• Авторизация


Педагогам ИЗО. Композиция и дети - 4. 11-02-2012 00:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Композиция и дети - 04

 

Дробление поверхности


Рисование можно представить, как процесс дробления поверхности. Нарисованная форма разбиваенся на отдельные цветовые элементы.
К этому можно отнестись педантично, используя ограничения, которые  помогают определить стилистику рисунка.

[377x516]
 

Закономерность в разбивки поверхности.
Членение поверхности: параллельными прямыми, пересекающимися прямыми, лекальными кривыми не пересекающимися (ограничения).


 

[511x110]
 

 “Меандр” - один из самых известных орнаментов Древнего мира. Для меня он интересен свойством симметричного делния ленты на две равные полосы ломанными и лекальными линиями своих завитков. Возможность разделить поверхность на равные площади одной кривой линией для детей весьма неожиданна. Они всегда с интересом выполняют эти задания, находя, прой, весьма неожиданные решения.


 

Масштаб
 

  [511x114]

 

  [510x113]

[510x113]

 

Контрастный масштаб создает контраст количественного соотношения деталей (многое рядом с малым). 
Контраст направлений узора. Контраст пространственный. 


Выделение


Нам постоянно приходится что-то выпячивать, а что-то прятать в работе над композицией.  Чаще всего мы это делаем, используя тональные соотношения фона и объекта. 

[510x114]

[509x113]

Силуэт виден предельно отчетливо, если фон предельно контрастен к нему.
По мере уменьшения контраста между фоном и силуэтом, видимость силуэта ослабевает.


 

 

 

Ступенчатая градация тона
 

Ступенчатая градация, это всё тоже дробление поверхности.
Градации тоновых шкал могут различаться количеством промежуточных тонов и закономерностью изменения плотности каждого тона. Плотность может изменяться равномерно, а может и равноускоренно. Закономерности может и не быть, тогда шкала определяется произвольно. Плотность средней ступени светлотного тона, сдвигаясь в сторону,  может находиться в союзе с одним из крайних тонов или сохранять нейтралитет, оставаясь в центре.

[436x458]

Проще говоря, у нас есть выбор. Рисунок можно выполнить в плавных переходах тона или в ступенчатых переходах. Можно применить два тона, а можно десять ступеней.


 

 

Таблицы 

[511x108]

Не знаю как обозначить этот материал, но мне он часто помогал в минуты  неопределённости перед началом занятий с детьми. 



Рисование таких почеркушек помогало осмыслить прошедший урок. Из них и оформились таблицы. Возможно, кто-то сможет разобраться в этой мозаике, и использует темы в своей работе. 

[659x510]




[511x532]
 

Любой рисунок можно выполнить в разной степени сложности.
Степень сложности рисунка отражает возрастные особенности ребенка и
уровень его подготовки.


 

[511x447]

От единичного объекта к нескольким.
Обогащение рисунка простыми деталями, соответствующими содержанию образа.
Можно сказать, рисунок содержит простейший сюжет.


 

[511x532]
 

Изучение различных принципов организации подобных объектов.
Подобие изобразительных элементов стилистически организует рисунок в единое целое.
В основе рисунка используется один вид геометрической фигуры - прямоугольник, круг или треугольник.
В основе рисунка используются три основных вида геометрических фигур - прямоугольник, круг и треугольник.


 

[511x532]
 

Обогащение рисунка простыми деталями.
Комбинирование и наложение друг на друга различных силуэтов (одушевление деталями).
Способы организации последовательностей.
Человек из любой формы.


 

[511x447]
 

Поиск движения образа с помощью структурной схемы.
Знаки зрительной ориентации в детальной характеристики образа созданного на основе простых геометрических тел.


У детей не было заданий нарисовать  лето или зиму в лесу. После предварительной беседы о каком-либо техническом или композиционном приёме,  каждый рисовал то, что ему было интересно. Мне хотелось, чтобы они научились осознанно применять в своей практике холодные и тёплые цвета, контраст, подобие, пространственные планы. На этом и строился наш процесс обучения.   


Надеюсь, читатели с юмором и пониманием отнесутся к моим заморочкам, к моему болезненному стремлению всё разложить по полочкам, Я знаю, искусство не любит рассчёта, но в учёбе и, тем более, в преподовании он бывает полезен. 
Как-то раз, я попытался в отдельных статьях завести разговор о композиции для детей более  свободно и детально на человеческом языке, и мне это понравилось. При желании, просмотрите четыре странички в рубрикеу "Логика вне логики".

Ссылка на таблицы с графическими образами, созданными детьми -    

1 - Графические идей детей
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post117445229

2- Графические идеи детей
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post117682522/ 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
larchic 11-02-2012-14:08 удалить
Как всё умно-о... Мало, что поняла - целая наука...
bartelena 11-02-2012-18:55 удалить
Ответ на комментарий larchic # larchic, а мне понравилось... Лучшее из всех методических материалов, которые я видела. Если бы нас в институте этому учили... а то все - чему-нибудь и как-нибудь...
larchic 11-02-2012-20:56 удалить
Я не говорю, что Не понравилось...)))
bartelena 11-02-2012-22:51 удалить
Ответ на комментарий larchic # Думаешь мне легко...))) в преклонном возрасте...)))


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Педагогам ИЗО. Композиция и дети - 4. | bartelena - Дневник bartelena | Лента друзей bartelena / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»