Китайская акварель
В Китае расцвет классической водяной техники начался в VIII в., в период династии Тан. Многие известные художники того времени служили в должностях секретарей при дворцах императоров и прославились не только талантом художника-живописца, но и способностями к литературе. Художники стремились в совершенстве передать окружающий их мир: увлеченно изображали деревья, домашних животных, сцены из крестьянского быта. Нередко своими произведениями они иллюстрировали стихи. Хотя в древнем Китае акварели в современном понимании не существовало, техника так называемой водяной живописи была идентична акварельной. Изображая ландшафты, растения, животных, птиц или небольшие сюжетные сцены, художники сопровождали рисунки надписями. Примерно 2000 лет назад в Китае была изобретена своеобразная мягкая бумага. С годами бумага становилась качественнее, но традиции работы на ней сохранялись. Мягкость китайской бумаги не позволяет делать на ней многократные наслоения, она требует нанесения живописного пятна сразу в полную насыщенность, а для уточнения деталей используется кончик кисти или перо. Исконным материалом в искусстве китайских художников является тушь. Большое внимание уделяется процессу ее приготовления. Она изготовлялась в прошлом веке в виде пластинок, а в наше время – изящных, небольших брикетов. Для пользования тушью отламывался ее кусочек и растирался на специальном камне. Акварельная китайская тушь делается по древним рецептам вручную. Рецепты мастеров держатся в секрете, однако смысл их более или менее разгадан. Основным материалом является копоть от сгорания кунжутного масла. Сажу перетирают с небольшим количеством кожного и рыбьего клея и соками неизвестных растений. Это придает китайской туши необычайную тонкость и способность ложиться с изумительной легкостью на бумагу или шелк. При этом бумажное или шелковое волокно поглощает тушь так же, как ткань краситель, в результате чего тушь не смывается с бумаги. В танском Китае выделялись три основные категории художников: божественные (шэнь), утонченные (мяо), умелые (нэн); внутри каждой категории различали еще 3 уровня – высокий, средний и низкий. Художники Китая отличаются исключительной зрительной памятью. По памяти воспроизводят они пейзажи с горами и горными потоками, деревьями. Созерцание растений, камней, желание запечатлеть их, одновременно выражая свое отношение к мирозданию – всегда было свойственно художникам этой страны. С каждым частным, отдельным явлением закрепляется тот или иной символ. Например, хризантемы связывались с образами осени, пионы обозначали богатство, сосны – долголетие. Основная особенность китайского искусства – раскрытие большого через малое, целого – через деталь. Изображая дерево, художник рассказывал и о своем внутреннем переживании, и о природе в целом, и о Вселенной.... Причем рассказ этот был поэтическим и нередко сопровождался стихотворным текстом – иероглифом. Линию в китайском акварельном искусстве можно рассматривать как основу художественного произведения, будь то образы гор с водяными потоками или одинокая сосна, сидящая на ветке птица или цветок. Китайские художники ставят задачи запечатлеть жизненно правдивые мгновения в явлениях природы, передать не только форму животных или птиц, но и неповторимый миг движения. Китайская живопись не отделима от наблюдения природы – цветов, птиц, камней, насекомых, а также человека, его быта
1.
[500x498] 2.
[700x676] 3.
[640x476] 4.
[600x454] 5.
[700x525] 6.
[600x449] 7.
[640x465] 8.
[531x640] 9.
[375x450] 10.
[566x424] 11.
[566x424]