Фотография – стала еще одним направлением искусства вслед за живописью. Основное отличие в том, что для того, чтобы делать фотографии не нужно подолгу учиться – достаточно иметь фотоаппарат.
Да, казалось бы, про картину можно сказать тоже самое, но любая картина требует каких-то усилий от человека – расхода материала и времени, применения определенных навыков. Когда процветала пленочная фотография, еще можно было говорить о каком-то отборе фотографий, о более серьезном отношении к этому процессу, но сейчас техника с экономикой провальсировали к дешевым цифровым камерам и зеркальным фотоаппаратам, и отличить хорошую фотографию от плохой стало сложнее.
Да, для людей знающих яснее ясного, что и у фотографии есть параметры качества. Но вернемся к более интересному вопросу: что делает фотографию произведением искусства?
Прежде всего, наше собственное восприятие. Это главное в любом произведении. В любую картинку наше сознание вкладывает дополнительный смысл. Автор лишь направляет нашу мысль, расставляя акценты.
Акцент на ситуации. Йозеф Куделка.
Акцент на цветах. Ги Бурден.
Акцент на сюрреалистичности ситуации. Андре Кертеш.
Итак, каждая фотография вызвала какую-то эмоцию, каждая несет в себе идею. Я думаю, что великими произведениями искусства становятся только те работы, в которых есть миф. Мысль совсем не моя и о мифодизайне можно говорить долго, лучше объясню другое.
Мифом для человека является определенная история, в которой есть некий образ и внешняя среда, миф описывает их взаимодействие. К примеру, последняя фотография содержит миф о человеке-страннице из другой реальности, который ищет сам себя. Во всяком случае, это первая идея, которая пришла мне в голову.
Разумеется, чтобы такая мысль возникла, я должна была ее откуда-то подчерпнуть, например, из книг Макса Фрая, Стругацких, Бредбери, или придумать. Знание мифов позволяет видеть неожиданные грани в привычных вещах и в тех гигабайтах информации, которые мы потребляем каждый день.
Искусство – единственная самообучающаяся отрасль деятельности человека. Оно создает мифы, на них оно приобретает резонанс в обществе и с их помощью она учит новых творцов.
А теперь вернемся к фотографии. Каждый фотограф, щелкая камерой, вкладывает в снимок какую-то идею. Отражает он ее в композиции или в образе, или в других способах передачи визуальной информации – не так важно. Чем более она красивая и глубокая, тем сильнее отклики на нее.
Продолжение следует…