Филипп Ткачев
Тургенев стал первым русским писателем, прославившимся при жизни. Именно он пропагандировал отечественную литературу в европейских странах.
«Записки охотника», «Муму»: начало творческого пути
Иван Тургенев родился в октябре 1818 года в городе Орёл. Ваня был крупным мальчиком, мать писателя Варвара Тургенева писала: «Родился сын Иван, ростом 12 вершков…». В будущем «сын Иван» вырастет в почти двухметрового красавца.
Ги де Мопассан назовёт русского писателя «великаном с серебряной головой». Мальчик рос в семье Сергея Тургенева — офицера и героя Отечественной войны 1812 года. Отец Ивана вёл беспечный и праздный образ жизни, не задумываясь о своём финансовом положении. Из-за этого появились долги. Чтобы улучшить материальное состояние, Сергей Николаевич женился по расчёту на богатой Варваре Лутовиновой. Счастливым этот брак назвать нельзя из-за постоянных ссор, которые привели к разрыву в 1830 году. Отношения родителей оставили след на мировоззрении Тургенева, в повестях и романах которого любовь почти всегда быстро проходит.
Также на взгляды писателя повлиял характер матери. Варвара Петровна часто вела себя деспотично с сыном и крепостными крестьянами, била их. С раннего возраста Тургенев, испытавший на себе все «прелести» нравов помещиков, проникся сочувствием к крепостным. В будущем это сказалось на формировании политических взглядов писателя.
Тургенев был отлично образован. Обучившись дома грамоте и нескольким языкам у иностранных гувернёров, Иван Сергеевич поступил в пансион, а позже и на факультет словесности Императорского Московского университета. Переехав в столицу Российской империи, Тургенев перевёлся на философский факультет Петербургского университета.
В студенческие годы любимым занятием будущего классика было чтение. Тургенев, с детства знавший иностранные языки, свободно читал французских авторов. Благодаря матери, следившей за литературной модой, у Ивана Сергеевича была возможность ознакомиться с произведениями крупнейших отечественных авторов первой половины XIX века. Фаворитами Тургенева были Николай Карамзин, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Николай Гоголь. В этот же период жизни студент философского факультета начал писать свои произведения. Интересно, что сочинение прозы не интересовало Тургенева, молодой человек, вдохновившийся поэтами-романтиками, мечтал стать лириком.
В университете Тургенев был одним из лучших студентов. Получив степень кандидата философских наук, Иван Сергеевич решил продолжить образование. Для этого он отправился в Германию — Тургенев поступил в Берлинский университет, где изучал языки. Также, находясь на родине многих немецких классических философов, Тургенев погрузился в творчество Георга Гегеля. Многие литературоведы и библиографы убеждены в том, что Тургенев был одним из самых образованных и интеллектуально развитых писателей-классиков.
Жизнь в Германии произвела на Тургенева огромное впечатление. Ещё в Петербургском университете он проявлял интерес к свободолюбивым идеям сокурсников. Именно жизнь за пределами России, позволившая Тургеневу увидеть другую модель устройства общества, окончательно сформировала западнические взгляды будущего классика.
Вернувшись на родину, Тургенев отнёс текст поэмы «Параша» Виссариону Белинскому — самому влиятельному литературному критику первой половины XIX века. Несмотря на сырость произведения, «неистовый Виссарион» положительно отозвался о поэме Ивана Сергеевича.
Иван Тургенев
Похвала Белинского мотивировала Тургенева творить и дальше. Помня об охоте — одном из своих любимых занятий, Тургенев с конца 1840-х годов взялся за написание прозаического сборника «Записки охотника». В каждом рассказе ощущается исконно русский национальный колорит. Тургенев с реалистической точностью отразил быт крепостных. Иван Сергеевич открыто говорил о том, с чем он решил бороться в своём художественном произведении: «…враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться…». «Записки охотника» начал публиковать журнал «Современник». Ходил слух о том, что император Александр II окончательно решился на проведение крестьянской реформы, прочитав рассказ «Бирюк», вошедший в «Записки охотника».
Продолжил обличать крепостное право Тургенев в рассказе, ставшем неотъемлемой частью современной школьной программы по литературе. Речь идёт о «Муму». Историю про бедного дворника Герасима Тургенев написал, находясь под арестом. Писатель полтора года провёл в своём имении из-за некролога, посвящённого Гоголю. Цензоры увидели в публицистическом тексте революционные настроения.
_____________________________________________________
«Гоголь умер!»
28 апреля 1852 года Иван Тургенев был арестован за статью-некролог памяти Николая Гоголя, опубликованную в «Московских ведомостях»
Письмо из Петербурга
Гоголь умер! — Какую русскую душу не потрясут эти два слова? — Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам все еще не хочется ей верить. В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит, наконец, свое долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания — пришла эта роковая весть! — Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! — Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгаре сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников… Его утрата возобновляет скорбь о тех незабвенных утратах, как новая рана возбуждает боль старинных язв. Не время теперь и не место говорить об его заслугах — это дело будущей критики; должно надеяться, что она поймет свою задачу и оценит его тем беспристрастным, но исполненным уважения и любви судом, которым подобные ему люди судятся перед лицом потомства; нам теперь не до того: нам только хочется быть одним из отголосков той великой скорби, которую мы чувствуем разлитою повсюду вокруг нас; не оценять его нам хочется, но плакать; мы не в силах говорить теперь спокойно о Гоголе… самый любимый, самый знакомый образ неясен для глаз, орошенных слезами… В день, когда его хоронит Москва, нам хочется протянуть ей отсюда руку — соединиться с ней в одном чувстве общей печали. Мы не могли взглянуть в последний раз на его безжизненное лицо; но мы шлем ему издалека наш прощальный привет — и с благоговейным чувством слагаем дань нашей скорби и нашей любви на его свежую могилу, в которую нам не удалось, подобно москвичам, бросить горсть родимой земли! — Мысль, что прах его будет покоиться в Москве, наполняет нас каким-то горестным удовлетворением. Да, пусть он покоится там, в этом сердце России, которую он так глубоко знал и так любил, так горячо любил, что одни легкомысленные или близорукие люди не чувствуют присутствия этого любовного пламени в каждом им сказанном слове! Но невыразимо тяжело было бы нам подумать, что последние, самые зрелые плоды его гения погибли для нас невозвратно — и мы с ужасом внимаем жестоким слухам об их истреблении…
Едва ли нужно говорить о тех немногих людях, которым слова наши покажутся преувеличенными, или даже вовсе неуместными… Смерть имеет очищающую и примиряющую силу; клевета и зависть, вражда и недоразумения — все смолкает перед самою обыкновенною могилой; они не заговорят над могилою Гоголя. Какое бы ни было окончательное место, которое оставит за ним история, мы уверены, что никто не откажется повторить теперь же вслед за нами:
Мир его праху, вечная память его жизни, вечная слава его имени!
Т… в.
_____________________________________________________
Однако стоит отметить, что Тургенев, заставший в Париже революцию 1848 года, возненавидел радикализм революционеров, неминуемо приводящий к уничтожению культуры и смертям невинных людей. Он был сторонником реформ.
В начале 1850-х годов рассказ «Муму», в основу которого легла реальная история из детства Тургенева, был опубликован в «Современнике». После этого Иван Сергеевич стал самым обсуждаемым писателем в России, о его произведениях говорили в книжных салонах. Так начинался путь Тургенева-прозаика.
«Отцы и дети»: нигилизм на русской почве
После смерти царя-консерватора Николая I на русский трон взошёл более свободолюбивый Александр II. Это время стало настоящей оттепелью для русской прессы. Журналы и газеты, публиковавшие литературные произведения, открыли русскому читателю имена людей, которых сейчас называют классиками. И одной из самых ярких звёзд отечественной художественной прессы стал Тургенев.
Иван Сергеевич экспериментировал с жанрами произведений. Он написал несколько драм, активно создавал повести. Но в литературу Тургенев вошёл, в первую очередь, как выдающийся романист.
В период 1850—1870-х годов Тургенев создал свои главные романы: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Подход Тургенева к созданию книг навсегда изменил жанр романа.
Иван Сергеевич первым начал отражать в героях романов социально-политические идеи, популярные во время написания произведения. К примеру, Рудин, главный герой одноимённого романа, относится к типу «лишних людей», обладающих богатым внутренним миром, но не способных применить свои таланты на практике. Базаров из «Отцов и детей» — нигилист, отрицающий идеалы консерваторов и либералов. Главные герои романа «Новь» являются народниками. Из этой особенности следует вторая — каждый раз героем романа Тургенева становится новый тип человека, не похожий на предыдущих персонажей. Также автор «Отцов и детей» изменил читательское восприятие женских образов. Если раньше девушки чаще всего были второстепенными персонажами, то Тургенев показал читателям ярких героинь, выполняющих важные художественные функции. А ещё Иван Сергеевич доказал, что роман не должен быть огромным по объёму, чтобы претендовать на звание великой книги. Краткий стиль изложения и чувственность Тургенева в будущем использовали такие писатели, как Ги де Мопассан, Иван Бунин и Александр Куприн.
Сначала Тургенев публиковал романы в «Современнике». Однако с 1860-х годов ситуация осложнилась. Огромную роль в редакторском составе журнала начал играть настроенный радикально революционер Николай Чернышевский. Он сделал «Современник» более политическим журналом, на страницах всё чаще выходили враждебные либеральным идеалам Тургенева призывы борьбы с монархией.
Ушёл из «Современника» Тургенев в начале 1860-х годов, когда критик Николай Добролюбов опубликовал статью о романе «Накануне». В ней произведение Ивана Сергеевича рассматривалось исключительно с выгодного революционерам политического ракурса. Тургенев всю жизнь был сторонником принципа «искусства ради искусства», согласно которому любой объект культуры нельзя ставить в жёсткие рамки и навязывать через него мораль.
После ухода из «Современника» у Тургенева испортились отношения со старыми друзьями, чьи политические взгляды всегда были чужды автору «Дворянского гнезда». Тургенев перестал общаться с анархистом Михаилом Бакуниным. А социал-демократ Александр Герцен, уехавший в Лондон и издававший там «Колокол», разозлился на Тургенева за то, что писатель написал объяснительное письмо лично Александру II, в котором Иван Сергеевич объяснял, что не имеет отношения к распространению подпольной прессы на территории Российской империи.
Впрочем, отношения у Тургенева складывались сложно не только с политическими деятелями, но и с писателями. Иван Гончаров заподозрил старого друга в плагиате. Из-за этого два Ивана перестали общаться.
__________________________________________________
Спор Гончарова и Тургенева о плагиате
В 1860 году русскую литературу сотряс небывалый скандал. Иван Гончаров обвинил Ивана Тургенева в плагиате. Подозрения пали на «Дворянское гнездо» и «Накануне»
Гончаров считал, что в романах используются идеи его «Обрыва». Сначала писатели спорили в переписке. 3 марта, прочтя начало «Накануне», Гончаров похвалил таланты Тургенева, но тонко намекнул на заимствования. Затем в литературных кругах распространились неприятные слухи. Посредником в споре оказался Аполлон Майков. Финалом конфликта стал состоявшийся 29 марта «третейский суд» Павла Анненкова, Александра Дружинина, Степана Дудышкина и Александра Никитенко. Товарищи отвергли обвинения в плагиате. После суда Тургенев объявил, что отныне его дружеские отношения с Гончаровым прекращаются. Подробно историю ссоры с «другом-противником» Гончаров описал в «Необыкновенной истории».
Письмо Гончарова Тургеневу
<3 марта 1860. Петербург>
Спешу, по обещанию, возвратить Вам, Иван Сергеевич, повесть «Накануне», из которой я прочел всего страниц сорок. Дочитаю когда-нибудь после, а теперь боюсь задержать: у меня есть другое дело.
На обе эти повести, то есть «Дворянское гнездо» и «Накануне», я смотрю как-то в связи, потому, может быть, что ими начался новый период Вашей литературной деятельности. Я даже беру смелость, судя и по тем сорока страницам, которые я прочел, заключить, каким чувством руководствовались Вы, когда писали и ту и другую вещь.
Извините, если скажу, что, не читая «Накануне», я считал Вас слабее, и всего того значения не придавал Вам, какое Вы приобретаете этою повестью, по крайней мере в моих глазах и некоторых других, может быть. Мне очень весело признать в Вас смелого и колоссального… артиста. Желаю, чтоб Вы продолжали и кончили литературную карьеру тем путем, на который недавно так блистательно вступили.
Я помню, что Вы однажды было приуныли и как будто опустили крылья, но талант, к всеобщей радости, не дал Вам покоя, и благородные стремления расшевелились.
По прежним Вашим сочинениям я и многие тоже не могли составить себе определенного понятия о роде Вашего таланта, но по этим двум повестям я разглядел и оценил окончательно Вас как писателя и как человека.
Как в человеке ценю в Вас одну благородную черту: это то радушие и снисходительное, пристальное внимание, с которым Вы выслушиваете сочинения других и, между прочим, недавно выслушали и расхвалили мой ничтожный отрывок все из того же романа, который был Вам рассказан уже давно в программе.
Ваш искренний и усердный ценитель
И. Гончаров.
Не забудьте как-нибудь прислать мой носовой платок: извините, что напоминаю; Вы такой рассеянный и забывчивый.
Читать в Пассаже решительно не буду, потому что нездоров.
Второе письмо Гончарова Тургеневу
27 марта 1860 г. [С.-Петербург]
… При появлении «Дворянского гнезда», опираясь на наши старые приятельские отношения, откровенно выразил Вам мою мысль о сходстве этой повести с сюжетом моего романа, как он был Вам рассказан по программе. Вы тогда отчасти согласились в сходстве общего плана и отношений некоторых лиц между собой, даже исключили одно место, слишком живо напоминавшее одну сцену, и я удовольствовался.
С появлением Вашей повести «Накануне», прежде нежели я увидел и имел ее у себя в руках, уже кое-где говорили и раза два мне самому о том, что будто и в ней есть что-то сходное с продолжением моей программы. Тогда только, получив ее от Вас, я прочел страниц тридцать и мне самому показалось, что есть что-то общее в идее Вашего художника Шубина и моего героя. Крайний недосуг помешал мне дочитать повесть до конца, и я отослал ее Вам назад. Это предположение мое о сходстве обоих лиц состоялось уже после того, как со стороны дошли до меня слухи о сходстве.
Затем остается решить, каким образом могла родиться в голове других мысль о подобном сходстве. Я объясняю это так: я многим знакомым рассказывал сюжет своего романа, показывая и самую программу; и от некоторых коротких лиц не скрыл и ту нашу переписку и объяснение, к которым подало повод «Дворянское гнездо». Я не считал этого тайной, тем более, что Вы предоставили мне право делать из письма Вашего какое я хочу употребление. Но я сделал это единственное только употребление с тою только целью, что намеревался продолжать свой роман и хотел отчасти предупредить всякие толки не в свою пользу о тождестве сюжетов; а у некоторых спрашивал мнения, хотел узнать их взгляд, могут ли тот и другой сюжеты подать повод к мысли о каком-нибудь сходстве и стоит ли приниматься за это дело.
В том, что слух этот распространился и дошел уже до Вас, виноват не я. Я могу только выразить догадку, что мысль о внешнем сходстве «Дворянского гнезда» с «Райским», раз сделавшись известной, могла подать повод к разным предубеждениям и догадкам насчет сходства и между художниками…
Ив. Гончаров
Письмо Майкова Гончарову
<С.-Петербург. 28 марта 1860 г.>
На вопрос Ваш, люб<езнейший> Ив<ан> Ал<ександрович>, что я говорил И<вану> С<ергеевичу> Т<ургеневу> о Вас, скажу откровенно следующее.
В разговоре об Вас, о том, что Вы делаете, что вас не видно, и пр<очее>, я просил И<вана> С<ергеевича> объяснить мне, что у вас с ним вышло, ибо ходят слухи, будто вы обвиняете его в том, что он из вашего романа, который вы теперь пишете и которого план ему был известен прежде, выкроил две повести — Дв<орянское> Г<нездо> и На<кануне>?
От вас лично я ничего подобного не слыхал сам, Ивану С<ергеевичу> тоже не сказал, чтобы это обвинение узнано от Вас, и вообще не говорил от кого слышал, — и считаю тоже так же неприличным сказать и Вам, хоть я никого не выдал бы, ибо мне никто не сообщил этого под условием тайны, а просто об этом обвинении говорили как об одной из новостей дня в разных литературных кружках, что меня не связывало конечно спросить прямо как И<вана> С<ергеевича>, так и Вас. А спросил я прежде И<вана> С<ергеевича> потому что его прежде встретил, и потому что этому слуху не придавал никакой важности.
Источники
Гончаров И.А. Литературно-критические статьи и письма. — Л.: Гослитиздат, 1938. — С. 251—252.
Гончаров И.А. Новые материалы и исследования. — М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. — С. 371—372. — (Лит. наследство; Т. 102)
_________________________________________
Полина Тургенева, дочь писателя
Поссорился с Тургеневым и Лев Толстой. Иван Сергеевич как-то рассказал историю о том, как его дочь добровольно помогла крестьянам стирать одежду. Автор «Анны Карениной» не поверил в искренность родственницы Тургенева, о чём и сказал. Дело чуть не кончилось дуэлью. Писатели не общались около семнадцати лет, они помирились незадолго до смерти Тургенева.
Лев Толстой
Самыми сложными были отношения Тургенева с Фёдором Достоевским. Ещё в молодости они иронично отзывались о произведениях друг друга. Однако открытый конфликт между писателями начался, когда Достоевский вернулся с каторги убеждённым славянофилом, мировоззрение которого было полностью противоположно идеалам либералов-западников. Фёдор Михайлович обвинял Тургенева в непонимании русского народа и в недооценке роли России в истории. В романе «Бесы» Достоевский даже вывел карикатурный образ западника в лице писателя Кармазинова, высмеивая некоторые черты характера и взгляды Тургенева.
После ухода из «Современника» Тургенев несколько лет сотрудничал с «Русским вестником» Михаила Каткова. Однако вскоре Иван Сергеевич нашёл родную для себя стихию — он начал работать с либеральным журналом под названием «Вестник Европы».
Последние годы жизни
Начиная с середины 1860-х годов, Тургенев жил на территории Западной Европы, иногда возвращаясь в Россию. Находясь далеко от родных мест, писатель продолжал посвящать свои тексты, в первую очередь, жизни русских людей.
Почему же Тургенев уехал из России, если он так переживал за её судьбу? Всё дело в Полине Виардо — певице из Франции, которая всю жизнь была музой и любимой женщиной Тургенева. За ней писатель был готов бежать на край света, оставив всё.
Русская публика неоднозначно встречала романы, написанные в Европе. Достоевский говорил о том, что Тургенев исписался. Впрочем, сложно говорить об объективности Достоевского в оценке романов «Дым» и «Новь», так как личная неприязнь могла породить предвзятое отношение к деятельности Тургенева.
Зато европейская публика с радостью приняла книги Ивана Сергеевича, ставшего первым русским автором, способным похвастаться заграничной славой. Тургенев часто общался с крупнейшими западными писателями. К примеру, он лично встречался с Виктором Гюго, Мопассаном, Гюставом Флобером, Чарльзом Диккенсом и другими.
Тургенева приглашали на различные литературные конгрессы, а в 1879 году в его честь был организован пир в Оксфорде — «великан с серебряной головой» стал доктором гражданского права.
Несмотря на конфликты с Толстым и Достоевским, Тургенев пропагандировал их произведения в Европе. Именно автор «Отцов и детей», убеждённый западник, старался прославить русскую культуру на весь мир.
К слову, примирение между Тургеневым и Достоевским всё-таки состоялось. Произошло оно летом 1880 года в Москве. Тургенев приехал из Европы на открытие памятника Пушкину, чтобы выступить с речью о «солнце русской поэзии». Достоевский тоже был там. У них были абсолютно разные взгляды на творчество Александра Сергеевича, но ясно было одно — оба считали автора «Евгения Онегина» гениальным русским поэтом. Когда Достоевский закончил своё выступление, Тургенев даже подошёл к нему, чтобы обняться.
В последние годы жизни Тургенев решил вновь поэкспериментировать с жанрами. Он создал невероятно поэтичный цикл под названием «Стихотворения в прозе». В самом знаменитом произведении из этого сборника — тоска по родной России, которая чувствуется даже в Европе благодаря русской речи: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
В одной из своих последний повестей, получившей название «После смерти (Клара Милич)», автор вовсе перешёл от реализма к миру мистики, предвосхищая русский Серебряный век.
Умер Тургенев в 1883 году во Франции. Похоронили его в Санкт-Петербурге. Многие поклонники пришли на кладбище, чтобы проститься с любимым автором.
В историю русской литературы Тургенев вошёл как автор произведений, отражающих жизнь дворян и крестьян в России XIX столетия.
Источники
Н.Н. Мостовская и Н.С. Никитина. И.С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. 1990
Ю.В. Лебедев. Жизнь замечательных людей. Тургенев. 1990
Г. А. Белый и А. Б. Муратов. Тургенев в Петербурге. 1970
Н.Н. Наумова. Иван Сергеевич Тургенев. Биография писателя. 1976
Лекция Д.Л. Быкова «Что нам оставил в наследство Тургенев?»
diletant.media