• Авторизация


материал. псих, тимои, пед... 02-05-2012 14:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Основные психологические теории личности:
Психология (термин 18в. Христиан Вольф) – наука о душе.- это наука, изучающая закономерности формирования, развития и функционирования психики, как свойства высокоорганизованной материи отражать действительность. Объект – человек и его психическая деятельность. Основное свойство человека – свойство психики – отражать действительность. Высокоорганизованная материя – это мозг. Задача - это опосредственное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей.
Предмет – мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Под психологическими фактами подразумевается широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений).
Задачи: уяснение природы психического; учение законов психической деятельности в ее развитии. Прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. (различный службы психологич. помощи, «горячие линии» телефонной психологич. помощи, психологические центры, психологич. службы в различн. организациях). Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
Основные методы психологии
Методы сбора/получения информации:
наблюдение – это исследование психологических паттернов(стереотипов) поведения личности в естественных условиях(включенное(открытое, скрытое), невключенное, самонаблюдение), беседа – это диалог между людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, опрос – это результат самоанализа. Опросник состоит из вопросов или утверждений, с которыми вы можете согласиться или нет, интервью – это беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, тестирование – это особого рода испытание в ходе которого испытуемый выполняет спец.разработанное задание или отвечает на вопросы. Вопросы носят косвенный характер, проектированные методы – допускается неограниченное количество ответов, метод незаконченных предложений, эксперимент – активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осущ. планомерного манипулирования одной или несколькими переменными и регистрация сопутствующих изменений в поведении изуч. объекта.
Методы обработки и интерпретации данных: методы логической и теоретической обработки(анализ, синтез, дедукция, индукция), математические методы в психологии(корреляционный анализ)
Структура современной психологии: Общая П исследует индивида, Генетическая П изучает наследственные механизмы психики и поведения, Дифференциальная П выявляет и описывает индивидуальные различия людей, Возрастная П выявляет и описывает индивидуальные различия по возрастам, Социальная П изучает ч-кие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей в разного рода группах(в семье, школе, коллективе), Педагогическая П объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием, Медицинская, патоП, психотерапия имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении ч-ка. Их задача – объяснить причины психических нарушений и обосновать методы предупреждения и лечения, Юридическая П рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и нужна для воспитания
Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации, ЗооП изучает поведение и П животных, П туда изучает психологические аспекты трудовой д-ти, Инженерная П изучает взаимоотношение ч-ка и машины и психологическую д-ть оператора, Психосоматика, П аномального онтогенеза, экспериментальная П.
Основные психологические теории личности:
Личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством.
Психоанализ: З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная.
Индивидуальная психология, А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь).
Аналитическая психология, К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества).
Неофрейдизм: Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер): предметом психологии является поведение, его анализ ограничивается внешне наблюдаемыми реакциями (мысли, сознание, все, что не поддается объективной регистрации не изучается); личность – совокупность поведенческих реакций (возникающих на определенный стимул), присущих данному человеку.
Когнитивный подход (Д. Келли, Брунер): подчеркивается влияние интеллектуальных (мыслительных) процессов на поведение человека, человек – личность понимающая, анализирующая, поскольку находится в мире информации, которую надо понять.
Гуманистические теории: изучают здоровые, гармоничный личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».
2.Предмет эксперементальной психологии
Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.
Экспериментальная психология – вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека (и животных). В каждой науке экспериментальный метод обладает своими приемами и правилами, результатом трудностей, которые встречали и преодолевали исследователи прошлого.
Предметом психологии является человеческая психика или, лучше сказать,— чтобы избежать термина «психика», всегда сохраняющего свой таинственный и даже эзотерический аспект,— человеческая личность, рассматриваемая как единая система всех ее инстанций.
Предметом психологии является человеческая психика или, лучше сказать,— чтобы избежать термина «психика», всегда сохраняющего свой таинственный и даже эзотерический аспект,— человеческая личность, рассматриваемая как единая система всех ее инстанций.
Под экспериментальной психологией понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии. Эта точка зрения отражена в «Экспериментальной психологии» под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже (Экспериментальная психология, 1966).
Предмет – нормы и правила научного психологического исследования.
Задача – ознакомлении со специфическими методами психологического исследования.
Принципы исследования:
принцип детерминизма (в отличие о механического детерминизма, согласно которому причина всегда предшествует следствию, в нашем случае происходит взаимодействие психики со средой – действие внешних причин опосредуется внутренними условиями, т.е. психикой);
принцип единства физиологического и психического (построение психологических моделей психических явлений и их исследование вполне возможно без ссылок на физиологию, но иметь представление об основах физиологии психологу необходимо);
принцип единства сознания и деятельности (сознание деятельностно, а деятельность сознательна);
принцип развития (= историзма) (требует рассматривать явления в их непрерывном движении, изменении);
принцип объективности;
системно-структурный принцип (любые психические явления должны рассматриваться как целостные системы процессов).
Этические проблемы в психологическом эксперименте:
принцип «не навреди!»;
в некоторых странах приняты специальные профессиональные кодексы психолога (в России пока нет).
Требования этики:
получить согласие испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования;
защитить испытуемого от вреда и дискомфорта;
заботиться о конфиденциальности информации об испытуемых;
полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.
компетентность, честность, профессиональная и научная ответственность, уважение к правам и достоинству людей, забота о благополучии других людей, социальная ответственность.
Основные этапы проведения исследования: постановка проблемы – формулировка задачи – гипотеза – проведение эксперимента – интерпретация результатов – выводы.
Классификация методов Пирьова:
наблюдение (объективное, субъективное (=самонаблюдение));
эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический);
моделирование (физическое, математическое, имитационное);
психологическая характеристика особенностей мышления, памяти, темперамента и т.п. (опирается на результаты исследования и эксперимента);
вспомогательные методы (неспецифические для психологии – физиологич., фармакологические, биохимические, математические, графические);
специальные методы: метод сравнительного исследования (например, исследование развития ребенка и детеныша шимпанзе), патопсихологический метод (исследуются отклонения психики от норм).
В зависимости от продолжительности исследования методы: кратковременные, долговременные, ускоренные.
В зависимости от направления исследования: ретроспективные (развитие человека в прошлом), перспективные, сочетающие (перспективное + элементы перспективного).


3. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.
Возрастная психология особая отрасль знаний. Рассматривая процесс развития ребёнка, она дает характеристику разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство».
Понятие возраста неоднозначно и включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:
1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом.
3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст (показатель интеллекта); психосексуальный возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени).
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. /Понятие акселерации, ретардации, децелерации.
Существует другой подход к понятию возраста:
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Предмет – закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возрастная психология изучает особенности психического развития, а также феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. В психологии – формирование основных структур психики, личности в течение жизни человека.
Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны:
количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...);
качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию);
эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно;
революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;
ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении.
Задачи:
накопление фактов и расположение их во временной последовательности, приведение их в систему;
выделение этапов и стадий развития;
выявление причин, основных тенденций и общих закономерностей самого процесса развития;
Задачи возрастной психологии.
1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие;
2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);
3. Соотношение и влияние задатков и способностей;
4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;
5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии;
6. Влияние семьи на психическое развитие;
7. Проведение психодиагностической работы;
8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.
Методы:
Наблюдение. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Естественно-научный констатирующий эксперимент. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
Метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта).
Лонгитюдный метод. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.
Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы
Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету;
Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.
Формирующий эксперимент. Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский).
Лабораторный и естественный эксперименты.

4. Социальная психология: теоретические и прикладные задачи.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания. Социальная психология – наука о закономерностях группового поведения в отношениях между его субъектами: индивидами, группами, обществом. Изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей. Социальная группа – два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности. В зрелых группах существуют свои традиции и нормы.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е. отличаются друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы. Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например, супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого и др. Взаимодействие может быть между личностями, между группами, между личностью и группой.
Психологические процессы, состояния, свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.
Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовый энтузиазм, ликование, апатия, страх и т.д.
Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач:
выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований (практическая задача). (+ можно добавить практическое психологическое консультирование организаций и отдельных людей по проблемам социального взаимодействия, разрешения конфликтов (групповых, межличностных, национальных и т.п.); составление практических рекомендаций по управлению стихийными группами и т.п.).
и "достраивание" своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований (теоретическая задача).

5. Теоретические и практические задачи педагогической психологии (ПП).
Педагогическая психология - это отрасль, изучающая проблемы обучения и воспитания, устанавливающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая психология (термин П.Ф. Каптерев 1874) – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской психологией, психофизиологией.
Предмет – факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
В частности, ПП «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания», т.е. формирование психических новообразований.
Разделами, или узкими областями психологической науки являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий и т.д.); психология воспитания (психологические основы методики воспитания, психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми
Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Задачи:
раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), и использования его в различных ситуациях;
определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
определение механизмов, закономерностей развивающего обучения;
определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.
В принципе все эти задачи можно отнести к теоретическим, однако их решение позволит применять полученные результаты на практике, и даже больше – эффективное решение этих задач позволит улучшить процессы обучения и воспитания.
Еще к практическим задачам можно отнести психологическое консультирование учащихся, их родителей, педагогов по вопросам обучения и воспитания, взаимоотношений в школьном коллективе, проблемам неуспеваемости и т.д.

6. Психологические проблемы информатизации учебного процесса.
На современный этапе развития общества информационные технологии (ИТ) завоевывают все новые сферы человеческой деятельности, с ними взаимодействуют самые широкие слои населения. Как и во многих других странах, в России отмечается высокая степень готовности к применению ИТ как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации (ППИ).
Особенности воздействия ИТО на психику обучаемого:
• те новообразования, которые возникают под влиянием ИТО, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом же снижается роль эмоциональных средств общения
• наблюдается и обратный процесс: особенности традиционной деятельности становятся присущи и компьютеризированной.
Психологические аспекты информатизации:
элементы «очеловечивания» программ и самих компьютеров;
использовании компьютерного слэнга;
появление Интернет-зависимости, свидетельствующей об изменении личности (психологические последствия этого явления – социальная изоляция (частичный и полный отказ от общения с другими людьми, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов и т.п.)).
При работе в Интернет повышается активность учащегося, индивидуализируется процесс обучения, появляется доступ к различным источникам информации, это стимулирует развитие личности обучаемого – самостоятельности его суждений, инициативности. Однако существуют и отрицательные последствия: интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует того, что обучаемый успешно адаптируется к запросам и требованиям социальной среды. Опасность кроется и в том, что современные ИТО часто обеспечивают легкость получения разнообразной информации.
Как показывает мировой и отечественный опыт, ИТ оказывают все более активное воздействие на формирование психических процессов. Целесообразно выделить следующие основные зоны ППИ. Непосредственное взаимодействие с ИТ в рамках учебной, трудовой, игровой и других форм деятельности образует центральную зону ППИ. Вплотную к ней примыкают некоторые традиционные формы деятельности, связанные с взаимодействием с ИТ (например, консультирование пользователей с экспертами в области ИТ). Наиболее яркие и во многом негативные примеры изменения личности под влиянием ИТ - это компьютерная "игровая наркомания" и так называемое хакерство . Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. Некоторые психологические механизмы воздействия информатизации:
Аналогия и уподобление: Перенос навыков работы с ИТ на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства. Ш.Текл вводит представление о компьютерах как о "втором Я" и демонстрирует на ряде примеров возможность преобразования детьми собственного поведения путем опоры на опыт применения ИТ. Так, автор описывает ребенка, оказавшегося способным изменить заниженную самооценку - для него это показалось аналогичным смене программного обеспечения или операционной системы компьютера. Другим детям удалось преодолеть страх перед точными науками после успешного освоения работы с компьютером, обычно ассоциирующимся с математическими дисциплинами.
Реверсия: Часто отмечается, что ИТ способствуют возникновению новых видов и форм деятельности, новых навыков, знаний, умений. Вместе с тем одним из последствий информатизации является и своеобразное возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени утративших свою роль психических компонентов. Применительно к ППИ примером реверсии является изменение роли письменной речи. Системы электронной почты возродили навыки письменного общения, которые постепенно сходили на нет после появления телефона и радиосвязи.
Экзуция: Информатизацию часто связывают с исключением, отмиранием ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности. Для обозначения указанного явления может быть использован термин "экзуция" (лат. exutio - исключение, изъятие, истребление). Примерами экзуции являются многочисленные данные о постепенном угасании вычислительных навыков. Аутизм: Как отмечалось выше, системы виртуальной реальности позволяют реализовывать социально одобряемые способы расширения символического опыта. Моделирование, проигрывание и своеобразное "проживание" различных ситуаций, использование компьютера для реализации различных творческих идей способствуют развитию воображения, творческих способностей, познавательных потребностей, самоактуализации. Вместе с тем, как показывает опыт, возникающая в этих условиях возможность ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир "компьютерных грез в киберпространстве", в виртуальную реальность может стимулировать явление аутизации пользователей ИТ. Наиболее уязвимыми к негативным влияниям такого рода являются дети.

7. Функции педагогического процесса и роль современных информационных технологий в их реализации. Цели воспитания в «узком» и «широком» смысле слова.
Педагогический процесс - это специально организованное, развивающееся во времени в рамках определенной воспитательной системы, взаимодействие воспитателей и воспитанников направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогический процесс – главная структурная единица воспитания. Педагогический процесс – особый вид социальной деятельности, направленный на организованное взаимодействие обучающего и обучаемого, направленный на достижение заданной цели и приводящий к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучаемого. Направлен на развитие личности и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Функции ПП:
1. Образовательная – формирование потребности и опыта учебно-познавательной деятельности, т.е. освоение основ научных знаний.
2. Воспитательная – формирование определенных качеств.
3. Развивающая – формирование и развитие психических процессов
Роль ИТ в реализации функций образования.
В образовании ИТ создают новые возможности:
- передачи знаний, обеспечивают наглядность информации (деятельность педагога);
- восприятия знаний, (например, с помощью многократного повтора, возвращения к уже пройденному, с помощью предоставления моделей, проблемных ситуаций, игровых форм обучения) - (деятельность ученика);
- контроля и оценки качества обучения.
В воспитании возможно применении ИТ во внеурочной деятельности, для развития коммуникативных способностей. ИТ предоставляют свободу и самостоятельность в анализе действительности, стимулируют личностное восприятие учебной информации учениками, вызывают активное оценочное отношение к изучаемому, формирует интересы.
В развитии возможно применении различных развивающих программ, задач, тренировочных систем, моделирующих программ, средств мультимедия, микромиров (особо узкоспециализированных программ, позволяющих создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы).
Роль ИТ: повышение эффективности обучения за счет нового качества наглядности, интерактивности учебного процесса; эффективная реализация межпредметных связей; создание устойчивого интереса и положительной мотивации учения за счет естественного интереса к новому инструменту познания – компьютеру; включение механизма развития исследовательских, творческих качеств; развитие качеств рефлексии, самореализации, самопознания.
Развитие (новообразования в психике) зависит от генетики, среды, воспитания и собственной деятельности.
Воспитание – целенаправленное формирование личности и создание условий для этого.
Воспитание – целенаправ.организованный проц., обеспеч-й всесторонне гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деят-ти, и формирования у чел. высоких, гражданско-политич., морально-нрав-х, психологич.и психич.качеств, привычек поведения и действий, в соотв.с предъявл.обществом соц.и пед.треб. В широком понимании – воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (дух.наследие)ю В узком понимании – воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю¬дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер¬но проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого. главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
В узком смысле целями воспитания могут быть:
- создание положительных интересов и угашение нежелательных;
- эстетическое воспитание (развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное);
- нравственное воспитание (человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества к моральным, нравственным качествам человека, к его поведению);
- развитие у детей чувства патриотизма;- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия; (Коллектив (Макаренко) – компактная социальная группа людей, объедин. единым видом общ. деят., общностью интересов, целостнойустановки, нормы поведения, сотрудничество и взаимопомощь – главное ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ) - формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным.
Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых
Основные виды: - по формам – семейное, школьное, религиозное, воспитан.в спец учебн заведен, воспитание по месту жительства, внешкольное. По отношению воспитатель-воспитуемый – авторитарное (всегда прав педагог), свободное, демократическое. По содержанию – трудовое, умственное, физическое. По объектам – гражданское, экономич.,эстетич., нравиствен., идейно-политич., интернациона-ое, патриотич., правовое

8. Системы и виды обучения, их сущность. Роль и место современных информационных технологий в их разработке и реализации
Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Выбранный вид обучения зависит от следующих компонентов:
1)характера деятельности учителя;
2)особенностей обучения учеников;
3)специфики применения знаний на практике. Выделяется несколько видов обучения: догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное.
Догматическое обучение, существовавшее в Европе много веков, предполагает изучение фактов, явлений действительности, связей между ними как определенных неизменных положений догм. Учитель излагал ученикам определенную сумму знаний в готовом виде, без объяснения. Ученики должны были запомнить этот материал и дословно его воспроизвести. От них не требовалось умения применять эти знания на практике. Этот вид обучения наиболее способствует развитию механической памяти, но не создает условий для интеллектуального развития личности.
Объяснительно-иллюстративное обучение, Такое обучение называют еще традиционным. Главные методы этого обучения – объяснение в сочетании с наглядностью; Ведущие виды деятельности учеников – слушание и запоминание; главное требование – безошибочное воспроизведение изученного. преимущества: оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. недостатки – преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. ИТ применяются при закреплении м-ла, тестирование, контроль.
Проблемное обучение, Организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Важным этапом является создание проблемной ситуации Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Это противоречие обусловлено невозможностью с помощью имеющегося у ребенка запаса знаний объяснить возникший вопрос. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников. ЕЕ введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе ученик перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание и приобретение недостающих знаний. Далее следует этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставление их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Преимущества ПбО: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам относятся слабая управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Программированное обучение. Основная цель – улучшение управления учебным процессом. ПО направляет свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяет контролировать каждый шаг продвижения ученика по пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь. Если это удается сделать, то ученики избавляются от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.
Особенности программированного обучения:
- учебный материал разделяется на отдельные порции;
- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- каждый шаг завершается контролем;
- при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
- при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
- каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
- результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам, так и педагогу;
- педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
- в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
Программированное обучение осуществляется машинным и безмашинным способами. Компьютеры работающие по специально составленным обучающим программам, быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними школьников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие программы называются адаптивными. В безмашинном варианте ПО функции управления познавательной деятельностью ученика осуществляет программированный учебник или специально составленные программированные материалы, пособия.
Компьютерное обучение. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.
Два важнейших эффективных использования комп. В обучении:1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам; 2) развитие общих и специальных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить. Кроме того компьютеры широко используются для тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время учителя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.
Есть еще такой вид как дифференцированное обучение . Все виды обучения, особенно программированное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп. Цель ДИфО в школе – уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выравнять» их подготовку, возбудить интерес к изучению. Дифференциация на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств и методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Т.О. дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех учащихся.
Системы обучения
Индивидуальная система обучения. При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и, даже если учитель занимается с группой, работа с каждым учеником ведется отдельно. Индивидуальное обучение зародилось очень давно, и особенно было распространено в средневековых школах. Несмотря на ряд положительных сторон (непосредственный контакт учителя и учащихся, возможность при затруднениях оказать ученику своевременную помощь), эта система имеет существенные недостатки: учитель тратит свое время и силы только на одного ученика, на таких занятиях нет коллектива учащихся, что снижает их воспитательное значение.
Классно-урочная система обучения. наиболее популярная организация процесса обучения, при которой учащиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок. Преимущества классно-урочной системы обучения заключаются в ее экономичности, в том, что она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения и создает условия для формирования коллектива учащихся. При классно-урочной системе велика роль учителя, который является организатором и руководителем учебно-воспитательного процесса, его главной фигурой.
Лекционно-семинарская система обучения. При лекционно-семинарной системе основными формами обучения являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы). При этой системе обучения создаются различные учебные группировки: потоки, группы, подгруппы. Кроме того, могут вестись занятия с отдельными учащимися по индивидуальному плану.
Лекционно-семинарская система имеет свои недостатки и преимущества. Недостатком является некоторая отдаленность преподавателя от учащихся. В то же время обеспечивается глубина, научность обучения, лучшая техническая оснащенность, экономичность. Эта система обучения характерна для вузов и частично для старших классов средней школы.
Лекционно-семинарская система имеет следующие формы организации учебной работы: лекции, практикумы, семинары, консультации, факультативы.
Лекция - это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы научного, социально-политического, нравственного или идейно-эстетического содержания. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.
Семинары используются как форма творческого обсуждения темы иди отдельных вопросов по гуманитарным дисциплинам (литературе, истории, обществоведению). Их целью является расширение самостоятельной работы учащихся. Для семинара учащиеся (2-3 человека) готовят доклады, пользуясь дополнительной литературой. Эти доклады обсуждаются на семинаре, поэтому к нему готовятся все учащиеся, и даже выделяются специально содокладчики, оппоненты, которые должны дополнить, оценить доклады, опровергнуть или поддержать отдельные положения.
В практике работы образовательных учреждений сложились относительно обособленные, отличающиеся рядом, признаков виды обучения. Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; ; функции используемых средств, методов и форм обучения. \ Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе. Различают следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно-ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др. ; Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) — обучение, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, а обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.
Догматическое — обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру.
Проблемное — обучение, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем. При этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Развивающее — обучение, обеспечивающее оптимальное развитие учащихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. При этом обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично.
Эвристическое — обучение, базирующееся на основных принципах проблемного и развивающего обучения, которое предполагает успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное — обучение, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное — обучение, основывающееся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭМВ, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.
Модульное — обучение, придающее полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации — модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Дистанционное — обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью современных систем телекоммуникаций. Здесь всё построено на использовании ИТ
Межпредметное — обучение, основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.

9. Педагогические технологии. Базовые педагогические технологии информатизации образования
ПТ – совокупность методов и средств воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позвол. Успешно реализовывать поставленные образовательные цели (гарантировать результат) ИТ — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
Современные педагогические технологии в обучении информатике
Обучение в сотрудничестве
Кооперативное обучение
Проектное обучение Метод проектов - это один из примеров обучения в группах по технологии сотрудничества.
Метод проектов — это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях по сравнению с кооперативным или проблемным обучением.При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
Главным же отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Результаты выполненных групповых проектов должны быть «осязаемыми», т. е. если решалась теоретическая проблема, то должно последовать ее конкретное решение, если ставилась практическая задача — то конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
История метода проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления их «общественности», т. е. другим учащимся группы, внешним экспертам по данному вопросу и т. п.
Проблемное обучение Под проблемным обучением(problem-based learning) понимается такая профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают свои мыслительные способности в результате решения проблемных ситуаций, подготовленных преподавателем. Работа учащихся строится при этом вокруг ключевых проблем, выделенных в конкретной профессиональной деятельности (например, медицине, юриспруденции, бизнесе и пр.). Здесь проблема идет впереди знаний учащихся, она принуждает их искать и находить нужную информацию, получать знания из различных источников информации. Причем очень часто эти знания носят междисциплинарный характер.
Проблемно-модульное обучение Обучающий модуль — это собственно фрагмент содержания курса вместе с учебными материалами, самостоятельно планируемая единица учебной деятельности, помогающая достичь четко определенных целей или, другими словами,автономная порция учебного материала. Российские ученые (А. Вербицкий, Ю. Балашов, В. Рыжов и др.) развили этот вопрос, введя понятие профессионально сориентированного «деятельностного модуля», где модуль — это определенный объем учебной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Разноуровневое обучение является одной из новых педагогических технологий, реализующих на практике принципы личностно-ориентированного обучения. Под разноуровневым обучением мы понимаем разный уровень усвоения учебного материала, т. е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C. Таким образом, разноуровневое обучение — это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, его творческому применению. Темы же, предписанные общими требованиями действующих программ, остаются едиными для всех уровней обучения.
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор хар-ра воздействия в проц организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогические технологии:обучение в сотрудничестве; метод проектов; индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Все 3 новых пед технологий относ к гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой кот явл особ внимание к индивидуальности чел, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Метод проектов всегда ориентирован на самост деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обуч. Метод проектов всегда предполаг решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообраз методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.
Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при кот учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств; Это Часть общей дидактической системы, которая обеспечивается специализацию учебного процессе для различных групп обучаемых. Дифференциация обучения– это: Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть уч. процесса.
Новейшие технологии имеют следующие преимущества:способствуют повышению мотивации обучения; являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности; повышают информативность, интенсивность, результативность образования;
По ориентации на личностные структуры пед.технологии дел.на: Информационные (формирование знаний, умений, навыков), Операционные (формирование способов умственных действий), Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений), Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений), Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов); По характеру содержания образования: Обучающие - воспитательные, Общеобразовательные – профессиональные. По организационным формам: Классно-урочные - альтернативные , Индивидуальные - групповые , Коллективный способ обучения , Способы дифферинцированного обучения , По отношению к ребенку: Авторитарные, Личностно-ориентационные и т.д.

10. Образовательные системы РФ, показатели качества управления. Взаимодействие социальных институтов и органов управления образованием, роль информационных и коммуникационных технологий


Обр. сист. РФ – совокупность взаимодействующих образовательных программ и гособразовательных стандартов и сети реализующих из образовательных учреждений, различных организационно-правовых форм и органов управления.
Образовательными называются учреждения, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и обеспечивающих содержание и воспитание воспитанников и обучающихся.
Типы: дошкольный, общеобразовательный (школы, лицеи, гимназии), учебные профессиональные учреждения (нач. проф, сред. Проф, высшее, послевузовское), учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения, спец (коррекционное) для детей с отклонениями в развитии, дополнительное обучение детей, другие….
Образовательная программа – определенное содержание образовательного процесса.
Органы управления (уровни)- федеральный государственный;
- субъекты федерации; - местные.
Закон РФ «Об образовании» принят в 1992г его принципы:
гуманистический хар-р, общедоступность, светский (религию нельзя), демократический, государственный общественный характер управления образованием, единое федеральное культурное образовательное единство, свобода и плюрализм в образовании (допустимы разные подходы, но нельзя партии палитические).

12.Взаимодействие социальных институтов и органов управления образованием, роль новых информационных технологий.
Субъектами социального партнерства системы профессионального образования и сферы труда — экономики являются учебные заведения, работники, работодатели и государство. Представительными институтами сторон партнерских отношений в этом случае выступают: от учебных заведений — руководители учебных заведений, представители учредителя, собственника, попечительских советов, советов директоров учебных заведений, советов ректоров вузов, органов государственного управления системой образования. Интересы работодателей представляют руководители предприятий, учреждений, министерств и ведомств, представители общественных объединений работодателей, предпринимателей. Интересы работников выражают профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы. От имени государства выступают представители Правительства РФ, руководители министерств, ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Важнейшая функция органов государственной власти — разработка правовых и нормативных основ социального партнерства в образовании, механизма его совершенствования, создание организационных структур, правил взаимодействия сторон, установление обоснованных критериев, стимулирующих процесс договорных отношений учебных заведений с предприятиями и организациями.
С работодателями, предпринимателями, профсоюзами и властными структурами являются многосторонние договора и соглашения. Как свидетельствует отечественный опыт такого рода, договора и соглашения заключаются в основном на уровне профессионального учебного заведения, а также на территориальном (город, район), региональном и отраслевом уровнях.
Управление профессиональным образованием построено по линейно-функциональному принципу. Вертикаль проходит от 20 министерств и ведомств, имеющих в своем ведении вузы и средние специальные учебные заведения, до образовательных учреждений. Функциональные связи исходят от Министерства образования России; Мингосимущества, к компетенции которого относятся все вопросы распоряжения и управления госимуществом; Минфина России как центрального органа управления финансами, к министерствам, ведомствам и непосредственно к профессиональным учебным заведениям.
Схема управления образованием усложнена, характеризуется разграничением сфер компетенции между федеральными органами и субъектами Федерации, отсутствием механизма регулирования споров, возникающих между федеральным региональным законодательством, которое наделено полномочиями регулирования системы образования.
В современных условиях существует тенденция к регулированию отношений между федеральным центром и регионами в образовательной сфере посредством двухсторонних соглашений, а не в рамках единых для всех правил.
Существенным ограничителем федеральной власти является финансовая автономия регионов. Хотя Федерация и является высшим регулирующим органом, она не может предписать использование той или иной модели финансирования субъектам Федерации, так как последние правомочны устанавливать свои нормы финансирования, определять объемы и структуру своих образовательных бюджетов.
Финансирование образования сосредоточено в основном на федеральном и муниципальном уровнях, именно они контролируют наибольшее число учебных заведений. Но поскольку муниципальные органы самостоятельны в формировании своих бюджетов на образование, то регионы не могут предписать им никаких финансовых регулирующих норм.
Как известно, муниципальные органы не являются органами государственного управления, следовательно, они не имеют права на участие в процедурах государственной аттестации или аккредитации учебных заведений.
Управленческая вертикаль образовательной системы страдает от несоответствия в распределении типов полномочий между уровнями власти. Это становится источником недовольств и вызывает конфронтацию между тремя уровнями. Все это негативно воздействует на процессы становления и развития системы социального партнерства в образовательной сфере России.

11. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.
Специальная психология – это область психологической науки, изучающая людей, для к-рых характерно отклонение от нормального психологического развития, связанная с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.
Специальная психология входит как важная составная часть в дефектологию. Дефектология как наука, к-рая исследовала психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерностей их обучения и воспитания. Эта наука также определяла условия, способствовавшие преодолению имеющихся у детей дефектов в умств. и физ. развитии.
На основе такого изучения определяются возможности проблемных детей, пути компенсации дефектов, структуры системы обучения и воспитания.
Основная цель – это выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в освоении картины мира.
В качестве отдельных направлений в нее входят:
1) психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология),
2) психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология),
3) психология умственно отсталых (олигофренопсихология),
4) логопсихология (речевые нарушения),
5) с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предмет специальной психологии – это изучение детей с ограниченными возможностями.
Задачи специальной психологии:
1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками.
2. Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития.
3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития.
4. Обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений.
5. Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития.
6. Изучение социальной адаптации лиц с недостатками.
Наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.
В специальной психологии отсутствуют специальные методы исследования. Применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов д-ти (анализ письменных работ, изучение их рисунков, предметов и др.), анкетирование, проективные методики тесты.
Каждая методика применяется в определенных целях.
Экспериментально-психологические методики используются в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте.
Анкетирование – при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста.
Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение.
Применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте, когда значимые данные могут быть получены теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов.
Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников.
Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания. Прямо противоположная ситуация изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Поэтому гораздо большее значение приобретают вербальные задания и особый их подбор.
Принципы:
детерминизма – все психические явления, как и психика в целом, рассматриваются как причинно обусловленные деятельностью мозга и окружающей действительностью. В учении об аномальном развитии показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка. Детерминированность всех явлений, характеризующих аномальное развитие, связывается с различными патологическими факторами. Выявление этих факторов является одной из задач диагностики при определении затруднений в обучении ребенка;
развития – все психические явления понимаются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Применительно к специальной психологии этот принцип предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект и каковы его прогнозируемые последствия;
единства сознания и деятельности – деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. При изучении аномальных детей реализация принципа единства и сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

12. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики.
1. Предмет, задачи и методы, основн. категории специальной педагогики. Специальная педагогика(СП) (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник материал. псих, тимои, пед... | Рассыпающая_звёзды - Дневник Понаморева_Марина | Лента друзей Рассыпающая_звёзды / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»