• Авторизация


Тайна происхождения Снегурочки 06-10-2018 09:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения babeta-liza Оригинальное сообщение

Тайна происхождения Снегурочки

СНЕГУРОЧКА (Снегурка)

У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) святая новогодняя Троица – Дед Мороз (Бог Отец), Снеговик (Бог Сын) и Снегурочка (Богиня Внучка). И каждый настоящий русский почти с самого рождения и всю жизнь беззаветно верит в свою святую русскую Троицу.  [показать]

Да и как можно не верить в этих наших великих русских богов, которые каждый Новый год радуют детей и взрослых и щедро одаривают всех новогодними подарками!

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа. 

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться. 

[показать]

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. 
Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. 

Наш всесильный русский языческий бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут... 

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое. 

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу! 



Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя. 

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. 
Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. 
А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов. 
 

История Снегурочки

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм. 

[показать]

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры. 

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде. 

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали. 

[показать] 
Морана (Марана, Морена, Кострома...) — беспощадная богиня Зимы и Смерти. 
Чучело Мораны (надоевшей Зимы-Морены, Костромы) сжигали на празднестве Комоедицы в День весеннего равноденствия, когда слабое зимнее солнце обращалось в окрепшее весеннее и на всей планете наступала астрономическая весна. 
После введения церковью в XVI веке постного праздника Масленницы взамен запрещенного языческого празднования древней Комоедицы, люди стали сжигать чучело Зимы в последний день Масленицы — Прощеное воскресенье. 
Конечно, у образа жестокой Мораны нет ничего общего с удивительно светлым образом Снегурочки, сказочной девочки из снега.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая  религия волхов 
Обряд сожжения на Комоедицу  в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленницы чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель. 
Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) 
Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно. 
Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки. 
Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти. 
В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать. 
С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее). 
Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. 
Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки. 
В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги. 
Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты. 
Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира. 

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", — сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века. 
Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.  В 1860 году Г. П. Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке.
Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год). 
Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских боговДеда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года). . Снегурочка - юная девушка, в сердце которой нет эмоций, свойственных людям, поэтому она ощущает тоску, ведь «…несчастлив тот, в чьём сердце нет огня, кто без любви безумной век свой прожил…». Ей хотелось бы испытать яркие эмоции, и она вымолила у своей матери- Весны способность любить, хотя знала, что если сердце её станет горячим, она погибнет, а проще говоря, растает.
Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку — боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа. 



Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. 

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского. 

[показать]

Васнецов В.М 1899 г. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом).

[показать]

Михаил Врубель 1895, Рязанский художественный музей, Рязань, Россия.

Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге. 

[показать]

Рерих Н.К. 1912г,Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург

К образу Снегурочки обращались многие художники как 20 века, так и современные.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. 

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. 

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала. 
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. 

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

[показать]

Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно. 

[показать]

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. 

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. 

(традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки  на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и  Снегурочка украшают любой новогодний праздник, будь то корпоративная вечеринка или детский утренник. Эти сказочные герои являются неотъемлемой частью Нового Года, точно такой же, как красиво наряженная елка и  подарки.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка: 

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же? 

Когда в 1968 году снимали фильм «Снегурочка» выбрали одно из самых красивейших мест России – у реки Мера, где было построено царство Берендеев. Именно в этих краях, в Щелыково, А.Н.Островский написал свою «Снегурочку». Когда съёмки были закончены, деревянные декорации перенесли под Кострому, где возник парк «Берендеевка», есть там и «Терем Снегурочки». Да разве только терем, у неё даже день рождения есть – 4-5 апреля, когда уже почти середина весны. В сказке Снегурочка родилась зимой, но решили эту дату перенести на весну

.

 

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова. 

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров. 
Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки все же известно:: 
Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке 
и 
Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки 
На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников. 

[показать] 
Кострома. Терем Снегурочки летом.
[показать] 
Кострома. Терем Снегурочки зимой.

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько. В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится. 

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: 
Куда: Север 
Кому: Деду Морозу 
(индекса не надо — этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен) 

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза
Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу 

[показать] 
Дед Мороз и Снегурочка в вотчине Деда Мороза, что в 15 км от Великого Устюга.
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тайна происхождения Снегурочки | Enn18 - Дневник Enn18 | Лента друзей Enn18 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»