«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»,
(ошибочное разговорное название — «Иван Грозный убивает своего сына»),
– Худ. И. Е. Репин, 1885 г.
Вячеслав Шварц
Иван Грозный у тела убитого им сына
1864
На этой картине грозный царь показан убитым горем стариком.
Никто точно не знает, отчего именно умер сын Ивана Грозного Иван Иванович. Историки спорят об этом по сей день. Вот одна из версий. 9 ноября 1581 года царь увидел во дворце жену своего сына Елену Шереметеву, которая ждала ребёнка и была одета не совсем по правилам. Иван Грозный был чрезвычайно гневлив: он избил сноху за небрежный вид. Сын Иван за жену вступился – и тогда Иван Грозный в ярости посохом ударил в висок Ивана Ивановича, отчего тот впал в горячку и через 11 дней скончался.
Другие историки утверждают, что Иван Иванович скончался после продолжительной болезни. Один летописец сравнивал Ивана Ивановича с “незрелым плодом на дереве жизни”, который сорвал мощный порыв ветра.
Так или иначе, но последствия смерти наследника были роковыми для страны: древний род Рюриковичей – первая правящая русская династия – со смертью сыновей Ивана Грозного закончился.
Исторические картины Клавдия Лебедева(1852-1916)
“Царёво молчание”,
(Иван IV Грозный),
– Худ. П. В. Рыженко, 2005
Данилевский Е.И. Иван Грозный. Английское посольство.
Какие восточные традиции вошли в быт русских царей
Ивана Васильевича, первого русского царя, стали называть «Грозным» ещё в XVI веке. Слово это в русском языке того времени было близко по значению к словам «могущественный» и «великий», и для современников было очевидным, за что царь получил такое прозвание – именно при нём были покорены Казанское и Астраханское ханства, остатки распавшейся Золотой Орды.
Царь желал, чтобы об этом знали во всем цивилизованном мире, но как было это сделать в отсутствие международной прессы? Её роль в то время выполняли депеши и записи иностранных послов. А как их впечатлить? Конечно же, роскошными пирами! Именно на них особенно ярко проявлялись восточные ритуалы и обычаи, которые переняли русские.
*Сдавать оружие перед входом на двор царя
От дипломатической традиции Золотой Орды русские переняли правило – никто не должен входить с оружием на царский двор. Такие правила были в Сарае, столице ордынских князей. И европейские дипломаты, честь которых требовала всегда иметь при себе оружие, вынуждены были сдавать свои шпаги при въезде в Кремль.
*Брать на службу царей покоренных государств
*Заключать браки со знатью из покоренных территорий
*Использовать короны покоренных государей.
Шапка Мономаха, главный венец московских князей с конца XV века, символизировала происхождение власти московских правителей от князей Киева. Но во время посольских приемов на подставках и столах рядом с троном размещали и венцы других царств – Астраханского, Казанского, Сибирского ханств – для того, чтобы подчеркнуть власть русского царя над этими царствами. Эти «шапки» также обязательно участвовали в церемониях венчания на царство русских царей.
*Совмещать дипломатический прием и пир.
В монгольских дворцах перед дипломатическим приемом приносили чашу кумыса – из нее отпивал сам хан, а потом все остальные, включая прибывшего посла. На русских приемах выпивание вина «из рук царя», то есть из чаши, посланной от его имени, наоборот, завершало прием. Особо уважаемых послов после этого ожидало приглашение на царский пир.
*Использовать восточные детали в облике и церемониях.
Начиная с Ивана Грозного, русские правители носили тафью – круглую тканевую или бархатную шапочку, плотно закрывавшую затылок. Царь Иван, по обыкновению военачальников того времени, в том числе ордынских, брил голову – в длительных походах волосы могли стать рассадником для заразных заболеваний. Но ходить с лысой головой считалось некультурным, поэтому царь и бояре носили тафью, на которую при необходимости надевали другой головной убор, а могли оставаться только в ней. Домашние тафьи были простыми, а парадные – украшены золотым шитьем и дорогими камнями.
Исторические картины Клавдия Лебедева(1852-1916)
Иван Грозный
К.В. Лебедев. К боярину с наветом. 1904 г.
“Навет”,
(Иван Грозный),
– Худ. А. А. Шишкин
Н. Неврев. " Митрополит Филипп и Малюта Скуратов "
Павел Рыженко
Малюта Скуратов – самый известный царский опричник.
Его имя стало символом средневековой жестокости. Этот человек выступает на равных с самыми знаменитыми злодеями - графом Дракулой и Ричардом III.
Он поднялся на вершину опричной пирамиды, его стремительный взлет прервала геройская гибель, но в народной памяти он все равно остался душегубом...
Павел Рыженко
Первое дело Малюты – расследование по земскому заговору в конце 1567 г. Время было опасное – шла Ливонская война, царь готовился к наступлению, а заговорщиков обвиняли в сношениях с поляками.
Дознавателем в имение Губин угол во владениях боярина Федорова-Челяднина – предполагаемого организатора боярского заговора – был назначен Скуратов.
Там он впервые проявил свои способности, замучил 39 человек – дворовых несчастного боярина и, по всей видимости, получил нужную информацию. Царь заметил ретивого опричника.
“Иван Грозный и Малюта Скуратов”,
Худ. Г. С. Седов, 1875
Устранение конкурента
Следующим важным поручением Малюты стала расправа с последним удельным князем – двоюродным братом царя Владимиром Старицким.
Грозный после боярского заговора везде видел крамолу. До царя дошли слухи, что новгородцы хотят поставить на престол князя Владимира – единственного царского конкурента княжеской крови, но просто так с опасным соперником Иван Васильевич расправиться не смог.
“Иван Грозный с доносом”,
– Худ. А. А. Шишкин
Было сфабриковано дело об отравителях – в них записали царского повара Моляву и его сыновей, которые ездили в Нижний Новгород за белорыбицей, когда там находился князь Владимир.
Царь вызвал брата в Александровскую слободу. На последней ямской станции перед слободой лагерь Владимира Андреевича был внезапно окружен опричными войсками. В шатер к удельному князю явились опричники Василий Грязной и Малюта Скуратов – знатным боярам царь уже не доверял.
Они объявили, что царь считает его не братом, но врагом. Царь побоялся в открытую казнить кровного родственника, поэтому Скуратов и Грязной уговорили князя выпить кубок с ядом.
Непокорный митрополит
Расправившись с неугодным князем, царь задумал поход против Новгорода. Чтобы представить это богоугодным делом Грозный решил получить благословение на поход от митрополита Филиппа.
Выступивший против опричнины Филипп находился в опале, сосланный в Тверской Отроч монастырь в Старицу. На переговоры с Филиппом был отправлен Малюта. Когда он зашел в келью Филиппа – тот молился.
Александр Новоскольцев
Последние минуты митрополита Филиппа
Святой Филипп (в миру Фёдор Колычев) происходил из знатного боярского рода. По примеру своего отца он собирался стать военным, но однажды в церкви услышал слова Священного Писания: “Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть”. И Фёдору вдруг открылась его судьба. Он направился в Соловецкую обитель, где спустя десять лет стал игуменом.
Однажды Филиппа вызвали в Москву: ему была предложена кафедра митрополита. Он просил Грозного: “Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого”. Но царь был непреклонен. Тогда Филипп поставил условие: он согласится лишь при условии отмены опричнины. Но царь оставался верен себе.
Как-то мужественный митрополит сказал царю: “…Господь взыщет всё от руки твоей”.
Царь хотел сжечь Филиппа на костре, но когда гнев его поутих, он отослал святителя в Отрочь монастырь.
Тут его и настигла мученическая смерть: он был задушен опричником Малютой Скуратовым.
На картине художник запечатлел последние минуты жизни святого. Сам же Малюта был убит в Ливонской войне, показав себя плохим воином и бездарным военачальником.
Площадь Ивана Великого
Российские стрелецкие войска в Москве
Репродукция картины Ольшанский Борис на холсте — Посольский двор XVII века
Русский царь со своей стрелецкой гвардией
Сергей Иванов (1864–1910) Русский: Царь. XVI век.
Александр Иванович САВИН
Иван Грозный на коне в воротах Московского Кремля (картина М.Н.Панина — 1911 год)
Опричнина: разгром опричниками дома жителя земщины (картина А.Н.Новоскольцева — 1894 год)
Опричнина имела цель сломить сопротивление боярской аристократии, якобы препятствовавшей в своекорыстных интересах укрепление, объединение, организации страны.
Именно борьбой с боярской «изменой» объяснял свою политику сам Иван Грозный. Только вот ни опричным следователям, ни историкам так и не удалось обнаружить никаких сколько-нибудь достоверных свидетельств о заговорах, хотя бы немного соответствовавших по своим масштабам репрессиям.
“Начало опричнины”,
– Худ. К. В. Изенберг, 19 в.
“Пир опричников”,
(Справа – Иван Грозный)
– Худ. В. Г. Швартц, 1862, иллюстрация к поэме Лермонтова “купец Калашников”.
“Боярин в шутовском кафтане за столом у Ивана Грозного”,
– Худ. В. Г. Швартц, 19 в., рисунок к роману А. К. Толстого “Князь серебряный”
“Морозов в шутовском кафтане перед Грозным”,
– Худ. А. Е. Земцов, 19 в., рисунок к роману А. К. Толстого “Князь серебряный”
Следуя примеру отца и деда, многочисленными конфискациями и опалами царь прежде всего разрушал прочные, вековые социальные связи — родственные, «клановые», — которые сплачивали русское общество (как и любое традиционное общество), делали его устойчивым и не поддающимся легкому манипулированию.
И не зря репрессиям подвергались не «бояре» вообще — уничтожались целые кланы от возглавлявших их столпов аристократии до слуг, холопов, а порой даже зависимых крестьян! Если же уничтожение не считалось необходимым, они перетасовывались, как колода карт, ведь власти, которая претендует на неограниченность, гораздо проще иметь дело с отдельными людьми, чем с сообществами. За то же самое, при всей своей внешней благочестивости, не любил царь и церковь — еще более стойкий и неуправляемый организм.
Опричнина: разграбление Новгорода опричниками. Авилов Михаил Иванович. Опричники в Новгороде — 1915 год
2 января 1570 года передовой отряд опричников оцепил Новгород, занял городские монастыри, опечатав монастырскую казну. Сотни игуменов, старцев и священников были посажены под арест. 6 января в город прибыл царь, остановившийся на Торговой стороне, на Городище, где во времена Новгородской республики жили князья. Через два дня Иван Васильевич отправился в знаменитый собор Святой Софии. На мосту через Волхов его торжественно встретил со свитой архиепископ Пимен. Царь демонстративно не принял благословения иерарха и громогласно обвинил новгородцев в измене.
Не обращая внимания на всеобщую растерянность и испуг, он отстоял службу в храме. Однако после нее, едва начался торжественный обед, царь «возопи гласом великим яростию… и тотчас повеле архиепископлю казну и весь двор его и келии пограбити, и бояр его и слух переимати». Из кафедрального собора были вывезены все реликвии, иконы и утварь, а самого архиепископа подвергли уже знакомому нам ритуалу символического, карнавального поругания.
«Тебе не подобает быть епископом, — заявил ему Иван Грозный, — а скорее скоморохом, поэтому я хочу дать тебе в супружество жену». По его приказу привели кобылу. «Получи вот эту жену, — продолжал царь, — влезай на нее сейчас, оседлай, отправляйся в Москву и запиши свое имя в списке скоморохов». Сидя на кобыле задом наперед, с гуслями или волынкой в руках архиепископ был отконвоирован в столицу.
На следующий день на Городище началась продолжавшаяся много дней расправа. Взрослых и детей пытали, привязывали к саням, волокли на «великий Волховский мост» и бросали в реку. Тех, кому удалось выплыть, заталкивали под лед палками. Репрессии обрушились прежде всего на окружение архиепископа, «приказных» (местных чиновников), богатых купцов, их родных и близких.
По мнению Б. Н. Флори, такая необычная казнь была связана с представлениями о воде как о стихии, где властвуют враждебные человеку силы. Царь символически направлял вероотступников (ведь новгородцам инкриминировалась связь с католиками) прямиком в ад.
Опричный разгром завершился ритуальным уничтожением имущества новгородцев, торговых запасов, лавок, продовольствия. «Были снесены все новые постройки, — пишет участник погрома немец-опричник Штаден, — было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна». Царь «в житницах хлеб всякой стоячей в скирдах… повеле огнем сожигати и скот их всякой и лошеди и коровы повеле посекати».
Сжигалось все, что нельзя было увезти. Мелкие отряды опричников отправились мародерствовать по окрестностям. На купцов и духовенство была наложена громадная контрибуция, которую опричники в буквальном смысле слова выбивали из жертв в течение года. Символическое «покорение» города совсем не мешало вполне практическому пополнению не только карманов опричников, но и отощавшей государственной казны.
Историки до сих пор спорят о количестве жертв погрома. Называются самые разные цифры — от полутора до сорока тысяч человек. Минимальное число погибших зафиксировано в так называемом «Синодике опальных». Этот документ представляет собой составленный в конце жизни царя, вдруг озаботившегося спасением своей души, поминальный список всех казненных и просто убитых, который был основан на утраченных опричных архивах.
«По Малютине скаске, — гласит Синодик, — новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек, [и] ис пищали отделано 15 человек». Иначе говоря, Малюта Скуратов, возглавлявший «розыскные мероприятия», насчитал именно столько безымянных казненных. Кроме того, в Синодике названы сотни убитых, чьи имена известны. На самом деле погибших, конечно, было гораздо больше. Едва ли их кто-то и считал.
Но самое страшное началось в городе потом. На 1569–1570 годы пришелся страшный неурожай. Тотальное же истребление немногочисленных припасов привело к ужасному голоду, от которого погибло намного больше людей, чем от рук опричников. В Новгороде широко распространилось людоедство. Довершила дело эпидемия чумы, начавшаяся на Руси до погрома, а в Новгород пришедшая уже после него. Помешать ее распространению не смогли даже жесточайшие карантинные меры, принятые властями.
Василий Худяков. Опричники
Однако еще до этого «очищенный» от измены город был сочтен достойным для присоединения к опричнине и даже для превращения его в очередную царскую резиденцию. Правда, столь высокой чести удостоилась только половина Новгорода — а именно Торговая сторона, Софийская же осталась в «земщине». Строительство новой резиденции началось со свойственным царю размахом. На Торговой стороне были сломаны 227 дворов, и начался подвоз материалов для сооружения большой крепости.
В 1571–1572 годах, когда крымский хан Девлет-Гирей сначала безнаказанно сжег Москву, а затем, в следующем году, был с большим трудом отброшен русскими полками на подступах к ней, царь счел за благо оказаться подальше от опасности. В декабре 1571 года он прибыл в Новгород. А вслед за ним в город прибыл огромный обоз с государственной казной — 450 возов золота и серебра. Сокровища были размещены в подвалах церквей Никольской, Св. Жен-Мироносиц и Параскевы Пятницы на Ярославовом Дворище и круглосуточно охранялись караулом в 500 стрельцов.
По отношению к новгородцам царь в это время всячески демонстрировал свое расположение. Он объезжал ограбленные им же монастыри и храмы, усердно молился и даже организовал показательную казнь некоторых опричников, отправленных с камнями на шее все в тот же Волхов. Ближайшие сподвижники Ивана Грозного поспешили обзавестись в Новгородской земле богатыми поместьями.
“Иван грозный молится в окружении опричников”,
– Худ. К. В. Лебедев, 19 в.
Однако новой столицей Новгород так и не стал. Последнее десятилетие жизни Ивана Васильевича (а умер он в 1584 году) прошло в каком-то страшном угаре, и в его действиях ощущалось все меньше осмысленности и даже простой последовательности. Вероятно, можно утверждать, что именно новгородское «дело», совпав с нашествием татар, голодом и эпидемией, поразившими всю страну, окончательно надломило психику царя.
“Иоанн Грозный в минуты покаяния”,
– Худ. Корольков, Кон. XIX – нач. XX вв.
Новгород же так никогда и не сумел оправиться от погрома и последовавших за ним бедствий, последним из которых стала многолетняя шведская оккупация этой древней русской земли в период Смуты. По окончании же Смутного времени на восстановление края потребовались многие десятилетия. Однако прежний вольный дух, по-видимому, царивший в Новгороде еще в середине XVI века, ушел безвозвратно.
“Великий князь Иоанн IV Васильевич Грозный в Александровской слободе. 1560г”,
(Народ идёт с прошением: “чтобы госдарь государство не оставлял и народ на расхищение волкам не давал”),
– Худ. И. А. Коваленко, 2000-е
(фрагмент)
Николай Неврев 1888 год
Опричники
“Опричниной” называют трудный период жизни в истории Русского государства, который длился с 1565 по 1572 год. Опричниной называли тогда часть нашего государства, которую царь Иван Грозный оставил для себя, отдав бОльшую часть – земщину – боярам. Опричники – особое войско Ивана Грозного, которое казнило всех, кто, по мнению царя, творил крамолу. Само слово “опричь” означает “кроме”: всё – боярам, кроме небольшой, но лучшей, части земли, которую царь оставил себе и в которой творил, что хотел.
Но отчего же на картине опричники смеются, глядя на царя, который сидит на троне? И кто тот человек с ножом, который ближе всех подобрался к царю? Дело в том, что на троне сидит не настоящий царь, а крещёный касимовский царевич Симеон Бекбулатович. Он будто бы властелин всей Руси, а Иван Грозный – так, всего лишь князь некоторых московских земель. Это он с ножом и подкрадывается к Симеону Бекбулатовичу, пугает его.
Вот как, например, описывали очевидцы казнь одного из видных государственных деятелей, боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина. Иван Грозный приказал ему облечься в царские одежды и сесть на трон. Затем, преклонив перед ним колени, царь сказал: «Ты имеешь то, чего искал, к чему стремился, чтобы быть великим князем Московским и занять мое место: вот ты ныне великий князь, радуйся теперь и наслаждайся владычеством, которого жаждал».
После этого он сам убил боярина кинжалом, а труп «протащили за ноги по всему кремлю к городу, и он брошен был на середине площади, являя жалкое зрелище для всех». Запрет хоронить тело казненного, конечно, имел цель нанести ущерб его душе.
Эта карнавальная, то есть языческая, по сути, стихия, в которую погрузился царь Иван вместе со своим окружением, отнюдь не была фарсом или сумасбродством — она была устрашающе серьезна. Ярким ее проявлением стало устройство опричного двора в Александровской слободе по подобию монастыря.
Московский застенок. Художник А. М. Васнецов. 1911 г.
“Поиграв” в опричнину, Иван Грозный потом отменил её, возродив ненадолго под названием “удел” в 1575-1576 годах. Именно тогда он и посадил во главе земщины Симеона Бекбулатовича.
Иван IV издевается над боярином — нарядил его шутом (картина М.В.Нестерова — 1885 год)
В «матушке-Москве» пирует со своими кровожадными опричниками царь Иван Васильич Грозный. Гусляры воспевают победы царя над Казанью и Астраханью, но он невесел. Царь цепляет на себя личину (маску), поднимает кубок в честь своих опричников.
На пиру князь Михайло Репнин отказывается надеть шутовскую маску и выпить за кровожадных опричников, слуг царя. Репнин просит царя прогнать их от себя
Князь Репнин отказывается пить за них. Он просит православного царя одуматься, вспомнить Бога, разогнать опричников-злодеев, править честно, как раньше. В гневе царь жезлом убивает смелого князя. Все вокруг льстят ему, славят победы над Казанью с Астраханью, а Грозный жалеет, что погубил верного, правдивого слугу.
«Убил, убил напрасно я верного слугу», человека, который не боится сказать правду в лицо.
Баллада о герое, который отдал жизнь за правду. Опричники были грабителями и мучителями всего народа, убийцами лучших людей страны. Репнин напоминает царю о Боге, справедливости, милосердии. Вокруг православного царя не должны быть недостойные люди. Разозленный царь убивает князя, но понимает, что неправ. Репнин был бесстрашным, честным, преданным слугой царя, патриотом.
Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного К.Е.Маковский, 1880-е
Картина Константина Егоровича Маковского "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного" была написана в 1880-х годах. На ней изображен эпизод из произведения Алексея Константиновича Толстого "Князь Михайло Репнин", где князь отказывается надеть маску на пиру у царя Ивана Грозного.
Он обвиняет Ивана Грозного в разгуле власти, приближении опричников, веселье, когда народ в нищете и горе. Царь забыл о защите своих подданных, своего народа. Царь не занимается благоденствием родины, князь призывает царя заботиться о государстве, как раньше ,а "бесовскую рать " льстецов и изменников разогнать.
Не смогший терпеть столь дерзкое поведение, царь пронзил князя своим жезлом. Опричники снова подняли кубки, и пир продолжился, будто ничего не случилось. Но Иван Грозный уже не мог наслаждаться весельем вместе со своими подданными. Задумавшись, он осознал, что был ошибочен, убив верного слугу зря.
Иван Грозный выслушивает письмо от Курбского, картина В.Г.Шварца
Смерть Василия Шибанова
Изменник князь Андрей Курбский бежит в Литву от гнева царя Иоанна Грозного. Коня ему отдает верный стремянный (конюх) Василий Шибанов. Для него Литва «вражий стан», но он, как раб, готов жизнь отдать за своего господина. Когда Курбский ищет гонца, чтобы отправить царю письмо с обвинениями в кровожадности, гибели лучших людей страны, и именно Шибанов, без всякой награды, берется доставить его в Москву. По сути, едет на верную смерть.
Царю читают письмо, а он жезлом пронзает ногу гонцу: не «рабу», а другу князя. Потом опричники, а с ними Малюта Скуратов, пытают Шибанова, чтобы он выдал всех друзей князя Андрея. Но тот молчит, умирая, и только с любовью молится, чтобы Бог простил измену его господина, простил и грозного царя, помиловал великую святую Русь и грехи его самого перед смертью.
“Иоанн Грозный за письмом Курбскому”,
– Худ. В. Р. Радомского, 19в
?
Карл Брюллов
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.
1839-1843
Писатель В.Пикуль написал об этом событии: “Сколько лет прошло с той поры, сколько подвигов вписал русский человек в летопись нашей боевой славы, но и по сей день оборона Пскова осталась в памяти России самой блестящей, самой непорочной страницей народного мужества”.
В 1581 году польский король Стефан Баторий собрал 50-тысячное войско и решил захватить Псков. В городе было 4,5 тысячи воинов и 12 тысяч ополчения. Король был уверен, что легко захватит Псков, а затем пойдёт на Новгород и Москву. Готовясь к штурму, солдаты Батория рыли траншеи и ходы между ними, ставили пушки. Поляки не спешили начинать штурм, 11 дней они готовились и 7 сентября начали обстреливать Псков. Захватили две башни, но дальше их не пустили.
Все, как один, псковичи, в числе которых были старики, женщины и дети, отбили штурм. А потом заделывали проломы в стене, строили деревянные заграждения.
Быстро взять Псков не получилось. Вот уже осень прошла, а горожане стойко держали оборону. Крестьяне образовывали партизанские отряды: они нападали на разведчиков и фуражиров врага, доставляли продовольствие в осаждённый Псков.
Ничего не вышло у польского короля, отказался он от захвата русских земель и отправился восвояси.
Машков И.Г. Великий вход царя Иоанна Грозного в освобождённый Полоцк в 1563г.
Машков Игорь Федорович,1967 г. Заслуженный художник России.
Александр Литовченко
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
1875
В XVI веке Россия 25 лет воевала с Польшей, Швецией и Литвой за Прибалтику и выход к Балтийскому морю. Выход к морю государству был необходим, чтобы торговать с европейскими странами.
Командовал русскими войсками Иван Грозный. Война шла долго и закончилась для России заключением мирного договора.
Пока литовцы, шведы, датчане и поляки воевали против нас, Иван Грозный наладил дипломатические и торговые связи с Англией. Царь даже хотел жениться на английской королеве, тогда он сам стал бы королём Англии. Но из этого так ничего и не вышло.
В Москве была создана Московская торговая компания, агентом которой был Джером Горсей.
Англичане везли в Россию порох, медь и другие припасы, необходимые для ведения Ливонской войны. Эта компания получила право торговать с Россией на самых выгодных условиях.
Иван Грозный хотел показать Горсею, что он очень богатый правитель и сможет расплатиться за английские товары.
Горсей написал книги о России, из которых весь мир многое узнал о жизни нашей Родины в XVI веке.
Сергей Иванов
На сторожевой границе Московского государства 1907
На картине казачья стража – предки “пограничников”.
Когда ещё не существовало связи ни по проводам, ни тем более без них, использовали весьма эффективную систему оповещения – дымы, которые видны издалека. Заметят казаки на “пограничном пункте” – засеке – приближение вражеских отрядов и сразу подают тревожный сигнал.
Если засека стояла на холмистой местности, то кучи хвороста складывали и поджигали на вершине холма; если на равнине – то на возвышении, образованном стволами срубленных деревьев. На картине это хорошо видно.
Увидят дым на соседней засеке, подожгут свой хворост. От сухих листьев меньше огня, зато дыма больше. На следующем посту заметят сигнал и дальше передадут. Пока враг приблизится, его уже ждут во всеоружии.
Если враг крадётся в ночной тьме или пробирается в непогоду, тогда дым не виден и нужно запалить костёр поярче, чтобы пламя рвануло вверх. Один за другим выстроится цепочка сигнальных огней.
Видят враги, что их заметили, а помешать “огненной связи” не могут.
автор: Овчинников Николай Васильевич 14.10.1918—18.02.2004
"Навеки вместе". Встреча Ивана Грозного с посланцами чувашского народа по пути следования в Казань
Павел Петрович Соколов-Скаля
Иллюстрация Ливонской войны
Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен. 1937-1943
Ливонская война (1558-1583) - это длительный военный конфликт между Русским царством, Ливонским орденом, Великим княжеством Литовским (позже Речью Посполитой), Швецией, Данией и другими силами за контроль над Прибалтикой. Война закончилась неудачей для России, которая не достигла поставленных целей, потеряла свои захваченные земли и отдалилась от Балтийского моря.
Стефан Баторий под Псковом
Картина, написанная Яном Матейко в 1872 году, изображающая эпизод Ливонской войны и посольство царя Ивана IV Грозного к королю польскому и великому князю литовскому Стефану Баторию с просьбой о мире.
В 1582 г. тяжелая для обеих сторон война была прекращена Ям-Запольским миром, а через полтора года было подписано перемирие и со Швецией. Итак, Ливонская война, на которую было потрачено столько сил, окончилась для России плачевно. Россия потеряла завоеванную было Ливонию, к Швеции отошли невское устье и Балтийские земли. Их удалось вернуть в 1590 г. с тем, чтобы снова утратить в Смутное время и снова вернуть лишь при Петре I.
Более подробно можно почитать здесь
https://sv-scena.ru/Buki/Ot...
Вячеслав Григорьевич Шварц
Русский посол при дворе римского императора. https://my.mail.ru/community/ickycctvo-2015./0654DBA7E416D886.html