Все, наверное, представляют себе этот нехитрый инструмент: металлическую скобку с гибкой пластинкой, которая прижимается к зубам и издаёт характерное “мюи, мюи…”
Под эти звуки как-то сразу представляется или якутский шаман, или кыргыз, или “друг степей калмык”. Но уж точно не венские классики.
И совершенно напрасно. Но сначала немного о варгане.
Варган в Австрии – как балалайка в России.
Немецкое название варгана Maultrommel – от слов “рот” и “барабан”. И игра на нём – это часть австрийской фольклорной культуры со средневековья и до наших дней.
Несколько лет назад эта традиция Австрии была даже была занесена в охранные списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Именно в Австрии ещё с XVII века были лучшие в Европе мастерские по изготовлению маультроммелей, например, в городе Мольне, где даже монумент ему есть.
В местном музее рассказывают, что 200 лет назад в австрийских деревнях все нормальные парни носили в кармане штанов две вещи: нож и маультроммель. Нож – на всякий случай, а маультроммель, чтобы вечером девушку выманить из дома.
И, якобы, в 1856 году католическая церковь даже запретила эту искусительную музыку, потому что как-то так получалось, что матерей в австрийских деревнях было значительно больше, чем отцов.
Запрет, правда, был отменён через пару лет.
Варган и церковь.
Кстати, церковь тоже была не чужда этому музыкальному увлечению.
Во-первых, на варгане даже ангелы играли. Это факт! Вот фреска в XV века из собора Святого Петра во французском Байё
А во-вторых, один из монахов знаменитого монастыря в австрийском Мельке по имени Бруно Глатцель был известным виртуозом маультроммеля, которого император Иосиф II (он тоже был любителем этого инструмента) приглашал к себе во дворец, чтобы насладиться волшебными “мюи-мюи”.
Для такого ответственного выступления отец Бруно заказал местному монастырскому органисту семь концертов для варгана и оркестра.
Этого органиста звали Иоганн Альбрехтсбергер. Спустя несколько лет он получил пост при дворе Иосифа II и сочинял для него виолончельный репертуар (император немного играл на этом инструменте).
Альбрехтсбергер был другом Гайдна и одним из двух самых авторитетных музыкальных педагогов Вены (второй – Сальери). Он написал учебники по контрапункту (полифонии) и выучил этой нелёгкой науке многих известных впоследствии композиторов. В том числе, молодого Бетховена (которого, между прочим, числил в троечниках) и младшего сына Моцарта. Музыкальный мезальянс
Самое странное по звучанию, что есть в музыке XVIII века – это вышеупомянутые концерты Альбрехтсбергера. Потому что как-то даже проще совместить в сознании ангела с варганом, чем варган – с симфоническим, пусть даже просто струнным, оркестром.
В этих концертах (только два из них сохранились) задействована также мандора. Это разновидность лютни, по звучанию она напоминает гитару. В лирической второй части Концерта фа мажор сермяжное соло варгана чередуется с благородным звоном струн мандоры.
Получается что-то вроде картины Пукирёва “Неравный брак”.
Но судите сами:
И в качестве десерта – современное переложение маленького Контрданса Моцарта, написанного им в возрасте восьми лет.
Маловероятно, что Моцарт играл на варгане, и музыку для него он не писал. В его распоряжении были инструменты повыразительнее. Но эта его пьеска в народном стиле, написанная в оригинале для фортепиано, очень забавно звучит в варианте варган плюс орган-портатив