Это цитата сообщения
Отрада Оригинальное сообщениеНотный ликбез
Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего, влеклись ею ввысь…
Ницше Ф.
Изобретатель современной нотной записи итальянский бенедиктинский монах - Гвидо д'Ареццо (990 - 1050).
Реформы начались с того, что он сперва ввел линейки, две из которых — F и C — он определил как главные ориентиры, выделяя их красным и желтым цветом соответственно. Благодаря такому нововведению высота звука нотировалась более точно, чем до этого.
Вскоре Гвидо начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырехлинейном нотном стане. Новые символы нотного стана определенно требовали каких-то обозначений. И тогда итальянец решил воспользоваться первыми слогами начальных слов гимна святому Иоанну Крестителю «Ut queant laxis»:
Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Ioannes.
Перевести его можно приблизительно следующим образом: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, отец cвятой Иоанн».
Согласно другой версии, в названия нот был вложен другой смысл, более мистический.
Do – Dominus – Господь
Re – rerum – материя
Mi – miraculum – чудо
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система
Sol – solis – Солнце
La – lactea via – Млечный путь
Si – siderae – небеса.!
Мелодия каждой строки была на одну ступень выше предыдущей.
С легкой руки Гвидо д'Ареццо начальные слоги каждой строчки и стали названиями нот: ut, re, mi, fa, sol, la.
В конце концов ноту ut пришлось заменить на всем известную do из-за неудобства пения открытого звука в первом слоге. Считается, что ее название пошло от латинского Dominus, что значит «Господь». Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд (гексакорд) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки.
[507x338]