• Авторизация


7 секретов «Грозы» 17-12-2020 05:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

7 секретов «Грозы»

Кирилл Зубков. Историк литературы

Вспоминаем школьную программу по литературе. Сегодня — Островский: чем живет город Калинов, темное прошлое Катерины, люди, размахивающие руками, и другие важные детали, которые читатель не должен пропустить, чтобы понять пьесу

preview_square_preview_picture-390a1bfc-2370-4aa5-a9c6-572b1c0d3d9c (660x660, 189Kb)

Эскиз декорации Бориса Кустодиева «Под сводом старинной церкви» к постановке драмы Александра Островского «Гроза». 1918 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / art-catalog.ru

1. Тайна первых слов

Помните, с чего начинается самая известная пьеса Островского? Если «Грозу» вы читали давно, а на  сцене видели недавно, то вряд ли. Писатель и критик Татьяна Москвина однажды заметила, что в  современных постанов­ках самая известная пьеса Островского может начинаться как угодно, но толь­ко не  так, как у самого драматурга  1.

1 Впрочем, недавняя «Гроза» режиссера Андрея Могучего на сцене БДТ начинается все-таки именно песней Мерзлякова.

Текст Островского начинается с песни:

«К у л и г и н (поет). „Среди долины ровныя, на гладкой высоте…“».

«Среди долины ровныя…» — песня на слова поэта Алексея Мерзлякова, ко­то­рую, судя по песенникам времен Островского, хорошо знало подавляющее большинство зрителей, сидящих в зале. Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы  видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне». Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в  родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.

2. Тайна веры героев «Грозы»

content_storm-church (660x512, 235Kb)

Эскиз декораций Александра Головина «Развалины церкви» к драме «Гроза». 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / art-drawing.ru

Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:

«Ф е к л у ш а. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить».

Что значит «время в умаление стало приходить»? Чтобы ответить на этот во­прос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Писа­тель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими го­родами, и, по ее  мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:

«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».

По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о  времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистиче­ским отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и кото­рого может не хватить.

content_storm-walk (660x409, 176Kb)

Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Гулянье на берегу Волги» к пьесе «Гроза». 1918 год Государственный Русский музей / «Артхив»

О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со  временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:

«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то  что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены».

content_storm-gate (660x457, 144Kb)

Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Ворота дома Кабановых» к пьесе «Гроза». 1918 год WikiArt.org

Город Калинов как бы выпал из нормального течения времени: именно здесь оно на самом деле пришло «в умаление».

3. Тайна размахивания руками

Кулигин видит вдалеке Дикого:

«К у л и г и н (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
К у д р я ш. Это? Это Дикой племянника ругает».

Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Для рус­ского купца XIX столетия такое по­ведение особенно значимо. Во многих школьных учебниках сказано, что жители Калинова живут по домо­строевским правилам. Однако по «Домострою» как раз положено «не выносить сор из из­бы», в  том числе не ругаться на людях (например, жену нужно «наеди­не про­учить», а бить прилюдно не стоит). Ругающийся на улице Дикой, конеч­но, ведет себя с точки зрения традиционных купеческих представлений о морали совер­шенно неправильно: весь город знает, с кем он сегодня «воюет», — и это довольно яркая характеристика персонажа.

4. Тайна возраста Кабанихи

content_storm-kabaniha (503x600, 102Kb)

Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / galeriidearta.blogspot.ru

Кабанова жалуется на свой возраст:

«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».

Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указываю­щего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой герои­ни. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубо­кой старухой. Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще моло­дой че­ловек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из пер­вых пьес Остров­ского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет. По­сле 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет. 

5. Интимные тайны города Калинова

Кудряш описывает местные любовные нравы:

«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Дело в том, что дворян­ские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX веке сильно различались: последние были гораздо свободнее. В пьесе да­же Кабаниха ничего не может поделать с  дочерью Варварой, которая почти от­крыто встречается с тем же Кудряшом.

gallery_picture-49bccb5b-b111-4ac1-85b3-23800bec5f07 (354x480, 101Kb)

Эскиз костюма Варвары. Рисунок Бориса Кустодиева. 1920 год Государственная Третьяковская галерея / «Артхив»

gallery_picture-6d0dfbfd-073e-4f74-ae69-de0b5221292e (364x480, 93Kb)

Эскиз костюма Варвары. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

В этом смысле главная героиня Катерина — исключение: в девичестве она, по всей видимости, не  «гуляла», но изменила мужу, и это для купечества было гораздо более серьезным проступком, что раскрывается в следующих репликах:

«К у д р я ш. Так неужто ж замужнюю полюбили?
Б о р и с. Замужнюю, Кудряш.
К у д р я ш. Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!».

Опасность здесь не для Бориса, а для самой Катерины: в Калинове замужней женщине измены не  простят.

6. Тайна прошлой жизни Катерины

gallery_picture-7575a0d8-ee37-4b63-ade1-fdff18e99dfa (410x480, 102Kb)

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

gallery_picture-cf03e966-e103-439e-a721-1a71a2ebf6ab (366x480, 82Kb)

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

gallery_picture-b6fdd299-40bf-482b-a04d-d465b462b8d3 (306x480, 66Kb)

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы ста­нут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».

Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то  время именно купцы после­довательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.

Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно про­тивопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди сле­довали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а  Катерина считает, что это должно идти от души.

7. Тайна грозы

Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:

«К а т е р и н а (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! <…> дома-то я к образам да Богу молиться!».

Чтобы понять, почему она боится, посмотрим, какие еще смыслы образ грозы принимает в пьесе. Для Тихона Ка­банова это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Механик-самоучка, своеобразный «про­светитель» из народа, Кулигин уверен, что гро­за — это «электричество», и хочет соорудить громоотвод. Необразованный Дикой ругает Кулигина, объясняя ему, что гроза — это наказание Божье, кото­рое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть едва ли не любого: был бы человек, а проступок найдется.

Может быть, Катерина боится, потому что, как и Дикой, просто недостаточно образованна и ее  представления — это на самом деле суеверия? Но дело в том, что гроза для Катерины — не научно объяснимое явление природы, но состоя­ние души, страх за свои собственные грехи  2.

2 Неслучайно в «Обломове», полный текст ко­торого вышел в том же году, описание грозы такое же двойственное, в нем есть и «рацио­нальная», и «традиционная» точки зрения: «Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же уста­новленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддер­жать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпуска­лась на год на весь край известная мера электричества».

Катерина боится не смерти, а са­мой себя:

«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я  явлюсь перед Бо­гом такая, какая я здесь с тобой… вот что страшно».

Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по  калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу. Время традиционного общества в пьесе Островского подо­шло к  концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление».

Источники

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. 

М., 1988.

Москвина Т. В. В спорах о России: А. Н. Островский. 

СПб., 2010.

Свердлов М. И. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня. 

М., 2005.

Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. 

СПб., 2002.

arzamas.academy

d283843db972c60fabbaac46a4cd1d16b0469acc39b9e847d7fc682a (180x180, 6Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 7 секретов «Грозы» | смольникова_екатерина - Дневник смольникова_екатерина | Лента друзей смольникова_екатерина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»