• Авторизация


Русское лоскутное шитьё 01-04-2016 19:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения igolohka Оригинальное сообщение

Русское лоскутное шитьё

Русское лоскутное шитьё

Вид ремесла, который так и не стал промыслом, но всегда очень популярен

Бережливость и красота

Сказать конкретно, откуда, из какой страны, пошло ремесло лоскутного шитья, затрудняются даже специалисты. 

Скорее всего подобные мысли, о рациональном использовании ценных кусочков ткани, возникали у хозяек в разных странах, разной национальности.

[показать]

Коврик, Архангельская область

В Россию первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток,  ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества  в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.  

[показать]

Одеяло №1, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь)

Ценилось конечно и  домотканое полотно, бытовавшее задолго ло появления английских ситцев. Известный сборник «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что уже в XVII веке, в среде старообрядцев, использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.

[показать]

Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврик

Собранное из разноцветных кусочков одеяло или яркий коврик вносили разнообразие в обыденную жизнь, служили украшением жилища. 

Первыми лоскутными работами были геометрические  узоры : сшивались полосочка  к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. 

Развитие

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.

[показать]

Покрывало, из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области

Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.

А как же без традиций

В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.

[показать]

Одеяло в технике «Русский квадрат»

Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

[показать]

Одеяло из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области

В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:

  • «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов),
  • «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу),
  • «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).

Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

«Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей».

Разное отношение

В разные времена существования техники лоскутного шитья на Руси к нему относились по разному.

[показать]

Украшение, авт.Наталья Вихрова

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств.

Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.

[показать]

Рисунки-символы Сочинской олимпиады

Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Пока нет музея

Не так давно в нашей стране была создана «Ассоциация мастеров лоскутного шитья России» (Russian Quilters Association), которая призвана объединить творческие ресурсы российского квилтинга, поддержать развитие этого вида народного искусства, помочь мастерам и начинающим, популяризировать и распространять знания об этом народном ремесленном искусстве.

В статье на сайте ассоциации говорится:

«В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся  в фондах  и запасниках  некоторых музеев. Фонды и запасники  - это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения.

Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском  государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» и в Краеведческом музее  города Шенкурск (Архангельской области).  Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла — не уместишь на нескольких  стендах...и  в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью  во всем  мире -  совсем не временное увлечение...

Пока нет музея, предоставляем Вам возможность на сайте нашей ассоциации оценить по достоинству  уровень лоскутных работ, созданных руками российских мастеров.»

[показать]

Коврик, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь)

В статье использованы:

Материалы с сайта www.quilters.ru, а так же из книги Светланы Ращупкиной «Лоскутное шитье и аппликация».

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русское лоскутное шитьё | olcoro - Дневник olcoro | Лента друзей olcoro / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»