Многие ли из Вас слышали фортепьянные вариации Моцарта?
А Вы, господа пианисты, многие ли из них Вы играли?
А ведь именно в вариационной форме Моцарт очень часто достигал вершин.
Циклы клавирных Вариаций Моцарт нередко писал на случай, выбирая какую-нибудь известную публике мелодию. Иногда Вариации были средством дипломатии. Например, Вариации на тему Дюпора Моцарт сочинил, чтобы наладить отношения с влиятельным музыкантом, французским виолончелистом Дюпором. Впрочем, интриг Дюпора эти замечательные Вариации не пресекли. Вариационные циклы Моцарт создавал в течение всей жизни.
Цитата-
"Вариации Моцарта - чудная, прелестная музыка в светлых спокойных тонах, приятная пастораль, немного напоминающая по характеру старинные салонные танцы. Если и говорить о настроении, то , возможно, что кое-где и появляется легкая грусть, или печаль, как бы в дымке, но уж никак не боль, ни элегия, ни огромная грусть и ни страдание.
Вообще, высказывается точка зрения, что в музыке Моцарта обязательно нужно видеть двойное дно, если мажор, то обязательно окрашенный в грустные трагедийные тона, дескать, потому что, искусство Моцарта, вся его музыка якобы находится на точке золотого сечения между солнечным и трагедийным. И все это пошлО от книги Чичерина про Моцарта, который считает, что у Моцарта не бывает просто радостной музыки, что необходимо там всегда находить нечто противоположное.Это не всегда обязательно. Моцарт был таким же живым человеком, как и все остальные, и ничто человеческое ему не было чуждо."
«Вариации»(от латинского «вариацио» — «изменение», «разнообразие») — одна из старейших музыкальных форм, издавна бытующая в народных песнях и танцах. Еще в XIV—XV вв. многие выдающиеся мастера игры на лютне, клавире, органе могли часами импровизировать на какую-нибудь популярную тему, находя все новые оттенки и краски ее звучания. Так сложилась форма вариаций (или вариационного цикла), основанная на изложении темы и ее последующих видоизмененных повторениях. В таком виде вариации окончательно сформировались у композиторов XVI в. и впоследствии стали одной из самых распространенных музыкальных форм. В то же время вариации часто сочиняются на специально написанную композитором тему либо на тему, заимствованную из музыки других авторов.
Вариационный цикл — форма по сути импровизационная, дающая композитору большую свободу и вместе с тем обладающая строгими внутренними закономерностями. Как бы ни был прихотливо-разнообразен фактурный рисунок, как бы ни пленялся слух новизной регистровых и гармонических красок, в каждой из вариаций слушатель обязательно узнает если не тему, то ее контуры».
(«Музыкальная энциклопедия»)
текст из нескольких источников