Снова о концептуальной фотографии.
Постараюсь сформулировать несколько принципов, которые подчерпнуты из своего и чужого опыта.
1. Выстраивая кадр, не становитесь на место зрителя – делайте все, повинуясь собственным представлениям о художественной ценности кадра.
2. Никогда не воспринимайте всерьез чьи-либо советы (мои, в том числе). Но в процессе поиска собственного стиля можно пытаться подражать каким-то фотографам.
3. В фотографии не должно быть много обращающих на себя внимание деталей: подчеркните самое главное. Не стоит дотошно подбирать ненужные вещи – избавьтесь от них.
4. Фотографируя человека, стоит подобрать ему образ. Хотя бы образ мышления.
В принципе, любая фотография человека – абсолютно любая, случайная, нелепая содержит очень много информации. Вот только далеко не все могут ее считать. Действительно: выражение лица, манера движения, одежда, чистота кожи, цвет глаз, взгляд, ногти на руках, пропорции лица и многие другие параметры напрямую зависят от личности человека. Но душа (психологический портрет) – сложный объект для мимолетного восприятия. Поэтому человека нарочито упрощают (скорее направляют) – так, чтобы идея была хорошо видна.
Идея может прятаться в модели или в съемочной площадке, или в спонтанных ракурсах фотографа и параметрах изображения (яркость, освещенность и т.д.).
5. Перебирая сделанные снимки, лучшие из них сразу бросаются в глаза. Ассоциации, которые вызывает снимок, играют решающую роль в восприятии и оценке работы. Каждое звено в ассоциативной цепочке имеет эмоциональную ценность. Именно эти эмоции и создают наше впечатление о работе. Затем начинается более «холодный» анализ. Попытка сформулировать словесную характеристику.
Стоит учитывать и непосредственное воздействие образов на фотографии на сознание. Предметы, расположенные по треугольнику мозг будет воспринимать иначе, чем расположенные по окружности, преобладающую оранжевую цветовую гамму – иначе, чем синюю.
6. Целостность композиции создает центр фотографии. Объемность фотографии (ощущение пространства вне кадра) создают динамичные объекты и наличие нескольких композиционных центров.
Джок Стэрджес
7. Портретный снимок должен учитывать параметры данной модели - вплоть до того,с какой прической ей будет лучше и насколько четко очерчен контур губ. Гармония в форме, цвете и настроении - залог хорошей фотографии. Но не всегда талантливой. Философия искусства для каждого своя - и, хотя не стиот проводить в размышлениях об этом долгие зимние вечера - стоит понимать, какие шаги ты сделать можешь, а на какие - не пойдешь.
Ранкин
Продолжение следует…