
«Теософы учат, что существует только тот бог, тот закон, та правда, та власть, которые вы сами признали и открыли. [...]
“Нужно поощрять молодёжь думать смело, бесстрашно, оригинально, освобождаться от некоторых условностей, среди которых мы живём”. [...]
“Мы должны отвергнуть себя и влюбиться сначала в более ограниченное национальное братство, затем в неограниченное интернациональное братство, обнимающее весь мир”. [...]
Выводы напрашиваются сами собой: Теософическое Общество есть организация, проникнутая, в виде конечной цели, стремлением к международной солидарности, атеистическая, питающая симпатии к коммунизму, тесно связанная с масонством и преклоняющаяся перед еврейским миросозерцанием» (В. Ф. Иванов, «Православный мир и масонство», 1935).
Последнее замечание, конечно, неверно: многие достойные европейцы (Папюс, например), поначалу с симпатией относившиеся к теософии, в конечном итоге были разочарованы именно тем, что Е. П. Блаватская не ставила Каббалу выше прочих традиций и отводила ей достаточно скромное место среди мировых откровений. Однако в остальном – замечательное определение, содержащее в себе сразу несколько комплиментов – невольных, как это часто бывает с отчаянными недоброжелателями. «Вы говорите так, как будто бы в этом есть что-то плохое», ага ![]()
Впрочем, не будем задерживаться на шутках и осведомимся о мнении более авторитетного исследователя, а несколько погодя – обратимся и к самим основателям.