[340x255]
Вот такая, юная, восторженная, стояла она перед тысячами любителей поэзии в те годы, когда все хотели быть туристами, космонавтами, физиками, поэтами. Стихи были напевными, искренними, красивыми. Почти всегда она рукой касалась горла и была похожа на птицу, которая поёт на ветке. Очень-очень многие бежали к чёрно-белым телевизорам слушать её трели.
Нет уже Беллы Ахмадулиной, но у каждого из вас есть записи хотя бы двух песен на её стихи.
...О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство
и
...А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? - ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.
Да, вот такие слова в её стихах - не самые простые, а самые изысканные.
Мне очень повезло - я совершенно случайно оказалась на её выступлении в красном уголке мартеновского цеха. Да, я видела её, слышала и ...удивлялась. Она не только читала стихи притихшим сталеварам, доменщикам, бухгалтерам и расчётчикам, а ещё и рассказывала им, как любит русский язык и как работает со словом. Она говорила, что литература должна сохранить богатство русского языка, что поэзия обязана пользоваться россыпью тысяч слов, а не брать за основу сотню обычных, повседневных, приевшихся. Ведь это поэзия!Она рассказывала, что всегда читает словари, старается сделать строку звучной, так подобрать слова в стихотворения, чтобы сомнений не было - именно так, именно это она хотела сказать. [500x374]
Прочтите эти слова.
"О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами."
"Я вышла. И была моя щека
наказана пощечиною влаги,
но тут же Дождь, в печали и отваге,
омыл мне губы запахом щенка."
"За чернокнижье двух зрачков чернейших"
"Огонь, мой брат, мой пес многоязыкий!"
"Дразнить плащом горячий гнев машин"
"Всем лицемерьем искушать беду"
"Подобострастный бег карандаша
спешит служить и жертвовать длиною"
"и медленно стираю прядь со лба
для пущего удобства размышленья"
Вот что ещё интересно. Белла Ахмадулина никогда не была рабой рифм.Очень странная у неё рифмовка. Часто пару она подбирает так: одна и та же буква в начале слов, одна и та же - в конце.
Ох, как бы мы попридирались при анализе!
Стерегла – старика
Икоты – иконы
Жемчуга – жениха
Крут – круг
Лесу – лицу
Печаль – плечам
Антиквар – открывал
Пространство-прекрасно
Год – гость
Любви – людьми
Натюрморт – надорвёт
Пустоты – строфы
Грубо – грустно
Дождь – дочь
Обвязала – обезьяна
Прости же – пречисты
Виновата – винограда
Воскресшим – свой скрежет
Высоких – весёлых
Должна – душа
Враг - враль
Оказывается - рифма - не самое главное. Я очень любила в юности её стихотворение:
"Я думала, что ты мой враг,
что ты беда моя тяжелая,
а вышло так: ты просто враль,
и вся игра твоя - дешевая.
На площади Манежная
бросал монету в снег.
Загадывал монетой,
люблю я или нет..."
и никогда не замечала, что рифмы-то тут далеко не "точные"...
Мало того, она просто любит использовать слова с несколькими согласными подряд, что считается в теории поэзии нежелательным. Вот я нашла несколько примеров.
"Как он смеЛ ВЗГЛянуть
прилежныМ ВЗором благоСКЛонным?"
"старухи будут иХ СТРащаТЬ В Ночи"
"Окраиной басов исторгнуТ ВСПЛеск короткий"
Таких примеров множество.Что же получается? А получается, что в поэзии Беллы Ахмадулиной главное - не буквы, а слова, их смысл, ритм, общая мелодия. Никто нам не навязывал любовь к её поэзии, мы просто всегда её любили.
Конечно, чтобы быть так накоротке со стихосложением, надо быть прежде всего талантливым поэтом. А нам, пожалуй, стоит прежде всего заглянуть в словари и посмотреть, как мы обеднили свой язык. Открываем обыкновенный школьный орфографический словарь и находим слова, которые просятся в стихи:
многолепестковый, наваждение, невнятно,нахлобучил,пепельный, повелевать,обаятельный,обольстительно,маломальский,чопорный, феноменально...........Вот так, полистаем и определятся контуры стихотворения, для которого просто не хватало слов.
СПАСИБО,БЕЛЛА АХАТОВНА,ЗА НАУКУ!