Остров св. Георгия (Island of St. George), или Остров мертвых (Island of Dead), расположен вблизи небольшого городка Боко-Которского залива Пераста (Perast).
Бока – на староитальянском языке это и есть залив, в прямом переводе означает "рот", "пасть". Так образно называли это удивительное место мореплаватели. Теперь же потомков тех прибрежных славян-мореходов иногда выделяют в народность под названием «бокельцы». Древние бокельцы считались лучшими мореходами и пиратами.
Остров Св. Джорджа со своей кипарисовой рощей очень живописен. Он имеет естественное происхождение, в отличие от знаменитого соседнего острова Богородицы на Рифе (Island of Our Lady of Rock), насыпаного искусственно.
На острове находится Бенедиктинское Аббатство Св. Георгия (Abbey of St. George), в честь которого остров получил название. Аббатство впервые упоминается в 1166 году в документах, описывающих освещение церкви св. Трифона (St Tryphon) в Которе. Однако, по мнению историков, орнамент на церкви Аббатства свидетельствует о более раннем его происхождении – IX-м веке. Старая церковь св. Георгия сохранилась мало. Остров постоянно был под огнем захватчиков. Землетрясение 1667 года разрушило потолок и апсиду.
Надгробные плиты на церковном кладбище представляют собой уникальное собрание геральдических эмблем. Здесь хоронили знаменитых капитанов Пераста. Кладбище оставалось местом погребения до 1866 года, затем в северной части города построили новое кладбище.
Abbey of St. George - Established by the Benedictines, the abbey was first mentioned in 1166 in documents describing the consecration of the new, second Romanesque church of St. Tryphon in Kotor. The occasion was attended by, among others, Ivan, the abbot of St. George. However, in studying various ornamentation on this structure, it can be concluded that the abbey was already in use by the Benedictines as early as the 9th century. Except for certain details, the appearance of the old church has not been preserved. The island was constantly under attack both by invaders and earthquakes, especially the great earthquake of 1667 when the ceiling and apse collapsed during the Easter service. Following this catastrophe, a simple church was built. Its tombstones contain a unique collection of heraldic emblems from the casadas of Perast. It remained a burial place until 1866, when a new graveyard was built in the northern part of the town. The church once housed paintings dating from 1327 and 1457; the latter painted by Lovro Marinov Dobricevic, a famous painter from Kotor.
The abbey of St. George had been under the jurisdiction of Kotor until 1634 when patronage of the island was transferred to the Senate of Venice. In 1571, the pirate Karadoz burnt down the abbey as well as the whole town. The people of Perast began repairs on the church in 1603. In 1812, for about a year, the abbey was taken over by the French who were later expelled by the inhabitants of Perast from both the Fortress of St. Cross and the abbey. In 1814, the abbey was taken over by the Austrians.
Существует версия, что именно Остров св. Джорджа вдохновил немецкого романтика и живописца Арнольда Бёклина (Arnold Böcklin 1827-1901) написать его знаменитую картину "Остров Мертвых".

У картины Бёклина было пять схожих по композиции, но разных по колориту версий. Одна из них утеряна в годы Второй мировой войны. Романтическая фантазия Бёклина будоражит воображение и по сей день, но был ли художник в Монтенегро?

«Остров мертвых» Бёклина, первая версия, 1880.
Далекий потомок Ганса Гольбейна Младшего, Арнольд Бёклин пишет "Die Toteninsel" ("Остров мертвых") в 1880 году в мастерской, расположенной во Флоренции возле Английского кладбища.

William James Müller - View of Florence and the River Arno from St. Miniato
Английское протестантское кладбище во Флоренции (Cimitero degli Inglesi Firenze) находится на вершине холма, за пределами городской стены, рядом с Porta Pinti. В 1877 году умерла семимесячная дочь художника Мария Анна, похоронили девочку на Английском кладбище во Флоренции. Многие исследователи творчества Беклина полагают, что именно это кладбище стало прообразом "Острова".
На многих европейских кладбищах еще в раннем средневековье стали сажать кипарисы, которые должны были освятить землю последнего упокоения христиан. Людям казалось, что взмывающие вверх остроконечные кроны деревьев указывают душам самый прямой путь к Божьим небесам. Да, мы видем кипарисы, но остров?? Поэтому и хочется верить, что Бёклин, так любивший путешествовать, боготворивший Италию, запечатлевший природу Албании, хоть проездом побывал в Боке Которской! Но достоверных сведений я не нашла, а роману Николы Маловича "Парус", в котором он утверждает, что Бёклин гостил в Которе у епископа Учеллини вряд ли можно верить.

Скалистый склон гор в Албании 1851

Arnold Böcklin
Так или иначе, но у берегов черногорского Пераста есть свой Остров мёртвых или остров Св. Георгия, загадочный и таинственный. Остров закрыт для посещения, могилы перастских капитанов никто не тревожит...