Это цитата сообщения
iskuzi Оригинальное сообщениеМАРИЯ МЕДИЧИ (1573-1642) цикл картин Рубенса
В начале 1622, Марии Медичи, вторая жена французского короля Генриха IV, а после его смерти в 1610 году, регентшa при малолетнем Людовике ХIII, заказала Рубенсу огромный цикл (24 большие картины) на темы из своей собственной биографии. Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Вернувшись в Люксембургский дворец, который покинула из-за ссоры, она решала украсить галереи работами Рубенса. Одну - сценами из своей жизни, другую - прославляющие её мужа, погибшего от руки убийцы.
Задача была нелёгкая. Королева не была красива, ничем не блистала, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам.
Образ Марии Медичи, созданный в этом цикле, значительно отличается от рисунков, сделанных Рубенсом, по-видимому, непосредственно с натуры.
[показать]
Портрет Марии Медичи
1622г, черный мел,
Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия
рители видят немолодую женщину с оплывшей жирной шеей, с нависающим пухлым двойным подбородком, большой нос, близко расположенные к переносице маленькие глазки, низкий лоб. Только с натуры, пристально вглядываясь и мгновенно перенося на бумагу увиденные черты, можно сделать такой беспощадный портретный набросок. Здесь нет места фантазиям и спасительным аксессуарам. Только правдивые, безжалостно переданные художником черты ожиревшего лица и довольно тупое выражение взгляда королевы-матери запечатлел на своем рисунке Рубенс. Это маловыразительное лицо предстояло Рубенсу изобразить на парадном портрете и в огромном цикле.
Насколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько же эти его качества проявлялись и в официальных портретах. Портретные образы коронованных особ представали перед зрителями умело преподнесенными портретистом: все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, а пышность костюма, величие обстановки должны были чисто внешне придать фигурам портретируемых необходимую значительность и торжественность.
И до Рубенса и после него многие живописцы шли этим знакомым для официальных портретистов путем. Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и идеализируя ее, Рубенс писал портреты Марии Медичи.
Первое посещение Рубенсом Парижа длилось шесть недель, и было предназначено только для предварительного обсуждения деталей заказа. Однако, Рубенс напряженно работал: он осмотрел дворец, где должен был быть расположен цикл, наметил размеры полотен, написал парадный портрет Марии Медичи и начал портреты короля Людовика XIII и его жены Анны Австрийской, которые окончил в период 1622-25г.
[показать]
[показать]
[показать]
Переговоры вёл советник Королевы, Клод Можи, горячий сторонник способности Рубенса выполнить такой огромный заказ (учитывая и цикл картин о Генрихе IV). Он публично объявлял, что никто, и за десять лет, не выполнит то, что Рубенс предполагает сделать за четыре года.
Было решен и согласовано всеми сторонами, что Рубенс закончит два цикла картин ( художественное оформление двух полных галерей в Люксембургском дворце) за двадцать тысяч крон. Первый цикл - 24 картины, включая портреты Королевы и её родителей.
Действительно, заказ был одним из самых трудных, которые Рубенс будет когда-либо выполнять, поскольку он не только должен был соответствовать пространственным требованиям, но и скрыть многое из жизни Марии, чтобы не оскорбить ее, и так обращаться с тем, что он выбрал, чтобы не оскорбить короля Людовика ХIII.
Что мог придумать Рубенс, чтобы показать жизнь склочной, раздражительной, праздной и некрасивой Марии Медичи, не перестающей устраивать заговоры против собственного сына?
Он выбрал аллегорию.
Обладая огромным воображением, Рубенс окружил Королеву олимпийскими богами, водными нимфами и купидонами, судьбами и всевозможными добродетелями. Они сопровождает королеву всюду, при различных событиях её жизни. Таким образом, довольно скучные, истинные исторические факты с необыкновенным изяществом и мастерством, замаскированы богатой архитектурой, нарядами, необыкновенно красивыми персонажами.
С помощью такого приема он не только облагородил Марию с ее дурным характером, но также резким контрастом противопоставил французских придворных в роскошных одеждах обнаженным богам и полубогам, которых он так любил рисовать. Все многочисленные персонажи картин действуют вокруг Марии Медичи, оттеняя ее помпезное величие, подчеркнутое художником.
[показать]
Рождение Марии Медичи
1622-25, холст, масло, 394 х295 см
Лувр, Париж, Франция
6 апреля 1573г, во Флоренции, у Великого герцога Tосканского Франческо I Медичи и его жены Джоанны, эрцгерцогини Австрийской, родился ещё один ребёнок — дочь Мария.
В 1578г Джоанна умерла. Вскоре Франческо I женился снова. Дети от первого брака находились далеко от отца во дворце Питти, во Флоренции. Среди них была и Мария.
19 октября 1587г, во Флоренции, внезапно умер Великий герцог Tосканский Франческо I. Его место занял брат, кардинал Фердинандо, оставивший кардинальский сан, чтобы стать Великим герцогом Тосканским под именем Фердинанда I. Племянники попали под его опеку.
Мария жила с братом и сёстрами.
После смерти брата и сестры и брака старшей сестры Элеоноры, герцогини Мантуи, ей подобрали компаньонку. Это была Леонора Дори, впоследствии известная как Леонора Галига (позже, жена Кончино Кончини). Умная, хорошо образованная Леонора надолго стала фавориткой Марии Медичи.
Одна сиенская монахиня, Пасситея, предсказала Марии Медичи, что она станет королевой, поэтому упрямая Мария решила, что она станет королевой Франции, и никакой другой страны.
Ей не раз делали предложения, но принцесса упорно отклоняла их, несмотря на несладкую сиротскую жизнь при дворе дяди, Фердинанда I.
[показать]
Представление портрета
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
ГЕРА — богиня неба, покровительница брака, посылает портрет Генриху IV, королю Франции, показывая необыкновенную красоту Марии. Рядом с Герой — Зевс, её муж.
Она ждала своего часа и дождалась: в возрасте 27 лет в 1600 году она все-таки вышла замуж за французского короля Генриха IV.
Генрих IV, у которого были большие долги, в том числе и дому Медичи, решил развестись с первой женой Маргарет де Валуа и жениться на богатой невесте Марии Медичи.
Дядя, Фердинанд I, давал приданое в шестьсот тысяч крон за её брак. Договор был составлен и подписан. Но брак с Марией Медичи состоялся позже, во Франции, сразу после развода с первой женой.
Мария принесла Генриху IV самое большое приданое за всю историю Франции.
Брак по доверенности
1622-25, холст, масло, 394 х295 см
Лувр, Париж, Франция
Генрих IV, у которого были большие долги, в том числе и дому Медичи, решил жениться на богатой невесте Марии Медичи.
Дядя, Фердинанд I, давал приданое в шестьсот тысяч крон за её брак. Договор был составлен и подписан во Флоренции. Но брак с Марией Медичи состоялся позже, во Франции.
Прибытие Марии Медичи в Марсель
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
3 ноября 1600г. Мария Медичи, в сопровождении богатой свиты и окружённая ангелами, прибывает в Марсель. Её приветствует в новом доме персонифицированная Франция, в шлеме и синей мантии с золотой геральдической лилией.
Выше, Слава, трубит в два рожка, чтобы объявить о её прибытии народу Франции (включая её будущего мужа).
Ниже, Нептун, три сирены, морское божество, и Tритон сопровождают будущую Королеву в её новый дом.
Мария Медичи окружена таким количеством красивых подробностей, что, в первый момент, её фигура в них теряется. Каждому сразу бросаются в глаза чувственные сирены (Наяды), а уж потом мы видим Марию.
Рубенс так хорошо продумал весь цикл, что, очевидно, это было сделано не случайно.
Мария Медичи сошла с корабля, стены которого сверкали драгоценными камнями. На якорь стала не одна эта галера, ее сопровождали три флотилии: тосканская, папская и мальтийская. Королева привезла с собой семь тысяч итальянцев, которые должны были остаться здесь, кормиться за счет французского народа и повсюду громко говорить на языке чужестранной королевы.
Думается, вряд ли было столько радости по случаю этого приезда.
[показать]
Встреча в Лионе
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
9 октября 1600г Мария и Генрих IV встречаются в Лионе. Город в образе женщины в колеснице, запряжённой львами, приветствует их.
Собственный конвой из двух тысяч всадников сопутствовал Марии от Марселя до Лиона, где она целую неделю прождала короля. 9 октября 1600г она впервые увидела Генрих IV.
Король взял с собой тысячу человек охраны, ибо прослышал, какой пышной свитой окружила себя чужестранка, и не хотел ни в чем уступать ей. Однако войско его после трех месяцев войны в горах было в неприглядном виде - грязное, оборванное. Король был одет в старье, сапоги забрызганы доверху. Он решил показать ей зрелище победителей, памятуя, что лучшим украшением любовника всегда бывала победа.
27 сентября 1601 Мария Медичи родила Людовика ХIII, будущего короля Франции, и в течение следующих восьми лет, она родила королю еще пятерых детей (Елизавета, королева Испанская и Генриетта, королева Английская — её дочери).
Однако, их отношения были напряженные. С самого начала всё пошло не так как надо и их жизнь становилась адом. Это была несчастная договорённость, разрушаемая мстительной и ревнивой любовницей короля Генриеттой д'Этранг. Король обещал жениться на ней, но предпочёл богатую невесту. Однако и любовницу оставил при дворе.
Возможно, что Мария была бы довольной и добродушной женой, но ежедневные издевательства Генриетты, превратили её в скучную, холодную и ненавистную для мужа.
Время от времени бывали открытые ссоры. Мария упрекала в бесконечных изменах, король презирал ее недобросовестных фаворитов флорентийцев, Кончино Кончини и его жену Леонору.
[показать]
Учреждение регентства
1622-25г, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
Уезжая на войну в Германию, Генрих IV передаёт королеве право управлять Францией от имени их малолетнего сына.
В марте 1610, Генрих IV, который готовился ввести войска в Германию против испанцев, назначил Марию регентом, вместо себя.
Уступая настойчивым просьбам, чтобы упрочить её власть в отсутствии законного короля, Генрих IV дал согласие на коронацию Марии Медичи. 13 мая 1610 её короновали
Коронация Марии Медичи
1622-25, холст,масло, 394 х 627см
Лувр, Париж, Франция
Эта картина - одна из немногих в цикле, которая не содержит никаких мифологических или аллегорических фигур. Это — точное описание исторического случая из жизни Королевы.
13 мая 1610г Марию Медичи короновали в базилике Сен-Дени, в Париже, чтобы увеличить её власть, когда Король отсутствует.
На следующий день Генриx IV был убит. Однако, никто и никогда не приписывал его жене участие в этом убийстве, хотя тайные заговоры она готовила часто. Такова была воля Судьбы!
4 мая 1610 года, на другой день после коронации Марии Медичи, король Франции Генрих IV отправился в открытом экипаже на прогулку по Парижу. Оставалось всего пять дней до отъезда его на войну. Этот ставший легендой человек, в котором сочетались черты развеселого гуляки, дамского угодника и мудрого государственного деятеля, решил приступить к осуществлению главного дела своей жизни - ликвидации гегемонии в Европе испанских и австрийских Габсбургов, с трех сторон зажавших в клещи Францию.
...На узкой парижской улице, по которой ехала королевская карета, путь ей неожиданно преградили какие-то телеги. Затем к экипажу подбежал рослый рыжий детина и трижды нанес королю удары кинжалом. Раны оказались смертельными.
[показать]
Смерть Генриха IV и провозглашениe регентства
1622-25, холст, масло, 394 х 727 см
Лувр, Париж, Франция
Здесь, Рубенс комбинирует два эпизода.
Слева, Король, убитый фанатиком, возносится Временем на небеса, где его принимает Зевс.
Справа, Королева, одетая в траурные одежды, сидит на троне. У её ног - Афина протягивает ей шар (символ власти). Над Афиной, в воздухе, - женщина протягивает Марии руль(символ регентства). Рядом - женщина-Франция, приглашающая принять символы власти. Ниже - народ Франции, на коленях просящий Королеву принять на себя управление страной.
пустя два часа после его смерти, парламентом Парижа, Мария Медичи была объявлена регентшей при малолетнем короле Людовике XIII.
Убийца был вскоре предан суду.
Он не отрицал своей вины, утверждал, что никто не подстрекал его к покушению на жизнь короля, все содеянное им было совершено по личному усмотрению, без чьего-либо наущения или приказания. Установить личность преступника не составило труда. Это был Жан Франсуа Равальяк, стряпчий из города Ангулема, ярый католик, неудачно пытавшийся вступить в иезуитский орден и не скрывавший недовольства той терпимостью, которой стали пользоваться по приказу Генриха его бывшие единоверцы - гугеноты.
Судьи явно не имели особого желания докапываться до истины, а правительство Марии Медичи проявляло еще меньше склонности к проведению всестороннего расследования.
Она наслаждалась властью, и правила страной в течение семи лет, сохраняя относительный мир и спокойствие, xотя сумела разрушить всё, что с таким трудом создал энергичный король Генрих IV во внешней политике Фрациии.
Под влиянием Кончино(теперь маркиз де Анкре) Мария полностью изменял антииспанскую политику Генриха IV.
[показать]
(1577-1640)
Победа при Жюлье
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
1-ого сентября 1610г французское войско одержало победу и вошло в австрийский город Жулье. Молодой Людовик XIII участвовал в сражении. Во главе армии Королева торжественно въезжает в город. Над нею — Слава и Победа, рядом — Милосердие
[показать]
(1577-1640)
Совет Богов
1622-25, холст, масло, 394 х 702 см
Лувр, Париж, Франция
"Совет Богов" - одна из наименее понятых из картин, которые составляют цикл. Она представляет Королеву в думах и заботах о стране. Советуясь с богами, она преодолевает восстания и беспорядки в государстве. Однако, разнообразие мифологических фигур затрудняют более точно понять тему.
Мы видим (в центре) Аполлона сражающегося с недостатками( Разногласием, Ненавистью, Яростью и Завистью), богов Нептуна, Плутона, Сатурна, Гермеса, Флору, Венеру, Марса, Зевса, Диану и других.
Чтобы показать роль Королевы, как правителя, назначенного богами, она изображается склонённой перед с Зевсом, в это время Аполлон прогоняет ее врагов.
[показать]
Счастье регентства
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
Марии Медичи прекрасно разбиралась в драгоценных камнях - впрочем, как и все Медичи. Она беспорядочно тратила состояние и делала оскорбительные уступки непослушной знати. Больше всего её волновали бриллианты и жемчуг. (У Марии Медичи было 5878 жемчужин.)
Королева заставляла испытывать ужас тех, кто оказывался обладателем какого-нибудь красивого бриллианта: она изводила его до тех пор, пока ей не уступали желанный камень. Характерной чертой ее правления было то, что ни одно назначение на должность не обходилось без того, чтобы королева не получила денег "на булавки".
[показать]2 октября 1614г. Людовика XIII объявили совершеннолетним. Но Королева-мать власть сыну не отдала, а для укрепления союза с Испанией в 1615г женила юного Людовика на Анне Австрийской, дочери испанского короля Филиппа III.
Вот какие анекдоты ходили о Людовике в то время:
Как-то юный король, входя в комнату своей матери, наступил на лапу ее любимой собаке, а та укусила его. Рассерженный король ударил ее ногой. Та с визгом убежала, а королева-мать взяла ее на руки и стала ласкать и целовать. Луи XIII был так поражен случившимся, что тут же вышел обратно и сказал своему единственному искреннему другу, Альберу де Люину: "Смотри, Альбер, она больше любит свою собаку, чем меня!"
Когда будущая жена Луи XIII, Анна Австрийская, должна была въехать во Францию, король находился в Бордо. Он выслал своего любимца де Люина навстречу невесте с приветственным письмом и указанием рассмотреть ее и убедиться в ее красоте. Де Люин выполнил поручение и описал королю, что невеста очень красива. Король захотел лично в этом убедиться. Он выехал из Бордо и вместе с несколькими спутниками остановился в одном небольшом городке и занял дом, мимо которого должен был проехать кортеж с невестой.
По предварительной договоренности герцог д'Эпернон остановил кортеж и приветствовал августейшую невесту подготовленной речью. Чтобы выслушать его, Анна Австрийская должна была высунуться из окна кареты, и Луи XIII смог хорошо рассмотреть свою будущую жену. Король был восхищен, так как увиденное превзошло рассказы де Люина. Луи XIII со спутниками снова сели на коней и были в Бордо задолго до приезда невесты. Остается добавить, что Анне Австрийской тогда было 13 лет, а Луи XIII не исполнилось еще и 15.
Совершенолетие Людовика XIII
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
20 октября 1614 достигнув совершеннолетия, дофин занимает место штурвала корабля(государства). Путь указывает Минерва.( Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам.) Гребцы на корабле: Сила и Вера, Правосудие и Благоразумие.
В действительности, Мария не отдала власть сыну. Он взял её силой в 1617г.
Молодость короля проходила в обстановке интриг и даже предательства. Непоследовательная политика короны создала возможность появления коалиций высшей знати, которые выступали против становления сильной королевской власти. Юный монарх тяготился наглостью Кончини и властолюбием матери.
В 1617–1621 сильнейшее влияние на короля имел Шарль д'Альбер, герцог де Люинь, подъем которого на вершину начался с инспирированного им в 1617 убийства Кончино Кончини. Устранение ненавистного фаворита полностью отвечало интересам самого короля, видевшего, что иначе ему не высвободиться из-под опеки матери.
Избавившись от Кончини 24 апреля 1617 года, Людовик XIII захватывает власть. Правление кабинета Марии Медичи закончилось.
[показать]
(1577-1640)
Бегство из замка Блуа
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
Ночью, с 21 на 22 февраля 1619г, Королева убегает из замка Блуа, куда отправил её сын, за попытки отобрать у него власть.
Верные ей воины организовали побег.
Людовик сделал де Люиня своей правой рукой. Отстранив мать от дел, отправил ее в Блуа. В 1619-1620 Мария Медичи дважды пыталась свергнуть фаворита де Люиня, но неудачно.
До своей смерти в 1621 де Люиню удалось подавить несколько заговоров, вдохновительницей которых была Мария.
Подтвердив Нантский эдикт своего отца от 1598 о веротерпимости, Людовик одновременно повел решительную борьбу с сепаратистскими поползновениями гугенотов. Однако на первых порах его подстерегали неудачи; так, в 1621 де Люинь потерпел поражение при попытке овладеть Монтобаном, крепостью и оплотом гугенотов.
Когда де Люиня не стало, Мария помирилась с сыном, получила кардинальскую шляпу для своего советника Ришелье, и ввела его в состав королевского совета.
Договор в Ангулеме
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
Гермес, посланец Олимпийских богов, протягивает Королеве оливковую ветвь (символ мира).
30 апреля 1619 в Ангулеме Королева помирилась с сыном.
[показать]
Договор в Анжу
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
Гермес ведет Королеву-мать к Храму Согласия. Рядом — Невиновность, справа — Ярость, Мошенничество, и Зависть.
В 1621г, в Анжу произошло второе перемирие матери и сына.
[показать]
Примирение с сыном
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см
Лувр, Париж, Франция
Правосудие бъёт молнией трёхглавую гидру Клевету. Подобный богу, Людовик поднимает мать к просвету в грозовых тучах (к миру).
С тех пор и до самой своей смерти в 1642 кардинал Ришелье оставался центральной фигурой на политической сцене Франции. В 1624 Ришелье стал первым министром, и король, страдавший от многих болезней и приступов тоски, передоверил ему управление страной. Ришелье, полностью порвав с королевой-матерью, отказался от происпанской политики.
В 1625 году Рубенс завершил цикл "Жизнь Марии Медичи" и надеялся немедленно приступить к созданию холстов для второй галереи в Люксембургском дворце. На них ему предстояло отразить жизнь короля Генриха IV, красивого, динамичного персонажа. Но Рубенс кроме нескольких написанных маслом набросков и нескольких завершенных сценок не смог пойти дальше.
Мария Медичи была очень довольна картинами. Однако, могущественный кардинал Ришелье, главный политический советник Генриха Людовика XIII, был решительно настроен на предотвращение союза между Францией и Испанией, и, зная о симпатиях Рубенса, не желал дальнейшего пребывания художника при французском дворе. Весь проект откладывался еще несколько раз.
Создавая этот цикл, Рубенс в равной мере был преисполнен как желанием успешно выполнить работу и укрепить свою репутацию, так и практическим расчетом. Из Парижа он пишет 13 мая 1625 года своему другу Пейреску:
«В общем я задыхаюсь при Парижском Дворе, и может статься, если мне не заплатят с быстротой, равной исполнительности, с какой я служил Королеве-Матери, что я не так легко вернусь сюда (это пусть останется между нами), хотя до сих пор я не могу жаловаться на Ее Величество, так как задержки были законны и извинительны».
А чуть позже, 26 декабря 1625 года, он пишет Валаве в Париж:
«Вообще же, когда я думаю о путешествиях в Париж и потраченном там времени, за которое я не получил никакого особого вознаграждения, я нахожу, что мои труды для Королевы- Матери — весьма невыгодное предприятие...»
А Мария Медичи, составив новый заговор 10-12 ноября 1630, вместе со своими сторонниками потребовала отставки Ришелье, однако король предпочел своего ставленника. Мария была отправлена в ссылку, бежала в Брюссель и умерла в изгнании.
Картины из серии Медичи стали самыми драгоценными сокровищами Франции и одним из самых ярких, одержанных художником, триумфов.
Ничем не блиставшая при жизни, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам, Мария Медичи, тем не менее, сохранила память о себе благодаря этому циклу картин, созданному Рубенсом и его мастерской.
Серия сообщений "ЖИВОПИСЬ":
Часть 1 - МАРИ БРАКМОН. ОДНА ИЗ ТРЕХ ГРАНД-ДАМ ИМПРЕССИОНИЗМА
Часть 2 - ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 43 - КЛОД МОНЕ. ПОВОД ПОГОВОРИТЬ О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ.)
...
Часть 98 - Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью
Часть 99 - К.Брюллов «Всадница»
Часть 100 - Ян ван Эйк "Луккская Мадонна"
Серия сообщений "ИСТОРИЯ":
Часть 1 - Гортензия Манчини - племянница кардинала Мазарини
Часть 2 - Четыре инфанты.
...
Часть 21 - Тудор Family Tree
Часть 22 - Королева Елизавета 1 портреты
Часть 23 - МАРИЯ МЕДИЧИ (1573-1642) цикл картин Рубенса
Серия сообщений "художник":
Часть 1 - Ангел с печальным лицом
Часть 2 - Художник Alfred Stevens/Альфред Стевенс
...
Часть 42 - Fra Filippo Lippi (1406—1469) - один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.
Часть 43 - Бернардино Пинтуриккио
Часть 44 - МАРИЯ МЕДИЧИ (1573-1642) цикл картин Рубенса