Американское ЦРУ частично рассекретило данные о проведенной в 1974 году операции по подъему со дна Тихого океана советской подводной лодки К-129, затонувшей шестью годами ранее к северо-западу от Гавайских островов. Так называемый "Проект Азориан" был одним из наиболее сложных и дорогостоящих за все годы холодной войны. Однако даже теперь, спустя 30 с лишним лет, по нему существует больше вопросов, чем ответов, пишут западные газеты.
Первые сведения об операции просочились в прессу уже в 1975 году, а осенью 1985 года в ведомственном журнале ЦРУ была напечатана 50-страничная статья с детальным описанием проекта (тогда он был более известен под названием "Проект Дженнифер") Однако те материалы не были преданы широкой огласке, и американцы упорно хранили молчание.
Согласно , лишь одна видеозапись была рассекречена и передана в начале 1990-х годов президенту РФ Борису Ельцину. Это был видеоотчет о захоронении поднятых со дна океана останков шестерых членов экипажа советской подлодки.
В минувшую пятницу ЦРУ по запросу Архива национальной безопасности США рассекретило часть других документов по проекту. Как явствует из опубликованных ныне фрагментов, тогдашний глава Белого дома Ричард Никсон распорядился провести операцию по подъему субмарины в надежде получить важнейшие стратегические сведения о силах СССР. Подлодка была оснащена тремя баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, а кроме того, там можно было добыть ценные документы с шифрами и данными о советских военных технологиях.
Проект несколько раз был под угрозой срыва - из-за непомерных расходов и опасений подорвать намечавшийся между двумя державами хрупкий мир. Но в августе 1974 года к месту гибели субмарины (обстоятельства ее затопления - еще одна так и не раскрытая тайна) все же был направлен специально созданный корабль Hughes Glomar Explorer, оснащенный уникальной подъемной системой.
Чтобы развеять подозрения русских, американцы представили операцию как геологоразведочную. Известный промышленник Говард Хьюз даже "пожертвовал" ради этого кораблю свое имя. Согласно документам ЦРУ, за действиями американцев следили с советских судов, над кораблем порой кружили вертолеты. Опасаясь, что русские могут попытаться атаковать Hughes Glomar Explorer, посадочную площадку для вертолета на его борту завалили разнообразными контейнерами, какие используются при исследованиях океанического дна, пишет .
Операция длилась ни много ни мало шесть лет. Однако из рассекреченных документов до сих пор не ясно, насколько успешной она была в разведывательном плане. Не исключено, что в Вашингтоне так и не получили существенной выгоды от "Проекта Азориан", и колоссальные усилия и средства (около 1,5 млрд долларов по нынешним расценкам) ушли впустую. Историки и журналисты склоняются к мысли, что никаких реально значимых секретов на подлодке так и не нашли. По крайней мере, в архивах ЦРУ значится лишь, что спецслужбы США в результате испытали "подъем морального духа" и продвинулись в использовании подъемных технологий.
Отметим, что в прошлом году был выпущен художественно-документальный об этой операции: ее реальные участники делятся своими воспоминаниями, демонстрируются редкие документальные фото- и видеоматериалы, а последовательность действий воспроизводится с помощью современных компьютерных технологий.
Оригинал сообщения здесь
....
Из воспоминаний В.А. Дыгало (Командир дивизии, в которой была К-129) ....
Мы выполняли строго график боевой службы. На очередную боевую службу ушла К-129. Она пробыла на первой боевой службе. В конце 1967 года она вернулась с боевой службы, встала в ремонт.
Экипаж почти весь был отпущен в отпуск в надежде на то, что следующая подводная лодка должна была пойти из Конюшково, бригады подводных лодок вооруженных крылатыми ракетами. Там случилась беда. Подводная лодка которая должна была выйти 24 февраля 1968 года на боевую службу по ней доложили , что она выйти не сможет.
Командующий флотом адмирал Амелько принимает решение: что наиболее подготовленной является подводная лодка К-129, потому что (давался перерыв по графику порядка 3 -3,5 месяцев) очередная лодка которая готовилась за К-129 еще не была готова по графику. Она не могла технически выйти... Было принято решение срочно возвратить весь экипаж, подготовится за две недели и выйти на боевую службу. Все понимали, что экипаж устал. Предыдущая боевая служба продолжалась 70 суток. На дизельной лодке проплавать 70 суток - это не легкая задача. Причем при крайнем напряжении для соблюдения скрытности.
Измотан был личный состав. Я докладывал командованию о состоянии экипажа. Все эти доводы разбились о гранит молчания. 15 февраля я ,на подводной лодке, вышел на контрольный выход. Это когда подводная лодка имеет на борту все кроме боевых торпед. Мы проверили подготовленность личного состава по элементам задач, особенно задачи три, это использование оружия, задачу 5 - это по прорыву рубежа и уклонения от противника.
Часть экипаж не знали о том, что лодка будет назначена на боевую службу уже были уволены в запас,-примерно около 15 процентов. 15 процентов было заменено на новых матросов. Кроме того, экипаж состоял из 88 человек, а 10 моряков были дополнительно направлены с других подводных лодок. Вместо 13 офицеров стало 15 офицеров. Экипаж стал 98 человек.
Убедившись в том что подводная лодка элементы отработала. Я доложил, что контрольный выход прошел на оценку удовлетворительно и лодка готова для приема боевого оружия.
В ночь с 22 на 23 загрузили три боевые ракеты. Подводная лодка вышла и встала в точку под охрану малого противолодочного охотника. Я прибыл на базу проверил экипаж, попрощался, убедился что все на лодке нормально, поговорил с командиром. Сошел с лодки.
Командир шел вторично на боевую службу. При первом выходе нужно выходить в сопровождении начальника штаба, либо зам. командира бригады по обучению командиров. При повторном командир шел сам. Кобзарь был отлично подготовленным офицером. Это был один из лучших офицеров на Тихоокеанском флоте. Он был первым, чья лодка была переоборудована под новый комплекс, который стрелял из под воды на дистанцию 1600 километров.
Поэтому и доверие именно этому командиру было большое. И экипаж был отличный. Журавин, старпом его, должен после боевой службы идти на классы командиров подводной лодки. Весь экипаж, особенно офицеры, были слажены, хорошие, единый коллектив и могли выполнить любую поставленную задачу.
В ночь с 24 на 25 февраля подводная лодка вышла из базы. Ее вели посты сопровождения. Большим охотником отменили, считая, что это нарушает скрытность. Она шла с затемненными огнями самостоятельно. Ее вели только береговые посты. Точка погружения. Погружается... После того, как засекали момент погружения подводной лодки, посты докладывали, что лодка погрузилась. С этого момента начиналось самостоятельное действие командиров по выполнению боевого задания.
Для того, чтобы скрытность соблюдалась наиболее высоко, командир не имел право выходить на связь сам. Только в исключительных случаях, в тех которые были перечислены в его боевом задании, он имел право выходить и давать короткие сигналы о происшедшем случае который срывал выполнение боевой задачи.
Случаи какие определялись? Прежде всего случаи связанные с нарушением живучести корабля, которые были настолько масштабны, что не позволяли подводной лодке находиться в подводном положении и выполнять боевые задачи. Это могло быть связано с пожаром, что было очень распространено и возможно.
На подводной лодке находился большой запас патронов регенерации и большой запас масла гидравлики. Целый ряд приборов работали от гидравлики. Случалось, когда нарушалась герметичность трубопровода гидравлики и масло попадало на патроны регенерации. А это потушить, почти, невозможно. Потому что это на столько горючий состав, который при действии регенеративных установок выделяли кислород в большом количестве и поглощали углекислый газ. А что такое когда начался пожар выделяется кислород. Были случаи что ни будь происходило такое в самом двигателе или электростанции.
Самое худшее если что-то было обнаружено в герметичности самих ракет, которые были заполнены окислителем и горючим. Окислитель - это перекись азота, а там гептил. Это отравляющее вещество, и то и другое. Если через шахту, какая б она ни была герметичной, начнут поступать эти пары можно отравить весь экипаж. Существовали контрольные приборы, которые следили за атмосферой внутри шахт. Ни кто не имел право во время нахождения подводной лодки в море вскрывать лючки ведущие в шахту. Она должна была находиться только под контролем приборов. Но если такое проявлялось, тогда звонил колокол, сигнализация. Необходимо было всплывать в надводное положение. В надводном положении следовать в базу. Полным ходом. Потому что устранить это в море невозможно.
И еще целый ряд ситуаций. Разве все предусмотришь... Могло быть что ни будь связано с нарушением прочности корпуса. Мало ли объектов под водой на который может натолкнуться подводная лодка. Несколько пунктов было, когда командир мог доложить и по решению командования возвращаться в базу.
Лодка вышла на боевую службу и направилась в район?
Да, лодка вышла в район. Все было нормально. Первая контрольная радиограмма прошла нормально. А потом, 8 числа дали вторую контрольную радиограмму и подводная лодка не ответила. Не вышла на связь... Еще было подозрение, что что-то случилось с аппаратурой. Сутки, беспрерывно, срочно сообщите свое место и действия. Когда сутки прошли, Командование поняло, что случилось что-то серьезное.
Была объявлена повышенная готовность на флоте. Около 30 надводных кораблей было снаряжено для поиска. Маршрут ее движения, курс где она должна была быть примерно по времени. Поэтому параллельно этому курсу вели поиски эсминцы, другие корабли. Все привлекались в т.ч авиация. Все они на частотах подводной лодки, вызывали ее. И самолеты пытались вступать в связь.
Мне, как, командиру дивизии, приказали выйти на атомной лодке и пройти весь маршрут боевого задания. Периодически давать подводные звуковые сигналы. Всплывать под перископ, слушать по графику связи не выйдет ли она на связь. Наблюдать, что делается вокруг. в смысле обнаружения масляных пятен. Мы прошли весь этот маршрут.
Никто не вышел на связь. Попытки выйти на связь на ее частотах. Зрительное и другие виды наблюдения привели к тому, что мы ее не обнаружили. Следов гибели подводной лодки. Каких либо обломков, масляных пятен . Не обнаружил это и другие участники поиска.
Американцы тоже не искали?
Американцы поступили по-другому. Они совместно с нами не искали, но авиация беспрерывно летали над кораблями, ведущими поиск. Надо им отдать должное. Летчики были подготовлены отлично. Летали, чуть ли не задевая мачты наших кораблей. В районе на буксире, старший, мой заместитель контр-адмирал Бец. Через него шли все доклады, чтобы не засорять эфир. Со всех поисковых судов, все сначала шло к нему по УКВ, на малой дистанции, а он уже все сводил в единое и за день давал телеграмму в адрес командования флота.
Около 30 суток искали. Потом поиск был прекращен. Была назначена государственная комиссия, под руководством заместителя Предсовмина Смирнова, его заместителем являлся наш Главком. Съехались представители заводостроители, изготовителей, ракетчиков. Изучали все документы. Прежде всего планы подготовки. Недостатки обнаружены небыли. На основании проведенной работы выдвигается версия. Что может быть?
Первое - потеря плавучести подводной лодки. Лодка не справляется с удержанием глубины, проваливается на запредельную глубину и ее раздавливает как "Трешер" , американский.
Вторая причина - что-то произошло с ракетным оружием. Не с самой головной частью. Там шесть ступеней защиты, что исключает возможность взрыва ядерной боевой части. Как в двух торпедах с ядерной боевой частью, так и с РБЧ. Это только Киселев ерунду порол, когда показывал фильм "Тайна гибели К-129". Где к стыду его про нашу подводную лодку ничего не было сказано, а все было направлено на то, чтобы восхвалять Америку, какая она крупная держава, технически подготовленная, чтобы организовать подъем подводной лодки с глубины более 5000 метров. Там он сказал, что при попытке подъема, она сломалась и при ударе выпала торпеда. Я Киселеву писал, что если подводную лодку перевернуть и трясти, то ничего из подводной лодки не выпадет. Этого не было. Это ерунда, глупость! Им было сказано: "К общей радости взрыва не последовало". Да взрыва не могло последовать! Если б даже ракета выпала, то невозможно быть ядерному взрыву.Потому что как стали в СССР выпускать ядерные боевые части, было все направлено на безопасность, и невозможность несанкционированного взрыва.
Они и сейчас лежат на дне. Т.к. подводная лодка при подъеме переломилась надвое. Им удалось поднять только носовую часть по третий отсек, там где был самый большой разлом корпуса. Т.е. подняли торпеды СБЧ.
Когда появилась версия столкновения?
Последняя версия: возможность столкновения с подводным или надводным объектом. Если лодка идет под РДП (специальное устройство работы двигателей под водой).
Что плохо? Плохо то, что необходима работа трех дизелей. Работа трех дизелей создает шум, что акустик оглушен своим шумом. Он не может услышать вокруг ничего. Это является крупнейшим недостатком работы подводной лодки под РДП. С одной стороны считали, что это повышает скрытность подводной лодки. Для незнающего человека - чем меньше находится объема корабля над водой, тем меньше возможность обнаружить его с большого расстояния. Подняты только выдвижные устройства. ...
Если он ничего не слышал, была ночь. Вполне возможно, что видимость была плохая. Какой ни будь надводный корабль большого водоизмещения, а там Гавайские острова. Пути торговых судов имелись. Большой корабль мог не заметить этого удара. Столкновения для большого тоннажа могло вызвать только легкое сотрясение. Пробоина в таком положении, это моментальное поступление больших масс воды в корпус, что заставляет подводную лодку погружаться, по мере ее погружения давление повышается, выбивает переборки, которые рассчитаны на определенную глубину погружения, в данном случае 270 метров. За пределами все летит к чертовой матери. Лодка полностью заполняется водой и летит камнем на дно.
Тоже самое могло произойти и в подводном положении. Мы уже знали, что Америка приняла доктрину следить за нашими подводными лодками. Не исключено, что с момента погружения нашей подводной лодки, ее вела многоцелевая подводная лодка. Командир ее мог и не слышать. Она шла на определенном расстоянии, наша подводная лодка имела шумность на порядок выше, чем атомные подводные лодки. И поэтому командир атомной подводной лодки, находясь вне зоны слышимости нашей подводной лодки мог слышать нашу лодку отлично и маневрировать за ней. В таких случаях. До гибели подводной лодки К-129 уже были случаи столкновения подводными лодками американскими в наших водах при выполнении боевых задач. С 1967 года, за 20 лет произошло 20 столкновений. Которые приводили к экстремальным событиям, которые могли привести к гибели как наших, так и американских лодок.
Это только по нашим или американским лодкам?
По нашим и американским лодкам. Поэтому такой вариант не исключался. Это шло последним - возможность столкновения с подводным объектом. Со временем разведка донесла, что подводная лодка "Суордфиш" через пять суток, после того, как мы потеряли связь с нашей подводной лодкой, прибыла в порт Йокосуку и в строжайшем секрете была поставлена в док.
Благодаря нашей разведке мы узнали, что у нее помята носовая часть и ограждение рубки. Повреждения были настолько велики, что подводная лодка вынуждена была идти в ближайшую базу. Значит повреждения были серьезны. Это привело нас на мысль, что подводная лодка "Суордфиш" вела наблюдение, слежение за нашей подводной лодкой. В какой то момент командир отважился получше записать шумы.
Это им ставилась такая задача. В настоящее время у Американцев имеется банк данных по каждой нашей подводной лодке. Запись шумов. И по этим шумам командир может сравнить обнаруженные шумы, ввести их в компьютер, быстро сравнить их. Определить какая подводная лодка, кто командир, высветится даже на табло краткая характеристика командира. на что он способен и кто он такой.
Задача была как можно точнее записать шумы. Выполняя эту задачу командир старался сблизится с нашей подводной лодкой как можно ближе. Не исключено, что наш командир "не предупредив подводную лодку, которая за ним следит" сделал поворот, или изменил глубину погружения. Произошло, как раз, то что произошло. В левый борт последовал удар в прочный корпус подводной лодки. "Суордфиш" значительно прочнее чем наша дизельная подводная лодка. И потом: у них подводные лодки однокорпусные, у нас двухкорпусные. Все цистерны, у нас вне прочного корпуса, у них находятся внутри прочного корпуса. И прочный корпус делается значительно прочнее, чем наш прочный корпус. К тому же сама рубка имеет заостренный вид.
Факт тот, что этим ограждением она могла при ударе рассечь нашу подводную лодку. И лодка получив большой отрицательный запас воды упала на грунт. Во всяком случае в последующем когда ее обследовала атомная подводная лодка "Халебад", (кстати. эту лодку планировалось вооружить крылатыми ракетами. Потом ее сделали лодкой для поиска подводных объектов. Она была вооружена подводными приборами. способными проводить телесьемку) она сделала около 60 000 снимков нашей подводной лодки.
Заключение было, что подводная лодка лежала с креном на правый борт. На левом борту, в районе между вторым и третьим была громадная пробоина, как выразился командир "Как будто гигантским топором ударили и рассекли подводный корабль".
Наше ведомство, либо Вы, либо Флот делали запрос американцам?
Запросы делали. Делали даже больше. В 1995 году первый заместитель Главкома И.В.Касатонов пригласил на круглый стол представителей военно-морских сил США, посла в Москве, я был приглашен туда для того, чтобы сказать свои доводы в пользу версии гибели подводной лодки К-129 от удара подводной лодки "Суордфиш".
Там я заявил о том, что за последние 20 лет не было ни одного года, чтобы не было столкновения с вашими подводными лодками по причине нарушения элементарных требований о не вхождении иностранных подводных лодок в районы боевой подготовки. Это нарушается и сейчас, и не только в районы боевой подготовки, но и в территориальные воды. Очень резкое заявление сделал Касатонов. Было это связано с подводной лодкой "Батон-Руж", последним наиболее ярким столкновением. В результате столкновения больше пострадал "Батон-Руж". ..... Командира сняли с должности. Наша лодка после проведения небольшого ремонта снова вышла на боевую службу.
Как результат я сказал, что в 1968 году ваша подводная лодка "Свордфидш", зашедшая в базу и ремонтировалась. Была виновницей этой трагедии. Надо разобраться. Пока еще жив командир "Суордфиша" и другие, кто занимался подъемом ПЛ, поднять ту документацию, которую вы подняли с нашей подводной лодки, и документацию особенно "Суордфиш" все это представить независимой комиссии. Чтобы снять этот вопрос. чтобы тайна, в конце концов, стала явью.
Тогда было гробовое молчание.
Один из адмиралов, через две недели прислал мне письмо. Независимая комиссия во главе с ним, предварительно просмотрев документы должна вам заявить, что "Свордфидш" находился в 300 милях от места гибели ваше подводной лодки. И она не причастна к этому. Ремонт вызван другими обстоятельствами. Какими обстоятельствами не сказано. И если вы хотите получить более точные данные, то вам нужно обращаться не в ВМС США, а в ЦРУ которое руководило операцией по подъему подводной лодки. Я об этом докладывал Касатонову. В ЦРУ мы не обращались.
Тогда был такой Волкогонов, который занимался поиском пропавших наших и иностранных военнослужащих в годы второй мировой войны. Я обратился к нему, узнав, что к нам едет Гейц (директор ЦРУ) . Я через Волкогонова передал письмо Президенту, с очень кратной запиской с просьбой задать вопрос Гейцу, что делается для того, что бы раскрыть завесу тайны гибели подводной лодки К-129. Особенно связанные с ее подьемом и тайным захоронением наших моряков. Прошло время, Гейц уехал, я прибыл к Волкогонову . Он говорит, что передал письмо, но Президент ,очевидно, не возымел желания задать этот вопрос. В тоже время Гейц поставил вопрос о военнослужащих с момента Корейской войны, наш Президент Ельцин дал указание разобраться и по каждому доложить. О наших 98 человеках задано ни одного вопроса не было. Мы: Адмирал Амелько, Бец и я на 100 процентов уверены, что причиной гибели К-129 была американская подводная лодка "Свордфиш".
Американцы ведь построили специальное судно для подьема К-129?
Известно, что операция которая была проведена ЦРУ по подьему подводной лодки называлась "Дженифер" Прежде всего нужно отдать должное всем службам ВМС США это умение дезинформации настолько хорошо поставлено, что в нее поверили не только мы но и ближайшие друзья Америки. Под видом того, что необходимо исследовать грубины океана дял последующей возможности добычи полезных искомпаемых с самых больших глубин был заложен новый тип корабля "Гломар Эксплорер".
Это было судно водоизмещением более 60000 тонн, выглядело оно как катамаран, внутри имелся соответствующая платформа с которой можно было погрузить большой объект, имелось устройство для погрузки этого объекта на большую глубину до 6000 метров и даже более, которые представляли собой набор телескопических труб из очень прочного метала, корабль имел соответствующее устройство позволяющее даже при шторме в 6 баллов находиться в точке благодаря автоматической работе подруливающих устройств , и удерживать место с точностью до 10 метров по спутниковой связи, имела хороший экипаж глубоководников, и целый ряд других приборов.
После небольшой подготовки, когда была обнаружена наша подводная лодка. В эту точку выше "Эксплоер". Это был 1978 год. Прошло 10 лет. Никто не ожидал. Случайно проходящее судно сообщило в нашу разведку о нахождении там судна. Сначала туда послали бригаду специальных кораблей, предназначенных для встречи космических объектов. Корабль доложил о происходящем там. Точка, по нашим расчетам совпадала близко с погибшей подводной лодкой. После этого туда выслали большой океанский буксир. Который находясь в точке сообщал о их действиях.
Обнаружить мы их обнаружили, но пресечь их действия мы не могли. не могли по нашей глупости и недальновидности. Если бы Правительство СССР объявило о гибели подводной лодки а не скрывало это, пока через 25 лет подводников не наградили орденами посмертно. Если бы это место было объявлено захоронением. Это означает все то что там находится является собственностью той страны, которая объявила это место захоронением. То американцы туда не сунулись. У американцев были развязаны руки. Они это и не скрывали. Гейц передал кассету с церемонией захоронения наших 6 матросов. Не скрывали они и то, что при подьеме корпус разломился при подъеме. Они смогли поднять только носовую часть, а кормовая ,вместе с ракетами и вместе с постом СПС, ушла на глубину. Была ли повторная попытка поднять или подняли они ее,-об этом говорить утвердительно нельзя. У них хорошо работает дезинформация.
Возможно, они подняли и кормовую часть, и это осталось для нас незамеченным. Это вполне возможно.
Курс беды
...Под покровом темноты ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка "К-129", бортовой номер ”574”, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.
8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не подала сигнал о проходе контрольного рубежа. Слабая надежда, что лодка дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели. Началась по-настоящему крупная поисковая операция. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут «К-129» на протяжении от Камчатки до Гавайев. На всем пути брались пробы воды на радиоактивность (на борту подлодки было атомное оружие). Увы, лодка канула в неизвестность.
Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе "причина смерти" значилось: "признать умершим". Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ.
Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США.
Аврал
USS Barb (SSN-596) несла дежурство в Японском море, когда случилось нечто неожиданное. В море вышел большой отряд советских кораблей и подводных лодок. Удивление вызывало то, что сонары кораблей ВМФ СССР, в том числе подлодок, постоянно «работали» в активном режиме. Вскоре стало ясно, что русские ищут вовсе не американскую лодку. Их корабли быстро смещались к востоку, заполняя радиоэфир многочисленными сообщениями. Командир USS Barb сообщил командованию о случившемся и высказал предположение, что, судя по характеру «мероприятия», русские ищут свою затонувшую лодку.
[700x612]
Специалисты ВМС США принялись прослушивать километры магнитофонных записей, полученных с донных акустических станций системы SOSUS. В какофонии звуков океана им удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок». Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль. Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.
Решение
Официальный отказ правительства СССР от затонувшей "К-129" привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. Поэтому в начале 1969 г. в ЦРУ начались дискуссии о возможности подъема ценного оборудования с советской подлодки со дна Тихого океана. Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый соблазн вызывала мысль проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, «расколоть» шифры радиообмена. Если удастся извлечь аппаратуру радиосвязи, можно с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР, т.е. вскрыть всю систему развертывания и управления военно-морскими силами Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие на борту лодки: особенности конструкции МБР Р-21 и боевых частей торпед.
К июлю 1969 был готов четкий план на несколько лет вперед и работа закипела. Учитывая огромную глубину, на которой затонула "К-129", успех операции оценивался в 10%.
Миссия Хэлибат
Для начала нужно было установить точное местонахождения «К-129» и оценить ее состояние. Этим занялась атомная подлодка для специальных операций USS Halibut (Палтус). Бывший ракетоносец был основательно модернизирован и насыщен под-завязку океанологическим оборудованием: боковыми подруливающими устройствами, якорным устройством с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазной камерой, дальним и ближним боковыми сонарами, а также глубоководным буксируемым модулем «Fish», оснащенным фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.
Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. Тогда в бешеном темпе работала фотолаборатория (камера делала 24 кадра в секунду). И вот однажды на стол лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. «К-129» легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5' с.ш. и 178°57' в. д. (по другим данным - 40°6' с. ш. и 179°57' в. д.) на глубине 16 500 футов. Точные координаты местонахождения "К-129" до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения «К-129», «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины.
Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины. Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс - к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью.
История Гломар Эксплорер
Фантастический проект потребовал специальных технических решений. В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками.
Почти треть судна занимал «Лунный бассейн» размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой, он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался щитами с резиновыми уплотнителями.
Компоновка на палубе судна «Hughes Glomar Explorer» основного оборудования, используемого при монтаже трубных колонн (подъемных труб): 1—мостовой кран; 2—главная палуба; 3—«лунный бассейн»; 4—А-образная рама; 5—наружный подвес кардана; 6—внутренний подвес кардана; 7—основание грузового устройства; 8—вышка; 9—трубоподающий лоток; 10—тележка трубоподающего лотка; 11—трубоперегрузочный кран; 12—подъемник для труб.
Один из мифов о проекте «Азориан» - «К-129» разломилась при подъеме и большая часть упала на дно - опровергается несоответствием размеров «Лунного бассейна» (длина 60 метров) и длины корпуса «К-129» (длина по КВЛ - 99 метров). Уже изначально было запланировано, что будет поднята только часть субмарины.
По диаметральной плоскости , в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось. Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна "MV Hughes Glomar Explorer" с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.
Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи. Именно у Хьюза были созданы первые лазеры, а затем первые американские искусственные спутники . Системы наведения ракет, трехмерные радары - все это производили компании Хьюза. В 1965-1975 гг. контракты с МО США только компании Hughes Aircraft составляли 6 млрд. долл.
В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи).
После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000 мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.
Баржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 м, над ней встал «Гломар Эксплорер»; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это время крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили "Клементину" внутрь судна - в «Лунный бассейн». Как только захват попал на борт корабля, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. После этого на судне началась огромная, невидимая для постороннего глаза, работа по монтажу захвата, присоединения всех кабелей, шлангов и датчиков.
Клементина
Холодное лето 1974 года, впадина севернее острова Гуам в западной части Тихого океана. Глубина 5000 метров...Каждые 3 минуты краном подается секция длиной 18,2 м. Всего таких секций 300, каждая прочна, как ствол орудия.
Опускание и подъем глубоководного захвата «Клементина» происходят с помощью трубной колонны - подъемной трубы, длиной 5 километров. Каждая секция трубы имеет коническую нарезку, секции тщательно вворачивается друг в друга, пазы обеспечивают надежное запирание всей конструкции.
За действиями «Гломар Эксплорер» с интересом наблюдали советские моряки. Сама цель операции для них не ясна, но факт проведения глубоководных работ посередине Тихого океана вызывал у командования ВМФ СССР подозрение.
Находившиеся неподалеку Корабль измерительного комплекса «Чажма» и спасательный буксир СБ-10 доставили янки немало хлопот. Из опасений , что русские возьмут «Гломар Эксплорер» штурмом, пришлось завалить ящиками вертолетную площадку и поднять на ноги весь экипаж. Тревожные данные поступили из «Лунного бассейна» - обломки лодки радиоактивны, очевидно разрушился один из ядерных зарядов.
К сожалению, на этом заканчивается отчет ЦРУ, опубликованный 12 февраля 2010 г.
«Клементина» с частями «К-129» поднимается на борт судна, «Гломар Эксплорер» уходит со своей добычей на Гавайи...
Некоторые события, имеющие отношение к проекту
В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа «К-129». Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер (останки были радиоактивны). Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести янки, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам.
«Гломар Эксплорер» продолжает поиски в глубинах Мирового Океана. В настоящее время уникальный корабль, зафрахтованый Marathon Oil до марта 2012 г., утюжит дно около Индонезии.
В конечном итоге, США получили серьезный козырь в Холодной Войне, а проект «Азориан» стал выдающимся достижением морской инженерии ХХ века.