Договор
11-02-2016 11:09
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Кастанеда: Возможно, что-то вроде этого. Но мы должны
начать с понимания, как говорит дон Хуан, что в мире существует
гораздо больше, чем мы признаем. Наши обычные ожидания насчет
реальности создаются социальным договором. Нас обучают как
видеть и как понимать мир. Трюк социализации - убедить нас в
том, что описания, с которыми мы соглашаемся, определяют
границы реального мира. То, что мы называем реальностью - это
только один из способов видения мира, способ, который
поддерживается социальным договором.
Кин: Тогда маг, как гипнотизер, создает альтернативный мир
построением различных ожиданий и манипулированием намеками,
чтобы создать социальный договор.
Кастанеда: Именно. Я пришел к пониманию магии в терминах
идеи Талкотта Парсонса о глоссах. Глосс - это совместная
система восприятия и языка. Например, эта комната - один из
глоссов. Мы насобирали вместе наборы изолированных восприятий -
пол, потолок, окно, светильники, ковры и т.п., чтобы создать
общность. Но мы должны были быть обучены складывать мир вместе
таким способом. Ребенок разведывает мир с малым количеством
предвзятых мнений, пока его не учат видеть вещи тем способом,
который отвечает тем описаниям, с которыми каждый соглашается.
Мир является соглашением. Система глоссинга кажется похожей на
нечто вроде хождения. Мы должны учиться ходить, но раз мы
учимся, мы подвергаемся синтаксису языка и режиму восприятия,
который в нем содержится.
Кин: То есть магия, как и искусство, обучает новой системе
глоссинга. Когда, например, ван Гог порвал с художественной
традицией и нарисовал "Звездную ночь", он в результате сказал:
вот новый способ взгляда на вещи. Звезды живы и вращаются в
своем энергетическом поле.
Кастанеда: Отчасти. Но есть различие. Художник обычно
просто переделывает старые глоссы, которые подходят для его
членства. Членство состоит в том, чтобы быть экспертом по тем
смысловым намекам, которые содержатся в культуре. Например, мое
первоначальное членство, как весьма образованного западного
человека, было в европейском интеллектуальном мире. Невозможно
выйти из одного членства, не будучи введенным в другое. Можно
только переделывать глоссы.
Кин: Дон Хуан ресоциализировал или десоциализировал Вас?
Обучал ли он Вас новой системе значений или только методу
срывания старой системы, так что Вы могли бы видеть мир как
восхищенное дитя?
Кастанеда: Дон Хуан и я не согласны с этим. Я говорю, что
он реглоссировал меня; он говорит, что он деглоссировал меня.
Обучая меня магии, он давал мне новый набор глоссов, новый язык
и новый способ видения мира. Однажды я почитал дону Хуану
немного из линвистической философии Людвига Виттгенштейна и он
рассмеялся и сказал: "Твой Виттгенштейн слишком туго затянул
аркан вокруг своей шеи, так что не может никуда идти".
Кин: Виттгенштейн - один из немногих философов, кто мог бы
понять дона Хуана. Его замечание, что есть много различных
языковых игр - наука, политика, поэзия, религия, метафизика,
каждая со своим собственным синтаксисом и правилами - могло бы
позволить ему понимать магию как альтернативную систему
восприятия и значения.
Кастанеда: Но дон Хуан считает, что то, что он называет
видением, является постижением без всякой интерпретации; это
чистое, желающее познавать, восприятие. Магия является
средством для этого. Чтобы разрушить уверенность, что мир - это
способ, которому вас всегда учили, вы должны научиться новому
описанию мира - магии - и затем удерживать старый и новый
вместе. Тогда вы увидите, что ни одно описание не является
конечным. В этот момент вы проскальзываете между описаниями; вы
останавливаете мир и видите.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote