории от сознания, что «теперь мы никому не подчиняемся, теперь всё наше». У русских такого утешения не было. В СССР – странная империя! - русские жили не лучше большинства братских республик. Россия снабжала Закавказье дешевыми энергоносителями, покупая субтропические фрукты несообразно дорого. Россия фактически субсидировала «дружбу народов», т.е. почти бескорыстной эта дружба была только со стороны Старшего брата, братья же меньшие доили его по мере возможности, при этом еще и поругивая его (сразу два удовольствия!). Русские не получали никаких особенных выгод от своего положения «государствообразующего народа», кроме возможности со всеми говорить на своем родной языке (языке межнационального общения), ну и, конечно, скромной гордости - ощущения себя главными, старшими, столпом и осью Великой Державы. Дружба народов СССР, как мы уже говорили, во многом была фальшивой и лицемерной. Но что лучше – насквозь фальшивая и лицемерная корректность или откровенное, искреннее, из глубины души идущее размашистое хамство? В этом находит (упрощенное) отражение золотое правило нравственности: чего себе (своему народу) не хочешь, того другому человеку (народу) не делай. А еще – русская пословица: как аукнется, так и откликнется. Кажется, просто!? Советская цивилизация, как всякая цивилизация, обуздывала и подавляла «естественные», «природные» ксенофобские и шовинистические инстинкты и наклонности – но внешним образом. Обуздать и подавить их «изнутри» должна была культура. Обуздать удалось до такой степени, что русские и другие народы совершенно искренне стали считать себя исключительно терпимыми интернационалистами. И действительно, пока все шло более или менее благополучно, деление на своих и чужих и отторжение последних проявлялось главным образом на бытовом уровне, в формах мягких, в виде якобы беззлобных насмешек, подначек, поддразнивания «нацменов». (Чем объяснить мирный и спокойный, в отличие от СССР и Югославии, «развод» чехов и словаков? И мирное, поистине братское содружество немецкой, французской, итальянской и ретороманской общин в капиталистической Швейцарии? …Когда пришла беда и наступил кризис, когда все конфликты обострились, - здесь привычки, выработанные советской цивилизацией, дали сбой. Здесь понадобилась высокая культура межнациональных отношений. А культурки-то и не хватило всем бывшим «братским» народам! Поперло наружу темное мутное, дикое естество, очень искреннее, открытое, прямое |