
В своей одноимённой статье Рудольф Штайнер описывает существующее различие между данными предметами и основные мотивы, по которым Атропософское общество в своё время достаточно резко отмежевалось от Теософического. Если быть кратким, то, с точки зрения Штайнера, теософия представляет собой наследие дальних эпох, когда посвящённые постигали истину через сновидение в широком смысле этого слова, и её метод заключается в том, что человеческая Душа проявляет себя помимо сознания, так сказать, ставит сознание перед фактом своего существования и наличия тех или иных точек, определяющих наилучшее направление вектора намерения, проявляется перед сознанием и старается сознание до своего уровня подъять и в себе самой растворить. Антропософия же, напротив, характеризуется сознательными актами попыток духопознания, она действует методами волевыми и рациональными, и цель её в том, чтобы напитать сознание Душой, так сказать, всё в принципе доступное человеческому существу пространство подчинить сознанию и в конечном итоге поставить знак равенства между сознанием и полосой «человеческого». (Впоследствии эти же представления в более чистой и отточенной форме появятся у Кастанеды, особенно в двух его последних работах.)
Человеку далёкому от этой темы теософия и антропософия кажутся очень близкими, родственными друг другу направлениями, примерно как православие и католицизм; но в действительности мы имеем дело с двумя не просто различными, но даже кардинально противоположными точками зрения на познание мира: теософия – это откровение, антропософия – открытие; теософия иерархична, антропософия – индивидуалистична; теософии ближе религия, антропософии – философия; теософия в первую очередь симпатизирует буддизму и индуизму, антропософия – христианству и каббале; теософия по сути – йога, антропософия – церемониальная магия; теософия – явление древнее, общечеловеческое и вечное, антропософия – относительно молодое, местное и временное.