[…]
40. Иной, чем оба тела, лишь Атман-Пуруша-Ишвара,
Атман всего, форма всего, выше всего – вечное Я.
41. «Но, при разности тела и Атмана, в явленном – сущность.
Так нас логика учит. Как же быть с предметностью Пуруши?»
42. «Разность тела и Атмана отрицает собственность тела».
Ниже идёт особо разъясненье несути тела.
43. Ввиду единства формы сознанья немыслима разность,
Индивид – так же ложное знанье, как в верёвке – змея.
44. Как верёвка, из-за незнанья, вмиг змеёй обернётся –
Так сознанье, хоть и чисто, обернётся всякой формой.
45. Материала проявления, кроме Брахмана, нет иного,
Поэтому всё проявленное – лишь Брахман, а не иное.
46. Ни субъекта, ни объекта врозь, раз сказано: «Всё – Атман».
Если истина известна, не возникнет различенье.
47. Прямое уклоненье от Шрути – лжеученье о многом.
Как возможно нечто иное, сверх недвойственной причины?
48. Сказано о грехе в Шрути: «Смерть за смертью наступает
Для обманутого майей, кто здесь множественность видит».
49. Рождены все существа Брахманом, Превысшим Атманом.
Потому они все суть Брахман: это надо понимать.
50. Брахман же все имена, и разнообразные формы,
И действия – всё в себе содержит: так сказано в Шрути.
51. Из золота рождённое ввек золотом останется,
Из Брахмана рождённое так и пребудет в брахманстве.
52. Хоть на малость допуская инобытие индивида,
С Высшим Атманом различье, – подвергают себя страху.
53. Где двоичность от незнанья – там всё видится отличным.
Там, где Атманом всё видят, – даже атом не отличен.
54. Тот, кому все существа лишь в атмановости известны,
Не подвержен заблуждению и скорби: он недвойствен.
55. Этот Атман есть сам Брахман: всё собой утверждает.
Так нас наставляет Шрути – часть из «Брихадараньяки».
56. Этот мир хоть восприемлем и феноменально задан –
Словно сон, несути форма – погружён в противоречия.
57. Ложен сон при пробужденьи, бодрствованья же во сне нет.
В обмороке нет обоих, обморока нет в обоих.
58. Все три состоянья ложны, они – трёх гун порожденье,
Зритель тому – выше трёх гун: Вечность, Суть, Единый Субъект.
59. Как в глине отдельно – горшок или в жемчуге – серебро
Не видят, так индивида – в Брахмане, когда опознан.
60. Как горшок – лишь имя в глине, серьга – в золоте названье,
В жемчуге же – серебро, так индивид – лишь имя в Высшем.
61. И словно в небе синева, словно бы мираж в пустыне,
Как человек в столбе, так же всё в Атмане скрывается.
62. Подобно привиденью в пустоте, гандхарвов городу,
Двум лунам в пространстве, так же весь мир содержится в Сущем.
63. Как волны и прибой – одна вода, лишь в круговороте,
Как медь одна в любом сосуде, Атман – в космосе любом.
64. Как глина – именем горшка, нити – именем ткани,
Так именем мира скрыто то, что узнают за ним.
65. Всякая видимость для людей Брахманом создаётся.
Несведущие не знают, что это – как глина в горшках.
66. С глиной горшок соотносится, как следствие с причиной.
Шрути согласны, что так же – и мир с Брахманом.
67. При восприятьи горшка он заметен лишь в силу глины.
При изученьи феноменов виден лишь Брахмана блеск.
68. Всегда Атман ясно сияет и неясно всегда;
Он двувиден, как верёвка, для знающих и незнающих.
69. Горшок состоит из глины, тело же ум составляет,
Разница Атмана и не-Атмана мудрым неважна.
70. Как за змею – верёвку или как за серебро – жемчуг,
За тело Атман приемлют несведущие всецело.
71. Как будто глину в горшке и как будто бы нити в ткани,
За тело Атман приемлют несведущие всецело.
72. Как золото в серьгах или как воду в волнах не видя,
За тело Атман приемлют несведущие всецело.
73. За вора столб, за воду мираж принимают –
За тело Атман приемлют несведущие всецело.
74. Домом кажутся брёвна, клинком же – полоса стальная.
За тело Атман приемлют несведущие всецело.
75. Как дерево перевёрнутым в воде представляется,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
76. В лодке плывущий человек всё видит как бы подвижным,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
77. Как, заболевши желтухой, всё белое видят жёлтым,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
78. Как при дрожаньи глаз всё во взоре блуждать начинает,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
79. Если вращать головню, она будет круглой, как солнце.
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
80. Даже большие предметы издали малыми будут,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
81. Даже малые вещи у глаза кажутся больше,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
82. Поверхность стекла – за воду, поверхность воды – за стекло,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
83. Примут рубин за огонь, огонь за рубин принимают,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
84. Когда бегут облака, сдаётся: луна побежала.
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
85. Как при головокружении вращаются страны света,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
86. Как иногда луна представляется в водах бегущей,
Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья.
87. Если Атман неведом, возникает иллюзия – тело,
Но если Атман познан, она растворится в Атмане.
88. Весь мир, живой и неживой, познаётся лишь как Атман.
При небытии всех тел и существ – как им Атманом быть?
89. Многомудрый! Всё время отдай познанию Атмана.
Всецело искусив судьбу, ты можешь жить без трепета.
90. «Нашедший знание Атмана от судьбы не спасётся», –
Так записано в Шастре. Мы это теперь опровергнем.
91. Если истины знанье возникло, судьба не влияет,
Ведь тело стало несущим, как сон после пробужденья.
92. Действие прошлых жизней – вот что судьбой называется,
Но раз прошлая жизнь – небытие, то и его тоже нет.
93. Так же, как тело во сне, – иллюзия и это вот тело,
Но ежели жизнь иллюзорна, нет её – нет и действий.
94. Материалом проявленным, как для горшка – глина,
Незнанье, согласно веданте, является для всего.
95. Как верёвку змеёй считают при неправильном взгляде,
Так же, сути не зная, ум заблудший мир замечает.
96. Когда узнан образ верёвки, призрак змеи исчезает.
Если основа познана, мир в пустоте исчезнет.
[…]