• Авторизация


МОДУЛЬНЫЙ УРОК 04-11-2016 22:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения КАБИНЕТ Оригинальное сообщение

Модульный урок

 

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа№1 г. Кореновск

муниципального образования Кореновский район Краснодарский край

 

 

                                                             Учитель биологии  МОБУ СОШ№1

                                                             высшей квалификационной категории

                                                             Тищенко Любовь Васильевна

 

 

 

                               Г.Кореновск 2012г

   Использование модульной технологии на уроках биологии      

 

 

При переводе общеобразовательной школы  в новое качественное состояние значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых - модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский  и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии.

           Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Под модулем понимается целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами- это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами учащегося и с позиции его деятельности- что нужно сделать, чтобы научиться. Модуль- это не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению. Через модули на печатной основе учитель «говорит» с каждым отдельным учеником.

             Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

  1. гарантированность достижения результатов обучения;
  2. паритетные отношения учителя и учеников;
  3. возможность выбора уровня обучения;
  4. возможность работы в индивидуальном темпе;
  5. возможность работы учащихся в парах, группах;
  6. возможность общения с товарищами;
  7. раннее предъявление результатов обучения;
  8. «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

         Один из элементов модульной технологии обучения - модульная программа.

Модульная программа составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы,  последовательность уроков). Это не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению данной темы. Что включает в себя модульная программа? 

  1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование.
  2. Отбор содержания учебного материала и приема учебной деятельности по овладению им.
  3. Распределения содержания по урокам  с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации  теоретический материал темы); отработка содержания обучения ( семинары, лабораторные работы); контроль усвоения знаний ( итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
  4. Подбор обязательной и дополнительной литературы.
  5. Написание модульной программы.
  6. Распечатка модульных программ для учеников.

       Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Для меня- это наиболее приемлемая форма использования этой технологии на урокахМодульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает,  что все уроки в модульной программе должны быть модульными. Как правило, модульный урок  лучше должен быть спаренным, так как необходимо определить исходный уровень знаний, дать новую информацию и отработать  учебный материал. Но можно создавать и небольшие модули на один урок. Можно в урок включить  всего 2-3 учебных элемента в 6 классе, когда учащиеся только знакомятся с данной методикой обучения. В прилагающихся модулях вы это увидите Приложение  Урок в 6 классе «Значение листьев, его видоизменения»

 

     Составляется модульный урок по следующему алгоритму:

  1. формулировка темы урока;
  2. определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения
  3. разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы ( УЭ) и определение цели каждого из них;
  4. подбор необходимого фактического материала;
  5. определение способов учебной деятельности учащихся;
  6. отбор методов и форм преподавания и контроля;
  7. составление модуля данного урока;
  8. подготовка необходимого количества копий текста урока ( для каждого ученика или один на парту)

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много ( максимальное количество-7), но обязательны следующие:

                УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

                 УЭ-1- включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом.

                УЭ-2- отработка учебного материала.

                УЭ-n (где n- номер последнего учебного элемента)- включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания ( оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию ( оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).  

                В начале урока необходимо определить цели деятельности учащихся - чему они научатся за урок. Например, в результате овладения содержанием модуля  вы узнаете как правильно и рационально питаться, какие гигиенические правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи и т. д.

               Далее  каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. д.

                 Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщения учащихся, работа с учебником или дополнительной литературой.

                  После этого - отработка материала: лабораторные работы, ответы на вопросы, решение биологических задач. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля- само- и взаимоконтроль.

                  Заканчивается модульное занятие экспертным контролем ( контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Экспертный контроль- это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после проведения контроля, а не на следующем, как при традиционном обучении.

                  На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия. В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. Приложение Урок в 8 классе «Строение и функции органов дыхания»

                   На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. В модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Онуправляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.

      Самая результативная работа по  технологии модульных уроков наблюдается в 10-11 классах. Учащиеся уже умеют  работать по данной технологии, и мотивация к обучению у них  высока. В старших классах лучше создавать модули с элементами зачетной системы. Для этого нужны спаренные уроки. Можно создавать модули в виде лекции и конференции. Есть модули-зачеты. Приложение. Обобщающий урок в 9классе по теме «Учение об эволюции» Рекомендую внедрять  элементы данной технологию в работу учителей района и предлагаю помощь в обучении данной технологии.

         ИСТОЧНИК http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/modulnye-uroki-biologii-0

Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
...
Часть 22 - Урок-гиперстекст
Часть 23 - Типология уроков
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Урок-осмотр самодеятельной выставки
Часть 27 - Рекомендации к Дню знаний 2013 года
Часть 28 - Как правильно формулировать цели урока
Часть 29 - Урок- образ
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МОДУЛЬНЫЙ УРОК | agness214 - Достаточно, чтобы слова выражали смысл. Кон-Фу-Ций | Лента друзей agness214 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»