Бобслей — скоростной спуск на кузовных управляемых санях (бобах) по желобу с искусственным льдом. Один заезд занимает около минуты, за это время бобы разгоняются до 140 км/ч, что делает бобслей самым скоростным видом спорта в программе зимних Олимпиад. Неофициально бобслей называют зимней "Формулой-1". Существуют две разновидности бобов — двухместные и четырехместные. Задача экипажа на старте — как можно сильнее растолкать сани. Далее бобом управляет один человек — пилот, который должен выбрать оптимальную траекторию прохождения виражей и как можно быстрее привести боб к финишу.
Олимпийская история бобслея началась на дебютных зимних Олимпийских играх в Шамони-1924, где были разыграны медали в соревнованиях бобов-четверок. С тех пор бобслей был неизменным участником зимних Игр, за исключением Скво-Вэлли-1960, когда организаторам разрешили не строить санно-бобслейную трассу, чтобы избежать дополнительных расходов.
[700x393]
[618x700]
Формат и правила олимпийских стартов
В олимпийских заездах спортсмены принимают участие исходя из квалификационной квоты на 20 января 2014 года. Гонки на Олимпийских играх состоят из четырех заездов и проводятся в два соревновательных дня (по два заезда в день). Победителем становится пилот или экипаж, чье суммарное время (по всем 4 заездам) минимально. Если два экипажа финишировали с одинаковым временем, они получают одинаковые награды.
Порядок старта в первом заезде определяется рейтингом Кубка мира — фавориты выходят на свежезалитую трассу первыми. По итогам первой попытки участники разделяются на две группы. Первые 15 участников стартуют в обратном порядке — от 15-го места к первому. Во второй группе самые быстрые начинают первыми. Третий заезд открывают лидеры по сумме двух попыток. В четвертом спуске порядок старта — такой же, как и во втором с той лишь разницей, что здесь учитывается сумма трех заездов.
Современный бобслей требует применения самых передовых технологий. Кузов боба изготавливается из высокопрочных материалов и устанавливается на шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты, опирающиеся на коньковые полозья. Между передним и задним мостами находится тормоз в виде гребенки. При конструировании бобов существует много нюансов и хитростей, а команды тщательно оберегают свои секреты от конкурентов. Перед каждым стартом судьи также измеряют температуру полозьев: подогревать их ради уменьшения трения о лед запрещено.
Существуют двухместные и четырехместные бобы. Пилот управляет бобом с помощью колец, которые привязаны канатами к рулевому механизму. Специальные высокотехнологичные пластиковые шлемы спортсмены надевают для предотвращения травм головы. Особые ботинки для бобслея сделаны из синтетического материала и имеют шипы на подошвах для увеличения тяги во время стартового разгона.
Двухместный боб с экипажем не должны превышать 390 кг для мужчин и 340 кг для женщин. Бобы-четверки с экипажем не должны превышать 630 кг. Двухместные бобы без экипажа должны весить не менее 170 кг. Бобы-четверки без экипажа должны весить не менее 210 кг. Перед стартом производится замер температуры полозьев, которая должна соответствовать определенным стандартам.
На разгоне задействован весь экипаж (два или четыре человека). Задача спортсменов как можно быстрее растолкать боб, так как преимущество даже в 0,1 секунду на старте может значительно увеличиться на финише. Разгоняющие (пушеры) топ-класса преодолевают разгонную эстакаду длиной около 50 метров менее чем за 6 секунд, набирая вместе в бобом скорость до 40 км/ч. Часто на роль толкачей-пушеров приглашают спортсменов, начавших карьеру в других видах спорта — сильных и скоростных легкоатлетов, футболистов, штангистов. Отработав на старте и организованно погрузившись в боб, разгоняющие на протяжении спуска выполняют роль балласта ("мяса" — на жаргоне бобслеистов).
При помощи движений руля пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают свой вес на поворотах. Спортсмен, сидящий последним, также выполняет функции тормозящего (брейкмена) и может остановить боб в случае необходимости. Правила позволяют бобслеистам меняться местами во время спуска, но это случается редко. Иногда, запрыгивая на борт, разгоняющие по ошибке оказываются в бобе спиной вперед — такой спуск тоже не запрещен правилами.[\more]
по материалам "Спорт-Экспресс" - http://www.sport-express.ru/