Мф., 7 зач., IV, 1-11
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Сандро Боттичелли. Искушение Христа. 345x555, фреска. 1481-82г. Сикстинская капелла (Музеи Ватикана)
[700x435]
[показать]
Сандро Боттичелли (1455-1510). Искушение Христа. Фрескa, 1481-82г, 345 x 555см, Сикстинская капелла, Ватикан.
Фреска, которую Боттичелли начал в июле 1481, является сценой цикла Христа и изображает Искушение Христа.
[400x16]
эпизод 1
Слева-вверху, на горе, дьявол уговаривает Христа, превратить камни в хлеб.
Дьявол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) "если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами".
эпизод 2
В центре-вверху, дьявол, замаскирован, как отшельник пытается убедить Христа бросится вниз.
Тогда дьявол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею"
эпизод 3
Справа-вверху, наконец, он показывает Сыну Бога блеск всемирного богатства, которое он ему предлагает. Однако, Христос отгоняет Дьявола, и тот предстаёт в истинном, дьявольском виде. Рядом, три ангела подготовили стол к празднованию евхаристии(греч.-"благодарение").
... дьявол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: "Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое". Иисус Христос сказал ему: "отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи" Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу.
эпизод 4
Здесь, в соответствии с древней традицией, празднуется жертва Богу. Высокий священник получает заполненный кровью жертвенный сосуд, несколько человек приносят животных и дерево для огня. На первый взгляд, включение этой еврейской жертвенной сцены в цикле Христа казалось бы чрезвычайно озадачивающим, однако, объяснение может быть найдено в типологической интерпретации. Еврейская жертва, изображаемая здесь, относится к распятию на кресте Христа, который отдаёт свою плоть и кровь для выкупа человечества. Жертва Христа восстановлена в праздновании евхаристии - причащении, ссылает к столу с подарками, подготовленным ангелами.
эпизод 5
Cцена, которая становится понятной только вместе со сценой на переднем плане фрески. Единство этих двух событий с точки зрения содержания объясняется новым появлением Христа с тремя ангелами слева,в середине, картины, где он, очевидно, объясняет инцидент, переднего плана небесным ангелам.
Вокруг - народ. наблюдающий за происходящим.
эпизод 6 эпизод 7
и пейзаж, прекрасно исполненный Боттичелли.
[400x16]