[показать]Греческий монастырь Дохиар, расположенный на живописном берегу залива Святой Горы в Эгейском море.
|
Между монастырём Конста- монит и Дохиар расстояние 5 км. Путь пролегает по лесистым горам и каменистым тропинкам. Монастырь основан в X веке преп. Евфимием, дохиаром (монастырская должность заведующего продовольствием) лавры Афанасия Афонского. На завершение строительства не хватало средств. Милостью Богородицы мальчику-послушнику обители было открыто нахождение сокровища.
|
[400x357][] |
В монастыре хранятся частицы мощей великих святых: св. Предтечи Иоанна, свт. Иоанна Златоуста, св. равноапостольной Марии Магдалины, прп. Петра Афонского и многих других. Недалеко от монастыря находится целебный источник Архангелов ("Агиасма").
[400x300] |
В монастыре хранится величайшая святыня - чудотворная икона Божией Матери "Скоропослушница". История иконы такова. Монах-трапезник всякий день проходя мимо иконы на послушание небрежно отбрасывал на лик Богородицы копоть своего факела, за что неоднократно слышал грозное увещевание от Пречистой.
|
|
Небрежный к святыне монах был наказан слепотою. После раскаяния зрение возвратилось к иноку, и икону с честью перенесли в особо почитаемое место в храме. Царица Небесная обещала скоро исполнять приносимые к Её образу просьбы, за что и получила своё название "Скоропослушница". В греческих монастырях есть традиция украшать иконы в благодарность за исцеление богатыми дарами: здесь можно увидеть гирлянды из золотых украшений, монет, но самое удивительное - это изображения исцелённых частей тела и спасённых младенцев. Почти все афонские чудотворные иконы украшены такими монистами.
|
[400x543] |
У каждого из монахов есть свое послушание, которое назначает ему игумен. Интересно, что алтарниками (экклисиархами и канонархами) в афонских монастырях обычно назначают молодых послушников, которые только-только пришли сюда. Понятно, что это — одно из самых почетных послушаний.
То есть, с одной стороны, молодым приятно, что им выпадает такая честь, с другой — это имеет педагогический смысл, потому что вновь прибывшие сразу приучаются ходить на все службы, выучивают их порядок и глубоко вникают в их смысл.
В разных монастырях утреннее богослужение начинается по-разному — по нашему времени от половины второго до половины четвертого ночи — и продолжается соответственно до половины седьмого — половины девятого утра, заканчиваясь Божественной Литургией.
Помолившись в Святой обители и приложившись ко всем святыням, поломники отправляются в соседний по побережью монастырь - Ксенофонт. До монастыря идти 2,5 километра и путь этот проходит по гористым тропинкам Святой Горы.
Путешествующему паломнику большим утешением служит встреченный на пути источник пресной воды. Стоит только поражаться, как Господь возлюбил эту землю, украсив неприступные горы тенистыми лесами и множеством источников, уплодоносив скупую землю так, что здесь произрастают самые различные плодовые деревья, виноградные рощи и масличные леса.
Всё радует душу благодарного подвижника и зовёт к славословию Всемилостивого Создателя. Самый воздух Афона благодатен и свеж, он наполняет всякого труженика и странника новыми силами и подбадривает к телесным подвигам.
Обитель основана в X веке византийским вельможей Ксенофонтом. Много раз монастырь разрушался и восстанавливался.
Последние перестройки относятся к XIX веку. Но и в настоящее время многие монастырские постройки реставрируются. Соборный храм Ксенофонта, посвящённый св. великомученнику Георгию Победоносцу, выстроен из мрамора в XIX веке.
Здесь находятся две чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.
[400x718] |
Во времена иконоборческих гонений слуги нечестивого царя, уничтожая иконы, нашли этот образ вмч. Георгия и бросили его в огонь. Краска на иконе закипела, но лик святого остался невредимым. Видя чудо, иконоборцы ужаснулись, но один из них в злобе ударил изображение ножом, и из иконы, как из живого тела, потекла кровь. Все в страхе разошлись, а с наступлением ночи один благочестивый христианин взял святую икону и отнес на берег моря. Там, помолившись, он опустил ее в море, чтобы вмч. Георгий сам направил свой образ. Святой благоволил препроводить святыню на Афон, поместив на берегу, близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где была маленькая обитель вмч. Димитрия Солунского. Иноки с благоговением и радостью |
|
Икона Божией Матери Одигитрия-Ксенофская с неза- памятных времен находилась в соборе Афонского Ватопедского монастыря. В 1730 году святыня исчезла из храма, хотя двери были заперты, и из монастыря. Обнаружили икону в Ксенофской обители, находящейся в трех часах пути от Ватопеда. Святыню возвратили назад, и отцы Ватопедской обители предприняли строжайшие меры предосторожности для сохранения иконы от похищения, приписывая случившееся человеческой злобе. Однако икона Божией Матери вторично покинула обитель и снова явилась в Ксенофе. Убедившись, что это совершает десница Божия, братия обители отказалась от возвращения чудотворного образа в свой монастырь и оставила его на новом месте.
|
[400x706] |
В знак благоговения насельники Ватопедского монастыря в течение нескольких лет доставляли для иконы в Ксенофонт свечи и елей.
Образ Одигитрии в Ксенофонте находится в соборном храме у колонны левого клироса, то есть на том же месте, на каком она стояла в Ватопеде.
Здесь практически в неизменном виде сохранились правила богослужения средневекового византийского христианства. Храмы освещаются только свечами и лампадами. Слава Богу, даже сегодня, когда электричество проведено во многих монастырях, ни в одном из храмов его по-прежнему нет и, не будет. Значительная часть службы проходит почти в полной темноте — шестопсалмие монахи читают только по памяти. Наизусть читают и многие другие части богослужения.
Полунощница и утреня начинаются затемно, так как ночь — это время, когда монахи бодрствуют. Мир спит, в темноте господствуют силы тьмы, и монахи — воины Христовы — выходят на бой, защищая и охраняя всех нас. В греческих монастырях каждый монах обычно причащается три раза в неделю, поэтому за всякой литургией много причастников. После богослужения монахи расходятся выполнять послушания и около полудня, если это не постный день, собираются на завтрак.
[350x240] |
||
|
Потом обычно дневной отдых: как во многих жарких странах, сон на Афоне делится пополам — немного ночью, немного в самое жаркое время дня. Затем опять послушание, ближе к закату — вечерня, в течение примерно часа, потом ужин. Если день постный, то это первая и последняя трапеза. Если скоромный, то обычно на ужин часто подают то же, что ели на завтрак, только уже холодное.
|
После ужина — повечерие. Когда стемнеет, ворота закрываются, и дальше каждый монах рассчитывает свое время сам — ведь есть еще индивидуальное келейное вечернее правило. И даже если служба начинается в пол-третьего ночи, то монахи просыпаются не меньше чем за два часа до этого, чтобы исполнить свою келейную утреннюю молитву.
Многие прибрежные монастыри напоминают крепости, и не только потому, что в средневековье они отражали набеги пиратов и турецких воинов, но и потому, что им приходится выдерживать натиск разбушевавшейся стихии. Зимы на побережье мягкие, но вместо снега идёт беспрерывный дождь, а лазурная гладь моря становится грозной разрушительной силой. Под её напором не выдерживают даже такие мощные стены в момент наводнения и шторма.
Серия сообщений "Христианство":
Часть 1 - КАК ЖИТЬ И СПАСТИСЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Часть 2 - Первоверховный апостол Павел
...
Часть 35 - Святая гора Афон. Часть 1
Часть 36 - Свята гора Афон Часть 2
Часть 37 - Святая гора Афон. Часть 3