Небесные ласточки
Девчонки, признайтесь: мечтали когда-нибудь стать стюардессой? Ходить в проходе между кресел с обворожительной улыбкой и, словно добрая фея из сказки, щедрой рукой раздавать налево и направо: чай? кофе? минералка? Или стоите у выхода и говорите что-то пассажирам, а на вас смотрят сотни глаз и внимают каждому вашему слову. А форма!.. Элегантная, строгая и одновременно сексуальная. Сногсшибательно!
Американка Эллен Черч (1904–1965), медсестра из штата Айова, стала первой в мире стюардессой. Заинтересовавшись авиацией, Эллен поступила на летные курсы, но когда она обратилась к одному из менеджеров авиакомпании Boeing Air Transport с вопросом: будет ли у нее возможность стать пилотом, тот ответил, что считает гораздо более перспективной другую ее идею – ввести на воздушных кораблях новую должность, аналогичную должности проводника на железной дороге.Руководство компании одобрило это предложение. Эллен Чёрч было предложено набрать группу из семи медсестёр не старше 25 лет и не тяжелее 115 фунтов (около 52 кг), готовых стать стюардессами за приличную по тогдашним меркам плату 125 долларов в месяц.
После нескольких месяцев подготовки стюардессы приступили к полётам – и первый полёт в этой группе совершила сама Чёрч 15 мая 1930 года, рейс Сан-Франциско–Шайенн. В последующие три года почти все американские авиакомпании обзавелись отрядами стюардесс, и их появление действительно поспособствовало популяризации пассажирской авиации.
Стюардесса Тамара на Ил-14, рейс Иркутск – Якутск, 1966
Привлекать дизайнеров для создания униформы авиакомпании начали еще в 50-х годах прошлого века. А поскольку девушки в форме всегда были объектом пристального внимания мужчин, для модельеров нашлось обширное поле деятельности. Многим авиаперевозчикам удалось поднять продажи или даже спастись от банкротства лишь благодаря привлекательно одетым стюардессам. К примеру, в 60-х годах прошлого века одна американская авиакомпания одела девушек в облегающие белые брюки и высокие сапоги на каблуке. Уже через пару месяцев билеты на рейсы перевозчика было невозможно купить, поскольку они все быстро раскупались бизнесменами, отправляющимися в деловые поездки.
Согласно опросу портала Skyscanner, самой стильной и привлекательной признана бордовая форма стюардесс «Катарских Авиалиний». 33% голосовавших посчитали изящно одетых азиатских девушек лучшими спутницами в дальнем перелете.
В 2005 году французский авиаперевозчик заказал разработку новой коллекции униформы самому именитому дизайнеру страны, Кристиану Лакруа. Удивительно, но французы совсем не стремятся следить за последними веяниями моды: предыдущая коллекция формы летного состава не менялась на протяжении 17 лет, а фирменный темно-голубой цвет является доминирующим уже 75 лет. В коллекцию Лакруа входит 100 предметов одежды, включая красные перчатки и ремни, шелковые платки, шляпки и ботинки из телячьей кожи. Макияж и прически стюардесс разрабатывались модным стилистом Федериком Феккаем, а всего на смену имиджа своих сотрудников компания потратила 20 миллионов евро.
Основной целью британского модельера Джулиена Макдональда, создававшего последнюю коллекцию униформы для главного авиаперевозчика страны, было сделать ее «более сексуальной». Для того, чтобы одежда подчеркивала все изгибы фигуры, были выбраны стретчевые ткани. Глава дома Givenchy пообещал, что «девушки в моей форме будут выглядеть сексуальными красотками, а мужчины - настоящими героями». Возможно, именно этой тяге выглядеть сексуальными интернет-сообщество и обязано недавно появившимися в сети соблазнительными и откровенными фотографиями британских стюардесс. Впрочем, сами девушки утверждают, что делали снимки исключительно для друзей и недоумевают, каким образом они попали на порносайты.
Любимец звезд, модельер Адольфо Домингес, чьи платья обожает носить Гвинет Пелтроу, в 2005 году создал новую форму для стюардесс испанского перевозчика, которую назвали лучшей 9% проголосовавших. Интересно, какую форму будет носить летный состав компании после ее скорого слияния с British Airways.
Самую первую «модную» форму для итальянского перевозчика разработал в 90-х годах именитый модельер Джорджио Армани. Нынешняя же версия одежды создана модным домом Mondrian и за нее проголосовали 8% опрошенных. Впрочем, многие признают, что насыщенный зеленый цвет идет далеко не всем девушкам, зато приятен для глаз и успокаивающе действует на нервную систему.
За свою многолетнюю историю скандинавский перевозчик сменил немало цветов униформы: от бирюзового и голубого до бордового и хаки. В 60-х годах стюардессы щеголяли в нарядах от Карвина, а в 70-х одевались от Кристиан Диор. Нынешние наряды, выдержанные в сине-бежевой гамме, хоть и неплохо подчеркивают фигуру, кажутся туристам излишне скучными, а потому набрали всего лишь 6% голосов.
Delta Air Lines. Сменой имиджа крупнейший американский перевозчик занялся на грани банкротства, что многие осуждали. Однако, аргументы руководства были небезосновательны: красивая форма привлечет новых клиентов и поможет упрочить финансовое положение. Учитывая, что предыдущий вариант одежды летного состава вызывал у сотрудников исключительно отрицательные эмоции, так как напоминал форму работников супермаркета, обращение к именитому калифорнийскому дизайнеру Ричарду Тайлеру было весьма кстати. Первоначально, для стюардесс компании он предложил ярко-красные платья с запахом, однако затем, в качестве менее вызывающего варианта были утверждены подчеркивающие фигуру костюмы в сине-бело-красной гамме, дополненные золотыми и платиновыми украшениями, которые должны были символизировать роскошь воздушных путешествий.
Пришедший в прошлом году на пост главы авиакомпании Виталий Савельев начал свою деятельность с того, что объявил тендер на разработку новой формы для сотрудников «Аэрофлота». Основанием для смены не так давно введенной униформы послужило проведенное психологами исследование, утверждавшее, что то, что носит летный состав, вызывает у пассажиров отвращение. В результате, потратив 6 миллионов долларов, стюардесс переодели в новую форму цвета «красный мандарин» и, кроме того, ввели отбор сотрудников по внешним данным. В сети даже появились эротические снимки стюардесс в новой униформе. Теперь обслуживать пассажиров могут лишь девушки модельной внешности, с размером, не превышающим 48-й российский. А чтобы научить сотрудников оказывать пассажирам должное почтение, Аэрофлот» устраивает стюардессам стажировки в Сингапурских Авиалиниях», чьи работники отличаются вежливостью и обходительностью.
«Трансаэро» летняя форма стюардесс трех цветов: голубого, зеленого и розового. Такой цветовой выбор обусловлен несколькими факторами: во-первых, чтобы не было монотонности, во-вторых, чтобы на протяжении длительного времени (при дальних перелетах) один цвет не раздражал взгляд пассажира. Кроме того, в «Трансаэро» формы стюардесс украшают специально разработанные аксессуары: кожаные ремешки с фирменной пряжкой авиакомпании, пуговицы, шелковые платки с эксклюзивным рисунком.
В форме S7 Airlines учтена психосемантика цвета элементов одежды.
Форма бортпроводников «Скай Экспресс» - это часть общей концепции фирменного стиля, которая разрабатывалась маркетологами и дизайнерами с учетом позиционирования авиакомпании как молодой, дерзкой, современной. Как рассказали в авиакомпании, часто приходится наблюдать, как реагируют пассажиры, впервые увидевшие яркую, веселую внешнюю окраску самолетов - всем хочется сфотографировать самолет и сняться на его фоне. С улыбками, предчувствием увлекательного путешествия и настроением праздника они поднимаются на борт самолета, где их встречают бортпроводники, одетые в яркие разноцветные рубашки, такие же, как буквы в названии компании на борту самолета. В концепцию компании никак не вписались бы строгие английские костюмы или маленькие французские платья, поэтому была выбрана форма умышленно простого, casual-дизайна: трикотажные кардиганы, так любимые молодежью, и брюки для удобства при работе с тележкой.
Jet Airways. Новая форма для летного состава крупнейшей индийской компании была разработана в 2007 году знаменитым итальянским художником и модельером Роберто Капуччи. Переодевание стюардесс было осуществлено в рамках массированной пиар-кампании JetAirways по смене имиджа и привлечению новых, богатых клиентов. С этой же целью, на работу перевозчик принимает исключительно изящных девушек модельной внешности. Что, кстати, периодически вызывает протесты общественности, считающей, что подобная дискриминация является отказом от индийских представлений о красоте в угоду западным идеалам.
Lufthansa. За время существования компании ее сотрудники пережили семь смен коллекций форменной одежды. Впрочем, все они прошли под девизом «Эволюция, а не революция», а потому кардинальных изменений не происходило. Предпочтение всегда отдавалось желтому и синему цветам, дополненных белыми и серыми аксессуарами. В последней коллекции, образца 2002 года, серый цвет был заменен на серебристый. Стюардессам также вернули шляпки-таблетки, которые они носили в 60-х, а силуэт одежды стал более приталенным и подчеркивающим фигуру. К счастью, некоторые отступления от правил авиакомпании тоже не чужды. Так, в прошлом году, во время «Октоберфеста», часть летного состава переоделась в традиционные баварские наряды, чтобы туристы, отправляющиеся на фестиваль, могли погрузиться в атмосферу праздника еще в самолете.
Одни из самых легкоузнаваемых на Земле - стюардессы авиакомпании Singapore Airlines.
Американские авиалинии, 50-е годы,
40-е годы
1936г
USA 70-е годы
Аэрофлот в 1983г
Аэрофлот, 1977 г.
Говоря о стюардессах, нельзя не вспомнить про Надежду Курченко, погибшую в 1970-м от рук террористов.
Бывшим бортпроводникам посвящается...