
[Джеймс Сантуччи (James A. Santucci) – профессор религиоведения и лингвистики Калифорнийского государственного университета в городе Фуллертон и издатель журнала «История теософии».][1]
ТЕОСОФИЯ, или «Божественная мудрость», – согласно Елене Петровне Блаватской (1831–91) и её сторонникам, наивысшая истина о Боге, вселенной и человеке. Истина эта в своей чистой форме является (а) изначальной – в том смысле, что она существовала на заре человеческой истории; (б) эзотерической, поскольку её изучение позволено лишь тем немногим, кто способен постичь подобное знание; и (в) универсальной, так как великие умы всех частей света провозглашали одну и ту же Мудрость. Впрочем, несмотря на свой эзотерический характер, по меньшей мере частично таковая Мудрость была «известна в любой древней стране, претендующей на наличие цивилизации»[2].
Кроме того, Блаватская утверждала, что подобная Мудрость может быть частично восстановлена посредством «сравнительного изучения и анализа»[3] сочинений избранных философов (таких как Пифагор, Платон, Плотин, Порфирий, Прокл, Патанджали и Шанкара) или философских школ (как например греческая школа мистерий, неоплатонизм, веданта, даосизм, каббала) и священных писаний великих исторических религий (христианства, индуизма, буддизма).
Изучение Блаватской этих философов, школ и религий под руководством двух Учителей этой древней Мудрости[4] – одного из которых обычно идентифицируют инициалами К. Х. (Кут Хуми), а другого инициалом М. (Мория) – привело к написанию двух фундаментальных работ: «Изида разоблачённая» и «Сокровенное Учение», которые частично приоткрывают древнюю Мудрость в приемлемой для современности форме[5].
«Истина», открытая в «Сокровенном Учении» [ниже даны ссылки на эту работу], основополагающем источнике современной теософической доктрины[6], и в работах, основывающихся на её содержании, может быть суммирована в следующих утверждениях:
Как внутри, так и снаружи; каково великое, таково же и малое; как вверху, так и внизу;
есть лишь ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ И ЗАКОН; и, действующий, он – ОДИН.
Ничего нет внутри, и ничего нет снаружи;
ничего нет великого, и малого нет ничего;
нет ничего высокого и ничего низкого в Божественном промысле[12].
Источник: http://www.blavatskyarchives.com/santuccitheosophy.htm
[1]Данная статья извлечена из книги автора «Общество Водолея» (The Aquarian Foundation).
[2]Статья Е. П. Блаватской «Что есть Теософия?» (“What is Theosophy?”) в кн.: Boris de Zirkoff, H. P. Blavatsky: Collected Writings, Volume II (Wheaton, IL: The Theosophical Publishing House, 1967), 89.
[3]James A. Santucci, Theosophy and the Theosophical Society (London: Theosophical History Centre, 1985), 1.
[4]Людей высокоразвитой нравственности, интеллекта и духовности, принадлежащих к Братству (Великой Белой ложе, как его иногда называют) и сохраняющих вековечную Мудрость, которые направляют эволюцию человечества. См. статью Е. П. Блаватской «Махатмы теософов» (“The Theosophical Mahatmas”) в кн.: Theosophical Articles by H. P. Blavatsky, Volume I (Los Angeles: The Theosophy Co., 1981), 302, 301-7; а также Bruce F. Campbell, Ancient Wisdom Revived: A History of the Theosophical Movement (Berkeley: University of California Press, 1980), 53f.
Связь теософии с Учителями явным образом утверждается Анни Безант в её обращении к Теософическому конгрессу, проходившему во время Всемирного парламента религий в Чикаго, которое удачно названо «Теософия – это система истинных знаний, открываемых и верифицируемых усовершенствовавшимися людьми»:
Истины эти, сохранённые в своей чистоте великим братством, открываются время от времени, когда усовершенствование человечества позволяет такое открытие, так что у нас есть возможность проследить во всех религиях источник, откуда они исходят, – единое учение, которое лежит в их основе. [The Theosophical Congress Held by the Theosophical Society at the Parliament of Religions, World’s Fair of 1893, at Chicago, IL, September 15, 16, 17: Report on Proceedings and Documents, (NY: American Section headquarters, 1893), 24.]
[5]Charles D. Ryan, What is Theosophy? (San Diego: Point Loma Publications, Inc., 1975): 3. Уместно будет привести следующую цитату из «Сокровенного Учения»:
Сокровенное Учение есть собираемая на протяжении веков Мудрость, и одна её космогония есть наиболее поразительная и разработанная система. […] Нет нужды говорить, что обсуждаемая система [древней космогонии] – это не выдумка одного или нескольких разобщённых людей. Напротив, она есть неискажённая запись, слагавшаяся на протяжении тысяч поколений Провидцев, чьи соответствующие усилия были направлены на то, чтобы испытать и проверить традиции, устно передававшиеся от одного древнего народа другому, – учение возвышенных и благородных существ [Учителей], назидавших человечество во времена его детства. […] Свидетельство одного адепта не будет принято до тех пор, пока не будет проверено и подтверждено свидетельствами – произведёнными таким образом, чтобы получить независимое суждение, – других адептов и столетним опытом. [I:272-3 издания, процитированного в сноске 6.]
[6] H. P. Blavatsky, The Secret Doctrine, два тома в одном (Los Angeles: The Theosophy Company, 1974) – это факсимиле оригинального издания 1888 года.
[7]Статья командора Роберта Боуэна «“Сокровенное Учение” и его изучение» (Commander Robert Bowen, “The Secret Doctrine and its Study”) в книге «Основы эзотерической философии» Ианты Хоскинс (Ianthe H. Hoskins, Foundations of Esoteric Philosophy, London: The Theosophical Publishing House, 1980), 17, 64.
[8]William Q. Judge, The Ocean of Theosophy (Los Angeles: The Theosophy Company, 1915), 61 [репринт оригинального издания 1893 года].
[9]Там же, 60f.
[10]Там же, 89f., 90: «…карма производит её [причины] впечатление на тело, мозг и ум, предоставленные реинкарнацией». Общий обзор учений о карме и реинкарнации, содержащихся в работах Блаватской, см. в статье Рональда Нойфельдта «В поисках Утопии: Карма и реинкарнация в теософическом движении» (Ronald Neufeldt, “In Search of Utopia: Karma and Rebirth in the Theosophical Movement”) из кн.: Karma and Rebirth: Post Classical Developments, Ronald W. Neufeldt, ed. (Albany: State University of New York Press, 1986), 233-55.
[11]В «Изиде разоблачённой» (I:508) Блаватская отмечает: «Всё в этом мире есть троица, дополненная четверицей, и любой элемент разлагается по такому же принципу». Использованное издание опубликовано издательством «The Theosophy Company» (Los Angeles, 1982) и является фотографической факсимильной репродукцией оригинального издания 1877 года.
[12]Bowen, “The Secret Doctrine and its Study,” 18, 65-66.