АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ I
Ольга Розанова. Фотография М.П. Кореневой, г. Владимир, ок.1900 г.
Ольга Владимировна Розанова (1886-1918) - живописец, график, художник книги, прикладного искусства, теоретик современного искусства, поэт. Одна из амазонок русского авангарда, работала в стилях фовизма, футуризма и супрематизма. Изобретатель цветописи. Со своим любовником, поэтом-футуристом Алексеем Крученых она создала несколько лучших рукописных книг в истории футуризма. Ольга Розанова прожила 32 года и умерла от дифтерита во время Гражданской войны, а ее творческий путь составляет всего около 10 лет. Тем не менее имя этой художницы навсегда записано в анналы русского и мирового искусства.
1. Елизавета Васильевна Розанова с дочерьми Алевтиной (стоит), Анной (сидит слева) и Ольгой (сидит внизу). Фотография кон.1890-х гг., г. Владимир. 2. Отец Владимир Яковлевич Розанов. Меленки, 1890-е гг.
1886 г.
Ольга Владимировна Розанова родилась 21 июня (3 июля по новому стилю) 1886 года в уездном городе Меленки Владимирской губернии. Ее отец личный дворянин
Владимир Яковлевич Розанов, учился во Владимирской духовной семинарии и юридическом лицее, более двадцати лет исполнял должность уездного исправника. Мать, Елизавета Васильевна, в девичестве Орлова, была дочерью священника. В семье кроме младшей Ольги было трое детей: старшая сестра Алевтина, брат Анатолий и сестра Анна.
В 1896 г. Ольга переехала во Владимир-на-Клязьме и поступила в женскую гимназию, жила в доме Орловой, № 44 на Борисоглебовской, ныне Музейной улице (дом не сохранился).
В 1904 г. О. Розанова окончила Владимирскую женскую гимназию, поселилась в Москве на 3-й Тверской-Ямской улице и поступила в Училище живописи и скульптуры А.П. Большакова на Мясницкой улице.
Дом Ольги Розановой во Владимире. Фотография Наталья Шкуренок.
О.В. Розанова (1886-1918). Меленки. Вид на Казанскую улицу. Дом П.О. Рощина. 1900-е гг.
Бумага, карандаш. 13 х 25,6 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Натурщицы. Обнаженная (Зина). В русском костюме. 1906 г.
Бумага, карандаш. 14,3 х 20,5 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Натурщики. Обнаженный со скрипкой (Дмитрий). Обнаженный. 1906 г.
Бумага, карандаш. 14,3 х 20,5 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). 1. Стоящий натурщик. Классный этюд. 1906 г. Холст, масло. 88,5х58,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. Натурщик. Классный этюд. 1905-1906 гг. Бумага, пастель. 61х23 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Натурщица. 1906-1907 гг. Классный этюд. Холст, масло, 82 х71 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Женский портрет (Монахиня). Классный этюд.
1906-1907 гг. 75,5 х 53 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Женский портрет (Автопортрет?). 1906-1907 гг.
Холст, масло. 67 х 63 см. Ивановский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Автопортрет. 1906-1907 гг.
Бумага, тушь, карандаш. 12,5 х 7,6 см. Государственный музей
В.В. Маяковского, Москва.
1907 г.
28 августа О. Розанова подавала документы в Строгановское художественно-
промышленное училище: «Дочери коллежского асессора Ольги Владимировны Розановой прошение. Представляя при сем: аттестат об окончании гимназии и метрическое свидетельство за № 1490 имею честь покорнейше просить о принятии меня в число любителей рисования Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. Установленную плату за ученье вносить обязуюсь». На листе надпись красным карандашом: «Не поступила».
О.В. Розанова (1886-1918). Хризантемы. 1900-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
24,5 х 16,2 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Угол дома и снегири на дереве. Зима. 1906-1907 гг.
Бумага, масло. 63 х 51 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Портрет молодой женщины. 1907 г. Холст, масло. 97 х 105 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Женский портрет. 1907 г.
Бумага, масло. 55 х 29,7 см. Государственная Третьяковская галерея.
О.В. Розанова (1886-1918). Женская фигура. Эскиз журнальной заставки.
1907-1909 гг. Бумага, тушь, бронзовая краска, карандаш. 21,3 х 13,3 см.
Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). В лодке. Эскиз заставки. 1907-1909 гг. Бумага, тушь, карандаш.
11,2 х 13,3 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Обнаженная. 1907-1909 гг. Бумага, тушь. 17,7 х 13,3 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Пейзаж. 1907-1909 гг. Бумага, акварель, карандаш. 14,5 х 17 см.
Частное собрание.
1907-1910 гг.
О. Розанова посещала в качестве вольнослушателя Строгановское училище и
Школу рисования и живописи К.Ф. Юона. Летние месяцы, как и в последующие годы, проводила во Владимире, «дома»: «Во Владимире больше на весну похоже, чем в Москве и как будто даже жарче и воздух весенний и домов совсем почти не замечаешь как-то, а небо замечаешь, провинциально сверкающее и наивное. Вообще чистосердечные пейзажи». Ездила в Петербург, где познакомилась с Н.И. Кульбиным, М.В. Матюшиным, Е.Г. Гуро, В.В. Хлебниковым, участвовала в собраниях общества художников «Союз молодежи». По воспоминаниям М.В. Матюшина «свежие вещи Розановой» были наряду с работами П.Н. Филонова открытием на 1-й выставке картин общества в апреле 1910 г. в Петербурге и в конце года в Риге (в каталоге не значились, но кроме включенных в него 222 номеров экспонировалось дополнительно 266 произведений).
О.В. Розанова (1886-1918). Собор и кладбищенская колокольня в Меленках.
Полицейское управление и женская гимназия. 1910-е гг. Бумага, цветные восковые мелки.
25,6 х 13 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Меленки. Пейзаж. 1906-1909 гг. Бумага, тушь, карандаш. 12,5 х 7,6 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Композиция с поездом. 1910 г. Московский музей современного искусства.
О.В. Розанова (1886-1918). Пейзаж. 1909 г. Холст, масло. 21 х 33 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Красный дом. 1910 г. Холст, масло. 85 х 98 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. На картине изображен дом с привидениями (нынешний центр ИЗО), г. Владимир.
О.В. Розанова (1886-1918). Городской пейзаж (Пейзаж с извозчиком). 1910 г.
Холст, масло. 62 х 53 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
На картине изображен один из двориков улицы Борисоглебской, г. Владимир.
О.В. Розанова (1886-1918). Цветы на окне. 1910 г. Холст, масло. 101,7 х 68,4 см.
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт с бутылкой. 1910 г. Холст, масло. 80 x 58 см.
Группа учащихся Художественной школы Е.Н. Званцевой. О.В. Розанова справа в первом ряду.
Санкт-Петербург, 1911 г.
1911 г.
В 1911 г. О. Розанова переехала в Петербург, посещала художественную школу Е.Н. Званцевой, где преподавали Л.Я. Бакст, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин.
Вступила в общество «Союз молодежи, где познакомилась с Н.И. Кульбиным, Л.И. Жевержеевым, М.В. Матюшиным, Е.Г. Гуро, И.С. Школьником, Э.К. Спандиковым.
В конце декабря участвовала во 2-й выставке картин общества художников «Союз молодежи» двумя работами (Кат. «Nature-morte» и «Ресторанчик» (куплены Л.И. Жевержеевым). Всего на выставке было представлено 192 произведения, в том числе Д.Д. Бурлюка и В.Д. Бурлюка, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, В.Е. Татлина,
К.С. Малевича.
О.В. Розанова (1886-1918). Автопортрет. 1911 г. Холст, масло. 52 х 62 см.
Ивановский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Портрет девочки. 1910-1911 гг. Холст, масло. 80 х 60 см.
Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт с помидорами. 1910-1911 гг. Холст, масло. 67 х 87 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Ресторанчик. 1911 г. Холст, масло. 36 х 42,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1911-1912 гг.
О.В. Розанова (1886-1918). Портрет женщины в синем платье.
Эскиз к автопортрету. 1911-1912 гг. Холст, масло. 66 х 37 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О.В. Розанова (1886-1918). Кувшин с цветами. 1911-1912 гг. Холст, масло.
66 х 42,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт с кувшином и яблоками. 1911-1912 гг. Холст, масло. 54 х 73 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт. Розовые цветы. 1911-1912 гг. Холст, масло. 80 х 102 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
О.В. Розанова ? (1886-1918). Зеркало. 1910-е гг. Холст, масло. 74,8 х 55 см.
Коллекция русского авангарда семьи Закс. Картина экспонировалась на
выставке в Галерее Art XXI, в Женеве.
1912 г.
Март. На выставке «Союза молодежи», проходившей в Москве одновременно с выставкой «Ослиный хвост», О. Розанова представила 8 живописных работ. Здесь она впервые познакомилась с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Елисеевичем Крученых (1886-1968). С последним её связывали близкие, интимные отношения: они несколько раз расставались и не жили подолгу вместе. Позже в письме к нему рассказывала: «Один человек, несомненно подлый, в позапрошлом году пришел ко мне и так как я тогда была увлечена твоим творчеством и творчеством Хлебникова и стала об этом говорить, он мне (идиот и мракобес) сказал, что такие произведения, как вы пишете, могут писать только больные люди (про гниль и разложение)…А когда я сказала, что это клевета, и я не желаю на эту тему разговаривать и возмутилась, хотя была в то время совершенно к тебе равнодушна, он струсил и сказал, что он может быть спутал и хорошо не помнит, про кого именно ему говорили, может быть про Хлебникова. Тогда я возмутилась еще больше…»
О.В. Розанова (1886-1918). Портрет сестры художницы Анны Владимировны Розановой.
1912 г. Холст, масло. 113 х 139 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
О.В. Розанова (1886-1918). Портрет дамы в зеленом платье (Елизавета Владимировна
Розанова, мать художницы). 1912-1913 гг. Холст, масло. 140 х 89 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
О.В. Розанова (1886-1918). Портрет брата Анатолия Владимировича Розанова.
1912 г. Холст, масло. 60 х 44,5 см. Собрание К.И. Григоришина.
О.В. Розанова (1886-1918). Бульвар. 1912 г. Жесть, масло. 36,5 х 56,5 см.
Самарский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Ресторан (В кафе). 1912 г. Холст, масло. 61 х 83 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Кузница. 1912 г. Холст, масло. 90 х 98 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Лавка (Валенки). 1912 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Городской пейзаж. 1912 г. Холст, масло. 54,2 х 70,2 см.
Городской Стеделейк музей, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918). Городской пейзаж. 1912 г. Холст, масло. 71 х 89 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Городской пейзаж. 1912 г. Холст, масло. 99,5 х 94 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Городской пейзаж. 1912 г. Холст, масло. 103 х 80 см.
Слободской краеведческий музей, Кировская обл.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт с вазой. 1912 г. Холст, масло. 99 х 81 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
О.В. Розанова (1886-1918). Головной убор (Headpiece). 1912 г. Бумага, тушь. 14,6 х 15,1 см.
Городской Стеделейк музей, Амстердам.
О.В. Розанова (1886-1918). Ресторанчик. Сборник «Союз молодежи», 1912 г. № 2.
Ранее в собрании Л.И. Жевержеева.
Лето 1912 г.
Вместе с делегацией «Союза молодежи» - М.В. Матюшиным, И.С. Школьником, Э.К. Спандиковым - ездила в Москву для переговоров о совместных выступлениях с кубофутуристами.
Июнь. В сборнике «Союз молодежи» № 2 появилась первая репродукция с картины О.В. Розановой «Ресторанчик», на спинке обложки сборника № 3 объявление: И. Школьник и О. Розанова. Сборник рисунков, печатается (не состоялся).
Афиша 2-й выставки картин общества художников «Союз молодежи».
Санкт-Петербург, 1913 г.
4 декабря 1912 – 10 января 1913 г.
На выставке «Союза молодежи» в Петербурге при участии московских кубофутуристов Д. и В. Бурлюков, В. Маяковского О. Розанова экспонировала 11 работ, одна из которых «Портрет А.В. Розановой», была воспроизведена в журнале «Огонек» вместе с картинами К.С. Малевича. Розанова стала одним из признанных лидеров и вошла в число пятерых членов правления общества «Союз молодежи». По воспоминаниям Н. Е. Добычиной в то время В.В. Маяковский «безусловно уважал Гуро, Хлебникова, Ольгу Розанову… Когда она отстаивала свою точку зрения, я никогда не слышала, чтобы Маяковский спорил с ней так, как он спорил с Крученых».
О.В. Розанова (1886-1918). Автопортрет. 1913 г. Бумага, графитный карандаш.
17 х 12 см. Частное собрание, Москва.
1913 г.
В январе 1913 произошло рубежное событие на русской художественной сцене, обнажившее острый конфликт между «новым» и «старым» искусством и приведшее к сплочению московских и петербургских «новых» художников.
16 января 1913 г. в Москве безумец Абрам Балашов изрезал в Третьяковской галерее картину Репина «Иван Грозный и его сын». Репин заподозрил в организации этого нападения «футуристов». Петербургские «новые» солидаризировались со своими московскими коллегами. Большую роль в этом сыграла Ольга Розанова, только что вошедшая в правление «Союза молодежи», состоящее из 5 человек.
К марту 1913 г. О. Розанова уже сделала материал для четвертого номера «Союз молодежи» резкую статью «Воскресший Рокамболь» - отклик на историю с Репиным. В своей статье она выставляла натурализм передвижников (как художественный метод) предельным воплощением пошлости. Однако, четвертый номер «Союза молодежи» так и не вышел и статья осталась только в рукописи.
Афиша Диспута о современной живописи и новейшей русской литературе. Общество художников
«Союз молодежи», Санкт-Петербург, 23-24 марта 1913 г.
В феврале 1913 г. О. Розанова участвовала в Постоянной выставке современного искусства в Художественном бюро Н.Е. Добычиной, журнал «Аполлон» сообщал о покупке ее работ.
Март. В сборнике «Союз молодежи» при участии поэтов «Гилея» были напечатаны шесть литографий и статья «Основы Нового Творчества и причины его непонимания». На диспуте «О современной живописи» 23 марта в Троицком театре распространялась листовка-манифест «Союз молодежи», написанная О.В. Розановой, ею же была подготовлена афиша вечера.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт. 1912-1913 гг. Холст, масло. 58 х 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт. 1912-1913 гг. Холст, масло. 109 х 91,5 см.
Самарский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт. 1912-1913 гг. Холст, масло. 71 х 61 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
О.В. Розанова (1886-1918). Натюрморт с зеленым кувшином. 1913 г. Холст, масло.
70,5 х 52,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Голубая ваза с цветами. 1913 г. Холст, масло.
66 х 52,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Июнь 1913 г.
А. Крученых. Возропщем. [Книга стихотворений]. Рисунки О. Розановой и К. Малевича. С-Петербург, ЕУЫ, тип. т-ва «Свет», 1913 г. Тираж 1000 экз. Розановой исполнена обложка и рисунок «Лицо». См. подробнее здесь: А. Крученых. Возропщем. 1913 г.
Роман А.Е. Крученых и О.В. Розановой.
В июне 1913 г. вышла книга стихов А.Е. Крученых «Возропщем» с посвящением «Первой художнице Петрограда О.В. Розановой» и репродукцией картины «Ресторан» (названа «Приют»). В стихах отразилось начало сложной истории их личных и творческих взаимоотношений:
«Опять влюблен нечаянно некстати произнес он/
я только собирался упасть сосредоточиться заняться/
своими чрезвычайными открытиями о воздушных/
соединенных озером как появляется инте-
ресненькая и заинтересовывается/…
у забора стала/ и смотрит прямо в плечо/
О. считала меня самого полного человека хотя я/
ничего особенного с ней не разговаривал только/
только просила все время не разговаривай пожалуйста не разговаривай/
меня это смешило и я ел черный хлеб с солью/
тебя все считают тут гением тебя обвиняют только/
сопляки не замечают твоей гениальности обнаженно…»
В одном из писем к А.Е. Крученых она признавалась: «Когда ты приходишь ко
мне я все забываю. Но когда я остаюсь одна, все мои сомнения разрастаются в чудовищных размеров клубок. Отчаяние меня буквально душит и я готова бежать не знаю, куда, смотреть одни и те же вещи в кинематографе, только бы не остаться наедине с собой, не унижать тебя подозрениями, не принимать нелепые соображения за правильные».
О.В. Розанова (1886-1918). Портрет (Цирк). Портрет А. Крученых (?)
1913 г. Холст, масло. 86 х 54 см. Частное собрание.
До конца года вышли в оформлении О. Розановой книги А. Крученых и В. Хлебникова «Старинная любовь. Бух лесинный», «Слово как таковое», сборники А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов», «Взорваль». «О. Розанова умеет вносить женское лукавство во все «ужасы кубизма» - что поражает своей неожиданностью и многих сбивает с толку», - отметил А. Крученых в книге «Трое». Под влиянием А. Кручёных Розанова начала писать заумные стихи.
Из заключения психолога: «Можно быть уверенным в том, что эротический и сексуальный компонент этого креативного партнерства был тематизирован Крученых в его теории, которая как раз вращается вокруг мотивов синтеза противоположностей, прочитанного достаточно телесно» (Е. Деготь. Сердце автора. 20.03.2000)
В июле 1913 г. О. Розанова отдыхала в Крыму, где сделала серию пейзажных зарисовок.
О.В. Розанова (1886-1918). Крымский пейзаж. 1913 г. Бумага, цветные карандаши.
19,2 х 13,3 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Пейзаж. Футуристическая композиция. 1913 г.
Холст, масло. 57 х 40 см. Музей Людвига, Кёльн.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция (Синее на жести).
1913 г. Жесть, масло. 51 х 35,5 см. Ярославский художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Разрушение форм (Разложение форм). 1913 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Город. Эскиз к картине «Городской пейзаж»
из Самарского областного художественного музея. 1913 г.
Нижегородский государственный художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Городской пейзаж. Фрагмент. 1913 г.
Картон, масло. 40,6 х 31,8 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Диссонанс. 1913 г. Холст, масло. 104,1 х 81,9 см.
Художественный музей Стэнли Университета штата Айовы, США.
О.В. Розанова (1886-1918). 1. Иллюстрация из журнала «Союз молодежи», 1913 г. 2. Мост через реку.
Рисунок. 1913 г.
В октябре 1913 года вышла книга А.Е. Крученых и В.В. Хлебникова «Слово как таковое» с литографиями К.С. Малевича и О.В. Розановой. В творческом содружестве А. Кручёных и О. Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В декабре вышли футуристические книги «Черт и речетворцы», сборники А.Е. Крученых «Утиное гнездышко…дурных слов» и «Взорваль» с иллюстрациями О. Розановой.
О.В. Розанова (1886-1918). Реклама трех книг А. Крученых, выполненная О. Розановой. 1913 г.
Литография. 24,4 x 18,6 см. Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Г. Костаки.
1. А. Крученых и В. Хлебников. Слово как таковое. Обложка О. Розановой. 1913 г. 2. А. Крученых. Чорт и речетворцы. Обложка О. Розановой. СПб. ЕУЫ, 1913 г.
Книга А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов» с иллюстрациями О. Розановой
на выставке «Тэ ли лэ», 25-26 февраля 2017, г. Владимир, Розановский центр.
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов». Обложка О. Розановой. 1913 г. 2. Иллюстрация из раскрашенного варианта книги «Утиное гнездышко… дурных слов». (Автопортрет?). 1913 г.
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов». Титульный лист. Два варианта О. Розановой. 1913 г. 17,5 х 11,5 см.
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов». Иллюстрация О. Розановой. 1913 г.
«Если б тошнило вас …..
Как меня вечерами
В книгах прочли бы вы желчь
Голову увенчавши горшком»
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов». Иллюстрация О. Розановой из раскрашенного варианта книги. 1913.
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов…». Иллюстрация О. Розановой из раскрашенного
варианта книги. 1913 г.
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов…». Иллюстрации О. Розановой из раскрашенного варианта книги. 1913
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов…». Иллюстрация О. Розановой из раскрашенного
варианта книги. 1913 г.
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов…». Иллюстрация О. Розановой из раскрашенного варианта книги. 1913
«Кидая стозубость плевка
Кровь собирая в сосуд
Всё доставала худая рука
На ладонь укладая минут»
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов…». Иллюстрации О. Розановой из раскрашенного варианта книги. 1913
А. Крученых «Утиное гнездышко… дурных слов…». Иллюстрации О. Розановой из раскрашенного варианта книги. 1913
«Жижа сквернословий
мои крики самозваные
не надо к ним предисловья
- я весь хорош даже бранный!»
Книга А. Крученых «Взорваль» 1913 г. с иллюстрациями О. Розановой
на выставке «Тэ ли лэ», 25-26 февраля 2017, г. Владимир, Розановский центр.
А. Крученых «Взорваль». Эскизы обложки О. Розановой. 1913
А. Крученых «Взорваль». Иллюстрации О. Розановой. 1913 г
«Пугаль
к устам
едваль
мостам
двух дней
удержать
королей»
См. подробнее здесь: А. Крученых. Взорваль. 1913 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Афиша к спектаклям театра футуристов. 1913 г. Цветная литография. 100 х 68 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
10 ноября 1913 – 10 января 1914 г.
О.В. Розанова участвовала в последней выставке «Союза молодежи», для которой сделала афишу. Среди 16 живописных работ выделялся «Портрет поэта A.Е. Крученых» и раздел, обозначенный в каталоге «Пути-письмена душевных движений (опыт анализа собственного творчества)».
2 - 5 декабря 1913 г. в Петербурге, в помещении театра «Луна-парк» состоялись
спектакли «Первого в мире театра футуристов» «Будетлянин» - представили трагедию «Владимир Маяковский» и оперу «Победа над солнцем», музыку к которой написал М.В. Матюшин, текст А.Е. Крученых, пролог В.В. Хлебникова, а оформление выполнили К.С. Малевич и А.Е. Крученых.
О. Розанова помогала П.Н. Филонову и И.С. Школьнику в оформлении трагедии «Владимир Маяковский» и создала афишу к спектаклю.
Опера А. Крученых «Победа над солнцем». Пролог В. Хлебникова.
Музыка М. Матюшина. СПб., Издательство «Свет», 1913 г. Обложка по рисункам
К. Малевича и Д. Бурлюка. Тираж 1.000 экз.
О.В. Розанова (1886-1918). Эскиз декорации к спектаклю «Владимир Маяковский.
Трагедия». 1913 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Постройка дома. 1913 г. Холст, масло. 91,5 х110 см.
Самарский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Порт. 1913 г. Холст, масло. 100,4 х 79,2 см.
Израильский музей, собрание Мерцбахера, Иерусалим.
О.В. Розанова (1886-1918). Фабрика и мост. 1913 г. Холст, масло. 83,2 x 61,6 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
О.В. Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. 1913-1914 гг.
Холст, масло. 88 х 58,5 см. Частное собрание, Германия.
О.В. Розанова (1886-1918). Человек на улице (Анализ объемов). 1913 г.
Холст, масло. 83 х 61,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
О.В. Розанова (1886-1918). Набережная (Городской пейзаж). 1913 г.
Холст, масло. 66 х 51 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
О.В. Розанова (1886-1918). Цирк. 1913 г. Холст, масло. 93,5 х 102,4 см.
Слободской краеведческий музей, Кировская обл.
Вечер футуристов, устроенный в честь Ф.-Т. Маринетти (в первом ряду в центре) в зале
Калашниковской биржи в 1914 году, на котором присутствовала О. Розанова.
1914 г.
В январе 1914 г. вышел сборник «Рыкающий Парнас» с рисунками О.В. Розановой: «Беспредметная композиция» и «Пристань», а также 2-е издание книги А. Крученых, В. Хлебникова «Игра в аду» (обложка и три рисунка К. Малевича, остальные рисунки О. Розановой) и образец «самописьма» гектографированная брошюра «Тэ ли лэ».
24 января Розанова встречала приехавшего в Петербург вождя итальянских футуристов Ф.-Т. Маринетти. А Крученых вспоминал, что показал Маринетти «Тэ ли лэ» со словами: «Как не было у вас ничего подобного по внешности, так не имеется подобного и по содержанию!»
Февраль. О. Розанова была на выступлениях Т. Маринетти в зале Калашниковской биржи и в кабаре «Бродячая собака».
Апрель. По приглашению Т. Маринетти отправила на Международную футуристическую выставку в Рим четыре картины и две книги, которые остались за рубежом.
А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. Рисунки К. Малевича, О. Розановой.
Издательство «Свет», С-Петербург, 1914 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Иллюстрации к книге А. Крученых и В. Хлебникова «Игра в аду». 1914 г.
Подробнее об этой книге см. здесь: А.Крученых, В.Хлебников. Игра в аду, 1914 г.
О.В. Розанова (1886-1918). Композиция. Эскиз иллюстрации к книге А. Крученых «Ti Li Le». 1914 г.
Бумага, гуашь, карандаш. 50,7 х 68,5 см. Собрание К.И. Григоришина.
О.В. Розанова (1886-1918). Обложка и страница из книги А. Крученых и В.Хлебникова «Тэ ли Лэ». 1914 г.
Осень 1914 г.
Кризис отношений с А.Е. Крученых. После полугодовой разлуки О.В. Розанова писала ему: «… ты сам знаешь, что я все лето только и думала о радости встречи, но ты омрачил мне все письмом… Ты мне ничего не велел говорить сестрам, потому что говорил, «а вдруг ты будешь со мной несчастна», и даже, если бы в силу обстоятельств мы пришли к официальной форме брака, ты не хочешь, чтобы об этом знала мама, что ей достаточно после прислать копию документов… Я не хотела, чтобы люди знали о наших отношениях больше, чем было на самом деле, а они предполагали большее и на этом основании намекали на разное. Спрашивали, сколько ты мне за рисунки платишь и почему я об этом не говорю, вероятно, или «слишком много», или «слишком мало». Что ты меня эксплуатируешь, заставляя иллюстрировать, печатать и собирать твои книжки и т.п. У какого-нибудь нотариуса конторщица одновременно и конторщица, и любовница. Может быть и я по твоему мнению могу одинаково служить двум назначениям: и любовницей, и иллюстраторшей твоих книжек. Но первой я еще не была, а за второе ты меня обозвал дурой».
О.В. Розанова (1886-1918). 1. Автопортрет (Обнаженная). 1914 г. Бумага, карандаш. 28,2х14,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. Автопортрет (Обнаженная). 1914 г. Бумага линованная, карандаш. 26,8х16 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Натурщица. 1913-1914 гг. Холст, масло. 46 х 51 см.
Вольский краеведческий музей, Саратовская обл.
О.В. Розанова ? (1886-1918). Дама в шляпе на фоне ночного города. 1913-1914 гг.
Галерея Орландо, Цюрих, Швейцария.
Летом 1914 года Ольга Розанова закончила работу над серией своеобразных линогравюр в несколько красок с изображением одиннадцати игральных карт. Эти линогравюры были позднее напечатаны в «Заумной книге», изданной в августе 1915 года. «В живописи «карточных фигур» ошеломляет резкий контраст ярких цветов, в которых выписаны лица и руки «полуживых» персонажей карточного «зазеркалья» – зловещей «злодейки» пиковой дамы, стремительного и порывистого, как птица, червонного валета с охотничьим соколом в руке, трефового короля, похожего на героя старых баллад…Гротеск сюжета многократно подчеркнут и гротескной манерой исполнения» (Н. Гурьянова. Каталог выставки. М.: 1992, с.91)
О.В. Розанова (1886-1918). Бубновая дама. 1913-1914 гг. Холст, масло. 58 х 42,5 см.
Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Бубновая дама. 1913-1914 гг. Холст, масло. 84 х 69 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Пиковая дама. 1913-1914 гг. Холст, масло. 77,5 х 61,5 см.
Ульяновский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Трефовый король. 1913-1914 гг. Холст, масло. 80 х 72 см.
Слободской краеведческий музей, Кировская обл.
О.В. Розанова (1886-1918). 1913-1914 Одновременное изображение
червонного и бубнового королей. Холст, масло. 84 х 66 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина.
О.В. Розанова (1886-1918). Трефовый валет. 1913-1914 гг. Холст, масло. 83 х 66 см.
Ивановский областной художественный музей.
О.В. Розанова (1886-1918). Червонный валет. 1913-1914 гг. Холст, масло. 80 х 65 см.
Слободской краеведческий музей, Кировская обл.
О.В. Розанова (1886-1918). Бубновый валет. 1913-1914 гг. Местонахождение неизвестно.
О.В. Розанова (1886-1918). Четыре туза. Одновременное изображение.
1913-1914 гг. Холст, масло. 70 х 61,6 см. Частное собрание.
О.В. Розанова (1886-1918). Четыре туза. Одновременное изображение.
Из серии «Игральные карты». 1913-1914 гг. Холст, масло. 85 х 67,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
О.В. Розанова (1886-1918). Автопортрет. 1913 г. Бумага, карандаш.
Местонахождение неизвестно.
Декабрь 1914 г.
На выставке Московского общества художниц «Художницы жертвам войны. 1914-1915» О.В. Розанова впервые
представила образцы прикладного искусства (шкатулка, жбан, воротник, сумочка и др.).
Закончила издание серии линогравюр «Заумная книга», 1915 г...
ИСТОЧНИКИ
Амазонки авангарда: Экстер, Гончарова, Попова, Розанова, Степанова, Удальцова. Под редакцией Джона Э. Боулта и Мютью Дратта. Перевод с англ. Москва, Издательство «Галарт», 2001 г. Стр. 212-239. На обложке картина Л.С. Поповой «Композиция с фигурами». 1913 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.