Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 году мировую славу и благосостояние. К этому времени он начал работать на нескольких холстах одновременно, передавая на каждом освещение и состояние вида в определенный довольно краткий период времени, работая над одним полотном часто не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены. Среди них серии Стога (1890–1891 гг.); Тополя (1890–1892 гг.); Руанский собор (1894 г.), Виды Темзы (1899–1904 гг.) и Венеция (начата в 1908 г.).
Одна из самых известных и впечатляющих серий картин, знаменитого Клода Оскара Моне, называется «Собор в Руане», серия насчитывает тридцать работ. Для создания своих полотен Моне поселился в 1892 году прямо напротив собора и начал работу над своим детищем. Художника очень увлекла игра света на камне в зависимости от времени суток, Моне пытался уловить это «скользящий свет», который появляется и пропадает в зависимости от погодных условий и высоты солнца.
Французский художник сконцентрировал внимание не на всем соборе, а только на его части, башню святого Мартина и башню Альбане, этот фрагмент служит неким порталом готического собора, на всех полотнах изображен именно эта часть. Моне просыпался на рассвете и писал картины до темноты.
Моне писал в одном из писем: «Я уже давно здесь, но это не значит, что я скоро закончу свои "Соборы". Увы! Я могу только сказать еще раз, что, чем дальше, тем труднее мне становится передавать то, что я чувствую. И я говорю себе: только очень самоуверенный человек может утверждать, что довел свою картину до конца. Довести до конца – значит сделать картину совершенной, а я работаю так много, все ищу и пробую, почти не продвигаясь вперед и только устаю…»
Вот что писал о «Соборах» в 1919 году К. Малевич: «…на самом деле все усилия Моне были направлены к тому, чтобы культивировать живопись, которая растет на стенах собора. Не свет и не тень составляют его основной интерес, но живопись, находящаяся в тени и на свету. Пикассо и Моне добывали живописное, как добывают жемчуг из раковин. Нам не нужен собор, а нужна живопись, не важно, откуда она взята, так же как нас мало волнует, из какой именно раковины извлечены жемчужины».
[710x1024]
Rouen Cathedral, Magic in Blue, 1894
Руанский собор, Магия в голубом, 1894
Со временем, Моне наносил на картины более толстый слой краски, чтоб подчеркнуть те или иные детали и создает впечатление, как будто картина имеет свой собственный свет. Художник жаловался, что чем скорее продвигается работа, тем сложнее отобразить его видение, он также жаловался, что ему снятся кошмары, где собор падает на него и вечно менял цвет становился то желтым, то розовым, то голубым.
Основная часть картин была написана в 1892-1893 годах, окончательно серия была доработана в 1894. Картины носят название в зависимости от освещения, времени суток, например: «Собор в Руане в полдень», «Собор в Руане в Солнце», «Собор в Руане, портал в сером тоне».
Впервые зрители увидели картины Руанского собора на выставке в 1895 году, хоть у критиков линия вызвала противоречивые чувства, она изменила мировосприятие многих французских и зарубежных художников. Почти сразу же было продано 8 картин разным коллекционерам. Оставшиеся картины Моне хотел продать одному коллекционеру, но из-за достаточно высокой цены (15 тысяч франков), картины достались разным владельцам.
Rouen Cathedral, Portal in the Sun, 1894
Rouen Cathedral, the Portal and the Tower d`Allban on the Sun, 1894
Руанский собор, портал и башня d`Allban на Солнце, 1894
Rouen Cathedral 01, 1894
Rouen Cathedral 02, 1894
Rouen Cathedral at Noon, 1894
Руанский собор в полдень, 1894
Собор в тумане, 1894
Rouen Cathedral, 1894
Rouen Cathedral, Grey Weather, 1894
Rouen Cathedral, Magic in Blue, 1894
Руанский собор, магия в Голубом
Rouen Cathedral, Sunlight Effect, 1894.
Руанский собор, Эффект Солнечного света,1894
Rouen Cathedral, Symphony in Grey and Rose, 1894
Руанский собор, симфония в сером и Роуз, 1894
Rouen Cathedral, The Portal and the Tour d'Albane at Dawn, 1894
Руанский собор, портал и Tour d'Albane на рассвете, 1894
Rouen Cathedral, the Portal and the Tour d'Albane, Full Sunlight, 1894
Руанский собор, портал и Tour d'Albane, полный солнечный свет, 1894
Rouen Cathedral, the Portal and the tour d'Albane, Morning Effect, 1894
Руанский собор, портал и тур d'Albane, эффект утра, 1894
Rouen Cathedral, The Portal and the Tour d'Albene, Grey Weather, 1894
Руанский собор, портал и Tour d'Albene, серая Погода, 1894
Rouen Cathedral, the Portal in the Sun, 1894
Руанский собор, Портал в Солнце, 1894