• Авторизация


ИХ МОНТЕССОРИ И НАША ШКОЛА 30-01-2016 04:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Мы все учились, понемногу
чему-нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть..."
А.С.Пушкин.

Сей пассаж не состоялся-бы никогда, коли-б не пытливое естество моего друга по переписке и перезвонке...
Скажем Серёже спасибо и продолжим...


В общем и целом росс. наука педагогика не имеет ничего против метода обучения М.Монтессори. В общем и целом... Даже согласны внедрять, типа...

Но, как только заходит речь об основных принципах обучения , а оне - вот такие, чтоб Вы знали -

"ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ

Основные принципы Монтессори-системы Как реализовать Чего достигаем,
соблюдая их
Педагогические принципы

СВОБОДА ВЫБОРА Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.
В результате ситуации выбора

ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
учится делать выбор;
учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
наряду с соблюдением правила «поработал - убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.

НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИ-ЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ

Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.
Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.

всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
КОНТРОЛЬ ОШИБОК

В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.

формирование адекватной самооценки;
развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
самоконтроль;
развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).

максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;
возможность поэтапного освоения навыка;
развитие точности восприятия;
развитие концентрации внимания;
развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ

Соблюдение правил:
- Убери за собой;
- Работа на ковриках;
- По классу передвигаемся тихо;
-Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.

приучение к порядку;
умение организовать свое рабочее место;
умение рационально использовать пространство;
умение нести ответственность за собственный выбор;
потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.

РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ

Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.
Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.

Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
формируется чувство взаимопомощи;
младшие имеют возможность учиться у старших;
старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
ДЕТИ - АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.


Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.

Такой вид работы способствует:

развитию уверенности в себе, самостоятельности;
удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;
развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
умению задавать вопросы и отвечать на них;
профилактике страха публичных выступлений;
развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.
Психологические принципы

НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ

Помоги мне это сделать самому!
Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной.

уверенность в собственных силах;
самостоятельность,
решительность;
более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;
формирование адекватной самооценки;
удовлетворение потребности во взрослении.
ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО

Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности.
Проявлять свое отношение через собственные чувства.
Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.

независимость от чьей-либо оценки;
формирование позитивного образа «Я»;
уверенность в себе;
умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА

Не сравнивать ребенка с другими.
Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».

формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
самодостаточность;
уверенность в себе.
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори"

Сразу понятно - такое ну никак не монтируется с наробразом, с его учебными планами (которые теперь пишутся раз в три (!!!!!) месяца, например), с его сан.нормами классных комнат, с количественным составом, с принципами "догоняй, я первый!", с утверждением в министерстве....

Короче, если есть возможность договориться с наробразом и попасть под его "крышу" - надо просто открывать "частную школу", и, втихарая, продвигать Монтессори... (если охота съэкономить денги)
А иначе - ...
Здесь, в Подмосковье, никто так и не развился, есть в Москве что-то, например - http://www.montessori.ru/index.php начальная школа, да больше и не надо, по сути...

Я-бы задумался - вложения, дидактический материал, классное оборудование, это всё - на плечи родителей...

Серёга, пиши, задавай вопросы, буду стараться помочь...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Le_Rouge_Le_Noir 30-01-2016-17:24 удалить
премного благодарен.
ну вот мы последний раз сидели вечером, общались, алексей как раз подтвердил, что не стоит афишировать саму монтессори. но что-то вымутить от общественной палаты, чиновников и прочих онф было бы крайне желательно. оптимальный вариант - оплата аренды помещения метров на 300.
сейчас у него два помещения, примерно по 100 метров (в одном детский развивающий клуб, в другом - детский садик). в копеечку влетает.
под каким соусом это подать - вопрос.
обычно бывает "в целях реализации федеральной программы.. бла-бла-бла". кстати, чиновникам же самим бывает нечего в отчетах писать, вот они бы и хвастались в вышестоящие инстанции.
Older_Laszlo 31-01-2016-03:03 удалить
Le_Rouge_Le_Noir, "вымутить от ОП"... ххехъ... если их не заинтересовать - то без шансов. В своё время у меня в Центре занимались племянник нач. департамента образования и дочка прокурора города, пока их на ноги ставили - всё было у нас бесплатно, потом - год "по накатанной", а после - придушили проверками...
вот и подался я в соцзащиту.
в фед.программы чрезвычайно сложно попасть, надо кучу бумаг и обоснований, ну, и чинуша знакомый, например...


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИХ МОНТЕССОРИ И НАША ШКОЛА | Older_Laszlo - Дневник Older_Laszlo | Лента друзей Older_Laszlo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»